Политика изменчива, истина вечна

Политика — искусство достижения, удержания и использования власти, в первую очередь государственной. Библия много говорит о политике. И одна из сквозных ее идей — народ Божий не должен мыслить политически. Связывать свою историю, общественное положение и миссию с борьбой за власть в конкретной стране либо во всем мире (Втор.7:1-8). Уповать на ту или иную земную силу в решении своих вопросов. Оружие Божьего народа — святость и надежда на Господа. Чем больше народ Божий доверял Творцу, тем меньше ему приходилось воевать.

Древний Израиль Бог поместил в таком месте, где он был буферной зоной между южными царствами — в первую очередь, Египтом, и северными царствами — в разное время Сирией, Ассирией, Вавилоном, Персией… Идеальной политической позицией для Израиля был нейтральный внеблоковый статус. Соседи хотели видеть его военным партнером, но, давая надежду одним, он противопоставлял себя другим. И каждый военный союз давал право сильному партнеру обращать оружие против бывшего союзника. В долгосрочной перспективе Израиль всегда проигрывал от политических расчетов.

ВХОД — РУБЛЬ, А ВЫХОД…

Во время пророка Исаии супердержавой была Ассирия. Израиль и Сирия предложили Иудее военный союз против Ассирии. Через Исаию Бог заверил иудейского царя Ахаза, что союз Израиля и Сирии не представит серьезной угрозы Иудее. Пусть Ахаз уповает на Господа и хранит политический нейтралитет. Ахаз отказался принимать Божьи знамения и заключил союз с Ассирией против агрессивных соседей. План сработал: ассирийская армия разбила сирийско-израильскую коалицию и депортировала израильтян. Десять еврейских колен исчезли навсегда. Но для Иудеи выйти из этого союза оказалось невозможно. Когда сын Ахаза, благочестивый Езекия, решил вернуться к нейтральному статусу и расторг военный договор с Ассирией, ассирийцы прислали войска, чтобы осадить Иерусалим, сбросить мятежного царя и депортировать население Иудеи. Езекия обратился за помощью к Эфиопии. Опять возникло впечатление, что это было хорошим решением: эфиопский царь вышел навстречу ассирийцам.

Ис.36:4 И сказал им Рабсак: скажите Езекии: так говорит царь великий, царь Ассирийский: что это за упование, на которое ты уповаешь?

5 Я думаю, [что] это одни пустые слова, [а] для войны нужны совет и сила: итак на кого ты уповаешь, что отложился от меня?

6 Вот, ты думаешь опереться на Египет, на эту трость надломленную, которая, если кто опрется на нее, войдет тому в руку и проколет ее! Таков фараон, царь Египетский, для всех уповающих на него.

7 А если скажешь мне: «на Господа, Бога нашего мы уповаем», то на того ли, которого высоты и жертвенники отменил Езекия и сказал Иуде и Иерусалиму: «пред сим только жертвенником поклоняйтесь»?

8 Итак вступи в союз с господином моим, царем Ассирийским; я дам тебе две тысячи коней; можешь ли достать себе всадников на них?

9 И как ты хочешь заставить отступить вождя, одного из малейших рабов господина моего, надеясь на Египет, ради колесниц и коней?

10 Да разве я без воли Господней пошел на землю сию, чтобы разорить ее? Господь сказал мне: пойди на землю сию и разори ее. (…)

16 Не слушайте Езекии, ибо так говорит царь Ассирийский: примиритесь со мною и выйдите ко мне, и пусть каждый ест плоды виноградной лозы своей и смоковницы своей, и пусть каждый пьет воду из своего колодезя,

17 доколе я не приду и не возьму вас в землю такую же, как и ваша земля, в землю хлеба и вина, в землю плодов и виноградников.

18 [Итак] да не обольщает вас Езекия, говоря: «Господь спасет нас». Спасли ли боги народов, каждый свою землю, от руки царя Ассирийского?

19 Где боги Емафа и Арпада? Где боги Сепарваима? Спасли ли они Самарию от руки моей?

20 Который из всех богов земель сих спас землю свою от руки моей? Так неужели спасет Господь Иерусалим от руки моей?

Слова Рабсака — смешение правды и лжи. Бессмертный образчик имперской пропаганды.

Ис.37:14 И взял Езекия письмо из руки послов и прочитал его, и пошел в дом Господень, и развернул его Езекия пред лицем Господним;

15 и молился Езекия пред лицем Господним и говорил:

16 Господи Саваоф, Боже Израилев, седящий на Херувимах! Ты один Бог всех царств земли; Ты сотворил небо и землю.

17 Приклони, Господи, ухо Твое и услышь; открой, Господи, очи Твои и воззри, и услышь слова Сеннахирима, который послал поносить Тебя, Бога живаго.

18 Правда, о, Господи! цари Ассирийские опустошили все страны и земли их

19 и побросали богов их в огонь; но это были не боги, а изделие рук человеческих, дерево и камень, потому и истребили их.

20 И ныне, Господи Боже наш, спаси нас от руки его; и узнают все царства земли, что Ты, Господи, Бог один.

Где молитва о победе эфиопской армии? Где просьба сохранить жизнь царя? Езекия смог подняться над политической подоплекой этого конфликта и опереться на его духовную сторону, увидеть здесь Божьи интересы. И Творец это оценил.

Ис.37:36 И вышел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч [человек]. И встали поутру, и вот, все тела мертвые.

37 И отступил, и пошел, и возвратился Сеннахирим, царь Ассирийский, и жил в Ниневии.

38 И когда он поклонялся в доме Нисроха, бога своего, Адрамелех и Шарецер, сыновья его, убили его мечом, а сами убежали в землю Араратскую.

Поражение ассирийских полчищ у стен небольшой столицы стало международной сенсацией.

2Пар.32:23 Тогда многие приносили дары Господу в Иерусалим и дорогие вещи Езекии, царю Иудейскому. И он возвеличился после сего в глазах всех народов.

ПРОКЛЯТИЕ УСЛЫШАННОЙ МОЛИТВЫ

Видя, что Езекия, принимая почести, не указывал на Бога, который по Своей милости спас Иерусалим, Господь допустил, чтобы царь смертельно заболел — решил убрать его с политической арены. Несмотря на прямое повеление составить завещание для своего дома — т. е. передать царство — Езекия выпросил еще 15 лет жизни. За этот период у него родился сын Манассия, который стал самым нечестивым иудейским царем.

2Пар.33:9 Манассия довел Иудею и жителей Иерусалима до того, что они поступали хуже тех народов, которых истребил Господь от лица сынов Израилевых.

Хотя Манассия, попав в ассирийский плен, покаялся пред Богом, моральный развал страны уже нельзя было остановить. Реформы его внука, благочестивого Иосии, не принесли долгосрочных результатов.

В это время мировое господство установило другое семитское царство — Вавилон. В битве при Кархемише (где погиб царь Иосия) Навуходоносор разбил армии Египта и Ассирии.

Последними царями Иудеи были три нечестивых сына Иосии. Первого сверг царь Египта. Второй — ставленник фараона — убит при первой осаде Иерусалима вавилонянами. Третий — ставленник Навуходоносора — расторг союз с Вавилоном, ожидая военной помощи от Египта. И опять казалось, что это правильный расчет.

Иер.37:1 Вместо Иехонии, сына Иоакима, царствовал Седекия, сын Иосии, которого Навуходоносор, царь Вавилонский, поставил царем в земле Иудейской.

2 Ни он, ни слуги его, ни народ страны не слушали слов Господа, которые говорил Он чрез Иеремию пророка.

3 Царь Седекия послал Иегухала, сына Селемии, и Софонию, сына Маасеи, священника, к Иеремии пророку сказать: помолись о нас Господу Богу нашему.

4 Иеремия тогда еще свободно входил и выходил среди народа, потому что не заключили его в дом темничный.

5 Между тем войско фараоново выступило из Египта, и Халдеи, осаждавшие Иерусалим, услышав весть о том, отступили от Иерусалима.

6 И было слово Господне к Иеремии пророку:

7 так говорит Господь, Бог Израилев: так скажите царю Иудейскому, пославшему вас ко Мне вопросить Меня: вот, войско фараоново, которое шло к вам на помощь, возвратится в землю свою, в Египет;

8 а Халдеи снова придут и будут воевать против города сего, и возьмут его и сожгут его огнем.

9 Так говорит Господь: не обманывайте себя, говоря: «непременно отойдут от нас Халдеи», ибо они не отойдут;

10 если бы вы даже разбили все войско Халдеев, воюющих против вас, и остались бы у них только раненые, то и те встали бы, каждый из палатки своей, и сожгли бы город сей огнем.

Как и в случае с ассирийским нашествием при Езекии, теперь надежды на военную помощь соседей не оправдались. Тут и там союзники сдержали слово и вывели армии — тогда Эфиопия, теперь Египет. Тогда ассирийская армия была сокрушена не в результате битвы с эфиопами, теперь фараон вернулся в свою землю, не защитив Иудею. Завершив вторую осаду Иерусалима, Навуходоносор обобрал, разрушил и сжег город и Храм.

ТРИ ПОМАЗАННИКА

Много раз Бог действовал через политические силы. Скажем, Исаия называет в своей книге трех помазанников (мессий): Свой народ, чья судьба должна открыть народам характер и замысел Бога, божественного Слугу, чья жертвенная смерть искупит грехи человечества, и… язычника — персидского царя Кира, который завоюет Вавилон и вернет свободу пленным иудеям. О Кире Господь говорит:

Ис.45:4 Ради Иакова, раба Моего, и Израиля, избранного Моего, Я назвал тебя по имени, почтил тебя, хотя ты не знал Меня.

Языческий политик называется избранным инструментом Провидения.

Но в случаях ассирийской и вавилонской осады Иерусалима Бог не прибег к политическим средствам. Он лично спас столицу Иудеи от ассирийцев и позже лично воевал на стороне Вавилона.

Иер.25:9 вот, Я пошлю и возьму все племена северные, говорит Господь, и пошлю к Навуходоносору, царю Вавилонскому, рабу Моему, и приведу их на землю сию и на жителей ее и на все окрестные народы; и совершенно истреблю их и сделаю их ужасом и посмеянием и вечным запустением.

Ранее Исаия называл Кира Божьим рабом. Божий раб Навуходоносор разрушил Иерусалим и Храм, Божий раб Кир приказал их восстановить.

Иеремия показывал, что во времена вавилонской осады иудейский царь, рассчитывавший на помощь Египта, просил пророка о Божьей защите для Иерусалима в тех же выражениях, как и ранее Езекия. Мол, спас же твой Бог столицу от ассирийцев, пусть спасет и сейчас! Нам как воздух нужно Его чудо!

Почему в политическом отношении Всевышний в этих случаях действовал противоположным образом? Почему тогда спас, теперь нет? Причина этого лежит в сфере не политики, а духовности, веры в Божье откровение.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ БЛАГОЧЕСТИЕ

Божий завет с Израилем включал пункт о политической независимости этой страны.

Втор.28:9 Поставит тебя Господь народом святым Своим, как Он клялся тебе, если ты будешь соблюдать заповеди Господа Бога твоего и будешь ходить путями Его;

10 и увидят все народы земли, что имя Господа нарицается на тебе, и убоятся тебя.

Исполнение Израилем правил завета приводило к действие руку Божью, охранявшую Его народ. И разница этих случаев была в том, что изгнание ассирийцев пришло как итог духовных преобразований, совершенных царем Езекией. Как мы видели в его молитве, он доверился Господу, а не эфиопской армии, искал исполнения Его воли. Последний иудейский царь никогда всерьез не становился на Божью сторону, мыслил сугубо политически и до последнего цеплялся на посулы Египта. Разрушение Храма также состоялось как итог морального разложения Иудеи, идущего от царя Манассии, его нечестивого прадеда.

Само избрание израильтянами царя Бог ранее воспринял как отвержение Его правления над Своим народом.

1Цар.8:7 И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними.

В эпоху Судей духовное состояние народа также было отвратительным. Но если тогда Бог ставил лидерами тех, кто в конкретный момент был наиболее послушен Его руке, то теперь Израилем управлял старший сын предыдущего царя. Почувствуйте разницу.

Бог не хочет, чтобы Его народ мыслил политически. Политическая платформа народа Божьего такова:

Дан.4:14 Всевышний владычествует над царством человеческим, и дает его, кому хочет. (…)

31 Которого владычество — владычество вечное, и Которого царство — в роды и роды.

32 И все, живущие на земле, ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: «что Ты сделал?»

Мы признаём земные власти — как инструменты в Божьей руке. Не больше и не меньше. Если мы доверимся им более, чем Царю царей, то станем идолопоклонниками.

Политика изменчива, истина вечна. Бог в разное время действует тем или иным образом в политической сфере. Но Его общение со Своим народом не основано на политических расчетах. Он открыл нам Свой вечный закон, заключил неизменный завет. Мы не члены Его партии, а Его дети, жители Его дома. Его волю мы познаём не из политических сводок и прогнозов, а из вернейшего пророческого слова. Будущее нам открыто в самых общих чертах, но известны цели и результаты Божьих действий. Мы знаем, куда Он придет, хотя часто и не догадываемся, как.

Никто не отменял наших гражданских и политических прав и обязанностей. За кого голосовать на конкретных выборах — наш выбор и наша ответственность. Но в первую очередь нам надо быть гражданами Нового Иерусалима, искать воли Божьей и действовать как библейские верующие, а лишь во вторую очередь — как граждане конкретной страны и участники политических процессов.

Максим Балаклицкий