Тайна Имени Божьего

20-10-2014, Комментариев нет

imagesКаждый из нас, слыша о чём-то тайном, загорается желанием узнать разгадку сокрытого. Испробовать, разгадать, испытать, — любопытство часто было двигателем истории и науки. С другой стороны всегда существовала тенденция окутывать тайной и наделять мистическими свойствами нечто неподвластное пониманию, и на месте утраченного знания, в попытке объяснения того или иного явления, создавать сложные теории.

К сожалению, область религии наиболее подвержена подобным спекуляциям. В начале земной истории человек лицом к лицу общался с Творцом: ему были открыты и понятные многие законы мироздания. Со временем эти взаимоотношения изменились, и явное перешло в разряд тайного.Даже такое простое и одновременно сложное понятие Имени Бога стало тайной.

Итак, тайна Имени Бога. Но есть ли тайна на самом деле? С одной стороны существует еврейская традиция, запрещающая произносить Имя Бога YHWH, поскольку его знал только первосвященник, и оно было утеряно после разрушения Второго Храма. С другой стороны Тора и Сам Бог почему-то открыли это Имя Моисею и более того — целому народу.

Насколько мы должны принимать во внимание традицию? Ведь она связана с мистическими, псевдомагическими суевериями о том, будто бы знание этого Имени наделяет особой властью творить чудеса. Более того, эта безосновательная идея возникает намного позже: через пару тысяч лет после написания самого текста Торы. То, что было приемлемым для многих поколений евреев, описанных в Танахе, вдруг стало недопустимым в послебиблейский период, вследствие отступления от этой Торы. Сам факт проникновения мистических практик в постхрамовый иудаизм и объясняет возникновение этой hалахи (свода законов, регулирующих жизнь верующих иудеев). Но Тора не отменяла магию, и тем более никто этого права ее отменять не имел и не имеет: «Не ешьте с кровью; не ворожите и не гадайте» (Левит 19:26). Почему-то эту заповедь Творца просто проигнорировали, о чем свидетельствует книги по Каббале («Зоар», «Сефер Ецира»), а также многие еврейские представления и обычаи (амулеты «хамса», наложение заклятий на врагов). А то, что было великим откровением и утешением Господа Своему народу, посчитали возможным скрыть и забыть за человеческими преданиями. Великое Имя Бога — это квинтэссенция Исхода, и именно в этом чудесном избавлении Бог желал явить Свою сущность и великую любовь.

В недельной главе Торы Ваэра, название которой переводится с иврита как «Я являлся» (Исход 6:3), впервые раскрывается сущность Имени Бога. Слово «ваэра» происходит от глагола «видеть», употребляемого здесь в пассивной форме (биньян нифаль, третье лицо, имперфект, вав-перевёртыш совершенного вида), и буквально означает «Я дал Себя увидеть». Суть этой главы подчёркнута её названием. Слово «ваэра» передаёт идею явления, откровения Всевышнего, Его Имени. Если посмотреть на предыдущие стихи, мы увидим, как Моше возвращается в Египет и говорит к народу и фараону от имени Всевышнего. Но так случается, что ни фараон, на народ Израиля его не слушают. Вновь представ перед Богом, Моисей говорит: «Господи, почему Ты сделал такое зло народу этому? Почему Ты послал меня, но при этом ничего не произошло? Я принёс весть, но меня никто не послушал: фараон не отпустил народ. Ты не избавил народ Свой, а фараон делает ему ещё больше зла».

Наша Недельная глава – это ответ на вопросы Моисея и на наши вопросы. Почему, когда мы несём какую-то весть, человек не слышит нас? Почему часто, когда мы думаем, что пойдём и сделаем то, что должны, и всё у нас получится, — получается всё наоборот?

Что тайного в тайном имени Бога? Обратимся к первым стихам Недельной главы: «Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с [именем] „Бог Всемогущий», а с именем [Моим] „Господь» не открылся им; и Я поставил завет Мой с ними, чтобы дать им землю Ханаанскую, землю странствования их, в которой они странствовали. И Я услышал стенание сынов Израилевых о том, что Египтяне держат их в рабстве, и вспомнил завет Мой. Итак скажи сынам Израилевым: Я Господь, и выведу вас из-под ига Египтян, и избавлю вас от рабства их, и спасу вас мышцею простертою и судами великими; и приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас из-под ига Египетского; и введу вас в ту землю, о которой Я, подняв руку Мою, [клялся] дать ее Аврааму, Исааку и Иакову, и дам вам ее в наследие. Я Господь» (Исход 6:3-8).

Эти стихи построены в форме хиазма. То есть отрывок с 3 по 8 стих имеет такую литературную форму, где последний стих является отражением первого, предпоследний – второго, а центральный стих – высшей точкой, кульминацией этого отрывка. Это фраза, в которой Всевышний говорит о Себе: «Я есть Господь (YHWH)». И в начале, и в конце нашего отрывка Он говорит: «Я есть Господь (YHWH)».

Это форма древнееврейской поэзии: Бог отвечает Моисею высоким поэтическим стилем древнееврейского языка, чтобы рассказать о сущности откровения. Как часто мы думаем, что откровение субъективно и касается только одного человека или избранной группы людей. Но Всевышний даёт понять, что Его откровение и явление связано не только с Его избранным народом, но также адресовано фараону и Египту. Цель откровения характера Бога – открыть Себя человечеству как можно полнее и ярче, так, как это доступно пониманию человеку в контексте его времени и культуры.

Слово «ваэра» напоминает нам и другие тексты из Священного Писания. Господь говорит, что в древние времена Он не открывался отцам, не являл Себя под именем Господь (YHWH). Он являлся им под именем Бог Всемогущий – Эль Шаддай. Один из стихов, где мы можем это увидеть — Бытие 17:1: «Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен».

Потом Он является Исааку и в обетованиях использует слово «ваэра» в Бытие 26:2-4: «Господь явился ему и сказал: не ходи в Египет; живи в земле, о которой Я скажу тебе, странствуй по сей земле, и Я буду с тобою и благословлю тебя, ибо тебе и потомству твоему дам все земли сии и исполню клятву, которою Я клялся Аврааму, отцу твоему;умножу потомство твое, как звезды небесные, и дам потомству твоему все земли сии; благословятся в семени твоем все народы земные».

Слово «ваэра» встречается и в тексте Бытие 35:9-11: «И явился Бог Иакову по возвращении его из Месопотамии, и благословил его,и сказал ему Бог: имя твое Иаков; отныне ты не будешь называться Иаковом, но будет имя тебе: Израиль. И нарек ему имя: Израиль.И сказал ему Бог: Я Бог Всемогущий; плодись и умножайся; народ и множество народов будет от тебя, и цари произойдут из чресл твоих;землю, которую Я дал Аврааму и Исааку, Я дам тебе, и потомству твоему по тебе дам землю сию».

Во всех этих текстах Господь является Аврааму, Исааку и Иакову как Бог Всемогущий. Смысл откровения Его всемогущества заключается в даровании обетований. Они не были осуществлены в полноте при жизни отцов. Если вы помните сущность завета, заключенного с Авраамом (Бытие 15) и его подтверждение (Бытие 17) о том, что Бог даст ему землю и сделает из него великий народ, потом Всевышний освободит этот народ из-под ига рабства и осудит притеснявший его народ. Все эти слова были обетованиями завета, которые не исполнились ни при жизни Авраама, ни Исаака, ни Иакова. Поэтому, когда мы видим имя Эль Шаддай – Бог Всемогущий, мы понимаем, что оно связано со всемогуществом Бога в грядущем исполнении великих обетований. Это имя, с которым Бог дал увидеть Себя отцам, является именем веры. Бог Эль Шаддай явился патриархам, и они верою приняли это великое откровение.

Но когда проходит время и Бог посылает Моисея, Он открывается с именем Господь (YHWH). Это Имя (йуд, hэй, вав, hэй) является каузативной формой (побуждающей, причинной) древнееврейского глагола «быть» — форма глагола hифиль третьего лица, имперфект несовершенной формы. Значение этой формы глагола – осуществляющий, дающий бытие. Господь является под этим именем и говорит: «Я не открывался отцам под именем того, кто осуществит эти обетования в ближайшее время. Они верили, что они исполнятся, но этого не произошло при их жизни. И теперь пришло время. Я осуществлю их. Я Господь (YHWH): Тот, кто осуществляет те обетования, которые ожидали Авраам, Исаак и Иаков».

Этот отрывок свидетельствует об особенных действиях, которые используются на Пасхальном Седере в упоминании о действиях Всевышнего при выведении народа Израиля из Египта. Он говорит: «Я услышал стенание сынов Израилевых… и вспомнил завет Мой. Итак скажи сынам Израилевым: Я Тот, Который осуществляю и Я выведу вас из-под ига Египтян…». То есть то, что было обещано, теперь исполняется: «Я избавлю вас от рабства их, и спасу вас мышцею простертою и судами великими; и приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я есть Тот, Который всё осуществляет, Бог ваш, изведший вас из-под ига Египетского; и введу вас в ту землю, о которой Я, подняв руку Мою, [клялся] дать ее Аврааму, Исааку и Иакову, и дам вам ее в наследие. Я есть Тот, Который осуществит это» (Исход 6:3-8).

Ещё один важный аспект божественного откровения – это явление Его сущности под именем YHWH и Египту: «Я явлю множество знамений Моих и чудес Моих в земле Египетской… тогда узнают Египтяне, что Я Господь, когда простру руку Мою на Египет и выведу сынов Израилевых из среды их» (Бытие 7:3, 5). Бог, в Которого верият евреи, — не просто еще один племенной бог одного из народов подневольного Египту. В отличие от великих богов египтян Он — единственный истинный Бог Творец. Этот Бог дает бытие всему живому и неживому, он управляет всей вселенной и творит чудеса через Моше и Аарона. Он готов явить Себя через казни и суды чтобы открыть, что только Он – Бог , и Он имеет власть управлять миром и судить его, и повелевает Египту освободить Свой народ Израиль. Таким образом, смысл откровения нового Имени Бога имеет двухсторонний характер. Он не только Бог, Который являет еврейскому народу верность Завету, заключенному с отцами, но и Бог, Который создал мир и природу. Он – Владыка всех народов, желающий показать Свою славу всему миру.

Мы видим, что Бог верен Своим обетованиям. Всегда, когда приходит время, Он исполняет то, что обещал. Это имя открывает одну из величайших граней сущности Всевышнего, Его характера, славы и любви. Он обещал в Своём завете даровать землю народу Израиля и сделать из него великий народ, — и исполнил это. Так же Он обещал даровать Новый Иерусалим и вечную жизнь тем, кто верит в Иисуса Мессию, и вскоре совершит это. Живя этой надеждой и веря в исполнение Всевышним обещания, подобно тому, как были исполнены обетования для народа Израиля, мы увидим исполнение обетований Нового Неба и Новой Земли, если будем верны Его Мессии. Пусть Господь поможет нам всегда помнить, что Он осуществит нашу надежду, ведь об этом говорит Его истинное величайшее Имя.

Виталий Обревко, бакалавр философии и иудаики


Рубрика: Библейские исследования, История Церкви

RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитата) - выделите курсором текст в окне комментария и нажмите одну из кнопок форматирования [B, I, Quote].
Если вы желаете исправить свой комментарий или удалить его, напишите нам в редакцию.
Ознакомьтесь с нашими правилами публикации комментариев.

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"