Субботняя школа с пастором Александром Серковым. Урок — 8. Небесное смиренномудрие

16-11-2014, 1 комментарий Просмотров: 647

Урок - 82Будет ли Бог судить меня исходя из того, к какой политической партии я принадлежу? Или, по крайней мере, какую партию поддерживаю? Нет, я верю, что Он будет судить мои отношения со Христом и мою верность Ему. А в чем моя верность заключается? Когда я даю кому-либо какой-то совет, то молюсь, чтобы он не уводил людей от Бога, но приводил к Нему. Вся мудрость, произнесенная нами, не исходит от нас самих, но от Господа. Когда мы на этой неделе будем изучать небесное смиренномудрие, давайте спросим себя, как хорошо мы знаем Христа, своего Господа и Спасителя, всегда ли даем ответ, руководствуясь небесным смиренномудрием? Как иметь это небесное смиренномудрие? Вот об этом и будет наш урок.

Мы имеем ключевой эпиграфический текст к данному уроку:

«Смиритесь пред Господом, и вознесет вас» (Иак. 4:10).

Давайте теперь поговорим о небесном смиренномудрии более подробно.

Воскресенье. Мудрая кротость

Прочитаем текст Писания:

«Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью» (Иак.3:13).

Каждый человек в определенные моменты своей жизни хочет быть мудрым. Однако кротость в этот момент находится на последнем месте в списке его приоритетных качеств. Казалось бы, что оба эти утверждения являются взаимоисключающими. Тем не менее, по словам Иакова, благочестивая мудрость идет рука об руку с кротостью.

«Мудрая кротость» — что это означает? Давайте разберем эти два слова сначала по отдельности, а потом объединим эти понятия чтобы узнать значение словосочетания: «Мудрая кротость».

Начнем с кротости. «Кротость, мягкость, ласковость, сдержанность, спокойствие» — вот сколько мы имеем синонимов.

С одной стороны это может быть ложная кротость, пустое благодушие и недостаток инициативы. Один отец наставлял своего сына и учил его, что надо быть кротким христианином. Как он объяснил кротость малышке, мы не знаем, но когда однажды сын увидел за забором осла, который так вот медленно повернул голову в их сторону и посмотрел на них. Сын констатировал: «Вот это настоящий христианин». Это ложная кротость. На собрании это можно наблюдать, особенно если это высокопоставленные лица, они заходят в зал и проходят его чуть ли не на цыпочках, движения все такие особенные, они пытаются быть смиренными, но получается, что они какие-то напыщенные, и от такой «кротости» веет чем-то негативным. Кротость – это не важная походка и не всегда степенная речь. Истинно кроткий человек отстаивает свои убеждения и осуществляет свои планы любезным, хотя и твердым способом.

А мудрость – что это такое? Это умение реализовать свой потенциал знаний в нужное время и правильно. Мудрый человек, если говорить о христианине, смиряется перед Богом; и его духовный опыт становится преградой против высокомерия и возвышения себя перед другими людьми.

А если христианин мудрый, да еще и кроткий? — это то, что от него ожидает Бог. Мы видим, что Иаков начал в основном свое наставление учителям, ну, в общем-то все христиане должны быть в определенной степени учителями Евангелия. И вот в третьей главе он посвящает свои высказывания также учителям и учит, какими качествами должен обладать учитель. С одной стороны он не должен быть кротким как безмолвный осел, а с другой – мудрость свою не надо выпячивать и превозноситься над всеми остальными. А вот сбалансированная мудрая кротость, это как раз то, о чем он хочет сказать. Проявить мудрость не только в раскрытии своих знаний, но в том, чтобы мудро преподать все это, не затронув нежных чувств ученика или оппонента, встать может быть на его уровень, сказать может быть не: «Выслушай, я тебе сейчас объясню этот текст», а не лучше ли было бы сделать так: «Вот, давай вместе прочитаем еще раз этот текст, может быть он нам раскроет какую-то новую сторону, которую мы с Вами не заметили» ?! Какой подход вы восприняли бы лучше от того, кто желает вас в чем-то переубедить? Вот это и есть не просто «мудрость», а «мудрая кротость».

Понедельник. Два вида мудрости (часть – 1)

Прочитаем текст Писания:

15 Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская,

16 ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое (Иак. 3:15-16).

В этом тексте мы находим негативный вид мудрости. Давайте поговорим о нем, чем он плох? А не находим ли мы у себя именно этот бесовский вид мудрости?

Мы видим удивительное умение Иакова распознавать и разделять ложное от истинного. Он расчленил душу человека и заявил, что есть люди двоедушные; он выявил двуязычных, он обозначил две веры, а теперь выводит на чистую воду два вида мудрости. Как мертвая вера, так и ложная мудрость бывают на словах, на самом деле такая мудрость – ничего более, чем хитрость, называют таких еще хитро мудрыми; они умеют орудовать логикой и запутывать доводами для своей личной корысти.

Эта мнимая мудрость происходит от земных начал и побуждений и направлена на служение земным целям. Она имеет в виду лишь временную жизнь и благополучное благоденствие здесь на земле, порой за счет другого.

Иаков сравнивает ее еще и с душевной мудростью, которая не исходит от Бога. Эта чувственная, не духовная мудрость, которая только и ищет удовлетворения желаний, порожденных плотским естеством человека.

Автор послания называет ее даже «бесовской мудростью». Вот это уже точно – бесовская, потому что он как раз и является автором этой мнимой, лишенной характерных признаков, исходящих свыше – мудрости. Это Люцифер, нынешний вождь демонов, не был доволен мудростью, дарованной ему Богом. В конечном счете этот дух ревности привел его к горькой зависти и сварливости.

Вот в этих трех выражениях: «земная, душевная и дьявола» — мы можем усмотреть перечень трех духовных врагов человека: мира, плоти и дьявола.

И это еще не все, Иаков раскрывает еще два оттенка проявления негативной мудрости, это зависть и сварливость, которые приводят, естественно, к неустройству. Результатом себялюбия в семье или общине всегда является состояние некой неудовлетворенности и кажущееся неустройство.

Но хочу вам сказать так: План, рожденный самолюбием и проверенный в духе безжалостного господства, в конечном счете потерпит крушение по причине его собственных наследственных слабостей. Как глина и цемент являются врагами и никогда не уживаются вместе, так как глина любит сухость, а цемент – влагу, так самолюбие никогда не уживется с согласием. Земная мудрость в корне деструктивна. Если культивируются и проявляются завить и эгоистичные амбиции, естественным результатом будет беспорядок и разногласия.

Вторник. Два вида мудрости (часть – 2)

Прочитаем текст писания:

17 Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна.

18 Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир (Иак. 3:17-18).

Прочитав этот текст, наше сознание переполняется желанием иметь именно такую мудрость, сходящую свыше, она полна добрых плодов, она милосердна. Ведь мы хотим, чтобы люди именно так к нам относились? Не правда ли? А Христос сказал: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лук. 6:31).

Вот эту мудрость, эту истинную мудрость Бог обещает всем искренно просящим ее. Она чиста, то есть свободна от осквернения, свободна от земных принципов, намерений и целей. Она мирна. Истинно мудрый старается избегать споров и раздоров. Но это миролюбие не удержит его от представления истины, даже если из-за этого может возникнуть беспокойство. Иисус предсказал, что благовествование истины приведет к разделению в мире. Чистотой жизни и учения никогда нельзя жертвовать ради сохранения мира.

Иаков продолжает перечислять достоинства именно такой мудрости, сходящей свыше и говорит о ней, как о скромной мудрости. Да, действительно, истинная мудрость мягка, осмотрительна к ошибкам других. Это свойство – признак честного и порядочного христианина.

Она также беспристрастна. Или «устойчива», «определенна», то есть, не колеблющаяся в том, как поступать. Христианин не должен проявлять колебание между двумя положениями с целью выгадать для себя преимущество. Мудрый человек не стыдится своей точки зрения, если даже многие ему противоречат.

Он не останется без плода, то есть последствия или награды за правильное поведение. Иаков противопоставляет результаты зависти и сварливости награде за мирные намерения и приемы. Истинные христиане стремятся к миру в семье и в общине.

Довольно легко свернуть на пути этого мира, не так ли? Давайте проверим себя: насколько мирская мудрость в противовес небесной мудрости влияет на наш образ жизни?

Среда. Причина конфликтов и разногласий

Пожилой человек, беседуя со своим внуком, сказал: — В сердце каждого человека борются два волка. Внук спросил:

— Какой из волков победит?

— Тот, которого ты кормишь, — ответил дедушка.

Иаков также говорит о войне, происходящей в сердце каждого человека, и спрашивает: «Откуда у вас вражды и распри?» (4:1). «Не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?» И далее объясняет, что питает эту вражду: «Желаете и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете …» (4:2).

Апостол теперь возвращается к характерным недостаткам в церкви, происходящим от необузданных языков и сварливых сердец. Коренная причина всех разделений и неустройств – самолюбие. Стремления и желания людей могут стать причиной споров и недовольства среди верующих. Завистливому человеку никогда не кажется, что он теперь полностью получил все то, в чем нуждался. Для достижения своих корыстных целей он даже убивает ближнего. Иаков здесь приводит общую истину, что необузданная страсть удовлетворения личных похотей часто приводит к убийству. Вряд ли Иаков имеет ввиду, что некоторые из тех, кому он пишет, виновны в действительном убийстве. Но, во всяком случае, в очах Божьих ненависть такой же ужасный грех, как и убийство.

Чего бы не достигли сила и насилие, истинное счастье и удовлетворение душевное для них недостижимы. И так как полное удовлетворение не наступает, то продолжается бесконечное состояние распри. Эти сварливые люди пренебрегают Богом, чтобы Он предоставил лучшее для них. Бог вложил в сердце человека законное желание и основные потребности, и счастье он вполне может достигнуть от удовлетворения этих желаний, дарованных Богом. Если же люди пытаются удовлетворить эти основные потребности незаконными путями, то вскоре следует недовольство, вражда, распри. Эти члены не трудились в согласии с Божьим планом, предусматривающим их истинное счастье, потому что они пренебрегают молитвой. Молитва говорит о том, что человек согласен искать то, что Бог согласен дать.

Поэтому Иаков констатирует: «Пр`осите и не получаете». Вы знаете, что ответ на молитвы зависит как от характера просьбы, так и от духа молитвы. Тот, кто просит без намерения подчинить себя воле Божией, молится не на добро. Молитвы такого рода не бывают отвечены, потому что просимое в молитве предназначается для самоудовлетворения. На такие молитвы, даже если просят о вещах, которые сами по себе не плохи, Бог не может ответить ради нашего же блага.

Четверг. Дружба с миром

Прочитаем текст Писания:

4 Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу

5 Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «до ревности любит дух, живущий в нас»?

6 Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4:4-6).

Как и в стихах выше, где автор послания говорит об убийцах, может быть не в буквальном смысле, так он здесь теперь называет христиан некоторых прелюбодеями. Аллюзию на эти высказывания Иакова мы видим в Ветхом Завете, где Бог называет израильтян тоже прелюбодеями, изменяющими Богу, поклоняясь и служа языческим идолам. Христиане во дни апостолов уподобились мирским обычаям и поддались влиянию мирских взглядов. Они выбрали себе другого хозяина и господина. Вот Иаков и называет их прелюбодеями.

Как мы убедились, Иаков не боится использовать сильные выражения, чтобы донести свою мысль. Здесь он обвиняет Божий народ в духовной измене. Они нарушили данную Богу «брачную клятву». Как? Своей дружбой с миром. Обратите внимание: Иаков говорит скорее о друге миру, чем о любовнике. Когда мы думаем о прелюбодеянии, то представляем человека, нарушившего брачную клятву, вступив в незаконные интимные отношения. Но здесь Иаков предостерегает против дружбы с миром, и это предостережение схоже с предостережением Иисуса относительно прелюбодеяния. Мужчине не обязательно вступать с женщиной в связь, чтобы совершить прелюбодеяние; это происходит, когда он смотрит на нее с вожделением.

Дружески относиться к миру — жаждать его удовольствий и принимать его ценности — достаточно для того, чтобы нарушить наш обет Богу. Бог подобен любящему мужу, как говорит Иаков: «До ревности любит дух, живущий в нас» (стих 5).

Вот оказывается какой комплекс неполноценностей был у первых христиан. Хотя они и были членами церкви, но в то же время совершали грубые грехи, возможно, что среди них были и буквальные прелюбодеи. Как бы то ни было, автор послания говорит и о том, что члены церкви были и лицеприятными к богатым и пренебрегали христианскими делами и были опрометчивыми и неблагоразумными в словах, они необузданные в словах и своих вожделениях и что можно еще сказать о них, так это то, что они мало чем отличались от мира.

Дружба с миром, цель которого самоудовлетворение. Евангелие призывает людей на жизнь служения. Должна быть резкая противоположность между духом и делами мира и духом и делами церкви. Все равно, числятся они в списках церкви или нет, мужчины или женщины, движимые самолюбием, пребывают под Божественным осуждением.

Если члены церкви, обещавшие свою преданность Богу, продолжают гнаться за самоудовлетворением по обычаю мира, то их любовь к Богу остается на подчиненном месте. Их верность колеблется и двоится. Служение Богу не может быть одним желанием среди многих других желаний, потому что Его образ жизни непримирим с мирским образом жизни. Потому «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».

По причине любви Бога к Его народу ему дается обильная и все новая благодать, чтобы устоять перед искушениями мира. Люди, искренно молящиеся о благодати, будут постоянно возрастать в христианском характере. Бог желает нераздельной преданности и дает со своей стороны человеку достаточно силы, чтобы он был в состоянии повиноваться. Павел тоже находил, что благодати Божией всегда было достаточно, чтобы преодолевать испытания жизни.

Пятница. Покорность Богу

Прочитаем текст Писания:

7 Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас (Иак. 4:7).

Ап. Павел в солидарности с Иаковом, также описывает те приготовления, которые необходимы христианам, чтобы успешно устоять против козней дьявола:

13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.

14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».

15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,

16 дорожа временем, потому что дни лукавы.

17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия (Ефес. 5:13-17).

Победа Христа над сатаной в пустыне была одержана посредством покорности и уверенности в Боге. Так и каждый христианин сможет победить искушения, как победил Христос. Самый слабый человек, укрывающийся в силе Христа, заставит сатану трепетать и бежать прочь. Христос стремился показать, что Божий план спасения доступен каждому человеку. Он не желал, чтобы кто-либо остался забытым.

Прочитаем еще три стиха из 4 главы:

8 Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные.

9 Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость — в печаль.

10 Смиритесь пред Господом, и вознесет вас (Иак. 4:8-10).

Это повеление является секретом успешной борьбы с сатаной. Хотя Бог недалеко от каждого из нас, Он все же ожидает, чтобы мы Его искали. Мы приближаемся к Богу верой и искренним обращением. Однако, Он не станет принуждать нас, чтобы мы приняли Его любовь. Он побуждает нас Духом Святым к сокрушению сердец. Но грешник сам должен осознать свое жалкое положение. Человек всегда должен убеждаться в своем духовном состоянии.

Особое наставление по этому поводу дано Лаодикийской церкви:

«Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды «; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр.3:17). К этому осознанию побуждает церковь Дух Святой, признать свою нищету, слепоту и наготу. Он дает совет и ждет от нас ответа. Это серьезный призыв к обращению.

«Смиритесь» — призывает Иаков. Таким образом он завершает свою мысль после наставлений относительно нераздельной преданности воле Божией итоговым обращением. У честного человека правдивая картина собственного печального состояния вызывает дух смирения перед Богом, всегда готовым простить. Смиренный человек не надевает личины ложной скромности, его раскаяние искренно.

Смиренный будет возвышен Господом в известной степени уже в этой жизни, но более полно в жизни будущей. Это благая весть. Мы лишены ее? Нет. Воспользуемся ей и поделимся ее преимуществами с другими людьми.

Пастор Александр Серков

Рубрика: Библейские исследования, Субботняя школа


Комментарии (1):

  • Петров Александр.

    |

    Спасибо.Так получилось,что урочник на этой неделе у жены и я его не читал.Очень понравился изложенный урок, он ответил на мои вопросы.


RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитировать) - выделите текст в окне курсором и нажмите одну из кнопок форматирования. Более подробно об этом читайте на странице "Помощь".
Если Вы желаете исправить свой комментарий или удалить его - напишите нам в редакцию.
Запрещается размещать комментарии через прокси-сервера, с целью скрыть свои данные.
Запрещается размещать комментарии с использованием множественных фиктивных имен с целью создать видимость участия в обсуждении группы людей. Постоянные псевдонимы допускаются.
Запрещается размещать в комментариях URL ссылки на статьи, размещенные на сайтах враждебных к Церкви АСД или призывающих к расколу, независимо от изложенного там материала.
Если, по Вашему мнению, какой-то комментарий является оскорбительным или унижающим Вас или Ваши религиозные верования, или является таковым в отношении других читателей - напишите нам в редакцию. Мы рассмотрим этот вопрос, и если нужно, примем меры.
© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2016
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH. Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)
или с мобильного: Life (093) 50-157-80, МТС (066) 707-000-5, Киевстар (098) 707-000-5.