Субботняя школа с пастором Александром Серковым. Урок — 6. Вера в действии

05-11-2014, комментария 2 Просмотров: 357

Урок - 6. Вера в действии4 квартал97a7cff2697cЧто для вас является наиболее ценным: вера в Бога или опыт с Богом?

Теперь, когда вы обдумали этот вопрос, вот еще один: какая часть вашего сердца является наиболее важной: та, которая качает кровь из сердца, или та, которая качает кровь в сердце?

Думаю, на второй вопрос вы скажете: «Это абсурд!» Почему же?

Да потому что обе половины вашего сердца в равной степени жизненно необходимы. Они неразрывно связаны друг с другом. В первом вопросе также есть некое разделение единого целого. Другими словами, наша вера в Бога неразрывно связана с нашими поступками.

Цель этого урока заключается в том, чтобы нам расти в понимании и приобретении опыта веры с Богом.

Эпиграфом к этому уроку мы имеем Библейский текст:

«Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2:26).

Это последний стих во второй главе Иакова. В нем автор подводит некий итог написанному, слово «Ибо» свидетельствует об этом. Давайте подойдем к этому выводу постепенно и более подробно, начиная с 14 стиха, второй главы Иакова.

Воскресенье. Мертвая вера

Читаю текст Писания:

14 Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?

15 Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания,

16 а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь «, но не даст им потребного для тела: что пользы?

17 Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе (Иак. 2:14-17).

Начиная с 14 стиха, апостол обращается к другому аспекту практического благочестия. Вероятно, некоторые члены церкви оправдывали свое лицеприятие к богатым тем, что они якобы исполняют закон любви. Другие члены церкви, вероятно, пренебрегали добрыми делами, ссылаясь на то, что они обладают верой, полагая, что вера может существовать без дел.

Иаков же заявляет, что вера, не приносящая плодов добрых дел, бесполезна. Искренняя вера обнаруживается делами, порождаемыми ею. Человек, претендующий на веру без дел, подобен тому, кто мнит о себе, что он благочестив. Поэтому апостол подчеркивает важность как веры, так и христианских дел, потому что вместе они составляют истинный христианский опыт. Дела становятся содержанием обращенной жизни – дела, добровольно проистекающие из побуждений веры.

Самый лучший метод закрепления какой-либо темы, это иллюстрация. Иаков так и делает, он приводит пример. Естественно, это не бытовой случай, а просто иллюстрация, об этом свидетельствует слово «если». Мы часто встречаем людей, одетых не по сезону; такие люди, естественно, были и во дни апостолов. Как и сегодня, были тогда и те, кто бесчеловечно относился к таковым. По всей видимости, апостол знал конкретных людей, которые с пренебрежением относились к бедным, хотя имели материальную возможность помочь им. Но Иаков тактично подходит к обличению, он не называет конкретные личности по имени. Подходя дипломатично и тактично, он пишет: «кто-нибудь из вас».

Вот эти «кто-нибудь» заявляли в подобной ситуации: «Иди с миром». Это обычная форма прощания у иудеев. В данном случае эти слова показывают бесцеремонное отклонение ответственности. «Идите, и пусть Бог или кто-нибудь из друзей позаботится о вас».

И что более усугубляло это состояние такой пустой веры, так это то, что собратья еще хвалились своей подобной верой. Но апостол прямо говорит: «Что толку от такой веры? От этой пустой веры нет пользы для нуждающихся в их материальном положении. Нет пользы от этой веры и для члена церкви, который упустил возможность оказать услугу Христу в лице одного из малейших его братьев.

Говоря о вере, Писание свидетельствует, что вера без дел мертва или другими словами: вера без дел это просто убежденность ума в истинности тех или иных доктрин. Разум убежден поразительными доказательствами из Слова Божия, но сердце остается холодным и необращенным.

Как искренность добрых пожеланий бедным может быть доказана только делами, так искренность веры доказать могут только дела. Вера без плода христианских дел, это только мнимая вера, лишенная влияния на сердце. Такая вера сравнивается с мертвечиной, с трупом. Как труп, так и вера без дел по внешности может напоминать что-то живое, но она не имеет жизни. Как сухая лоза не может плодоносить, так мертвая вера не приводит к надлежащим христианским делам. То и другое бесценно.

Заметьте, Иаков не сравнивает веру и дела, а искреннюю веру с мертвой верой. Мертвая вера верит в Бога, но она бесполезна, потому что это умозрительное служение и такое служение стало просто жизненной привычкой. Эта мертвая вера не только бесполезна в этой жизни, но и не дает спасения к вечной жизни обладающему ею.

Понедельник. Спасительная вера

Прочитаем текст Писания:

18 Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих (Иак.2:18).

Иаков применяет обычный риторический прием, вводя в текст потенциального возражающего. Возражающий, полемизируя с верующим из 16-го стиха, приводит аргументацию, вывод из которой читаем в 20-м стихе: «Вера без дел мертва». Но главная мысль, которую пытается донести Иаков, заключается в том, что христиане не могут надеяться на спасение по вере, если ей не сопутствуют соответствующие дела: «Покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих».

В этих двух спорящих между собой условных личностях, одна из них заявляет, что спасение зависит только от веры; вторая же утверждает, что спасение зависит от собственных дел.

Иаков не присоединяется ни к одной из этих точек зрения, но выдвигает свой собственный довод. Он теперь как бы вступает в дискуссию и показывает нелепость утверждения, что вера может существовать независимо от дел. Показать веру без дел невозможно, потому что вера является принципом, расположением ума и мыслей и не может открыться иначе, как внешним поведением. Но тот, кто обнаруживает отсутствие добрых дел, этим самым показывает недостаток искренней веры. Искренняя вера будет выражаться в бескорыстных делах, потому что она порождает желание служить людям. Так было в жизни Христа, так будет и в жизни всех, следующих Его примеру.

Ап. Павел также конструктивно подходит к вопросу веры и дел. Он не был противником добрых дел, но он был против дел как средства спасения. Вот что он пишет к Галатам:

16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть (Гал. 2:16).

Здесь Павел ссылается не столько на ритуальные требования церемониального закона, как на Иудейское понимание, что человек может спасти себя сам через мелочное соблюдение закона, который состоял из нравственных, церемониальных и гражданских правил. В своём послании к Галатам Павел касается только нравственного и церемониального кодексов. Гражданский кодекс, очевидно, не входил непосредственно в проблему, находящуюся под обсуждением. Попытка проводить в жизнь определённые ритуальные и церемониальные положения «закона» после креста, когда они уже окончили своё существование по истечению определённого срока. Всё это, вне сомнения было в мыслях Павла, когда он писал. Как уже сказано слово «закон», употреблённое Павлом в послании к Галатам, включает как моральный закон или Десятисловие, так и церемониальный закон. Оправдание приходит как свободный дар от Бога через Иисуса Христа. Дела не имеют части в этом действии. Со стороны Бога это был дар, сделавшийся возможным через Иисуса Христа. Со стороны человека это требует совершенной веры и доверия Богу, что Он в состоянии и готов оправдать грешника. Вера является средством, через которое человек получает оправдание.

И вот что он еще пишет:

10 Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять (Ефес. 2:10).

Сам по себе человек не в состоянии совершать добрые дела. Для человека необходимо быть духовно пересотворённым или возрожденным во Христе, прежде чем он сможет производить добрые дела, которые он должен совершать, согласно намерений Божиих. Через изменение воли, чувств, намерений преимущество и обязанность свидетельства чрез дела станет возможным.

Вторник. Вера бесов

Прочитаем текст Писания:

19 Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут (Иак. 2:19).

Иаков допускает, что мертвая вера совместима с правильным учением. Действительно: Бог един. Эта доктрина является основой христианского вероучения. Иаков иронизируя, хвалит такого человека, которого ставит как оппонента, и которого засыпает риторическими вопросами, на которые сам же и отвечает. Этот метод наставления Иаков не сам выдумал, он научился у Христа. Вот смотрите, как Христос применял этот метод постановки риторических вопросов с ироническим оттенком:

9 И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание? (Марк. 7:9).

Правильность вероучения имеет важное значение, но это лишь средство для достижения более существенной цели – уравновешенной христианской жизни.

Что толку от того, что бесы веруют в единого Бога? Никто и не сомневается в их вере. Их вера теоретически правильна, но тем не менее, они остаются демонами, А если наша вера, как у демонов, то мы остаемся демонами во плоти человеческой. Мы не можем заявить, что правильное вероучение это то же самое, что и полная вера. Спасительная вера перерождает жизнь. Демоны настолько убеждены в существовании Бога, что они содрогаются при мысли об ожидающей их погибели в день суда.

Довольствуемся ли мы наличием у нас такой веры, как у бесов? Если мы не меняемся в лучшую сторону, то о нашей вере не скажешь иначе, как о вере бесовской. Бог от нас ожидает гораздо большего. И при Втором Пришествии Он именно веру действующую будет желать увидеть в нас. «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лук. 18:8).

Среда. Вера Авраама

Прочитаем текст Писания:

21 Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?

22 Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?

23 И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим «.

24 Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? (Иак. 2:21-24).

Форма вопроса заставляет думать, что читатель Иакова согласится с его утверждением. Как иудейские, так и пришедшие из язычников христиане являются потомками Авраама, кто по плоти, а кто и по духу. Искренние члены церкви не могли ничего больше желать, как веры, подобной вере Авраама.

Иаков не говорит, что одни дела объявят грешника оправданным. Он подчеркивает, что дела Авраама доказали искренность той веры, которую Бог признал правильной и оправдывающей. Подобно Павлу Иаков ядром оправдания считает веру и показывает живую действительность этой веры в достойных делах оправданных людей.

Это не первый случай в жизни Авраама, когда Бог объявил его праведным. Первый случай имел место несколько лет до рождения Исаака и описан в Римлянам 4 главе. Годы спустя Господь испытал веру Авраама, призывая его принести в жертву Исаака. В этом случае Авраам показал искренность своей веры.

Только непоколебимой уверенностью в искренности Слова Божия можно объяснить этот возвышенный акт послушания. Его вера, подтвержденная делами, снова, как и в первом случае, удостоилась одобрения Божия. Видите, как истинная вера помогает людям совершать великие дела.

Итак, вера и дела неотделимы в истинной христианской жизни. Когда Авраама постигли испытания, то его дела показали, что вера его искренняя.

На что уповал Авраам, проявляя веру в послушании? Прежде рождения Исаака, Бог объявил, что у Авраама будет много потомков. Это пророчество было связано с рождением сына и продолжением линии его семьи. Авраам верил, что обетование Божие сбудется, несмотря на то, что он оставался бездетным в таком пожилом возрасте. Теперь, много лет спустя, Бог повелевает совершить дело из ряда вон выходящее, но вера Авраама и в этом трудном для него деле не поколебалась в непреложность Божьего обетования. Он верил, что Бог что-то предусмотрит.

Авраам был объявлен праведником потому, что доверялся Слову Божию и с радостью принял обетование об Искупителе. Решающим доказательством его доверия Богу была его готовность принести в жертву Исаака по повелению Божию. Это исключительное испытание оправдало провозглашение Богом достоинства патриарха, и он был назван даже другом Божьим.

Иаков привел Авраама в пример не случайно, на этом примере он показал неделимость веры и дел.

Четверг. Вера блудницы

Прочитаем Библейский текст:

25 Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем? (Иак. 2:25).

Если мы забыли этот случай, связанный с женщиной по имени Раав, можем прочитать И. Навина вторую главу. К чему апостол приводит этот пример? Что особенное сделала эта женщина? Проявить веру в правоту народа, которым руководил живой Бог, это было большим делом для жительницы Иерихона, города, в котором никто не верил живому Богу. Какая должна была быть у нее проницательность и открытость влиянию Духа Святого, чтобы во врагах признать правое дело, на которое они шли. Она фактически стала предателем своего народа в пользу живого Бога. Недаром говорят, что чем ниже человек опускается на моральном уровне, тем больше он ощущает низость и греховность своего поведения и в нем зарождается больший потенциал желания вырваться из этого состояния и стать на правильный путь. Правильный путь в среде своего народа она не видела, а разделить участь и быт жизни с народом, которым правил живой Бог, ее заинтриговал, и она решила стать на его сторону.

Как связаны эти два примера: Авраам и Раав?

Авраам был известен своей богобоязненностью; Раав – безнравственностью. Авраам веровал за много лет до жертвоприношения Исаака; вера Раав была совсем молодой. Но оба показали свою веру крайним пренебрежением собственной безопасности и собственным удобством, а также готовностью поставить всю свою жизнь на карту веры в планы Божии.

Иаков показывает, что самый почтенный и верующий и самая низко падшая из язычников одинаково вышли оправданными через веру, проявленную в делах.

Раав бросила свой жребий быть с народом Божьим и доказала свою веру в Бога Израилева тем, что рискнула своей жизнью, чтобы спасти разведчиков.

Пятница. Резюмирующий вывод

Вспомним вновь наш памятный стих. Это последний резюмирующий текст 2 главы Иакова:

26 Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.

Вот такими словами апостол заканчивает свое размышление неопровержимым доводом. Подобно тому как тело, лишенное дыхания жизни, являет собой лишь труп, так и вера без дел мертва. С другой стороны, без настоящей веры любое «послушание», которое мы можем пытаться проявлять, также будет мертвым делом и бессмысленным в Божьих глазах.

Есть мнимая вера, это так называемая вера; и есть настоящая вера, которая без дел не бывает. Умозрительное согласие и теоретическое убеждение могут существовать без добрых дел, но живая вера без дел никак не может существовать. Лишь живая вера идет в полной гармонии с волей Божией.

Желаем ли мы иметь такую веру? Этой возможности мы не лишены.

Пастор Александр Серков

Рубрика: Библейские исследования, Субботняя школа


Комментарии (2):

  • Петров А.

    |

    Спасибо.Ясный и познавательный урок.Помню в университете мне поручили подготовить тему дя семинара и похвалили,что я раскрыл суть без всего лишнего.А дело было в том,что я нашел в магазине»Академическая книга» учебное пособие где было ясно изложено.Поэтому суть темы в кратком изложении очень эффектна.Наши составители урочников часто люди с академическими знаниями и половину того что они разбирают не удается донести до простых бабушек особенно если есть ограничения по времени.


RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитировать) - выделите текст в окне курсором и нажмите одну из кнопок форматирования. Более подробно об этом читайте на странице "Помощь".
Если Вы желаете исправить свой комментарий или удалить его - напишите нам в редакцию.
Запрещается размещать комментарии через прокси-сервера, с целью скрыть свои данные.
Запрещается размещать комментарии с использованием множественных фиктивных имен с целью создать видимость участия в обсуждении группы людей. Постоянные псевдонимы допускаются.
Запрещается размещать в комментариях URL ссылки на статьи, размещенные на сайтах враждебных к Церкви АСД или призывающих к расколу, независимо от изложенного там материала.
Если, по Вашему мнению, какой-то комментарий является оскорбительным или унижающим Вас или Ваши религиозные верования, или является таковым в отношении других читателей - напишите нам в редакцию. Мы рассмотрим этот вопрос, и если нужно, примем меры.
© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2016
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH. Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)
или с мобильного: Life (093) 50-157-80, МТС (066) 707-000-5, Киевстар (098) 707-000-5.