Благая весть «нарушителям» субботы

23-04-2014, комментария 2

Читаем Мф.12:1-11. В местной синагоге Иисуса — странствующего раввина и Его учеников должны были покормить и оставить в гостях до конца субботы (Ис.58:13). Вместо этого ученики Христа рвут колосья на краю поля (Лев.23:22) — пользуются частью бедняков. К ним в поле выходят фарисеи, которые в этом городе не признавали авторитет Иисуса. И начинают издеваться над учениками Христа, обвиняя их, якобы те нарушают субботу, осуществляя жатву.

Иисус вступается за учеников, которых ни поддержали пожертвованиями (Иоан.12:6), ни покормили, для чего выдвигает три аргумента.

Первый аргумент. Иисус ссылается на историю Давида, который, будучи помазанным на царство, скрывался от незаслуженного преследования слугами Саула. Пока Давид тайными тропами добрался в левитский город Номву к священнику Ахимелеху (1Цар.21), уже явно проголодался. Но главное, перед ним была неопределенность. Так что ему мало что поесть надо было, а и набрать провианта в долгий путь.

Ученики Христа оказались в той местности в том же положении, что и тогда Давид. Бог Израиля находится среди Своего народа в положении изгнанника. И когда Он выходит с учениками в поле для скудного перекуса, их еще и преследуют издевательствами и обвинениями в нарушении субботы.

Ахимелех дает Давиду хлебы предложения, хотя, отмечает Христос, их «не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам».

Почему дает? Позже на допросе у Саула Ахимелех скажет, что вопросил Бога о том приходе Давида (1Цар.22:15). И, похоже, Творец дал Ахимелеху понять, что надо удовлетворить просьбу царского зятя. Какую причину для неслыханного исключения из храмовых правил называет Иисус? Давид проголодался.

Как мы понимаем, это было не минутное желание мороженого или конфетки, а волчий голод партизана, который на годы уходит в подполье. Позже отказ Навала дать пищу Давидовым слугам побудит Давида замыслить убийство Навала и всех его домашних, и только дипломатия жены Навала отвратит самосуд (1Цар.25).

Второй аргумент Христа в защиту голодных учеников — нарушение священниками субботы в Храме. Священники в субботу выполняли часть своих ежедневных обязанностей («обычных дел» — Ис.58:13): полагали свежие хлебы предложения на золотой стол в первом отделении Храма (Лев.24:5-8) и даже выполняли больший объем работы, чем в будни — приносили двойные жертвы всесожжения (Числ.28:9-10).

Кстати, есть основания предположить, что Давид пришел к Авимелеху в субботу, потому что у священника «не было… хлеба, кроме хлебов предложения, которые взяты были от лица Господа, чтобы по снятии их положить теплые хлебы» (1Цар.21:6). В Лев.24:5-8 сказано, что теплые хлебы клали в субботу. Значит, Давид в субботу не только ел запрещенный не левитам хлеб, а и отправился в дальнейший путь, спасая свою жизнь.

Третий аргумент — история об овце. Христос подчеркивает, что это единственная овца у этого хозяина (напоминает притчу Нафана, рассказанную согрешившему Давиду). Такая овечка выполняла роль домашнего любимца типа кошки или собаки у современных горожан, и была особенно дорога? хозяевам. В субботу она падает в яму. Что за яма рядом с домом (2Цар.12:3)? Это сделанное в каменистой почве узкое углубление для сбора дождевой воды для хозяйственных нужд (Еккл.2:6, Иер.2:13, ров без воды — Быт.37:24) либо туалет (Иер.38:6). Т. е. единственная в хозяйстве овца — животное ростом не более метра — падает в глубокую яму с водой либо нечистотами, из которой и мужчина не может самостоятельно выбраться (Быт.37:28, Иер.38:13). Ясно, что в таких условиях выжить до конца субботы у овцы нет шансов.

Христос подчеркивает, что спасение жизни есть исполнение Закона (Мк.3:4). Все эти ситуации были связаны с важнейшими потребностями живого существа: реальным голодом (ученики Христа и Давид) либо угрозой жизни (убегающий Давид и упавшая в яму овца). Двойное служение в субботу — не нарушение Закона, но исполнение духа дня Господня.

Так что, как видите, в названии этой проповеди — «Благая весть «нарушителям» субботы» — слово «нарушителям» надо ставить в кавычки. Речь идет не о нарушении субботнего покоя, но об истинном исполнении этой заповеди, идущей к нам из Эдемского сада.

Максим Балаклицкий


Рубрика: Библейские исследования, Образ жизни

Комментарии (2):

  • дмитрий

    |

    хотелось бы услышать об отношении к субботе после вознесении Христа и возникновении Церкви


  • Максим Балаклицкий

    |

    дмитрий,

    через 30 вознесения Христа Павел пишет в Послании к евреям: «Посему для народа Божия еще остается субботство» (Евр.4:9).

    заметьте, не для евреев, не для уверовавших евреев остается, а для всех тех, кто считает себя народом Божьим (Откр.12:17, 14:7 — сравни Исх.20:11, Откр.14:12)

    немного об этом http://www.asd.in.ua/archives/1188326454


RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитата) - выделите курсором текст в окне комментария и нажмите одну из кнопок форматирования [B, I, Quote].
Если вы желаете исправить свой комментарий или удалить его, напишите нам в редакцию.
Ознакомьтесь с нашими правилами публикации комментариев.

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"