Как строить, когда денег нет

Денис Бородюк рассказывает, как и почему его фермерская семья построила в Черниговской области санаторий «Десна»

С конца ХIХ века адвентисты несут и практикуют весть о реформе здоровья. В 1999 году начал работать первый в Украине санаторий-медицинский центр «Новая жизнь» в селе Кирьяковка Николаевской области.

Затем открывается санаторий «Наш дом» в селе Новые Обиходы Винницкой области. Он принимал больше пациентов.

Позже заработали «Буковинская черешенка» в Черновицкой области и «Барвинок» во Львовской. Открылись в общинах клубы здоровья, проходили просветительские программы.

Наша семья на смене побывала в медицинском центре «Новая жизнь» в Кирияковке. Отец хотел сбежать оттуда с самого начала: «Что это такое? Супы невкусные, ужин толком не подали». Вера Черевичная была там врачом и каждый день убеждала его остаться. А в конце заезда отец плакал. Системный подход учреждения произвёл на него серьёзное впечатление. «Хороший санаторий, надо ещё на севере Украины такой открыть».

ОТКУДА ДЕНЬГИ

Начало 2008 года ознаменовалось массовыми приватизациями и инвестированием. В нашем районе начали активно скупать колхозы и агрофирмы. Не обошла эта волна и Радичевский колхоз, в паевом фонде которого был внесен садовый комплекс возле реки «Десна». Нас комплекс заинтересовал как потенциальное место для строительства санатория. И, в принципе, во время этого передела собственности его можно было взять. Мы тогда уже приобрели другой колхоз в соседнем селе и не хотели покупать еще один полностью. Решили брать хотя бы часть. Но тут откуда ни возьмись, появляется другой инвестор из холдинга и говорит: «Мы забираем всё вместе». А мы уже с людьми работу провели, начали проплаты делать.

Но их наши интересы совершенно не волновали. Приезжали с милицией из Чернигова, угрожали. Но, когда мы начали молиться, нас единоверцы поддержали, читали Божьи обетования из Библии. Нас это укрепило, и мы пошли вперёд. Началась покупка паевых сертификатов. Несмотря на препятствия, мы всё равно оформляли договора. Поначалу мы были в меньшинстве по количеству сертификатов, потому что инвесторы на словах нарисовали людям чуть ли не «золотые горы». Мы такого обещать не могли: верующие люди, врать не будем. потом стало известно, если мы не будем брать большую часть собственности, нас просто-напросто задавят. Созрел план.

Компания «Технолак» — здесь производят качественные фильтры для окрасочных камер.

Колхоз размещён в двух сёлах. Акционеры колхоза жители-двух сёл. Село Разлёты более лояльно к нам. Мы провели работу, и они, кроме пяти человек, сдали свои акции нам. Получился серьёзный перевес. Те приезжают, но что делать? Хоть маши шашкой, паи документально оформлены, и нужно договариваться. Большинство голосов у нас. Получается, будем главными в принятии решения. И мы говорили: «Возьмите себе одну часть колхоза, а мы возьмём другую». Их это не устраивало.

Тянулось полгода. После выпуска из института моей задачей было заниматься юридическими вопросами этой приватизации. И тогда мы с отцом решили: «Забираем всё имущество и тогда они уйдут». Предложили им. Они сначала отказывались. Осенью 2008 года начался кризис серьёзнейший. Кругом неплатежи, и нашим конкурентам тоже срочно нужны были хоть какие-то финансы, и они все сертификаты продали с радостью.

После этого мы начали реализовывать нашу мечту. Купили весь колхоз, отдали все деньги почти. Колхоз есть, но денег на санаторий практически нет. В конце 2008 года были неплатежи, доллар подскочил в два раза, нам тогда говорили: «Все продают недвижимость, уходят из инвестпроектов, а вы строите санаторий! Глупее идеи даже придумать нельзя». Мы молились: «Господи, если получится забрать долг у партнёров, уйдёт всё на санаторий». Приезжаю к должникам — ничего не отдают. Так и быть, Бог не оставит. Через неделю проверяем счёт: со всех сторон платежи пошли. Они сами признались: «Не знаем почему, погашение долгов начали с вас». Другим не платили (вы знаете, как тогда делалось: фирму банкротят, долги ищи-свищи). Нам всё закрыли. Позже немножко прибыли появилось, и мы начали строить. Сами работали, своя техника, свои люди.

ОДИН ИЗ ГЛАВНЫХ ОПЫТОВ — ВОДА

Находимся на холме. Большинство людей селится внизу. Там сырость, но есть колодцы. Здесь, кроме как бурить глубокую скважину, по-другому не обойдёшься. Рельеф сложный – меловые пласты. Звонишь в Киев: «Можно ли пробурить?» Сразу в телефон: «Горизонт?» Отвечаю: «Мел». До свидания, не выйдет. Но нашёл я одних, предложили мне дёшево. И не зная, что такое мел, согласились.

Два дня побурили, до 120 метров углубились в меловые пласты, штанги зажало как в тиски, и всё. Инструменты оставили в земле. Они уехали с убытками, оставив нас без воды. Что делать? Тогда я в ПМК-59 в Чернигов обращаюсь. Они говорят: «Ладно, пробурим тебе на песок. На мел не будем, это дорого. Может, вода будет техническая, но хоть какая-то будет». Давайте хоть техническую. Пробурили 50 метров, ещё 25 метров водоноса крупнозернистого, скважина сухая. Они говорят: «Первый раз слышим, чтобы водонос был сухой». Что делать? И мы виноваты, и они.

Я помолился, в расстроенных чувствах обращаюсь к их начальству: «Воды нет». Они испугались, ведь до директора дело дошло, думали-думали и решили: «Мы будем бурить на мел». Я говорю: «У вас цены баснословные». Они: «Сделаем – твоя солярка, лишь бы ты не сердился, что скважина сухая». Большие скидки сделали. Приезжает уже третья бригада. МАЗ битый, тормозов нет, передача не включается, сзади вагончик, прораб пьяный. Надо молиться: шансов на успех маловато. Начали они на четвёртый день, День молодёжи праздновали. Не получается, нервные ужасно. Потом начались поломки. МАЗ загорелся. Нам приходилось помогать восстанавливать двигатель. То водовозка у них сломалась. Добурились до 60 метров, начался камень. По камню, как на роликах, шарошка вертится, не пробуривает.

Если эти не захотят, то уже никто. Малая группа молилась всё время. Наконец камень был пробурен, и через два часа уже они достигли мела, забили обсадную трубу. Постоянно были на телефоне с главным инженером, который знал всю технологию бурения подобных скважин. Он предупредил:«Не бросайте трубку, не загубите инструмент». И они тогда уже конечно, трезвились и бодрствовали, целую ночь почти.

Дальше пробурили бесфильтровую колонну, и на 120 метрах из трещин мела подалась вода. Сегодня мы её пьём, используем, поливаем целый гектар земли, помня её цену. Когда набирается чашка воды, вспоминаем, как велика милость Божья.

«САУНУ СТРОИМ». «А САНАТОРИЙ ЕСТЬ?»

Позже мы провели газопровод и стали заканчивать общежитие. 2009 был очень сложным годом становления. И после этого Господь начал обильно нас благословлять. Продукция наша сельскохозяйственная начала продаваться по хорошим ценам. Бог давал мудрости продавать в нужное время. Например, подержали до зимы и дождались цены. Или наоборот – все ждут цены, а мы как раз осенью продали, почём готовы были у нас покупать. Это давало возможность строить одно здание, другое, третье.

Господь помог правильно всё оформить, коммуникации законно подведены, всё работает.

Но когда шла стройка, нам часто задавали вопрос: «А когда вы главный корпус построите?» корпус построите? Что вы построили? – Общежитие. А санаторий есть? Что вы построили? – уже столовая есть. А санаторий есть?- Нет. Что вы строите? – Сауну строим. А санаторий есть?»

Сегодня мне понятно, почему так получилось. Когда мы строили эти все здания, мы учились. Сегодня смотрим на общежития – видим, можно было по-другому сделать. Но для общежития нормально. Столовую мы сделали значительно лучше, потому что «с нуля». На ошибках общежития поняли, что лучше заново, но так, как надо. И когда строили основной корпус, рука была набита. Приглашали специалистов, они посмотрели на это количество углов и сказали: «Нет, мы здесь ничего не заработаем». Мы строили сами.

Когда начали строить главный корпус, насобирали много материала. Там нашли недостроенный завод – новые материалы по низкой цене, в колхозе почти новые блоки, там то, там сё. Кривоватое всё, но всё с Божьей помощью было уложено.

Бывает, знаем Божью волю, и делаем шаги в темноту. Как строить, когда денег нет? Как строить, когда неопределённость с документами? Как строить столовую, когда нет главного корпуса?

Сейчас санаторий построен, принимает гостей согласно расписанию заездов. Опыты доверия Богу, которые мы приобрели во время строительства, дают нам уверенность в Божьей поддержке нашего служения.

Денис Бородюк

Сайт санатория «Десна» pansionatdesna.com

Также по теме:

Украинские адвентисты открыли девятый санаторий здорового образа жизни

Центры здорового образа жизни в Украине