Субботняя школа с пастором Александром Серковым. Урок — 8. Общение с богатыми и знаменитыми

Мы приступаем к рассмотрению еще одного урока. В этой теме нам предстоит увидеть отношение Бога к людям богатым и знаменитым, и, естественно, таким же оно должно быть и наше, это отношение. Эпиграфом к этой теме дан текст:

«Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1Тим.6:10).

Когда мы говорим о людях богатых или вообще о богатстве, то мы сразу представляем деньги. В этом мире деньги определяют многое, но не все. Говорят, «Есть деньги – есть друзья; нет денег – и друзей нет». Вспомните притчу о Блудном сыне. В конце концов Блудный сын понял нечто более ценное, нежели деньги. Он познал отцовскую любовь. Давайте эту тему рассмотрим именно в этом аспекте, дать богатым и влиятельным людям понять, что есть нечто более ценное, чем богатство.

Воскресенье Благословенные богатством

Мы можем привести примеры, когда Библейские персонажи были богатыми. И Авраам был богатым, и Иосиф. А Соломон был самым богатым из тех, кто жил когда-либо на земле. И Навуходоносор тоже был богатым. Но какую картину мы наблюдаем? Хотя само богатство – это благословение, но богатый имеет большую склонность к тому, чтобы всю свою надежду возложить на богатство, он кичиться им, и в конце концов он вполне может отойти от Бога. Так что, с одной стороны, быть богатым – это хорошо, а с другой, как бы это «хорошо» не вылезло боком в вопросе спасения.

Опасно богатство тогда, когда его превращают в идола. Вот смотрите, как высокомерно и заносчиво вел себя Навуходоносор. Вы только вслушайтесь в его слова: «Это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия!» (Дан. 4:27).

Вы замечаете, чьим словам подобны эти слова? Так Бог неоднократно произносит: «Не Я ли, Господь? и нет иного Бога кроме Меня, Бога праведного и спасающего нет кроме Меня (Ис. 45:21). Богу свойственно так говорить, Он Творец всего. Но заявлять человеку: «Не я ли…» — это уже весьма заносчиво.

Но Бог сделал все, чтобы смирить сердце этого могущественного монарха и привлечь его к Себе. Однажды Навуходоносор, после весьма унизительной семилетней процедуры, сделал признание: «Ныне я, Навуходоносор, славлю, превозношу и величаю Царя Небесного, Которого все дела истинны и пути праведны, и Который силен смирить ходящих гордо» (Дан. 4:34).

Как вы думаете, где Навуходоносор научился так красноречиво молиться? Вот послушайте молитву Даниила, того человека, с которым Навуходоносор имел общение:

«Славлю и величаю Тебя, Боже отцов моих, что Ты даровал мне мудрость и силу и открыл мне то, о чем мы молили Тебя; ибо Ты открыл нам дело царя» (Дан. 2:23). Вы замечаете тот же оборот речи: «Славлю и величаю Тебя, Боже…». Было у кого учиться Навуходоносору? Было, и он невольно впитывал в себя пример его жизни.

Бог желает достичь сердец и богатых людей; и Его желание, чтобы мы со своей стороны, нашим примером, сделали все возможное в этом направлении. Мы не должны с презрением относиться к богатым. Они нуждаются в спасении, как и все люди.

Как мы относимся к богатым людям? С доброжелательностью, осознавая, что они также нуждаются в спасительном познании Иисуса? Или мы просто им завидуем? В последнем случае, мы богатых не спасем, да и наше собственное спасение окажется тогда под большим вопросом.

Понедельник Ночной визит

Давайте каждый поставим себя на место Никодима и представим такую картину, такой диалог, который у нас состоялся бы при встречи с Иисусом. Я от первого лица представлю эту картину:

Однажды темной ночью я пробираюсь по темным переулкам, в надежде что меня никто не узнает. Когда я встречаю прохожих, я их сторонюсь, поглубже укутываясь в свой капюшон. И вот я у двери небольшого дома. Я случайно узнал, что он приехал в наш город, и поинтересовался, где Он остановился. Я стучу — дверь открывается. Я вхожу в освещенную комнату и стою в Его присутствии. Иисус, Он такой, как мне Его и описывали. Его взгляд проникает в самую душу. Каким-то образом Он может читать мои мысли, мои намерения. Мы начинаем серьезный разговор о новом рождении. Мой разум колеблется, когда Он объясняет, что человек должен родиться снова, чтобы войти в Божье Царство.

— Опять родиться? — спрашиваю я. — Как такое возможно?

Иисус терпеливо поясняет:

— До тех пор, пока ты не родишься от воды и Духа, ты не сможешь войти в Царство.

На моем лице читается замешательство.

— Как такое может быть? — запинаюсь я. — Учитель, Ты не понимаешь!

Его глаза наполнены любовью и сочувствием. Он говорит:

— Я говорю с тобой о земном, и ты не веришь, как ты поверишь, если Я буду говорить тебе о небесном?

Пауза. Я в замешательстве. Мои устои поколеблены. Я был настолько прикован к земному, что ни слова не понял из того, что Он сказал. Затем мой фокус смещается. Мои глаза поднимаются к небесному, и я вижу, насколько мала и незначительна была моя жизнь. Я был поглощен земными вопросами и не думал о том, что важно для вечности.

В ту ночь, лежа в постели и смотря в потолок, я вновь и вновь вспоминал нашу беседу с Иисусом, обдумывая каждое слово. Там, в темноте, я решил, что мне надо измениться.

Земное пройдет, а Божье будет существовать вечно. Засыпая, я улыбался. Впервые за долгое время я чувствовал мир. На Иисуса не производит никакого впечатления чья-то власть или положение. Он пришел на землю ко всем людям. Его цель с того самого времени и до сего дня состоит в том, чтобы привести каждого в Свое Царство. Он хочет дать нам богатства большие, чем может предложить этот мир. Он хочет, чтобы у нас были небесные сокровища — единственное богатство, которое вечно.

Богатые, знаменитые, власть имеющие люди не смущали Иисуса. Христос не пренебрегал элитой общества, но и не трепетал перед ней. Спаситель понимал, что финансовое благополучие не могло восполнить отсутствие душевного мира, удовлетворенности, значимых взаимоотношений или правильной цели. Самый богатый магнат легко мог оказаться одиноким, пустым и озлобленным, в отличие от самого простого, бедного и кроткого верующего.

Никодим стал свидетелем Божественной силы и власти, явленных в служении Христа, поэтому искал возможности встретиться с Ним, но тайно. Иисус мог отказаться от такой секретной встречи, но, не желая, чтобы кто-то погиб, с готовностью воспользовался этой возможностью, дабы помочь Никодиму приблизиться к Царству Небесному. Нищета Никодима носила духовный характер. Обладая земными благами, занимая высокое общественное положение, он, однако, испытывал духовный голод.

Инстинктивно Никодим бунтовал против любого предположения, что такие осведомленные и образованные израильтяне, как он, нуждаются в обращении. Тем не менее Иисус открыл его истинное положение, поставив Никодима перед выбором между судом и спасением. Боясь осуждения и насмешек, Никодим, казалось, отказался принять приглашение Христа. На первый взгляд, беседа не принесла желаемых результатов. Но духовное семя было посеяно и медленно прорастало в его сердце.

Эллен Уайт пишет:

«После вознесения Господа, когда ученики Христа были рассеяны из-за гонений, Никодим смело выступил в поддержку учения Христа. Он жертвовал средства на поддержание молодой Церкви, которая, как надеялись правоверные иудеи, должна была исчезнуть со смертью Христа. Во времена опасности Никодим, некогда осторожный и сомневавшийся, стоял твердо, как скала, и укреплял веру в учениках Христа, материально поддерживая дело евангелистов. За это его презирали и преследовали те, кто прежде с почтением относился к нему. Он обеднел, утратил прежние почести, но не поколебался в вере, зародившейся в нем во время той ночной беседы с Иисусом» (Э. Уайт. Желание веков, с. 177).

Вторник Проблема богатых и знаменитых

Павел предупреждает, что «корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1Тим.6:10). Обратите внимание на тот факт, что Павел предупреждает не о богатстве, а о неверном отношении к деньгам. Это отношение может быть не только у действительно богатых и знаменитых, но и у тех, кто только желает им стать. Вопрос в том, к чему и к кому мы привязаны? Мы не можем быть одновременно привязаны к Иисусу и к богатству. Что-то одно в конечном счете вытеснит другое.

Грустный пример богатого юноши

Пример проблемы богатства в этой борьбе находится в истории о богатом молодом правителе. Он пришел к Иисусу в поиске ключа к вечной жизни. И хотя он тщательно соблюдал заповеди, он все же чувствовал, что что-то упускает. Иисус открыл ему следующий шаг: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Матф.19:21). Для того чтобы получить истинное сокровище — следование за Иисусом, — ему необходимо было раздать свои земные сокровища. История оканчивается тем, что молодой человек уходит «с печалью, потому что у него было большое имение».

Радостная история о мытаре

Закхей представляет пример человека, поставившего Иисуса выше богатства и власти. Вся жизнь Закхея вращалась вокруг денег. Большую часть своего богатства он получил вымогательством и обманом. Когда Иисус пришел в Иерихон, остановился под деревом и обратился к нему по имени, Закхею необходимо было принять решение. Позволит ли он Иисусу войти в свой дом и сердце, или победит богатство? Матфей описал, что произошло: «И он поспешно сошел и принял Его с радостью» (Лук.19:6). Здесь немного сложно понять, кто кого принял «с радостью», так как употреблены только местоимения. Мне кажется, Иисус и Закхей приняли с радостью друг друга.

По пути к дому Закхея люди роптали, что Иисус идет в гости к грешнику. Они не могли понять, что Закхей был уже не просто грешником. Он был спасенным грешником. Он покаялся, исповедал свои грехи, возместив тем, у кого украл, и он решил быть с Иисусом.

Среда Выбор за человеком

Читаем текст:

16 И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?

17 Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди.

18 Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй;

19 почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.

20 Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?

21 Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.

22 Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.

23 Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное;

24 и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.

25 Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?

26 А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно (Матф.19:16-26).

Прочитав эту историю о богатом юноше, я предложил бы обратиться к словам Эллен Уайт. В книге «Желание веков» она исчерпывающе понятно описывает этот случай. Вот что она пишет:

«Начальник быстро понял, что имел в виду Христос, и сильно опечалился. Если бы он осознавал всю ценность предложенного ему дара, то немедля решился бы стать одним из последователей Христа. Он был членом уважаемого совета иудеев, и сатана искушал его заманчивыми перспективами. Он мечтал о небесных сокровищах, но хотел иметь и мирские блага, которые ему могло доставить его богатство. Его огорчили поставленные условия. Ему хотелось обрести вечную жизнь, но совсем не хотелось чем-либо жертвовать ради этого. Цена вечной жизни показалась ему слишком высокой, и он, опечаленный, отошел, „потому что у него было большое имение”.

Уверенный, что соблюдает Закон Божий, молодой иудей обманывался. Как оказалось, его кумиром было богатство. Он не мог следовать заповедям Божьим, поскольку мир занимал в его сердце первое место. Он любил дары Божьи больше, чем их Подателя. Христос предложил юноше стать Его последователем.

„Следуй за Мною”, — сказал Он. Но Спаситель значил для него меньше, чем видное положение в обществе и богатство. Слишком велик казался риск — отдать свои весьма ощутимые земные сокровища за невидимые сокровища на небесах. Он отверг предложенную ему вечную жизнь, ушел прочь и с тех пор поклонялся этому миру. Через это тяжелое испытание проходят тысячи людей, выбирая между Христом и миром. И многие избирают мир…

Беседа Иисуса с молодым богачом — наглядный урок для нас. Бог дал нам образец поведения, которому должны следовать все, кто служит Ему. В этом состоит повиновение Его закону, причем не простое повиновение закону, а жизнь в согласии с ним. Господь установил Свое мерило для всех, кто хотел бы стать подданным Его Царства. Только те будут признаны детьми Божьими, кто станет соработником Христа, кто скажет: „Господи, все, что я имею, и весь я — все Твое! “. Подумайте, что значит — сказать Христу: „Нет!” … Все, возложенное на нас Богом, Спаситель стремится разделить с нами. Господь дал нам все необходимое, чтобы творить Его волю на земле» (Э. Уайт. Желание веков, с. 520, 523.).

Четверг Где сокровище – там и сердце

Здесь уместно вновь вспомнить памятный стих к этому уроку:

«Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1 Тим. 6:10).

Некто сказал: «Люди тратят деньги, которых у них нет, на вещи, которые им не нужны, чтобы произвести впечатление на людей, которые им не нравятся». Одно бесспорно: деньги оказывают большое влияние на людей. Поскольку личные финансовые привычки всесторонне представляют ценности человека, можно сказать, что деньги «затрагивают» его духовную жизнь. Именно по этой причине Библия не раз упоминает о финансах.

Кроме того, богатству зачастую сопутствует популярность. Кинозвезды, выдающиеся спортсмены и политики часто обладают и тем, и другим. Знаменитые люди оказывают свое влияние – это один из видов власти. Однако на Иисуса не производили впечатления ни богатство, ни власть. Он просто стремился достичь богатых и видных людей по той же причине, что и всех остальных: Господь желал, чтобы у них было такое богатство, которое не покупается ни за какие деньги.

Есть поговорка: «То, как вы тратите деньги, говорит о ваших приоритетах». Библия пишет о том же: «Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Матф.6:21). Если мы тратим деньги только на себя и на мирские вещи, мы сконцентрированы только на настоящем. Как мы расходуем наше время и ресурсы, отражает то, как мы относимся к Богу. Нам важно периодически смотреть на свою жизнь и оценивать, где находится наше сокровище. Смотря на свою жизнь, стоит провести немного времени в молитвенном размышлении о следующем: Подумать о вещах, которые мы больше всего ценим. Ценим ли мы дом, машину или другие материальные вещи больше, чем людей? Посвящаем ли мы свое время тому, чтобы получить больше «вещей», или мы посвящаем себя другим и стараемся привести их ближе к Иисусу? Богатому юноше из Матф.19 было сказано, что если он продаст все земное имущество и последует за Иисусом, он обретет сокровища на небесах. То же верно и для нас. Вещи, которые есть у нас сейчас, временны, но то, что мы делаем для Бога, — вечно.

Исследуем наши финансы. Бывают ли моменты, когда мы не являемся хорошим управителем того, что доверил нам Бог? Если мы обнаружили, что не используем наши ресурсы так, чтобы приносить Господу удовольствие, тогда сейчас самое подходящее время, чтобы наметить другой план расходов, определим, как мы расходуем время. Время есть у каждого, и этот ресурс ограничен. Мы можем использовать наше время, чтобы становиться ближе к Богу и приводить к Нему людей. Или же мы можем фокусироваться на себе. Если мы обнаружим, что наше время обращено на «нас», может быть, именно сейчас стоит изменить фокус.

Богатый юноша отвернулся от Иисуса, когда услышал, что ему надо раздать земные владения. Каждый из нас должен с усердием молиться, чтобы наше сердце было открыто призыву Иисуса так, чтобы, когда Он потребовал такого же и от нас, мы бы с радостью продали имение свое и раздали нищим для того, чтобы откликнуться на приглашение «следуй за Мною» (ст. 21).

Пятница Приоритеты

Прочитаем текст:

18 Посеянное в тернии означает слышащих слово,

19 но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода.

20 А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат (Марк.4:18-20).

Говорят, что не мы владеем вещами, а они владеют нами. Как легко оказаться поглощенным материальными благами! Именно поэтому Иисус предостерегал об обманчивости богатства.

Подумайте, как легко деньги или погоня за ними могут затмить наши духовные приоритеты. Насколько важно помнить об этом, когда мы пытаемся достичь людей, чье богатство, возможно, уже ослепило их.

Цель Христа – поменять приоритеты.

Эллен Уайт пишет:

«Сколь многие приходят ко Христу, готовые подчинить свои интересы Ему и, подобно богатому молодому правителю, искренне желая наследовать вечную жизнь! Но когда они узнают цену, когда им говорится о том, что они должны все оставить: дома и земли, жену, детей и не считать свою жизнь слишком дорогой, они уходят огорченными. Они желают небесных сокровищ и жизни, соизмеримой с жизнью Божией, но не хотят отказаться от своих земных сокровищ. Эти люди не желают отдать все, чтобы обрести венец жизни» (Э. Уайт. The Advent Review and Sabbath Herald, 19 апреля, 1898 год).

Вы когда-нибудь слышали такие слова: «Деньги заставляют мир крутиться вокруг вас»? Кажется, что деньги могут дать нам практически все. Но практически здесь ключевое слово. Они могут давать все до тех пор, пока нам не понадобится что-то, что за деньги купить нельзя, и пока мы не осознаем, насколько они бессильны. Например, пообщайтесь с людьми, которые пережили смерть близких, и я с уверенностью могу сказать, что они расскажут вам, что в те моменты они жалели, что много времени уделяли не тому, что действительно имеет значение, например, хорошим отношениям с любимыми людьми или помощи им.

Живя в грешном мире, окруженные земными вещами, мы легко можем спутать приоритеты. В этой теме мы читали о богатом молодом правителе, у которого, подобно многим людям сегодня, приоритеты были сдвинуты.

Почему он избрал богатство, а не Спасителя? Потому что он любил земное больше, чем Того, Кто дал ему это богатство.

Как бы то ни было, как вы думаете, откуда приходит наше богатство?

«Но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство» (Втор.8:18).

Мы обретаем богатство не благодаря нашим усилиям, но благодаря Божьей силе. Он жаждет нашей любви, а также посвящения и желания служить, которые так естественно сопутствуют любви к Нему.

Хорошо любить Божьи дары, но нам никогда не следует любить дары больше Дарителя. Бог дал нам все, и один из величайших даров — жизнь с избытком (Иоан.10:10). Подобную жизнь нельзя купить ни за какие деньги! Когда мы любим подарки, но забываем Дарителя, мы упускаем самый лучший дар — живые отношения с источником всей силы.

Пастор Александр Серков