Субботняя школа с пастором Александром Серковым. Урок — 13. Царство Христа и закон

Вот мы и подошли к рассмотрению последнего урока в этом квартале, который имеет заглавие: «Царство Христа и закон». Изучая уроки под общей рубрикой: «Христос и его закон», вы не могли не заметить, что в 11 темах в заглавии было слово «закон», и в 12 из 13 тем в заглавии фигурировало слово «Христос».

В мире есть множество пар, когда одно без другого приобретает совсем другой смысл. И все же совершенное единство Божьего закона и Его любви, а Христос есть воплощение любви Бога; и вот это единство намного удивительнее и сложнее. По отдельности каждый аспект важен и полезен, но вместе это что-то неземное. Вместе они способствуют освящению человека.

Но, если Божьи закон и любовь были созданы, чтобы друг друга дополнять, почему тогда они так часто кажутся разными и взаимоисключающими? Люцифер медленно начал терять любовь, которая должна была быть в паре с Божьим святым законом. Его любовь к себе стала причиной того, что он, исполняя свои обязанности, лелеял в сердце восстание. Вскоре он преуспел в разделении этой пары — он говорил себе и своим собратьям ангелам, что по-настоящему любящий Бог не наложил бы на них ограничений.

Люди не раз попадались в подобную ловушку. Каин принес жертву. Он исполнил закон, но его жертва не была угодна Богу, потому что он не любил Его настолько, чтобы принести ту жертву, которую просил Бог. Фарисеи добавляли правила и установления к закону и заставляли всех им повиноваться, но они не обращали внимания на других людей. Сатана и сегодня использует эту тактику. Он либо обращает все наше внимание на детали закона, либо заставляет нас считать, что мы можем о нем забыть и сконцентрироваться только на Божьей любви.

В 1 Кор. 13:2 Павел говорит, что если у нас есть вера, а нет любви, то мы — ничто. Подумайте об этом. Мы можем тщательно соблюдать весь закон, но если у нас недостает любви, будет так, будто мы закон никогда и не соблюдали. В свою очередь, если у нас есть только любовь, а закон мы не соблюдаем, мы осуждены, потому что если мы любим Иисуса, то будем соблюдать Его заповеди.

Исследуя на этой неделе урок, давайте найдем связь Божьего закона и Его любви. Давайте будем показывать любовь к Христу и людям и жить в согласии с законом и признавать нашу нужду в благодати, когда мы оступаемся.

К этой теме мы имеем памятный стих:

«Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их, и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» (Иер.31:33).

Итак, давайте подойдем к рассмотрению этого урока более подробно.

Воскресенье. Царство Божье

Начнем сразу же с вопроса: «Имела ли первая пара людей Закон Божий до грехопадения?» Мы можем ответить однозначно: имела. Но кто-то скажет: «А где об этом написано в Библии?» Как же мы привыкли, чтобы нам на каждый случай жизни была прямая цитата, и притом из Библии. А для чего существует тогда экзегеза?

Мы можем взять такой текст:

«Где нет закона, нет и преступления» (Рим. 4:15).

По существу, говоря об Адаме и законе и опираясь на высказывания Павла, мы приходим к выводу, что если бы не было закона, то и не было бы преступления со стороны Адама. Но в чем выражен был для первых людей закон в Эдеме? Он не был разложен по пунктам, но концепция закона была как раз в дереве познания добра и зла.

Приведу еще высказывание Павла:

«Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.6:23).

Как гармонично сливаются слова Павла и повеление Адаму по поводу дерева познания добра и зла. Здесь удивительный хиазм. Вот смотрите:

8 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.

9 И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.

15 И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.

16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,

17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.

Давайте проследим здесь хиазм:

А. Жизнь Адама в полной гармонии с Богом.

Б. Нарушая запрет – смертью умрешь (речь идет о вечной смерти).

Б (1) Возмездие за грех – смерть (вечная смерть).

А (1) Дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.

Удивительная весть: Адам имел предостережение, а мы имеем обетование. Цель Божия – процесс падения повернуть вспять; и блаженство в Эдеме, утерянное Адамом, вернуть человечеству вновь и дать ему Вечное Царство.

Это Царствие в общих чертах было обещано еще современникам Даниила в том истукане, который был дан в видении Навуходоносору. Там было предсказано политическое будущее человечества. И вот самым последним было предсказано царство, которое будет стоять вечно. Это удивительное обетование. Исполнится ли оно? Предыдущие пророчества истукана исполнились, почему последнее не должно исполниться? Оно непременно также исполнится.

Многие заявляют: «Зачем нам знать то, что исполнилось давно до нашего существования?» Вот в том то и дело, что изучая исполнившиеся пророчества, мы имеем уверенность в том, что исполнятся и те, которые еще не исполнились.

Бог предлагает нам легитимное царство Божье, а сатана что предлагает? Свое суррогатное царство. С этим предложением он подошел ко Христу в пустыне. Сатана предложил Иисусу господство над всеми земными царствами на условии, если Иисус падет и поклонится ему. Каким сильным было искушение, когда сатана предлагал отдать Ему мир! Однако, поклонившись сатане, Иисус попал бы в ту же западню, что и Адам, и, следовательно, также был бы виновен в нарушении Закона Своего Отца. Если бы Он это сделал, план спасения не состоялся бы и мы погибли бы в своих грехах. Иисус пошел путем легитимации и законным образом отнял у сатаны право на нашу землю.

Понедельник. Граждане царства

Сколько сегодня проблем возникает у человека с приобретением нового гражданства. На это нужно и время, чтобы имея вид на жительство, приобрести гражданство. Для того чтобы стать гражданином, нужно согласиться с режимом данного государства, с его законами и уставами и нужно соблюдать эти законы.

Мы сегодня имеем вид на жительство в небесном царстве. Но небесное царство не приемлет двойного гражданства, как это практикуется во многих странах на земле.

Некогда народ Божий хотел иметь двойное гражданство, ну, может быть, не в прямом смысле, но в своих богословских понятиях и в поклонении они имели двойные стандарты. И вот пророк их обличает. Мы читаем текст:

«И подошел Илия ко всему народу и сказал: долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте. И не отвечал народ ему ни слова» (3 Цар. 18:21).

Можем ли мы служить двум господам? Об этом мы читаем:

«Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне (Мат. 6:24).

Когда люди принимают решение следовать за Христом, это означает, что они поворачиваются спиной к царству дьявола. Теперь они принадлежат другому государству, Царству Господа Иисуса Христа, и, следовательно, живут по Его правилам, по Его Закону, а не по правилам дьявола. Однако дьявол не приветствует такого послушания людей и старается вернуть их обратно. Зачастую такое решение не приветствуют и люди, которые склонны не доверять «странникам и пришельцам» в своей среде. Однако, невзирая на все трудности, у Бога есть народ, который хранит верность Ему, а не князю этого мира.

Вторник. Вечное царство

Говоря о вечном царстве, не возникал ли у нас вопрос: А вдруг когда-то в вечности вновь возникнет зло, кто-то снова поднимет мятеж, и все во вселенной повторится, и может быть с успехом для восставших? Это интересный вопрос, но он имеет ответ и притом однозначный. Смотрите, что пишет по этому поводу Наум:

«Что умышляете вы против Господа? Он совершит истребление, и бедствие уже не повторится» (Наум 1:9).

А вот еще один текст Писания, который дает также намек на то, что грех больше не будет воспомянут:

31 Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет,

32 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь.

33 Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом.

34 И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более (Иер.31:31-34).

Мессианское Царство будет состоять из людей, сохранивших верность Богу в своем религиозном опыте. Перед лицом гонений и личных переживаний они избрали путь послушания и проявили готовность служить Богу своей жизнью. Бог вписал Свой Закон в их сердца, и Его силой они делали угодное Богу. В Царстве Христа не будет греха, в нем правит праведность.

Я думаю: то зло, которое пережило человечество на протяжении шести тысяч лет, настолько запечатлелось в сознании праведных людей и небожителей как весьма негативное явление, что никто уже не захочет даже и помыслить о подобном в течение всей вечности; и текст Откровение дает однозначное описание вечности:

4 И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло (Откр.21:4).

Среда. Закон в царстве

Мы вновь задаемся вопросом: «А будет ли закон в Царстве Божьем?» Или другими словами: «Нужен ли в вечности закон?»

Следуя логике размышления Павла, который писал: «Где нет закона, нет и преступления», — как мог согрешить Люцифер, если бы не было закона? А если закон был до грехопадения Люцифера, почему ему не быть после уничтожения греха и зла? Закон вечен, он существовал всегда и будет существовать всю вечность.

Но читая еще ряд текстов Павла, у нас вновь возникает вопрос. Я цитирую пару текстов:

«Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим. 5:20).

«Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона» (Рим. 5:13).

Неужели Павел противоречит сам себе? Не он ли писал: «Где нет закона, нет и преступления»? Пятую главу к Римлянам нам надо просто понять, о чем там идет речь? Во-первых, это послание он пишет Римлянам, а значит бывшим язычникам. У них действительно не было закона, но не потому, что закона не было вообще во Вселенной, а потому что иудеи им не раскрыли его. И вот к ним пришел закон, да от того же апостола Павла и от других вестников, и вот тогда умножились преступления, они многое узнали из того, чего они раньше не знали: это и вопрос многоженства, и соблюдение субботнего дня и идолопоклонство, да и вопрос о чистой и нечистой пище и многое другое. И когда они жили без Бога, грех им не вменялся, потому что у них не было закона.

Следовательно, не может быть греха, если нет Закона. Грех зависим от Закона, но Закон от греха не зависим. То есть Закон может существовать без греха. Фактически он и существовал без него в течение всех веков, пока Люцифер не поднял на Небе восстание.

«Когда сатана восстал против Закона Иеговы, то сама мысль о существовании Закона оказалась для ангелов чуть ли не открытием, ведь они никогда не задумывались об этом. Они выполняют свою службу не как слуги, а как сыновья. Между ними и их Творцом царит полное согласие» (Э. Уайт. Правила счастливой жизни, с. 109).

Понимая это, мы можем заключить, что отсутствие смерти и греха в Царстве Божьем не означает отсутствие Закона. Как закон тяготения необходим для гармоничного взаимодействия между физическими элементами Вселенной, так Божий нравственный Закон необходим для управления праведными взаимоотношениями между святыми. Когда Бог вписывает Свой Закон в сердца искупленных, Его единственной целью является запечатлеть их решение ходить путями праведности во всю вечность. Следовательно, Закон Бога становится самой сутью Его Царства. Поэтому у нас есть все основания верить, что принципы Божьего нравственного Закона будут существовать в Божьем вечном Царстве. Конечно, разница заключается в том, что эти принципы никогда не будут нарушены.

Четверг. Закон царства отражает Божью любовь

Читаем текст:

«Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки» (1Иоан.5:3).

Послушание Божьим заповедям является естественным продолжением нашей любви ко Христу. В жизни есть вещи, которые, кажется, длятся целую вечность: кашель от простуды, которая была три недели назад, игра в «Монополию», в которую вас втянул азартный сосед по комнате, а также неловкая тишина на первом свидании, которое проходит не так хорошо, как хотелось бы. Но в действительности есть всего лишь несколько вещей, которые длятся вечно. Обычно мы имеем дело с вещами, имеющими свой срок жизни, но Христово Царство его не имеет. Более того, мы все являемся жертвами современного представления о мгновенном удовольствии. Благая весть состоит в том, что Бог предоставил Свой закон любви, чтобы он был для нас ежедневным напоминанием о Его Царстве. Живя день за днем, мы можем увидеть Божье Царство любви, отражающееся в Его законе, и находить различия между Его Царством и царством дьявола.

В Библии содержится множество отличительных черт Божьего Царства от царства сатаны. Даниил приводит один из наиболее ярких контрастов между Божьим вечным правлением и недолговечностью всего остального.

Даниил пишет:

«И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно» (Дан. 2:44).

Божий закон, Его любовь и Его Царство — все отмечено постоянством, той чертой, которой обладает только Он. Бог приглашает нас выбрать жизнь. Его закон есть закон любви. Его закон дает нам возможность избрать жизнь. В мире, где относительность и баланс интересов правят балом, у нас есть светлый список правил. Нам следует делать правильный выбор, и мы знаем о последствиях, если мы его не сделаем. Удивительно, что закон, показывая различия между тем, кем мы были, и тем, кем мы являемся, когда становимся Божьими детьми, открывает любовь, которую мы находим во Христе.

Поэтому сложно представить закон Его Царства без любви.

Закон Царства, сформулированный в предостережениях о последствиях непослушания, ярко отражает Божью любовь. Закон описывает наши отношения с Ним и окружающим нас миром. Когда мы размышляем о том, где мы были до того, как приняли Божий закон, легко заметить, что везде написано о Божьей любви. Помня это, насколько сильнее мы будем желать приглашать людей присоединиться к Божьему Царству?!

Пятница. Закон, написанный на сердце

Читаем текст:

«Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом» (Евр.8:10).

На горе Синай Господь написал Свой закон на каменных скрижалях. Но Он имел в виду, что эти законы также будут написаны на сердцах народа. Но Израильтяне были довольны тем, что рассматривали эти законы просто как внешний свод законов, а их соблюдение — как вопрос внешнего, видимого согласия. Бог не имел в виду, чтобы Его законы рассматривались таким образом. Он предложил Своему народу пережить опыт нового сердца, но они довольствовались лишь внешней видимостью религии. При новом завете, сердца и мысли людей должны быть изменены. Люди не в состоянии поступать справедливо своей собственной силой, это возможно лишь силой Христа, пребывающего в сердце, живущего Своей жизнью в верующем. Они рождены от Духа и приносят плоды Духа (Гал. 5:22-23). Изменение может быть действенным только Божественной силой. Только Бог может «вложить» Свой закон в сердца Своих последователей, хотя, конечно, не без согласия и сотрудничества человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Благодаря Духу Святому Бог может написать Свой закон в наших сердцах. Закон можно усвоить, только если Иисус находится в нас. Он есть воплощение закона. Он воплотил все его принципы, слова и действия. Мы поймем Его закон настолько, насколько Христос будет жить в нас. Спаситель исполняет в нас заповеди, когда мы каждый день доверяем Ему. Давайте находить в Нем наше наслаждение, потому что наше «наслаждение в законе». И закон, вписанные в сердца верующих, будет сопровождать их всю вечность.

Вот мы и подошли к концу изучения темы: «Христос и Его закон». До встречи в следующем квартале.

Пастор Александр Серков