Субботняя школа с пастором Александром Серковым. Урок — 5. Любовь и закон

Пятый урок базируется на балансе между любовью и законом. Эта тема уже не одно столетие волнует верующих: как примирить эти два критерия?

Памятный стих также на первый взгляд производит какой-то резонанс в сознании. Я цитирую его:

«Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом» (Иак. 2:13).

С одной стороны, если все это соотнести к нам, то какая милость может быть оказана нам со стороны Бога, ведь суд без милости нам, неоднократно не оказывавшим милость по отношению к ближним. А с другой стороны: если милость превозносится над судом, то мы имеем надежду на прощение.

Этот урок как раз и касается вопроса урегулирования любви и закона. Мы рассмотрим, что Послание Иакова говорит о развитии отношений между истинной любовью и Законом Божьим. Являются ли эти два понятия тождественными? Или они противоположны по значению? Давайте подойдем к рассмотрению этого вопроса более подробно.

Воскресенье. Человек в богатой одежде

Прочитаем текст Писания:

1 Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица.

2 Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде,

3 и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, —

4 то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями? (Иак.2:1-4).

Приведу пример: Это произошло 28 августа 1963 года. Мартин Лютер Кинг-младший на ступенях памятника Линкольну в Вашингтоне произнес свою знаменитую речь «У меня есть мечта». Он заявил, что всем сердцем желает, чтобы отношения между людьми зависели не от цвета кожи, но от характера.

С тех пор во многих частях мира расизм стал проявляться все меньше и меньше. Однако жестокая действительность заключается в том, что люди до сих пор продолжают судить о человеке по его одежде, по дому, в котором он живет, по уровню образования и — да — по цвету кожи, но может быть не в буквальном смысле, а по национальности или по языку, на котором говорит тот или иной человек. Это все один и тот же дух, о котором пишет апостол Иаков во 2 главе, в стихах 1-4.

Вот как этот отрывок из Послания Иакова поясняется в одном из библейских комментариев:

«Для того чтобы различать людей по их социальному или финансовому статусу, необходимо иметь суждения, исходящие из злых побуждений, чтобы стать судьями с худыми помыслами. Жизнь в соответствии с христианской верой и жизнь в соответствии с мирскими стандартами резко противоречат друг другу. Вера, берущая свое начало в Иисусе Христе, отвергает различия, основанные на происхождении, расовой принадлежности, финансовом положении или половой принадлежности» (TheInterpreter’sBible, 1sted., vol. 12 (Nashville, Tenn.: AbingdonPress, 1957), p. 35).

Урок этой недели учит нас, что каждый человек очень важен; и ко всем следует относиться с уважением. Даже если бы мы могли иметь больше денег, чем наши сотрудники, даже если бы мы имели лучшее понимание Евангелия, чем члены нашего класса субботней школы, в любом случае мы не должны гордиться и проявлять по отношению к ним неуважительное отношение. Почему? Потому что благословения, которых мы достигли, и знание Писания были получены нами не в результате нашей праведности, но только потому, что Бог доверил их нам по Своей благодати.

Фактически во второй главе Иаков продолжает развивать поднятую им тему в первой главе об отношении членов церкви к богатым и бедным. Он вновь по-особому подходит к этому вопросу, называя всех братьями, подчеркивая принцип равенства. Если члены церкви хранят себя неоскверненными от мира, то они будут избегать всякого разделения между братьями богатыми и бедными. Он подчеркивает: Вы же имеете веру в Иисуса. А Господь наш Иисус обладает всеми богатствами мира, Он – самый богатый. А как Он относился к людям, разделял ли Он их на бедных и богатых?

Иаков приводит для иллюстрации пример негативного отношения к богатым и бедным, которые приходят на христианское собрание. Такое пристрастие действительно свидетельствует, что человек не утвержден в ясном учении Господа относительно смирения и служения ближним. Применяя двойную меру и такой разный подход к богатым и бедным, члены церкви делами отрекаются от своей мнимой принадлежности кроткому Иисусу.

Апостол называет этих пристрастных людей судьями, потому что их поведение выражает их суждение. Они судили бедных и богатых нехристианским мерилом. Их суждение основывалось на неправильной оценке вещей, как это обычно делает мир.

Понедельник. Классовое различие

Прочитаем текст Писания:

5 Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?

6 А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды?

7 Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь? (Иак. 2:5-7).

Иаков не заканчивает щепетильную тему о богатых и бедных; он развивает ее дальше. Видимо это была одной из главных проблем в церкви. В то время проблема эксплуатации бедных богатыми была постоянной реальностью. Что еще хуже, римский закон кодифицировал дискриминацию против бедных в пользу богатых.

Автор послания как бы призывает к ответу этих самозваных судей. Он взывает к ним: «Послушайте…»! И дальше разъясняет: Бог избирает людей для Себя. Он избирает тех, которые обычаем своей жизни делают созерцание Иисуса и упование на Него. Бог берет к Себе только искренне желающих быть подобными Ему. Он не взирает на классовую принадлежность того или иного человека.

Говоря о бедных мира, он хочет сказать, что это оценка мира. Мир ценит человека по его достоянию, поэтому бедные часто презираются более удачливыми людьми. Однако Христос произнес благословение над бедными; Он объявил, что Его царство будет создано, главным образом, из бедных (см. Лук.6:20-25). Конечно, люди призываются не по причине бедности, а потому, что они готовы всем сердцем отдать себя Христу и довериться Ему полностью; а имущество богатого часто заменяет ему надежду на Бога.

Такое поведение действительно является богохульством, порочащим «доброе имя» Иисуса. Плохие поступки достаточно плохи сами по себе, но они становятся еще хуже, когда их совершают исповедующие имя Иисуса. А еще хуже поступают те, кто во имя Иисуса использует свое богатство или власть, дабы возвыситься над другими людьми в Церкви, что часто ведет к разделениям и ссорам. Насколько же осторожными нам следует быть, чтобы в своих словах и поступках соответствовать «доброму имени», с которым мы себя ассоциируем!

Говоря о богатых, Иаков имел в виду не столько отдельных иудеев, сколько богатое сословие. Подстрекателями преследований ранней церкви были политически влиятельные иудеи, в частности саддукеи, они же, как правило, угнетали больше всего бедных. И если кто-то из этих богатых решил посетить церковь, не всегда может быть и с доброй целью, то эти богатые посетители не заслуживают раболепного приема при их посещении церкви. Члены церкви должны уважать богатого, но не более, чем бедного.

Вторник. Кто мой ближний?

Прочитаем текст Писания:

8 Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, — хорошо делаете.

9 Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками (Иак. 2:8-9).

Иаков называет Закон Божий царским Законом (Иак.2:8), ибо это Закон Царя Царей (Откр.19:16). Это главный или верховный закон. Это закон любви – главный принцип, на котором покоятся все остальные законы.

Правила христианской жизни определены Писанием. Иаков, как и другие авторы Нового Завета «Писанием» называет «Ветхий завет». Например, положение «возлюби ближнего своего, как самого себя», — впервые встречается в Лев.19:18, а затем подтверждается и усиливается учением Христа.

Божественное одобрение покоится на члене церкви, который закон любви проявляет полностью в своей обыденной жизни. Но закон этот относится как к бедным, так и к богатым, потому что все они ближние и должны почитаться равными без пристрастия. Любить только богатых, как самого себя, потому что это как-то может быть выгодным положением в жизни, но это не является исполнением закона в полном смысле этого слова. Почитая богатых, христианин может думать, что он этим самым исполняет закон любви; однако этот самый закон показывает, что пристрастие в отношениях с людьми является грехом.

Среда. Весь закон

Прочитаем текст Писания:

10 Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем.

11 Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона (Иак. 2:10-11).

Закон является совершенным мерилом праведности, по которому оцениваются поступки людей. Иаков заостряет внимание на его исполнении или соблюдении этого закона. Здесь Иаков в качестве примера приводит члена церкви, который соблюдает весь закон, за исключением одного пункта. Закон – не коллекция отдельных наставлений; это совершенное и гармоничное описание Божьей воли. Все наставления представляют собой проявление деятельной любви по отношению к Богу, либо по отношению к ближним.

Если мы избираем удобную для нас часть закона и игнорируем остальную его часть, даже одну лишь деталь закона, то этим мы показываем, что желаем исполнить нашу собственную волю, а не Божию. Единство любви нарушено, и обнаружился основной грех самолюбия.

Нарушение закона гражданского, хотя бы одного его пункта, делает гражданина государства преступником. Не оправдается вор, например, что он весь гражданский закон соблюдал и нарушил только одну его часть. Вор становится преступником всего закона. Основной проблемой является вопрос о нашей верности власти; и достаточно одного преступления, чтобы обнаружить расположение сердца.

Или такой пример: Стекло, треснувшее только в одном месте, тем не менее считается разбитым. Или, закон не набор десяти бабок для игры в городки, чтобы можно было одну сбить, а остальные оставить стоять. Закон один, и единство его – любовь; и нарушить его в одном пункте, значит нарушить любовь, как таковую, в целом.

Как цепь разрывается при поломке одного малейшего ее звена, как одна нота может нарушить всю гармонию, как один раненный член тела повреждает все тело и как проказа одного места делает всего человека прокаженным, так нарушение одной заповеди разрушает целостность и гармонию всего закона для нарушителя. Таким образом нарушается дух всего закона и обнаруживается недостаток совершенного посвящения воле Божией.

Четверг. Судимые по закону

Прочитаем текст Писания:

12 Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы.

13 Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом (Иак. 2:12-13).

Вот мы и подошли к памятному стиху. Здесь в итоге апостол призывает своих собратьев – членов церкви – стремиться к такому образу слов и поступков, который соответствует Божьему плану. Заверение Иакова, что человек ответственен за свои слова и поступки, является характерной чертой апостола и напоминает учение Христа.

«Быть судимым по закону свободы», — что означают эти слова?

Писание неоднократно свидетельствует о том, что отчет жизни каждого человека однажды будет просмотрен Богом. В дополнение к десятисловию еще и другие слова, сказанные Иисусом, также будут судить людей в последний день (см. Иоан.12:48).

Иаков, учитывая все эти высказывания Писания, как в Ветхом, так и в Новом завете, и беря во внимание слова Христа также, приходит к заключению своего особого наставления, направленного против лицеприятия к богатым. «Будете судимы», — заявляет он. Если конечно не покаетесь и не измените своих отношений к ближнему.

Милостивый человек встречает суд с радостным упованием и без страха. Он знает, что Бог будет милостив к оказавшим милость. Оказывая милость, Бог не обходит справедливость, как уверяет сатана. Крест доказал лживость этого обвинения и открыл превосходящее великолепие свойств Божественной милости. Но к кому Бог проявляет милость? К тому, кто кается в своем преступлении и оставляет его.

Нет ничего более понятного, чем учение о том, что мы будем судимы по Закону, то есть исходя из того, что мы делали: доброе или злое. В то же время Библия ясно сообщает, что через веру в Иисуса мы покрыты Его праведностью. Покрытие Христовой праведностью включает два аспекта: прощение (оправдание) и послушание (освящение). «Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем» (Кол.2:6); «все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал.3:27).

Иаков говорит: «Милость превозносится над судом» (Иак.2:13). Мы должны помнить эти слова, особенно когда имеем дело с людьми, впавшими в грехи.

Пятница. Христос и вера

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» (Матф. 22:37) — это одна из основных заповедей Библии. Как же нам это сделать?

Мы должны познать Бога. Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1 Иоан.5:20). В отличие от других знаний познавать Бога необходимо не только умом, но и сердцем.

Итак, как мы можем быть открыты для Духа Святого? Каким образом мы захотим исполнять волю Божью? Мы должны жаждать плодов Духа. Такими плодами являются: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22, 23). «Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» (Иак.3:17).

Мы должны быть чистыми сердцем. Иисус сказал, что чистые сердцем увидят Бога (Матф.5:8). Также в них будут проявляться плоды Духа. Господь желает видеть в нас самоотверженную любовь, которая является основополагающим принципом Его характера. Последователи Христа могут получить эту мудрость только свыше (Иак.3:17). Мы должны пребывать у ног Христа. Однажды женщина с алебастровым сосудом с благовонными маслами умастила ноги Иисуса (Лук.7:36?50). Она крайне нуждалась во вмешательстве Иисуса в ее жизнь. Иисус простил ее грехи и сказал ей: «Вера твоя спасла тебя» (ст.50). Когда мы смиренно сидим у ног Иисуса, то приобретаем уверенность в спасении, наши грехи стираются и желания становятся понятными.

Закон осуждает. Поскольку все мы преступили закон, теперь мы нуждаемся в спасительной праведности Христа, которую можно получить верой. «Взыщите Господа, все смиренные земли, исполняющие законы Его; взыщите правду, взыщите смиренномудрие; может быть, вы укроетесь в день гнева Господня» (Соф.2:3).

Но здесь одно предостережение: Слишком часто, когда речь заходит о Божьем Законе, все сводится к своему «Я» одним из двух способов: (1) я должен быть хорошим, и моя добродетель проявляется, когда я соблюдаю Заповеди; (2) мне не нужно ничего делать, потому что Иисус все сделал за меня. Оба подхода делают акцент на грешной личности — на своем «Я». Но исполнение Закона необходимо направлять не на себя, оно должно проявляться в любви к Богу и окружающим.

Когда Иисус говорил о Законе, Он подчеркивал, что Закон зиждется на любви. Но любовь не существует в вакууме. Она является Божьим даром, чтобы делиться ею с Богом и людьми (Втор.6:5; Лев.19:18). Но обратите внимание, как Иисус уточняет качество этой любви в Иоан.13:34-35. Христос даровал новую заповедь, чтобы показать, насколько глубок, широк и высок Божий Закон любви. Можно ли представить более высокое определение любви, чем пример, оставленный Иисусом?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Уподобление Иисусу не является самоцелью. Быть подобными Иисусу важно потому, что мы — Его посланники в мире. Христос желает любить людей через нас. С самого начала Бог призывал Свой народ отличаться от мира, быть в мире, но не принадлежать ему. Крещение во имя Иисуса означает, что мы носим это имя, поскольку теперь принадлежим Ему.

Обобщая, скажем: «свидетельствовать» — значит своими словами и делами рассказывать окружающим людям о Божьей любви. Мы названы «добрым именем» (Иак.2:7) и призваны жить соответствующим образом.

Пастор Александр Серков