К 170-летию начала суда на небе посвящается. 9 — тема. Избранные для спасения

Давайте обратим внимание еще на три текста Священного Писания, которые сторонники комитета по изучению вести 1888 года совершенно неправильно толкуют.

Первый текст: «Так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви» (Ефес.1:4).

Вот этот отрывок объясняется нашими друзьями из движения 1888 года как имеющий значение, что весь человеческий род во Христе был избран для спасения. И все люди имеют спасение во Христе. Несколько комментариев по этому вопросу. Начинать, прежде всего, следует с контекста. Когда мы изучаем какой-то отрывок, — контекст этого послания и этой главы очень важен. Текст говорит, что Бог избрал нас. Он избрал нас. Кто эти люди, которые здесь представлены как «нас»? Это люди Божии.

Вот самый первый текст:

«Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе» (Ефес.1:1).

К кому обращается Павел, и о ком он говорит дальше? Речь идет не обо всем мире грешных и безбожных людей, а о святых и верных во Христе Иисусе. Речь идет о тех, кто славит Иисуса Христа. Именно этим людям пишет Павел. После этого он говорит: Я хочу, чтобы вы знали: Бог избрал нас. Кого Бог избрал согласно контексту? В первую очередь нас (в данном случае Павла и Ефесских христиан). Теперь мы также можем сказать, что Бог избрал нас, принявших дар спасения.

Итак, кто эти люди, которые определены в тексте Павла как «нас»? Здесь совершенно ничего не говорится обо всем человеческом роде. Речь идет о детях Божиих, те которые являются частью детей Божиих, те, которые уверовали. Павел имел добрую весть для Ефесян, эта весть актуальна и для нас: Вы были избраны во Христе прежде создания мира. Иными словами здесь в этом контексте нет никакого универсализма и совершенно несправедливо говорить, что Бог избрал весь человеческий род быть спасенными, потому что глагол избрать в греческом языке означает «избрать из чего-то», «выбрать из чего-то».

Вот этот глагол: — ?????????

А вот его значение: избирать, выбирать, отбирать.

А вот некоторые библейские тексты с этим словом:

«И если бы Господь не сократил тех дней, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных, которых Он избрал -?????????-, сократил те дни» (Марк. 13:20).

«Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал -?????????- из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами» (Лук. 6:13).

«А одно только нужно; Мария же избрала -?????????- благую часть, которая не отнимется у неё» (Лук. 10:42).

«Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал -?????????- « (Иоан. 13:18).

«Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал -?????????- вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Иоан. 15:19).

«Но Бог избрал -?????????- немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1 Кор. 1:27).

Поэтому если мы избираем всех, тогда мы не выбираем, мы что-то даем всем. Избрать означает выбрать откуда-то. Так что заявление о том, что Бог избрал всех и спас их – не библейское учение. Его желание, чтобы все спаслись и приняли дар спасения, потому что Он умер за всех людей. Мы не найдем нигде в Новом Завете где бы этот глагол относился к человеческому роду, к людям вообще. Господь говорит: Много званных, но мало избранных. И те, которые избраны, это те, которые приняли этот призыв.

Но в рассматриваемом нами тексте изложена также очень интересная концепция. Здесь говорится о предызбрании. Избраны до сотворения мира. И это удивительно, потому что это означает, что наше избрание основой своей имеет волю Божию до того как я родился, до того как я существовал. Бог имел план, и план был таков, чтобы избрать нас во Христе Иисусе. Что это значит? Это означает: Избрать нас для союза с Христом. И когда избрание происходит и становится действительностью? В нашем союзе со Христом. Можно также перевести это выражение «во Христе». Очень часто мы можем переводить как «через Христа», потому что вот эта частица «в» означает и «в» и «через». Он избирает нас во Христе и через Христа. Если мы говорим «Через Христа», значит, Христос был целью, чтобы мы это имели. Если говорим «Во Христе» это означает, что наша реальность спасения стала тогда, когда мы вошли в союз в единение с Богом.

«Мы должны принять Христа как нашего личного Спасителя, или мы потерпим поражение в нашей попытке быть победителями. Нас не удовлетворит, если мы будем держаться в стороне от Него, верить, что наш друг или наш сосед могут иметь Его как своего личного Спасителя, а мы не можем испытать Его прощающую любовь. Нам необходимо верить, что мы избраны Богом, спасены посредством веры через благодать Христа и работу Святого Духа. И мы должны славить и хвалить Бога за такое дивное проявление Его милости, которую мы не заслуживаем» (Е. Г.У. Разум, характер, личность Глава 58. Вера).

Проследим очередность глаголов в этой выдержке: Принять, верить, славить и хвалить. Елена Уайт, мы видим, не мыслила подобно группе комитета 1888 года. Она ставит на первое место глагол: принять (Христа), а потом уже верить, что мы избраны Богом и спасены посредством веры через благодать Христа. И еще заметьте: и через работу Святого Духа. А это уже не одна фаза, как учит комитет, а две: оправдание и освящение Святым Духом.

Итак, те, которые отвечают на призыв Христа, они избраны. Те, которые отвечают! Избрание это действие не для всего мира, только для тех, которые отвечают на призыв Христа. Конечно, желание Бога, чтобы каждый ответил (Ин.3:16), но избрание означает, что вы ответили. Бог наперед знал, кто примет, а кто не примет, точно так, как Он знал, что станет с Исавом, а что – с Иаковом; и поэтому говорится об избрании Иакова прежде его рождения. Бог есть Бог, Он все знает наперед, но Он не влияет на ход судьбы людей, хотя все предпринимает для их спасения.

Если посмотрите на следующие тексты, здесь говорится, что Он предопределил наше усыновление. И в определенном смысле избрание до создания мира это не означает избрание без воли человека. Он предопределил усыновление. Он принял решение, что Он нас усыновит и сделает нас частью семьи Божией. Я думаю, что и этот отрывок не имеет ничего общего с универсальным оправданием, но имеет только отношение на наш ответ к призыву и приглашению Бога.

Второй библейский текст:

«Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живого, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных» (1Тим.4:10).

Наверно вы уже уловили смысл или суть этого текста. Последняя часть этого текста: «Который является спасителем всех людей и особенно верующих». В переводе Кулакова это написано так: «Спасителя всех людей, в особенности же, ‘конечно’, верующих».

И поверхностный аргумент может быть таков, что Бог спасает весь мир, но когда человек верует, тогда он становится особенным, он тогда получает особое спасение. Две категории спасенных в данном случае вы имеете. Одна группа спасена, и в то же самое время имеется группа, которая тоже спасена, но вторая группа получает особое спасение. Отрывок был нелегким для толкователей. Но для разрешения этой проблемы мы снова должны рассмотреть в совокупности все высказывания Павла по этому поводу, и тогда вырисуется истинная картина хода его мысли. Давайте прочитаем текст из второй главы: «Который хочет, чтобы все люди были спасены и пришли к познанию истины» (1Тим.2:4).

Как видите, этот отрывок говорит о желании Бога. Его желание чтобы все люди спаслись. Вот этот отрывок показывает, что не все люди спасены. И этот отрывок также должен помочь нам понять отрывок 4:10. Нелепым будет звучать этот текст если все уже спаслись: Как тогда может быть желание Бога, чтобы все спаслись, если уже все спасены? И вот такое сопоставление текста одного с текстом другим раскрывает полную картину замысла Божия в отношении нашего спасения и мысли, изложенной ап. Павлом. Но эта мысль в некоторых местах может неудачно переведена и до нас дошла не совсем понятной? Вот это и есть экзегеза, когда учитывается весь контекст какой-либо мысли. И в этой фразе об особо спасенных речь идет о тех, которые верой приняли дар спасения. А говоря о спасении всех людей, Павел хотел сказать, что Бог является Спасителем всех, в смысле, что Он предоставил всю возможность, чтобы совершилось то, что Он желает, чтобы оно совершилось — спасти нас. Но по-настоящему спасены те, которые приняли Христа Иисуса. С одной стороны Бог спасает всех, а с другой стороны Он спасает только тех, которые принимают это спасение. Он в действительности дает спасение тем, которые согласны с Ним и принимают этот дар.

В заключение предлагаю рассмотреть еще один текст, Ефес.2:4-6. Для того чтобы понять этот отрывок, нам нужно читать 1-10 стихи:

«И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие, Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, — и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Ефес. 2:1-10).

Этот текст Писания (Ефес. 2:4-6) также используется представителями движения 1888 года для того чтобы поддержать идею, что люди оправдываются юридически Богом вне зависимости от веры и посвящения. И заостряется особое внимание на глаголах, которые стоят в прошедшем времени. «Вот видите, — говорят они, — в каком времени стоят глаголы? В прошедшем: возлюбил, оживотворил, воскресил и посадил на небесах». И делают вывод, что со смертью Христа Бог всех-всех людей уже и оживотворил, и воскресил и даже посадил на небесах. И приводят пример, что и практикующий гомосексуалист там уже сидит на небесах, но он только об этом еще не знает, ему стоит только об этом сказать и с его стороны остается поблагодарить Бога за это и не отказываться от этого дара.

Скажите, к кому относятся эти глаголы, которые Павел ставит в прошедшем времени? Он говорит: «нас», имея в виду себя и христиан, которым он писал. И когда Бог Павла и христиан Ефеса оживотворил и посадил на небесах? Сразу в момент воскресения Христа? Нет. А когда они были мертвыми по преступлениям и жили по обычаям мира, неужели до воскресения Христа? Нет, конечно. Многие из них родились гораздо позже Христовых страданий на кресте, и по обычаям мира они жили до проповеди ап. Павла. И вот в 4 и в 5 стихах мы читаем, что Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, — и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе. В контексте, о ком здесь говорится под словом: «нас»? О Павле и ефесских христианах идет речь. Это подразумевает сегодня и нас, принявших верой спасение. Когда Христос нашел нас? Тогда, когда мы все были мертвы по преступлениям нашим. Он не ждал меня, чтобы я стал добрым, чтобы предложить мне спасение. Он предложил мне, потому что я был потерян в грехах. И когда мне была вменена Его праведность, это было совершено не потому, что я был добр, а лишь потому, что я был потерян в грехах и преступлениях, но Бог меня любит. И поэтому в тот момент, когда Христос меня оправдал, Он открыл мне другой путь, я живу принципами неба, в этом смысле я посажен на небесах.

Когда мы смотрим на этот отрывок, то обратите внимание, здесь нет такой мысли вообще о всеобщем спасении. И здесь опять рассказывает Павел о состоянии верующих до того как их Христос обнаружил и нашел. Здесь конечно такая скрытая всеобщность, потому что это вопрос спасения, который предлагается всем людям до того как они были найдены. Это состояние каждого человека на земле, и это удивительное действие благодати Божией. И оно в том, что наше состояние это состояние каждого человека на земле. И мир был непослушным и продолжает жить в таком состоянии, но верующие больше не живут так. Смотрите еще раз это место Писания с первого стиха: «Мы некогда жили по преступлениям и грехам нашим, мы некогда жили по обычаям мира сего, по нашим плотским похотям». Именно это состояние мира сегодня, которое контролируется князем, господствующим в воздухе. Вот этот дух продолжает и сегодня работать в сынах противления. Ничего не произошло с миром. Единственное что произошло, единственно, кто подвергся влиянию иной силы, — это тот, кто уверовал. Мир продолжает жить в своем потерянном состоянии и продолжает оставаться по природе чадами гнева. Но Бог нашел нас в наших преступлениях и сделал нас живыми вместе с Христом, духовно живыми. Духовная жизнь была дана нам в единении с Богом и во Христе Иисусе. Он даже посадил нас на небесах во Христе Иисусе. Но это не опыт тех, кто от мира сего. Быть посаженным на небесах, значит мысленно жить духом неба, быть со Христом, Который на небе, быть в духовном единении с небом.

Можем ли мы это сказать о людях мира сего? Можем ли мы это сказать о практикующем гомосексуалисте или о проститутке? Да, Бог и их любит, и за них Христос умирал, но они не посажены с Христом на небесах, им там чего-то не хватало бы. Подобно блудному сыну, им надо встать и пойти к своему отцу. Тогда и о них можно будет сказать, что и они имеют опыт спасения, и они оживотворены во Христе. Состояние мира, которое было описано в первых трех стихах продолжается без всякого изменения, и мы знаем это не только потому, что этот текст говорит об этом, а также потому что, выйдя на улицы города, смотря на его жизнь, мы убеждаемся также в этом. Это состояние человеческой расы, которая не знает Бога.

А вот теперь, говорит Павел, нечто удивительное происходит. Христос нашел меня и сделал живым. Дал мне то, чего я не имел, что закон не мог сделать. Это восьмая глава послания к Римлянам. То, что закон не мог сделать по причине плоти греховной, это дать мне жизнь. Христос сделал это для меня. А здесь и речи даже и намека нет на юридическое всеобщее оправдание. Здесь требуется посвященность и вера человека. Восьмой текст: «Ибо благодатью вы спасены через веру». Именно таким образом все совершается. Это условие. Нет другого пути, чтобы быть спасенным. Если мы оставляем все попытки спасти сами себя и отдаем себя в руки Христа, именно это то, что Бог от нас ожидает. Вот это я могу сказать об этом библейской тексте.

Нет, конечно, завершения или окончания данным размышлениям. Но ко всем им надо подходить со свежей здравой головой, доверяясь водительству Святого Духа. Уже 50 лет мусолится этот вопрос о спасении, и это конечно не прекратится и не остановится. Вопрос, в конце концов, имеет отношение к нашему пониманию церкви и смысла нашего существования. Если мы согласны, что Бог работает через нашу церковь вне зависимости от того, что мы не совсем совершенны, Он все еще нас использует, тогда мы будем работать вместе. Если церковь грешна, ошибочна, то мы тогда что ли будем создавать свою собственную церковь, свое собственное движение? В Адвентистской церкви у нас есть эта напряженность. Некоторые независимые группы хотят оставаться в церкви и вместе с тем учить своим собственным доктринам и учениям. Поэтому вопрос по сути скорей звучит так: Каково наше отношение к церкви? Ведет ли Бог церковь Свою, или Бог оставил ее и больше не ведет? Здесь люди Божьи или не Божьи? Над этим вопросом надо размышлять и очень серьезно, потому что, подобно тому, как парашютист ошибается только один раз, так мы можем один раз ошибиться в такой ответственной доктрине, как спасение и можем ошибиться навсегда.

Пастор Александр Серков

P.S. Заключительная тема и Василий Жуков предпочитает больше диалог не вести.

Григорий Хорошевский

Всё, что вы пишите, Александр, по поводу комитета 88, можно свести к одному единственному вопросу: Условно или безусловно Бог прощает и спасает грешника? Комитет явно не по истине евангельской учит о безусловном спасении. Это заблуждение. В библии ясно прописаны условия для спасения грешника: » Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса. » Откр.14:12. Своими комментариями трудов вести 1888г. комитет явно кренит в сторону харизматических течений в понимании Слова Божьего, которые уже прописались и в ЦАСД. Кстати весть 1888г. учит совершенно по другому: в унисон с библией, по крайней мере я не заметил в трудах Ваггонера и Джоунса чего-либо подобного утверждениям уважаемых мною братьев членов комитета по изучению вести 1888г. По поводу того ведёт ли Бог Свою церковь. Свою — однозначно да. Нужно только понять какая церковь является Его церковью? Ведь мы можем ошибаться в определении церкви, как ошибался пророк Илия в своё время.

Григорий Хорошевский

(Письмо из Франции, «Дорогому брату и сестре Фосс)

У Бога есть церковь. Это не великий собор, и не государственное официальное учреждение, и не различные деноминации (или конфессии), это- люди, которые любят Бога и соблюдают Его Заповеди. «Где двое или трое собрано во имя Моё, там Я посреди них». Там, где пребывает Христос, пусть даже если там всего несколько смиренных душ, это и есть церковь Христа, ибо единственное, что может образовать церковь (делает церковь церковью) – это только присутствие Высокого и Превознесённого, вечно Живущего. Там, где присутствуют двое или трое, кто любит и повинуется заповедям Бога, там Иисус осуществляет Своё руководство, пусть даже если это происходит в пустынном месте земли, в дикой местности в городе, (или) заключении тюремных стен… Самое ожесточённое сопротивление тех, кто ненавидит Божий великий нравственный стандарт праведности, никогда не поколеблет верную душу, которая полностью доверяет Богу.

Всё содействует ко благу тем, кто любит Бога. «Это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его». Все таковые, будучи исполнителями слова, строят надёжно, и буря и шторм преследования не поколеблют их основания, потому что их души утверждены на вечной Скале.

Из письма 108, 29 октября, 1886 года.

Конец 9 темы и всей серии.