Третья личность Божества

Перед тем как вознестись на небо, Иисус сказал Своим ученикам: «Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин. 16:7). Облекшись в человеческую плоть, Иисус не мог быть Вездесущим. Святой Дух, не ограниченный материальным телом, может быть везде. Поэтому Иисус говорит: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин.12:32). Изначально Дух Святой существовал нераздельно в Святой Троице и участвовал в акте творения, о чем свидетельствует Его присутствие при сотворении Земли «И Дух Божий носился над водою» (Быт.1:2). Своим Духом Господь сотворил все живущее, а также человека. От Него жизнь берет свое начало, Им же она поддерживается. Личности Святой Троицы равны между собой, но каждая из них выполняет свое особое служение.

Наиболее полно Дух Святой открывается через Иисуса Христа. Он активно участвовал в рождении Иисуса (Лук.1:35), подтвердил его публичное служение при крещении (Матф.3:16,17). Иисус совершал чудеса и исцеления посредством Духа, был водим Духом, совершил искупительную жертву на Голгофе, благодаря Святому Духу воскрес из мертвых. Иисус Христос первым испытал на себе полноту Святого Духа. В Господнем замысле спасения рода человеческого Иисусу было предначертано взойти на небеса и предстать пред престолом Божьим. И теперь мы имеем Ходатая пред Отцом, Иисуса Христа праведника (1Ин.2:1). Дух Святой так же ходатайствует за нас пред Господом через наши молитвы (Рим.8:26,27). Здесь, на земле мы имеем Небесного посланника в лице Святого Духа. Нашему земному разуму не подвластно полное понимание сущности Святого Духа. В беседе с Никодимом Иисус сравнивал действие Святого Духа с дуновением ветра. «Дух дышит, где хочет, и голос Его слышишь, а не знаешь от куда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин.3:8). При крещении мы получаем рождение свыше. Святой Дух возрождает нас к новой жизни. Никакое иное обетование не является настолько щедрым, как обетование о Святом Духе. Иисус говорит: «Не оставлю вас сиротами; приду к вам» (Ин.14:18). Мы получаем обещанного Духа верою и запечатлены этим Духом. Как и Иисус, наш Господь, был помазан и запечатлен Духом Отца. «Ибо на Нем положил печать [Свою] Отец, Бог» (Ин.6:27). Так и мы, после крещения, запечатлены обетованным Святым Духом (Еф.1:13,14; Еф.4:30). Иоанн в Откровении пишет также, что печать (Дух Святой) будет положена на челах рабов Бога нашего (Отк.7:3). Дух Святой находится внутри нас, Он является личным представителем Отца и Сына (Ин.14:23).

Когда Иисус молился, Он говорил: «Да будут все едино, как Ты, Отче во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин.17:21). Мы теперь едины с Духом Отца и Сына. И Дух Святой свидетельствует нам, что мы дети Божьи (Рим.8:16), а если дети Божьи, то и наследники (Гал.4:6), вечной жизни. Иисус есть путь, истина и жизнь. Он пришел для того, чтобы вернуть нам жизнь вечную, которая была утеряна со времен грехопадения Адама и Евы. И теперь каждый верующий в Сына имеет жизнь вечную (Ин.3:36). Надежду на эту жизнь вечную нам дает Святой Дух.

И как Иисуса воскресил Отец Духом Своим, живущим в Нем, так и нас воскресит Духом Святым, живущим в нас (Рим.8:11). Апостол Павел поясняет также, что Дух Святой является залогом вечной жизни. «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердце нашем» (2 Кор.1:21,22). Дух Святой как залог вечной жизни дает нам уверенность, что Господь исполнит обещанное. Например, когда мы сдаем какую-либо вещь под залог, мы знаем и помним, что через какое-то время мы должны обязательно ее забрать. Так и Господь, если Он нам дал Святого Духа в сердца наши, то это есть гарантия того, что через определенное время мы получим жизнь вечную, как и обещает нам Господь. Если человек верит в Иисуса Христа, но не верит в Его воскресение, то он не будет спасен для вечности.

Господь может простить нам всякий грех, кроме одного – греха против Святого Духа (Мф.12:31,32). Причина очевидна: без Святого Духа мы никогда бы не смогли принять Христа и идти дорогой правды. Без Святого Духа, обличающего грех, мы никогда бы не смогли покаяться в своих грехах. Только приняв Божий дар покаяния, мы можем получить целительное прощение. Фарисеи, с которыми беседовал Иисус, отказывались прислушаться к голосу Святого Духа, взывавшего к их сердцам. Иисус говорил им: «Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас» (Ин.9:41). Этот грех опаснее других тем, что грешник не чувствует потребности в покаянии и прощении. И если Бог силой Святого Духа не может дойти до его сердца, Небеса уже ничего не смогут сделать для такого человека. И это есть «грех к смерти», о котором пишет Иоанн в 1Ин.5:16,17: «Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился». Преодолеть этот грех невозможно, человек упорствует в нем, не замечая его, потому и не может покаяться.

Сейчас основная работа Святого Духа – свидетельствовать о Христе и наставлять на всякую истину. А что такое истина? Библия говорит: «Слово Твое есть истина» (Ин.17:17). Вот источник истины. Дух Святой – есть Дух Истины, и о том, что Он действительно к нам пришел, узнаем, когда соблюдаем Его заповеди. «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И я умолю Отца и даст другого Утешителя, да пребудет с Вами вовек, Духа Истины», говорит Господь (Ин.14:15,16). Там, где пребывает Святой Дух, нет места греху. Если мы не исполняем слово Божье, мы не имеем Святого Духа. Существует и «злой дух», который противоречит Святому Духу и обманывает человека и заставляет его поверить, что он принял Духа Святого. Но Библия нам ясно говорит: «Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света» (Ис.8:20). Сам того не замечая, человек может принять иного духа. Так было и с учениками Иисуса Христа. Они не всегда правильно понимали Его, поэтому Иисус говорит им: «Не знаете, какого вы духа» (Лук.9:55). Так же Писание говорит о ложных учителях и духах, обольщающих человека (2Пет.2:1-3). Перед вторым пришествием Иисуса ложный дух будет выявлен и принят всеми не исповедующими чистых библейских истин. «И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет Духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (1Фес.2:8-10). Истинный христианин исполнен Святым Духом и его жизнь направляется и подкрепляется этим Духом. Молитвы его достигают престола Господня. Слово Божье становится понятно и близко ему. Только Дух Святой, который есть истина (1Ин.5:6), открывает нам истину, а не человек (Еф.4:21). Апостол Павел научился понимать Писание через откровение Иисуса Христа (Гал.1:11,12). Само помазание – Дух Святой, учит нас, как правильно понимать Священное Писание. Это поясняет нам апостол Иоанн в 1Ин.2:27 «Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужны, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте». Именно Святой Дух неизменный авторитет в вопросах веры и учения, должен вести Церковь путями истины и добра в полном соответствии принципам библейского учения.

Эллен Уайт много времени уделяла изучению Библии. В те времена, когда она жила, люди пренебрегали богодухновенной книгой, в том числе и верующие. Поэтому она написала множество книг. Среди них и «Свидетельство для Церкви». Отвечая верующим, которые рассматривали ее труды как дополнение к Библии, она писала: «Вы плохо знаете Писание. Если бы вы сделали Слово Божье предметом вашего исследования, желая достичь библейского образца и подняться до христианского совершенства, вам не понадобились бы «Свидетельства». Если мы пренебрегаем Словом Божьим и молитвой, значит, пренебрегаем самим Духом Святым.

Истинно Он – Святой Дух – открывает нам истину. И Библия открывает нам так же, что Святой Дух – это Личность. Наиболее ясно нам дает это понять Евангелист Лука (Лк.3:22). Когда Иисус крестился, то «Дух Святой нисшел на Него в телесном виде, как голубь». Немецкий перевод: «Дух Святой нисшел в физической форме». Так, здесь мы видим, что Святой Дух не просто сила, но Личность и Он обладает личностными качествами: Он учит (Лук.12:12), ходатайствует (Рим.8:26), вдохновляет (2Петр.1:21), убеждает мир в праведности и суде (Ин.16:8), обличает (Ин.16:9). Дух Святой также говорит (1Тим.4:1), свидетельствует (Ин.15:26) и возвещает будущее (Ин.16:13,14). «Он прославит Меня, говорит Иисус, потому что от Моего возьмет и возвестит вам».

Иисус Христос совершил свое дело на земле, Он прославил Отца Небесного, и теперь Его прославляет Дух Святой и Он также свидетельствует и возвещает. Иоанну на острове Патмос Ангел Господень, через Духа Святого, показал и возвестил будущее. Иоанн пал к ногам Ангела и хотел ему поклониться. Но Ангел сказал: «Богу поклонись, ибо свидетельство Иисусово есть Дух Пророчества» (Отк.19:10). Здесь Ангел Господень называет Духа Святого Духом Пророчества.

Павел говорит: «И уже не я живу, а живет во мне Христос» (Гал.2:20). Дух Иисуса Христа живет в нас, и только Он есть основателем нашей веры. «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1Кор.3:11-15). И далее Павел пишет «Только смотри кто как строит». Если мы строим не на том основании, возможно впадая в какое-либо заблуждение, то наш дом не устоит. Этот дом будет построен на песке, а не на камне, который есть Иисус Христос и на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе (Еф.2:21). Возрастаем ли мы сегодня в Господе Духом Святым?

Человек, принявший Духа Божьего, получает и Его плоды: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Дарование нам плодов Духа есть свидетельство того, что отныне мы привиты к Божественной лозе: «Я есть лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5). Мы не должны нарушать общения своего со Спасителем, но день за днем подкреплять свою живую связь с Ним. Присутствие Святого Духа поможет искоренить грех, одержать победу над ним, полностью измениться.

Любовь Господа приводит нас также к обетованию дара Святого Духа на дело служения для созидания тела Христова (Еф.4:12,14,15). Апостол Павел открывает нам, что дары, приносимые Духом, различны, и Дух разделяет эти дары каждому особо, как Ему угодно (1Кор.12:11). Первым среди даров Павел называет мудрость, затем знание, далее вера, дар исцеления, чудотворения, пророчества, различение духов, разные языки и истолкование языков (1Кор.12:8-10). Истинные дары находятся в гармонии друг с другом и проявление одного из них ни в коей мере не обесценивает другого. Церковь никогда не будет совершенной без даров Духа.

Наиболее полно дар разных языков проявился в день Пятидесятницы. Святой Дух был явлен во всей своей полноте. Ученикам явились разделяющие языки, как бы огненные, и все они исполнились Святого Духа и стали свидетельствовать о Христе более чем 20-ти народам. Библия сравнивает сошествие Святого Духа с благодатным дождем (Иоил.2:23). Излитие раннего дождя и смысл Пятидесятницы заключался в том, чтобы наполнить Слово, оставленное Христом, живительными соками и через Его учеников передать это Слово людям и приготовить мир к принятию Евангелия. Последнее излитие Святого Духа будет содействовать созреванию драгоценных плодов земной жатвы, которую Христос называл «кончиной века» (Мф.13:37-39; Отк.14:14,15). Если мы имеем дары Святого Духа, но не имеем любви, то мы ничто, как говорит нам апостол Павел (1Кор. 13гл.). Он пишет, что теперь пребывают сии три: вера, надежа, любовь, но любовь из них больше. На первом месте стоит любовь, потому что она есть первым и самым важным качеством в христианстве и является плодом Святого Духа, ибо Бог есть любовь (1Ин.4:8).

Иисус придет вскоре опять. Перед пришествием Он изольет Своего Святого Духа на всякую плоть. Святой Дух или ожесточит или смягчит сердце человека, по личному выбору каждого. Принимающим Его Он даст Свою любовь и наставит их на всякую истину. Тех, кто последует за Ним, Он сделает соблюдающими заповеди, Он обновит их разум и очистит сердца. Пусть же всем нам дано будет с готовностью последовать за наставлениями Святого Духа и приготовиться к пришествию Христа.

Наталья Секач