Субботняя школа с пастором Александром Серковым. Урок — 3. Переносить искушения

В этом третьем уроке мы поговорим об искушениях, которые одолевают нас на каждом шагу. Как с ними бороться? Есть ли такое средство? Что ожидает тех, кто превозмог искушения и вышел победителем? Памятный стих, который мы имеем к этому уроку, дает основную концепцию, как ответ на поставленные вопросы. Я его цитирую:

«Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак.1:12).

Давайте начнем с памятного стиха и разберем его более подробно.

Воскресенье. Блаженство от искушения.

Конечно, получать блаженство или удовольствие от искушения, звучит как-то парадоксально. Но как и радость при страданиях, мы об этом говорили на прошлом уроке; например, спотрсмен испытывает радость при трудной тренировке не от трудностей, а от предвкушения победы на олимпиаде. Так и человек блажен в искушении от того, что он знает конец, победоносный конец в руководстве с Иисусом Христом, Который также переносил испытания, особенно в пустыне после сорокадневного голода, и выходил всегда победителем.

В Нагорной проповеди Христа немало подобных парадоксальных заявлений, например: «блаженны плачущие, нищие духом, изгнанные за правду». Казалось бы, что тут блаженного, но вникнув глубже в эти тезисы, мы видим конец, славный конец при этих тяжелых обстоятельствах.

Мы видим, что Иаков находится под впечатлением Нагорной проповеди и здесь в 12 стихе он усиливает выраженную в стихах 2,9,10 уверенность. Человек, испытавший жизненные затруднения, может иногда считать себя несчастным; и другие также могут считать его таким. Однако апостол желает исправить эту точку зрения, показывая плоды терпеливой веры, а также источник всех испытаний.

О каком искушении здесь идет речь?

Греч. ????????? – пейрасмос, испытание, обозначающее всякую проверку или испытание веры или характера. ????????? – пейрасмос включает в себя скорби, болезнь, нужду, несчастье, а также соблазн. Этот стих подчеркивает благословения, покоящиеся на твердом уповании, сохраняющем человека во всех испытаниях. Испытуемый христианин выходит победителем из испытаний. Он подобен чистому золоту, которое остается после того, как сгорает шлак.

Наградой за твердую выдержку среди испытаний настоящего времени является вечная жизнь. Этот дар вечной жизни является венцом всех венцов. Хотя верно, что вечная жизнь начинается с того момента, когда человек отдается под руководство Святого Духа, однако упомянутый здесь «венец жизни» на самом деле будет дарован всем искупленным в одно время при Втором пришествии Христа.

Понедельник. Корень искушения.

Прочитаем текст Писания:

13 В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого,

14 но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью (Иак.1:13-14).

Этот текст раскрывает суть искушения: искушает ли Бог меня или нет?

Мысль, что боги ответственны за искушение людей и за происхождение грехов преобладала среди греков того времени. Естественно, такое понятие в некоторой степени повлияло на мышление христиан также. Это естественный процесс мышления греховного человека. Как только согрешили Адам и Ева, они стали сразу перекладывать свою вину на другого, и в конечном счете – на Бога.

Предупреждение Иакова уместно во всякое время, чтобы человек косвенно, и быть может, неосознанно не приписал Творцу вину за соблазны, встречающиеся на пути человека изо дня в день.

Что вообще представляет собой глагол «искушает», который здесь стоит? Это греческое слово: ??????? – пейразо – «испытывать, подвергать испытанию, проверять» — Иаков употребляет в отрицательном смысле, как соблазнять ко греху. Но он тут же поясняет, что страдания, испытания и затруднения, встречающиеся каждому христианину, никак нельзя понимать в том смысле, что Бог их допускает, чтобы вовлечь человека в грех. Намерение Бога сходно с намерением плавильщика, который бросает руду в горнило в надежде, что оттуда выйдет более чистый металл. Бог допускает испытания в жизни каждого человека, но никогда не с целью, чтобы человек впал в грех. Сатана же наоборот искушает, чтобы поразить, но Бог, управляющий всем, поворачивает эти искушения для благих намерений.

Если Бог не является источником искушения, то возникает вопрос: Где же мы должны прежде всего искать этот источник наших искушений? Апостол подчеркивает, что источник греха не вне человека, а в самом человеке. Собственные похоти человека увлекают и соблазняют его. Некто сказал: «Порок – такое страшное чудовище, что возбуждает отвращение в каждом, кто видит проявление его в другом человеке. Однако, несмотря на отвращение к нему, мы терпим его в себе, потом привыкаем к нему и даже желаем его, и наконец, бросаемся в его объятья».

А что такое вообще «похоть»? Некоторые видят в этом половые влечения. Это тоже может быть, но не только это. Греческое слово: ???????? – эпитимия — желание, влечение, страсть, жажда, прихоть, похоть, вожделение. Это может относиться как влечение к любому действию, как греховному, так и не греховному. Но Иаков в данном случае имеет ввиду злую, греховную похоть, которая находит грех привлекательным.

Похоть или склонность – не то же самое, что грех. Господь при творении вложил в человека естественные и разрешенные стремления и желания, как потребность в пище, желание иметь физические удобства, потребность иметь семью и использование половых влечений. Однако, если человек эти основные потребности пытается удовлетворить в нарушении Божьих планов, то он заигрывает с грехом и дает увлечь себя в беззаконие.

Вторник. Бабушка смерти

Прочитаем текст Писания:

15 похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть (Иак. 1:15).

Мы удивляемся, откуда смерть? У нее есть «родитель» — это грех. А откуда берется грех? У него есть своя «мама» — это похоть. Таким образом «похоть» является «бабушкой» смерти. Мы желаем смерти? – тогда «бабушке» дорогу! А если не желаем умирать, тогда «бабушке – похоти» скажем «нет!».

Как рыба попадается на приманку, и естественно, погибает, так и человек вовлекается в грех посредством обольщения грехом. Похоть видит грех привлекательным; и человек обольщается грехом. Взлелеянная и вскормленная похоть в конечном счете порождает греховные поступки. Еще не достигнув полного развития, грех по причине своей обманчивой природы, может казаться чем-то добрым. Но когда грех созревает, его разрушительные результаты становятся очевидными.

Грех разрушает дружбу, семью, будущее и человеческое достоинство. Как бы искусно грех не маскировался, неизбежным результатом будет растление и смерть, как духовная, так и физическая. Смерть, о которой здесь говорится, это не первая общая смерть, речь здесь идет о второй смерти, о полном исчезновении.

Бог является автором не смерти, а жизни. Поэтому Он не является автором греха, порождающего смерть. Смерть в любой форме является порождением греха, а грех неизбежно приводит к смерти.

Но преднамеренный умысел сатаны – ослепить глаза людей в вопросе роли Бога в истории греха. Большинство философий и религий мира основаны на ложных положениях, посредством которых сатана пытается исказить характер Бога.

Иаков желает, чтобы христиане не верили, будто Бог ответственен за грехи и зло, происходящее от греха.

Среда. «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный»

Цитирую текст Писания:

«Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные. Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак.1:16-17).

Бог является единственным источником всех физических и моральных благ, получаемых христианами и нехристианами. Он дает даяния добрые. Противоположность между словом «доброе», определяющим отношение Бога к человеку и упомянутыми в 14 и 15 стихах искушениями и похотями – очевидна. Еще раз повторяю: Бог не дает человеку вредных для него даров. Его дар совершенный. Его совершенная благость является гарантом для человека в том, что Он не посылает ни внешних затруднений жизни, ни внутренних искушений. И таков Бог вчера, сегодня, и всегда Он такой.

Иаков называет Его Отцом светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены. Исходя из контекста можно заключить, что здесь имеется ввиду небесные тела. По отношению к нам наиболее важным из них является Солнце, незаменимый источник благословений для нашей земли. Однако сияние небесных светил является лишь тусклым отражением характера Божия, обитающего в небесном свете. Физические источники света меняются в силе. Даже свет меняется от востока до заката в зависимости от времени года. У Бога же нет изменений настроения и намерений. Он всегда неизменный Бог, всегда беспокоящийся о спасении погибших людей в погибающем мире любыми возможными способами.

Это огромный контраст к непостоянству и капризности, приписываемым языческим божествам. Иисус, Павел, Петр и Иаков — все связывают спасение с новым рождением. Божья цель в Плане спасения заключается в том, чтобы воссоединить ослабленное и сломленное грехом человечество с Небом. Разрыв был так велик и широк, что ничто из предпринимаемого людьми никогда не могло бы проложить мост через эту пропасть. Только Иисус — Слово Божье, ставшее плотью, — мог воссоединить небо и землю. Боговдохновенное Слово (2Тим.3:16) обладает уникальной способностью вдохнуть духовную жизнь в тех, чьи сердца открыты для получения этого дара.

Наш «Отец светов» настолько нас любит, что дарует нам «всякое даяние доброе и всякий дар совершенный» (Иак.1:17), хотя мы вовсе не заслуживаем этого. Лучшим из всех даров является Иисус и предлагаемое Им новое рождение.

Четверг. Скор… медлен…медлен.

Цитирую текст Писания:

19 Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев,

20 ибо гнев человека не творит правды Божией (Иак. 1:19-20).

Какую важную мысль высказывает апостол? Во-первых, слово «Итак» — является резюмирующим. Автор послания подводит некий микро итог. Этот стих приводит нас к выводу, что поскольку Бог является источником всех благ и не искушает никого; и поскольку каждый христианин рожден от Бога и имеет честь быть некоторым начатком, то ему надлежит в практической жизни проявлять принципы истины, которым он научен.

Апостол выявляет здесь три закономерности: «скор на слышание»; «медлен на слова»; «медлен на гнев». Давайте поговорим о них.

«Скор на слышание». Хотя некоторые члены церкви уже возрождены через Слово, они все еще должны быть слушателями Слова. Более того, им надлежит теперь слышать с большим вниманием и серьезностью, как говорил Господь: «Имеющий ухо слышать, да слышит». Христиане призваны возрастать в познании Бога. Вот Иаков и призывает, что человеку следует с большей готовностью слушать, нежели говорить.

«Медлен на слова». Ввиду неоднократных ссылок в этом послании на разнузданность языка, ясно, что Иаков сталкивался с поспешностью в разговоре.

Об этом пороке упоминается и в других местах Писания, например:

19 При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои – разумен (Прит.10:19).

27 Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен.

28 И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои – благоразумным (Прит. 17:27-28).

2 Ибо, как сновидения бывают при множестве забот, так голос глупого познается при множестве слов (Еккл.5:2).

Речь здесь идет о неспешном вступлении в разговор, а не о медленном произношении слов.

«Медлен на гнев». Более всего другого, христианин должен уметь владеть своим характером. Вот некоторые места Писания, подтверждающие эту мысль:

2 Так, глупца убивает гневливость, и несмысленного губит раздражительность (Иов.5:2).

18 Вспыльчивый человек возбуждает раздор, а терпеливый утишает распрю (Прит.15:18).

32 Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города (Прит. 16:32).

28 Что город разрушенный, без стен, то человек, не владеющий духом своим (Прит.25:28).

3 Тяжел камень, весок и песок; но гнев глупца тяжелее их обоих (Прит.27:3).

В связи с этим ап. Павел дает радикальный совет:

18 Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми (Рим.12:18).

«Если возможно с вашей стороны»: Буквально, относительно того, кто выступает против вас, в значении насколько от вас это зависит. Связь этих слов с предыдущим стихом очевидна. Что касается христианина, то он должен делать все возможное, чтобы сохранить мир. Однако бывают моменты, когда по отношению к другим возникает враждебное отношение. Поэтому Павел и говорит: «если возможно». Жизнь Павла была наполнена почти непрерывной борьбой, и это нам показывает, что не всегда можно быть в мире. В мире, князем которого является сатана, воины Христа не должны надеяться на мирный исход. Тем не менее, христианин должен беспокоиться о том, чтобы в случае, когда будет нарушен мир, он оказался в этом непричастен.

Что имеет в виду Иаков, говоря о гневе или о ярости? Гнев особо неуместен в полемике на религиозную тему. Раздражительная ревность в деле Христа не свидетельствует о знакомстве этого человека со Христом. Верно, что любезный и прилично ведущий себя христианин является самым мощным доводом в пользу христианства.

Характер любящего Отца не отражается во вспыльчивом члене церкви. Здесь подтверждается старая истина, что гнев производит как раз обратное правде. Гнев не приводит к принятию истины, а наоборот, возбуждает сопротивление. Гнев не лечит, а калечит.

Пятница. Спасенные принятием

Прочитаем текст Писания:

21 Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души (Иак. 1:21).

Приведенный стих подводит итог всему, что было сказано выше о вере и спасении. Или другими словами: Иаков обращается теперь к практическому применению общих принципов, изложенных в 20 стихе. Это призыв отложить всякую нечистоту и остаток злобы.

Ап. Павел это откладывание сравнивает с ветхим человеком, как с одеждой:

9 не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его (Кол.3:9).

И Петр призывает все эти негативные качества характера отложить в сторону как негодные элементы, мешающие духовному прогрессу. Он пишет:

1 Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие (1Петр.2:1).

Как снимают запачканную одежду, так члены церкви должны сложить нечистоту разума и сердца. Иаков сравнивает всю эту нечистоту с остатком или излишком. Каждое зло излишне в жизни христианина. Со всем прилежанием христианин должен взяться за искоренение всех оставшихся у него несовершенств характера. Повеление «отложить» семь раз из девяти используется в Новом Завете в контексте отвержения злых привычек, которым нет места в посвященной Христу жизни.

Это один элемент, который предлагает Иаков христианам: «отложить всякую нечистоту и остаток злобы». Но к радикальному изменению характера он предлагает еще нечто: «в кротости примите насаждаемое слово».

Кротость, которая не творит правды Божией, является противоположностью гнева, о котором автор пишет в 20 стихе. Если гнев лишает человека способности научиться чему-либо и разрушает всякие дружеские взаимоотношения с близкими, то кротость творит чудеса. Вспомните хотя бы Навала и Авигею: как по разному мог бы разыграться сценарий действий Давида, если бы не Авигея со своим кротким характером.

Кроткий – это человек незлобивый, покорный, смирный. Но кротость ни в коем случае не заключается в низкой оценке собственной личности. Кротость – это уравновешенный предупредительный дух и расположенность к миру и прощению.

Но Иаков призывает с кротостью относиться не только к людям, но и к слову, к насаждаемому слову, могущему спасти душу. Что это за «насаждаемое слово»? Это Евангелие как дар Божий. Оно уподобляется семени, которое сеется в почву сердца. Спасение не результат личного исследования или какого-либо человеческого достижения. Слово насаждается в сердце человека, когда он решается сделать принципы Писания целью своей жизни. Вот тогда это Слово может спасать человека.

Об этом Слове, об этой благой вести ап. Павел пишет, что оно есть сила Божия:

16 Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину (Рим.1:16).

Слово «сила» в оригинале ??????? – динамис — сила, мощь, способность, возможность. От этого слова в русском языке мы имеем слово: ДИНАМИТ. Евангельское слово как динамит способно изменить сердца не только верующих, но и неверующих. Писание открывает это Евангелие силы Божией как средство доступное для всех. Если человек силой Божией живет согласно принципам Слова, то его внутренним руководителем является это насаждаемое слово.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нам остается задать несколько практических вопросов:

Насколько усердно мы стремимся применять в своей жизни этот совет?

Как мы можем принять «насаждаемое слово»?

В чем состоит разница между такими понятиями: быть управляемым грехом и быть под водительством Христа?

Как мы можем наиболее эффективно использовать «меч духовный» в борьбе с искушением?

Почему для многих людей легче провести час перед телевизором или в интернете, чем за чтением Библии?

Учитывая, что искушения зачастую атакуют быстро и неожиданно, как мы можем быть готовыми незамедлительно и эффективно отражать эту атаку?

Какие преимущества являются результатом ежедневного общения с Богом и исследования Его Слова?

Бог дарует нам все необходимое, чтобы мы вырвались из рабства греха. Самое могущественное дарованное Им средство — «меч духовный, который есть Слово Божие». Господь побуждает нас держать этот меч заточенным, наготове, храня это Слово в наших сердцах, чтобы нам не грешить перед Ним.

Пастор Александр Серков