Субботняя школа с пастором Александром Серковым

27-09-2014, комментариев 12 Просмотров: 581

1 урок 4 квартал для уроковНачался последний четвертый квартал в этом году, и мы приступаем к новой теме. Нам предстоит изучить послание Иакова. В чем заключается трудность этого послания? У него особая тема и особый уклон повествования. Он касается непосредственно практической бытовой стороны жизни христианина. Послание, вероятно, было первым из всех существующих христианских писаний, и оно наиболее близко передает учение Иисуса, которое мы находим в Евангелиях. Как и в притчах Христа, мы находим в Послании Иакова многочисленные образы, взятые из сельского хозяйства и мира финансов. Другие важные темы говорят о мудрости, молитве и особенно о вере.

Иаков уникален и в других отношениях. Он приоткрывает перед нами завесу, позволяя увидеть некоторые трудности, с которыми сталкивались первые христианские общины. В Церковь проникали зависть, ревность и светскость, поэтому складывается впечатление, что имело место социальное и культурное давление, настраивающее богатых и бедных христиан друг против друга. Мы также видим разыгрывавшуюся великую борьбу, исходя из того, что Иаков выступает против поддельных проявлений мудрости и веры. Он также касается темы возвращения Иисуса и особое место отводит таким темам, как Закон, суд и Второе пришествие.

Многие здесь не видят темы о благодати, и им кажется, что это послание не очень-то и актуально. Но не везде же обязательно надо касаться только одной темы о благодати. Иаков раскрывает и другие насущные вопросы, и мы их рассмотрим в этом квартале.

Мы приступаем к первом уроку:

Иаков, брат Господа

К этой теме мы имеем памятный стих:

«Вы — друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» (Иоан.15:14).

Почему именно этот текст выбран как эпиграфический? Он раскрывает практическую сторону христианина, так как Иаков касается именно этого вопроса в своем письме. И сам Иаков в своей жизни показывает плоды искренней, живой веры. Он выделяет контраст между проявлениями и плодами истинной и ложной религии. Это нравоучительное послание насыщено прекрасными иллюстрациями. Иаков пишет свободно от полноты своего сердца, касаясь мыслей, приходящих ему на ум. Поэтому изучая послание, мы начинаем чувствовать самого автора и его настрой.

Что ж, прежде чем приступить к изучению Послания, давайте познакомимся с самим автором. В этом уроке мы как раз и посмотрим: кем был Иаков? Какое отношение он имел к Иисусу, и какое положение он занимал в церкви?

Воскресенье. Иаков, брат Иисуса

Читаем текст Писания:

1 Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, — радоваться (Иак.1:1).

Конечно, автобиографию Иаков дает скудную. Только и того, что мы узнаем из этих первых слов: его имя и то, что он называет себя рабом Бога и Господа Иисуса Христа. То, что апостол так просто себя называет, свидетельствует о его известности – он не нуждается в уточнении своего имени. Это с одной стороны — мы можем прийти к такому выводу, но с другой стороны, проблемным может оказаться то, что любые письма, даже сегодня, подписываются на наружной обертке, конверт ли это, как сегодня, или какие-то наружные пометки с именем адресанта; или вообще, если письмо было переслано не почтой, а через гонца, то гонец просто сообщал, от кого письмо он передает. Вот и все. А в самом письме уже не уточнялся адресант. Либо в данном случае мы можем предположить, что все известные Иаковы ко времени написания этого послания уже умерли и остался один. Но кто именно был автором послания? Комментаторы сходятся на мнении, что это был один из братьев Иисуса, только он жил достаточно долго и был известен в Церкви, и он написал это послание.

Спорным среди богословов является вопрос не только об Иакове, но и обо всех братьях и сестрах Иисуса, были ли они дети Марии после Иисуса или это дети Иосифа от первого брака?

Давайте посмотрим, как этот вопрос рассматривает наша Адвентистская церковь. Я приведу некоторые комментарии из Адвентистских источников.

«Иосиф был вдовцом, ко времени его женитьбы с Марией. У него было, по крайней мере, шестеро других детей» (Матф. 12:46; 13:55,56; Марк. 6:3; Ж.В.90, 32); упоминаются четверо братьев и неуказанное число сестер, все они, вероятно, были старше Иисуса (Ж.В.86,87). (Комм. АСД на Матф.1:18).

«У Иисуса были и братья и сестры, однако, братья, по крайней мере, были старше Иисуса и поэтому являлись детьми Иосифа от прежнего брака. То обстоятельство, что Иисус поручил Свою мать заботе Иоанна позволяет предположить, что у Марии не было других собственных детей» (Комм. АСД на Матф.1:25).

«Его названные братья, сыновья Иосифа, в этом противостоянии принимали сторону раввинов» (ЖВ 86).

«Братья были недовольны Иисусом, считая, что Он, как младший, должен во всем подчиняться им. Они обвиняли Иисуса в заносчивости, в неуважении к почитаемым в обществе учителям, священникам и старейшинам. Бывало, что и угрожали Ему, пытались запугать. Но Он шел вперед, руководствуясь Писаниями» (ЖВ 87).

«Сыновья и дочери Иосифа знали это и, пользуясь ее озабоченностью за судьбы детей, пытались заставить Иисуса поступать так, как им хотелось» (ЖВ 90).

«Из Евангелий явствует, что это были сыновья Иосифа от прежнего брака. Тот факт, что Иисус доверил Свою мать попечению Иоанна доказывает, что «братья» (и сестры) Иисуса не были собственными детьми Марии. Из отношений братьев к Иисусу видно, что они были старше Его. Они пытались удержать Его, насмехались над Ним, и вообще вмешивались в Его поведение, в то время позволить себе это могли только старшие братья по отношению к младшему. Для знакомого с обычаями Библейских стран, этот вывод уже сам по себе кажется убедительным. Это заключение, основанное на сообщениях Евангелий, также поддерживается высказываниями в Ж.В 86, 87,90,321 (Комм. АСД на Матф.12:46)

Таким образом, сводный брат Иисуса по сводному отцу Иосифу, Иаков, который, вероятно был старшим сыном Иосифа, написал это послание.

Понедельник. Иаков как верующий

Возьмем два текста Писания:

5 И что явился Кифе, потом двенадцати;

6 потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили;

7 потом явился Иакову, также всем Апостолам (1Кор.15:5-7).

И еще один текст:

14 Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его (Деян.1:14).

Если сопоставить эти тексты с теми, которые описывают противостояние братьев Христу, то мы видим существенную перемену в их жизни. Терпение Христа, Его положительное влияние оказывало на них положительное действие. Воскресение Христа видимо пробудило их скептически настроенные сердца, и они признали в Иисусе Мессию. И уже к дням Пятидесятницы мы видим их среди пребывающих в молитве и молении. Иаков был в том числе.

Вот еще некоторые тексты, свидетельствующие об Иакове, уже как о христианине, который стал даже ведущей фигурой в церкви.

13 После же того, как они умолкли, начал речь Иаков и сказал: мужи братия! послушайте меня.

14 Симон изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое.

19 Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников (Деян.15:13-14,19).

Или такой текст:

18 Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.

19 Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня (Гал. 1:18-19).

И еще один текст из послания к Галатам:

9 И, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным (Гал.2:9).

Мы видим, что в христианской церкви Иаков уже фигурирует, и не просто как рядовой христианин, а как один из руководителей церкви. Через пять лет мы видим Иакова уже председательствующим на совете в Иерусалиме. Из перечисляемых «столпов» Иерусалимской церкви Павел упоминает Иакова первым, а потом Петра и Иоанна. Это не маловажный фактор.

Вот так из сомневающегося и скептически настроенного Иаков превращается в гиганта первоапостольской церкви.

Вторник. Проблема послания Иакова

К сожалению, возможно, из-за влияния Лютера, многие христиане не могут увидеть важной вести, содержащейся в Послании Иакова. Не приуменьшая вклада Лютера, сделанного для Церкви его дней, мы должны помнить, что реформация не закончилась со смертью Лютера. Она должна продолжаться до последних дней истории этого мира. Хотя реформаторы продолжали разделять некоторые серьезные заблуждения, с тех пор и до наших дней новый свет постоянно освещал Писание и постоянно открывались новые истины. Но вместе со всем этим, скептицизм отношения Лютера к этому посланию, которое он назвал соломенным, гнездится в сердцах некоторых христиан.

Стоит удивляться, как Лютер не мог заметить и выявить удивительный факт, что в своем коротком послании Иаков о вере говорит 19 раз – больше, чем о делах и оправдании, вместе взятых.

Вот смотрите, что он пишет уже в первых стихах послания:

3 Зная, что испытание вашей веры производит терпение;

5 Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему.

6 Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой (Иак.1:3,5-6).

Иаков здесь говорит не просто о вере, а о доверии, уповании. Он говорит о победоносной вере, успешно преодолевающей различные житейские невзгоды, всевозможные искушения. Ведь мы знаем, что каждая схватка с искушением укрепляет веру победоносного христианина. Как в военном деле ветеран, научившийся уверенно встречать привычные для него опасности, более надежен, нежели необстрелянный новобранец, так победоносный христианин лучше подготовлен к различным испытаниям, нежели христианин с неподготовленной и не укрепленной верой.

Такой верой является непреклонное убеждение, что Иисус Христос имеет план для жизни каждого человека; и что для каждого испытания Он предусматривает выход. Человек веры верит, что нет такого стечения обстоятельств, которые могли бы провалить благие намерения, имеющиеся у Господа для Его детей.

Мы вполне можем сказать: Молитва без упования и веры бесполезна. Если мы просим мудрости, то мы должны иметь уверенность, что получим ее.

Мы не только должны обращаться к истинному источнику благословения, но должны делать это в правильном духе. Мы должны приблизиться к нашему Отцу, веря в Его способность и желание нам помочь, полагаясь на надежность Его обетований. Верить, значит доверять Богу, полагаясь, что Он нас любит и знает, что для нас лучше.

Среда. Адресат послания

Самые первые слова послания раскрывают не только адресант, но и адресат:

1 Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, — радоваться (Иак. 1:1).

Кому было адресовано послание? Кто такие «12 колен»? Имел ли в виду Иаков 12 колен Израилевых в буквальном понимании этого слова? Если 10 колен северного царства пошли в плен в 722 году до Р. Хр., и лишь немногие из их потомков вернулись в Палестину, да и там притом перемешались с ассирийцами, то что от них осталось?

Поэтому, по крайней мере Иаков имел ввиду под словами «12 колен» в общем смысле всех евреев, независимо от колена. А быстрей всего, он имел в виду двенадцать колен духовного Израиля. Эта мысль присутствует и в книге Откровение:

4 И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых (Откр. 7:4).

Духовный Израиль действительно был рассеян по всему миру. Нет основания считать, что он в своем послании имел ввиду необращенных евреев рассеянных по всему миру, в том числе и находящихся в языческих странах. А вот христиане, которые вначале сосредоточились в Иерусалиме, по причине гонений были рассеяны по всем городам и селениям Римской империи.

Можно считать это письмо циркулярным, направленным от руководства церкви, в данном случае, от одного из столпов церкви, к диаспоре, к рассеянным по всему миру.

Четверг. Преимущество ли быть братом Иисуса?

Можно подумать, что иметь Иисуса братом было бы огромным преимуществом. Но хотя Иаков имел возможность наблюдать за Иисусом до и во время Его общественного служения, поверить в Христа ему было не легче, чем кому-то другому. Возможно, ему было даже сложнее. Как сказал Иисус «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем» (Марк.6:4). Однако ко времени вознесения Иисуса на небеса Иаков и его братья, включая Иуду, были в числе верующих (Деян.1:14). Как и Иаков, Иуда также написал новозаветное Послание.

Имеют ли сегодня преимущество те, которые ближе к религии с самого детства? Или те, кто родился в адвентистской семье? Нет. Мы видим, как язычники приходили ко Христу и становились христианами. Может быть их было даже больше, чем израильтян по плоти, которые с детства были верующими?!

Дело не в родстве с Иисусом, и не в рождении в среде верующих. От каждого из нас требуется полная отдача себя Христу и полное Ему доверие.

Изучая Послание Иакова, важно помнить: апостол пишет о том, как жить, будучи христианином, а не о том, как стать таковым. Это важное разграничение отличает его Послание от посланий Павла, особенно от Посланий к римлянам и к галатам, где апостол главным образом говорит о том, как мы спасаемся. Иаков говорит о важности дел, но, в отличие от Павла, никогда не упоминает о «делах закона».

Послание Иакова написано, как практическое пособие по христианской жизни. Оно рассказывает, как преодолевать сомнения и искушения (1:6-15), оговаривает позицию, которую нам следует занимать в отношении богатых и бедных (2:1-7,14-17). Мы учимся контролировать свои слова (3:1-12) и эффективно молиться (4:2-3; 5:15-18). Здесь также можно найти жемчужины мудрости, которые уже давно стали достоянием человечества: «всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев» (1:19); «мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста … беспристрастна и нелицемерна» (3:17); «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (4:6); «покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас» (4:7).

Это преимущество имеем все мы, Христос сделал всех нас Своими друзьями и братьями: Одна из самых важных идей в послании Иакова заключается в том, что наши дела должны согласовываться с нашими словами.

Пятница. Иаков и Иисус

Иаков имел возможность видеть Иисуса, когда Он был ребенком, юношей и взрослым. Затем Иаков не только уверовал в Иисуса как Мессию, но и стал руководителем христиан в Иерусалиме.

Лишены ли мы этой возможности – взирать на Иисуса? На то мы и изучаем Священное Писание, и это изучение не менее эффективное, чем видеть Христа лично и учиться у Него не дистанционно.

Иаков научился смирению и истинной мудрости. Неудивительно, что эти важные темы он включил в свое послание. Смотрите, какие мудрые изречения предлагает Иаков:

9 Да хвалится брат униженный высотою своею,

10 а богатый — унижением своим, потому что он прейдет, как цвет на траве.

11 Восходит солнце, настает зной, и зноем иссушает траву, цвет ее опадает, исчезает красота вида ее; так увядает и богатый в путях своих (Иак. 1:9-11).

И делает в связи с этим призыв:

21 Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души (Иак. 1:21).

Или так пишет Иаков:

13 Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью.

14 Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину.

15 Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская,

16 ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое.

17 Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна.

18 Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир (Иак. 3:13-18).

Возьмем еще один текст:

6 Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

7 Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас.

8 Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные.

9 Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость — в печаль.

10 Смиритесь пред Господом, и вознесет вас (Иак.4:6-10).

Вы заметили, чем-то сходны высказывания Иакова с учением Иисуса, особенно с Нагорной проповедью. Внимательно сравнивая Послание Иакова с Евангелиями, можно обнаружить, что это письмо не основано ни на одном из них. Иаков, судя по всему, пишет, исходя из близкого, личного знакомства с учением Иисуса, Который всегда вдохновлял Своих слушателей верить и призывал их применять эту веру. По мере изучения Послания Иакова мы обнаружим в нем весьма схожий подход. Иаков не довольствуется слабой, бесплодной или колеблющейся верой. Как мы увидим на следующей неделе, в первой части книги доминирует тема веры и Иаков показывает, как это важнейшее качество укрепляет жизненно необходимые взаимоотношения со Христом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, Послание Иакова — это, по сути, пособие по практической христианской жизни. Изучая Послание Иакова, важно помнить: апостол пишет о том, как жить, будучи христианином, а не о том, как стать таковым.

Стоит задать еще лишь несколько практических вопросов:

Насколько наши поступки соответствуют нашим взглядам и ценностям? Если этого соответствия нет, спросим себя: Как я могу добиться такого соответствия: изменив свои взгляды и ценности или изменив свои поступки? Как Христос помогает нам измениться?

Резонные вопросы? Они насущные и над ними стоит поразмышлять на досуге.

Пастор Александр Серков

Рубрика: Библейские исследования, Субботняя школа


Комментарии (12):

  • Руслан

    |

    Не сочтите за ропот , но в уроке не заметил практических вопросов .Только вот в конце заданы общие , на которые как всегда не хватит времени у обсуждающих :-((


  • А

    |

    Если 12 колен — духовные.
    то и Иаков «брат» Иисуса — тоже только духовный брат


  • Петров Александр

    |

    «как всегда не хватит времени у обсуждающих :»-Однажды в нашем унионе проводил семинар руководитель отдела СШ ГК.Он говорил,что в любой общине,культуре и стране всегда есть братья которые всегда поднимают на СШ вопросы не касающиеся темы урока.Вот на них то как всегда времени хватит)))


  • Петров Александр

    |

    Вопрос к пастору Ал.Серкову.В 1й главе10 и 11 стихи.поясните насчет бедного и богатого.что за высота,что за унижение?


  • П.А.

    |

    Всегда было интересно где были другие дети Иосифа ,когда он с Марией и младенцембыл в Египте.


  • Др.

    |

    Чем кротость отличается от смирения?

    Кротость -черта характера (либо врожденная, либо приобретенная), основанная на пребывании в соответствующем духе..
    Смирение — состояние ума (не обязательно в мирном духе).


  • Александр Серков

    |

    Если 12 колен — духовные.
    то и Иаков «брат» Иисуса — тоже только духовный брат.

    Иаков — больше чем духовный брат. Он — сводный юридический брат. Подобное родство мы можем наблюдать и сегодня: теща, тесть, свекровь и свекр. Теща и тесть по крови для зятя — никто, но по закону через его жену они ему являются папой и мамой. Для невестки отец и мать мужа являются папой и мамой по закону. Так и сыновья Иосифа по закону (так как Иосиф был в законном браке с Марией, матерью Иисуса) были братьями Иисуса. А это уже больше, чем духовные братья.


  • Александр Серков

    |

    Вопрос к пастору Ал. Серкову. В 1й главе10 и 11 стихи. Поясните насчет бедного и богатого. Что за высота, что за унижение?

    Цитирую текст Писания:

    9 Да хвалится брат униженный высотою своею,
    10 а богатый — унижением своим (Иак. 1:9-10).

    Заканчивая 8 стихом, Иаков переходит от вопроса о принятии испытаний к двум частным испытаниям, а именно в 9 и 10 стихах он приводит вид испытания богатством и бедностью. Приступая к этому щекотливому вопросу, Иаков повторяет (стих 2) теплое обращение «брат», чтобы подчеркнуть узы всеобщего братства, связывающие богатых и бедных в христианском содружестве. Он хочет сказать, что ни богатство, ни бедность не должны нарушить теплых дружеских связей между христианами.

    Материальная нужда – испытание, с которым многим приходилось сталкиваться, принижало и угнетало христиан. Эти обстоятельства были испытанием в том смысле, что проверялась их вера и преданность Богу. Униженный брат искушается завидовать и обижается на своего богатого собрата; богатый же искушается мнить себя выше униженного или извлекать для себя выгоду из бедности своего брата.

    Но Иаков призывает временное рассматривать во свете вечного. Он заостряет внимание на том, что нравственные приобретения намного важнее нежели приобретение материальных. Возвышение бедного брата заключается в духовных благословениях, получаемых ими в настоящее время и в обетованиях вечной радости, которая более чем возместит его житейские невзгоды на земле. Иаков старается противопоставить обильные блага благодати Божией преходящей пользе земных благ.

    С другой стороны Иаков противопоставляет богатого бедному. Он призывает самостоятельного христианина радоваться тем испытаниям, которые его постигают.

    Итак, бедному надлежит радоваться христианским преимуществом настоящего и обетованием будущего; а богатый должен радоваться своим христианским унижением и презрением со стороны мира больше, чем своим материальным состоянием. Иными словами, богатый должен радоваться тому, что он хотя и презирается в настоящее время, как член преследуемой секты, однажды будет возвышен, как член высшего царства Божьего. Нужно еще учитывать тот факт, что многие богатые теряли свое имущество по причине гонений и несправедливости со стороны власть имущих, а многие отдавали свое имущество для поддержания дела Христова. Вот Иаков и пишет:

    9 Да хвалится брат униженный высотою своею,
    10 а богатый — унижением своим (Иак. 1:9-10).


  • Александр Серков

    |

    Чем кротость отличается от смирения?

    Кротость, кроткий — Незлобивый, покорный, смирный.:)

    Смирение — Отсутствие гордости, готовность подчиняться чужой воле. 😀
    Это почти синонимы.


  • Александр Серков

    |

    Всегда было интересно где были другие дети Иосифа, когда он с Марией и младенцем был в Египте.

    Может быть с бабушкой и дедушкой охраняли хозяйство и плотницкую мастерскую от мародёров?!! 8) (Y)


RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитировать) - выделите текст в окне курсором и нажмите одну из кнопок форматирования. Более подробно об этом читайте на странице "Помощь".
Если Вы желаете исправить свой комментарий или удалить его - напишите нам в редакцию.
Запрещается размещать комментарии через прокси-сервера, с целью скрыть свои данные.
Запрещается размещать комментарии с использованием множественных фиктивных имен с целью создать видимость участия в обсуждении группы людей. Постоянные псевдонимы допускаются.
Запрещается размещать в комментариях URL ссылки на статьи, размещенные на сайтах враждебных к Церкви АСД или призывающих к расколу, независимо от изложенного там материала.
Если, по Вашему мнению, какой-то комментарий является оскорбительным или унижающим Вас или Ваши религиозные верования, или является таковым в отношении других читателей - напишите нам в редакцию. Мы рассмотрим этот вопрос, и если нужно, примем меры.
© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2016
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH. Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)
или с мобильного: Life (093) 50-157-80, МТС (066) 707-000-5, Киевстар (098) 707-000-5.