Историческая и эсхатологическая части книги Откровение

Давайте еще одну тему посвятим макроструктуре книги Откровение. В этой теме мы увидим удивительную конструкцию книги, — где конкретно расположена ее историческая часть, а где — эсхатологическая.

У нас есть два текста, которые являются ключевыми; они расставят все на свои места.

Вот они эти два текста:

1 текст: «И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение, и великий град» (Откр. 11:19).

2 текст: «И после сего я взглянул, и вот, отверзся храм скинии свидетельства на небе» (Откр.15:5).

Эти два текста являются рубежными вот этих двух частей. Откр.11:19 дает конечную грань исторической части книги. А Откр. 15:5 дает начальную грань эсхатологической части.

Размышляя над этими констатациями, у нас возникают две основные неясности:

1 неясность: Почему именно эти тексты являются рубежными?

2 неясность: А что же между этими текстами? Куда эту середину отнести?

Вот об этом мы и поговорим в этой теме.

1 неясность: Почему именно: Откр.11:19 и Откр.15:5?

Это два текста, в которых мы видим открывающуюся завесу в храме, и вот перед нами ковчег завета.

Если мы посмотрим, что происходит перед текстом: Откр.11:19, то увидим очень интересную закономерность. Вот посмотрите, что непосредственно предшествует тексту Откр.11:19? Мы видим ангелов, совершающих трубный звук.

Например:

7 Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела.

8 Второй Ангел вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью,

9 и умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море, и третья часть судов погибла (Откр. 8:7-9). И так далее. Мы видим, что здесь происходит.

Давайте посмотрим, что происходит после того, как открывается Святое святых снова в Отк.15:5.

Мы видим, — вновь ангелы что-то изливают на землю. Это семь язв.

Посмотрите, как это происходит:

Например:

3 Второй Ангел вылил чашу свою в море: и сделалась кровь, как бы мертвеца, и все одушевленное умерло в море.

4 Третий Ангел вылил чашу свою в реки и источники вод: и сделалась кровь (Откр.16:3-4) и так далее.

Мы видим, как события, предшествующие Откр. 11:19 и последующие за Откр.15:5 явно пересекаются, как бы перекликаясь друг с другом. На этом месте многие спотыкаются. Они смотрят на эти два события (семь труб и семь язв) не с позиции структурного разделения книги на две части, на историческую и на эсхатологическую, а с позиции аллюзии. Да, эти два события похожи, и очень даже похожи. Я не буду приводить эти соответствия, вы сами сравните их.

Но если смотреть на эти события с позиции литературной структуры книги Откровения, то мы увидим интересную закономерность. Эти два события путать не надо. Ни в коем случае мы не можем заявить, что это одни и те же события, только о них дается, мол, два описания, чтобы усилить важность этих событий; и что это все, якобы произойдет перед Пришествием Христа. И другое толкование также неверное, когда эти два события ставят оба рядом в эсхатологическую часть, в будущее. Это не соответствует структуре самой книги.

Да, язвы изольются перед самым пришествием Христа, так как это описано в эсхатологической части книги; а трубам отведено место в истории, в исторической части.

Давайте вникнем еще глубже в описание этих событий; и мы непременно утвердимся в последнем высказывании.

Суд после 15 главы, это явно такой суд, против которого никто не устоит, это явно суд наказывающий.

А в описании суда до 11 главы 19 текста мы видим явно суд не наказывающий, а предупреждающий.

А куда мы определим 12-14 главы, которые явно не вписываются ни в историческую, ни в эсхатологическую части?

Давайте, приведем пример.

Вы помните трагедию Титаника? Что было причиной гибели этого супергиганта на то время, потонувшего в океане? Айсберг. Что собой представляет айсберг? Где его основная часть? Она под водой. А над водой только его малая часть, — вершина айсберга. У нас нечто подобное наблюдается и в структуре книги Откровение.

Вот эта верхушка айсберга, эта вся видимая часть, — это нечто подобное 12-14 главам книги Откровение. В этих главах, в этой вершине консолидировалась главная, видимая, центральная часть книги Откровение, которая открывает нам фактически основную идею великой борьбы (этой верхушке айсберга мы посвятим еще не одну тему, когда будем рассматривать книгу в ее микроструктуре).

Этот стиль литературного приема в нашей русской практике не применяется. Мы привыкли развязку видеть в конце рассказа. В иудейской же литературе, да и вообще в те древние времена, — вся суть рассказа сосредотачивалась на середине, в самом сердце рассказа. Вот эта вот вершина айсберга. Для того чтобы в иудейской литературе увидеть главную идею повествования,- надо внимательно всмотреться в ее основную часть – в эту вот видимую часть айсберга — и затем надо уметь увидеть то, что невидимо. Надо уметь увидеть все то, что находится под водой, точно так, как аналитик видит не только артиста, играющего свою роль, но и режиссера, поставившего этот фильм или театральную постановку.

В этом «Айсберге» Откровения мы видим три этапа. Первый и третий – невидимая часть айсберга, как две грани, левая и правая, если смотреть на айсберг с одной стороны. А средняя часть — это видимая верхушка. Два текста (Откр. 11:19 и Откр.15:5), — это те точки, где вода соприкасается с воздухом, это два момента, разделяющие айсберг на видимую вершину и на невидимую его часть.

Богословы называют этот литературный прием хиазмом. Давайте, сделаем и это сравнение, подойдем и с этой стороны к рассмотрению этого вопроса. Хиазм происходит от греческой буквы Х[хи], похожей на русскую Х. Если представить эту греческую букву Х, то две нижние палочки буквы, — это развивающиеся в историческом плане две проекции: служение в небесном храме и предупреждающие суды на земле. В середине они пересекаются. Вот эти вот два текста (Откр. 11:19 и Откр.15:5), в которых мы видим Святое святых небесного святилища, они пересекаются; и в точке пересечения раскрывается в главах 12-14 главная идея великой борьбы между Богом и сатаной. Дальше в следующих двух палочках буквы Х идет уже эсхатологическая часть: небесное святилище, где принимается решение и карающие эсхатологические суды.

«И услышал я из храма громкий голос, говорящий семи Ангелам: идите и вылейте семь чаш гнева Божия на землю» (Откр.16:1).

Видите, как перекликаются две службы: Происходит служение в небесном храме, там выносится решение, и Ангелы выходят из храма, чтобы совершить суд на земле.

Вот это такая вот макроструктура книги Откровение в плане суда и служения в небесном святилище. Первое, — это предупреждающие суды, эта историческая часть, историческая подводная сторона «айсберга». Затем у нас идет второй этап, вот эта видимая часть айсберга, или в хиазме место пересечения событий исторического плана с событиями эсхатологическими. В этом пересечении консолидирована главная идея великой борьбы между добром и злом. Затем идет у нас третий этап, — это наказывающие или карающие суды.

Я пока даю только оценку этим событиям, — мы еще рассмотрим их глубже в других темах.

Вот эта вся структура книги Откровение, в которой вырисовывается служение Христа в небесном святилище. И мы можем проследить, как небесный первосвященник движется в сторону Святого святых, а затем в обратном направлении. Мы видим, как это откликается с судебными процессами, эти вот три этапа суда: следственный суд над святыми Всевышнего, затем суд над нечестивыми, и наконец, исполнительный суд.

Вот эта вся структура суда и следствия прослеживается в суде над Иисусом Христом. Только суд над Христом, в отличие от Божьего суда, происходил в совершенном игнорировании всяких судебных правил.

Давайте проследим, как происходил суд над Христом.

Вы помните, с чего начиналась процедура суда над Иисусом? Она начиналась с того, что искали свидетелей.

А книга Откровение с чего начинается? Какое самое первое упоминание, связанное с судебным делом, находим мы в книге Откровение? Прямо в самом первом приветствии Иисус называется Свидетелем Верным. Почему заостряется внимание на том, что Он именно Верный Свидетель? А потому что есть и неверные свидетели. Во Второзаконии мы читали: «По словам двух или трех свидетелей состоится дело».

И кого только первосвященники и старейшины и весь синедрион ни находили в роли лжесвидетелей против Иисуса, ничего у них не получалось. Их лжесвидетельства были не вескими, чтобы предать Его смерти.

Что делает дальше Каиафа, видя, что со свидетелями ничего не получается, Он подходит к Иисусу и прямо спрашивает: скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? И что Иисус ему отвечает?

64 ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных.

65 Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его!

66 Как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти (Матф. 26:64-66).

Знаете, в чем здесь проблема? Эта судебная процедура, которая происходила над Иисусом, она происходила в нарушении всех норм иудейского и библейского законодательств. В иудейском законодательстве есть такой трактат синедриона, который очень четко регулирует все то, что происходит на суде. Иудеи очень тщательно соблюдают эти правила. В частности, там как раз есть такой пункт, как и в Торе, что смертный приговор можно вынести преступнику только при двух или трех свидетелях. А может ли преступник сам себя инкриминировать? Это очень серьезное обстоятельство: Если человек пришел и сам сознался в своей вине, что он совершил преступление, то смертной казни он не подвергался, к нему были применены смягчающие обстоятельства.

В суде над Иисусом это правило было нарушено. Был нарушен и ряд других правил, и суд над Христом состоялся нелегитимный.

Этот суд проходил в три этапа. Было следствие, определяющее: виновен — невиновен. Второй этап, когда Его перебрасывали между Пилатом и царем Иродом: кто же разберет дело, кто вынесет смертный приговор? Потом, когда приговор был все же вынесен, Иисуса повели на казнь. Это третий этап суда – экзекуция или казнь.

Что делает Бог в книге Откровение через Иисуса Христа? Он показывает образец суда. Образец истинного, правильного, справедливого легитимного суда. Поэтому первая часть книги Откровение, повествующая о семи церквах, семи печатях и семи трубах, — представляет собой не что иное, как первый этап суда, который называется — судебное дознание, где выясняется, прежде всего, вопрос: А совершено ли преступление или нет. Сегодня этот принцип действует в государственном законодательстве. Подозреваемого преступника арестовывают, и прокурор обосновывает, почему этого человека арестовали и почему его привлекают к ответственности. И судья должен посмотреть на все факты и сказать, есть здесь состав преступления или нет. Если доказательства окажутся убедительными, тогда происходит следующий этап, который можно назвать судебным следствием. Дело слушается перед присяжными. В книге Даниила мы видим, что этими присяжными является вся вселенная. Судьи сели и раскрылись книги, то есть, начинается основной этап суда. Затем результатом основного суда является следующее определение: признать виновным или признать невиновным.

Вы помните, что признал Пилат? Я не вижу никакой вины в этом человеке. Но Христа все же инкриминировали. И после мы видим третий этап суда, где идет непосредственное исполнение приговора.

Вот эти все три этапа мы с вами пройдем теперь уже в микроструктурном исследовании. Со следующей темы начнем рассматривать первый этап суда, куда входят семь церквей, семь печатей и семь труб. Следующая тема будет о семи церквах.

РЕЗЮМЕ

1. У нас есть два текста, которые являются ключевыми; они расставят все на свои места. Вот они эти два текста:

1 текст: И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение, и великий град (Откр. 11:19).

2 текст: И после сего я взглянул, и вот, отверзся храм скинии свидетельства на небе (Откр.15:5).

2. Размышляя на эту тему, у нас возникает вопрос:

Почему именно эти тексты являются рубежными?

3. Мы видим, как события, предшествующие Откр. 11:19 и последующие за Откр.15:5 явно пересекаются, перекликаются.

4. Суд после 15 главы, это явно такой суд, против которого никто не устоит, это явно суд наказывающий.

А в описании суда до 11 главы 19 текста мы видим явно суд не наказывающий, а предупреждающий.

5. А куда мы определим 12-14 главы, которые явно не вписываются ни в историческую, ни в эсхатологическую части?

6. Знаете, в чем здесь проблема? Эта судебная процедура, которая происходила над Иисусом, она происходила в нарушении всех норм иудейского и библейского законодательств, эта процедура была явно нелегитимной.

7. Что делает Бог в книге Откровение через Иисуса Христа? Он показывает образец суда, — образец истинного, правильного, справедливого и легитимного суда.

Пастор Александр Серков