Как юноше содержать в чистоте путь свой?

Текст Писания, который мы возьмем в основу этой проповеди, находится в Пс.118:9:

9 Как юноше содержать в чистоте путь свой? — Хранением себя по слову Твоему.

Автор этого Псалма ставит вопрос риторического характера; он сам тут же немедля дает на него ответ.

К кому относится этот вопрос и ответ на него? Я думаю, не только к юношам звучит это обращение, оно относится и к девушкам тоже, то есть, вообще ко всей молодежи. И только ли к ним? Ну, может быть, в большей степени. Но дьявол не оставляет без искушения также и людей другого возраста; у каждого свои искушения.

Так что всем нам надо запомнить, и хорошо запомнить этот вопрос, состоящий из семи слов: «Как юноше содержать в чистоте путь свой?», и особенно то, что стоит после вопроса, тот ответ, который он дает: «Хранением себя по слову Твоему».

Наша задача, как народа Божьего, особенно живущим в последнее и серьезное время, как никогда раньше ответить на этот вопрос практической своей жизнью. Особо серьезная ответственность лежит на молодежи. Они молодые, сильные, впитывают очень быстро знания; и если потенциал энергии направить не в то русло, а дьявол именно этого и добивается от молодых людей, то они разочаруют Бога, желающего именно от них, как Его вестников, видеть серьезные результаты. Кто, как ни молодежь так успешно сегодня овладевает знанием иностранных языков? Кто, как ни они умеют пользоваться современной компьютерной техникой?!

Интернет – это доступ к обширным познаниям и средство интенсивного распространения того, чем наполнен человеческий интеллект. И в этом вопросе, особенно молодые люди, либо весь свой интеллектуальный потенциал выхлестнут в океан греховных соблазнов, которые предлагают коммерческие сайты интернета, либо используют прогресс науки в становлении своей собственной личности на духовной основе и для успешного благовестия.

Бог дает всем людям, в том числе и молодым, в этом вопросе совершенную свободу.

Мы читаем текст Писания:

9 Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд (Еккл.11:9).

Для того, чтобы становление личности протекало по Божьему изволению, давайте решим: когда начинается воспитательный процесс, и когда он заканчивается?

Начнем с последнего. Есть такие крылатые выражения:

«Век живи, век учись, и все равно умрешь недоучим».

Или некто – ученый человек — сказал так на закате дней своей жизни:

«Я стою, как мальчишка на берегу моря и играю в камешки, а передо мной обширный океан необъятных познаний».

А вы знаете, какой возраст самой пожилой студентки зарегистрирован в книге рекордов Гиннеса? 94- летняя студентка. Это вас удивило? А не удивляет вас то, что мы всю вечность будем учиться и познавать все новые и новые тайны вселенной?!

Это мы поговорили о планке окончания познаний и воспитания.

А где начальная точка воспитания?

Вот два текста:

1 Помни Создателя твоего в дни юности твоей (Еккл.12:1).

6 Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится (Прит. 22:6).

Теперь я задаю вопрос: «А где начало пути»? Когда надо наставлять, ведь для того, чтобы помнить, нужна воспитательная база? Или другими словами: Когда начинается процесс воспитания личности?

Непростая, но интересная тема отношений между мужчиной и женщиной в авторском Ярослава Самойлова.

Одна женщина пришла к специалисту и спрашивает: «Когда мне можно приступать к воспитанию ребенка?» После того, как специалист узнал, что ребенок родился месяц назад, он ответил: «Вы, мамаша, опоздали ровно на 10 месяцев!»

Специалисты в области формирования характера свидетельствуют:

«Характер и поведение беременной матери передается ребенку в ее чреве».

Но почему же тогда Священное Писание заостряет особое внимание на том, чтобы помнили Создателя в дни юности?

Юность – это переломный период в формировании характера. В детстве ребенок более восприимчив к родительскому, да и к учительскому наставлению и руководству. Но наступает момент, когда юноши и девушки начинают все более и более желать иметь некую самостоятельность. Это процесс естественный и положительный. Не всегда же ему быть маминым сыночком. Но дело в том, что самостоятельность и свобода не должны быть поводом к полной раскрепощенной жизни и вседозволенности. Если в детстве он был под полным контролем родителей, то постепенно он должен принимать самостоятельные решения в предпринимаемых им тех или иных поступках.

Вот что мы читаем о Моисее:

23 Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления.

24 Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой,

25 и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение,

26 и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние (Евр. 11:23-26).

И мы видим, что вся последующая жизнь Моисея, та великая миссия, которую Бог возложил на него, как на вождя израильского народа – свидетельствует о важности работы богобоязненной матери. В немалой степени будущее ребенка зависит от той, которая держит его на своих руках. Развитие ребенка, начавшееся в ее характере во время беременности и продолжающееся в период кормления грудью, и тем более в его детском возрасте, зависит от грамотного воспитания, при котором он формируется как личность, пригодная не только для этой жизни, но и для вечности.

А вы знаете: какой период жизни, посвященный Господу, является самым плодотворным? Я вам скажу так: это юность.

Вот проследите, какой диалог состоялся между Богом и Иеремией:

6 А я сказал: о, Господи Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод.

7 Но Господь сказал мне: не говори: «я молод»; ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь.

8 Не бойся их; ибо Я с тобою, чтобы избавлять тебя, сказал Господь.

9 И простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои (Иер.1:6-9).

Вы знаете, анализ библейской истории подтверждает, что самой плодотворной была жизнь тех людей, которые посвятили себя Богу в ранней молодости. Вот некоторые примеры:

Исаия был призван к пророческой деятельности, будучи еще молодым человеком.

Верное служение этого посвященного Богу пророка продолжалось около 60 лет от 745 до 685 гг. до Н.Э., когда он умер насильственной смертью от руки Манассии. Влияние Исаии не могло быть полностью оценено его современниками. Решение Исаии с юных лет участвовать в деле Божьем было доброй вестью всего мира на протяжении нескольких тысяч лет.

Даниил.

Из всех героев Ветхого Завета самой известной личностью был Даниил. Ему было около двадцати, когда его привели в Вавилон.

Иоанн.

Иоанна можно назвать двойником Даниила в Новом Завете. Он был человеком, который всецело посвятил себя Богу в молодые годы. Он был самым молодым из учеников Христа и с детским доверием открыл свое сердце Иисусу. Служение Иоанна продолжалось 70 лет и завещанные им нам пять книг были результатом его юношеского решения принять Христа как своего Господа.

Эллен Уайт.

Бесспорная ценность ее жизни, посвященной как устному слову, так и перу, свидетельствует о преданности Богу, о ее доверии Господу и о ее любви к Творцу Вселенной с самого раннего ее детства.

Иисус Христос.

Но самый лучший наш образец – Христос. Он в 12-ти летнем возрасте посвятил свою жизнь делу Своего Отца, и от этого решения Он никогда не отступал. В ночь перед страданиями Он мог сказать:

4 Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить (Иоан. 17:4).

Иисус не проводил годы, дни, часы и даже минуты в маловажных делах. Он отдал каждый момент Своей юности и зрелого возраста верности Своему Отцу.

Одной из величайших проблем, стоящих перед церковью, является приобретение и удержание молодежи в ее рядах. Молодежь стремится больше к праздности. Она не хочет нести какую-либо ответственность. Ей зачастую чужды нормы этики, правила приличия и поведения.

Что же может сохранить молодежь в чистоте и святости? Этот вопрос стоял вначале темы, он волновал и псалмопевца. И вот он, поставив его, тут же дает на него ответ; и это одно из условий, как юноше содержать в чистоте путь свой. Он говорит: «Хранением себя по Слову Твоему».

Если мы желаем сохранить чистоту нашей души и быть духовно сильными, то Слово Божье должно быть в нашем сердце, на наших устах; и мы станем победителями.

Человек, носящий Слово Божие в своем сердце, несомненно велик. Его трудно, а порой и невозможно победить. Можно выступить против него с целым арсеналом оружия, но знанием Священного Писания он отразит любого врага.

Молитва.

Немаловажную роль в борьбе с искушениями играет молитва. Читаю текст Писания:

15 и призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня (Пс.49:15).

Если молитва заграждала пасти львов, угашала силу огня, то она в состоянии сохранить чистоту и непорочность наших детей и молодежи.

Говорят, и недаром так говорят: «Молитва – сила. Нет молитвы – нет силы; много молитвы – много силы».

Миссионерский дух.

Молодежь призывается от теоретических познаний к практическим действиям. Миссионерский дух как раз и есть то средство, которое сохраняет юношество в чистоте. Участие в деле спасения погибающих – это один из лучших способов удержать молодежь на истинном пути.

Джим Эллитон, который окончил свою жизнь в 22 года как миссионер-мученик, сказал однажды:

«Боже, умоляю Тебя, зажги эти праздничные огни в моей жизни, чтобы я горел для Тебя. Используй мою жизнь, Боже мой, ибо она принадлежит Тебе. Я не ищу долгой жизни, но жизни, полной смысла, как Твоя, Господь Иисус. Отче, возьми жизнь мою, кровь мою и сожги ее Своим всеобъемлющим огнем. Я не хочу держать ее, она не принадлежит мне. Возьми ее, Господь, целиком. Пусть жизнь моя используется для блага мира. Кровь имеет цену только тогда, когда она течет перед Твоим алтарем».

Вот эти слова должны стать девизом каждого юноши и девушки в христианских семьях.

Господь с ним.

Вот еще одно средство сохранения от непорочности. Читаю текст Писания:

18 Тогда один из слуг его сказал: вот, я видел у Иессея Вифлеемлянина сына, умеющего играть, человека храброго и воинственного, и разумного в речах и видного собою, и Господь с ним (1Цар. 16:18).

Господь хочет быть с каждым. Почему так нельзя сказать о каждом? Это самое главное средство сохранения непорочности, на мой взгляд, быть всегда в единстве со Христом.

Вестница Господня дает такой совет:

«Наедине с Богом в тайном месте общения как хорошо было бы, если бы мы размышляли о Его прекрасных идеалах для человечества. Таким образом мы сможем так украсить наше строение – характер, что над нами исполнится Его обетование: “Вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом”» (Воспитание, 30 глава).

А вот что она пишет в этой же книге о детях и юношестве:

«Намерение Божие относительно наших детей намного шире, глубже и возвышенней, чем наш ограниченный разум в состоянии это постигнуть. В древности Бог призывал людей от скромных занятий и посылал их свидетельствовать о Себе в самые высшие круги человеческого общества, потому что Он видел их верность и преданность. И сегодня многие из нашей молодежи, которые подобно Даниилу изучают Слово Божие, учатся на живом опыте урокам верного служения, будут еще стоять в законодательных собраниях, в залах суда и царских палатах, как свидетели Царя царей. Многие будут призваны к широкой деятельности» (Воспитание, 31 глава).

Молодежь перед выбором.

Моисей давал увещание Израильскому народу:

19 Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое (Втор. 30:19).

Может мы в недоумении, не зная, что правильно, а что неправильно? Что делать и куда идти? Что смотреть, а на что закрыть глаза? Что слушать, а на что заткнуть уши? Может нас смущают многочисленные не совсем ясные области современной жизни, где не проводится определенных границ между черным и белым и не существует разницы между правильным и неправильным. В таком случае выслушайте эти слова:

21 и уши твои будут слышать слово, говорящее позади тебя: «вот путь, идите по нему», если бы вы уклонились направо и если бы вы уклонились налево (Ис.30:21).

Те, кто следует единому принципу ставить служение Богу выше всего, увидит, как все недоразумения исчезнут и перед нами откроется ровная дорога. Когда перед нами встает дилемма, нам следует делать выбор во свете Голгофского креста. Давайте повернемся лицом к Закланному Агнцу, Который висел между Небом и Землей за вас и за меня.

Здесь, дорогие друзья, мы должны сделать действительный выбор. Если мы видим Иисуса на Голгофском кресте с окровавленной головой под терновым венцом, с израненными руками, пригвожденными ко кресту, нам следует сделать выбор. И последствия правильного выбора будут изумительными.

Пять тезисов.

1Когда Ему надели терновый венец, Он купил наш разум и умственные способности для Своего дела.

2Когда пронзили Его руки, Он купил наши руки для служения Ему.

3Когда пронзили ноги, Он купил наши ноги, чтобы они шли на служение любви и милосердия.

4Когда смерть сомкнула Его уста, Он купил наши уста, чтобы мы пели, учили и свидетельствовали о Нем.

5Когда разорвалось Его сердце от надорвавшей Его тяжестью наших грехов, Он купил наши сердца, чтобы жить в них.

Теперь я спрошу Вас, да и себя тоже: Как вы считаете, мы ответили на вопрос, поставленный псалмопевцем: «Как юноше содержать в чистоте путь свой?»

Я думаю: частично, да. На эту тему можно еще много и много говорить. Но согласно этой теме, в чистоте сохранить путь свой можно:

Четыре критерия.

1Хранением себя по Слову Божию.

2Молитвенным общением с Богом.

3Имея миссионерский дух.

4И дать возможность Господу пребывать в нас, в наших сердцах.

Заключение.

Итак, как мы можем сделать правильный выбор в нашей жизни? Во свете вечности и Голгофского креста.

Пусть Господь благословит нас в нашем духовном выборе, и мы будем иметь во всем духовном великий успех. Аминь.

Пастор Александр Серков