Субботняя школа с пастором Александром Серковым. Урок — 7. Иисус и отверженные

Сегодняшний урок предлагает нам коснуться еще одной категории людей, людей отверженных. Для иллюстрации мы имеем памятный стих:

«Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?» (Иоан.4:28-29).

Эта встреча у колодца произошла во дни Христа. Я приведу свежий пример:

Молодая женщина, выросшая в очень неблагополучных условиях, имеющая к пятнадцати годам двух внебрачных детей, находилась в тюрьме в ожидании суда. Она убила социального работника, который пришел забрать ее малыша, – единственного человека, который, как она чувствовала, когда-либо любил ее.

Без матери, без отца, без мужа, без родственников и даже без друга она в полном одиночестве взирала в безнадежное будущее. Однако благодаря посещению пастора, эта потерявшая надежду молодая женщина узнала, что, невзирая на все ее ошибки, безвыходность ситуации и мрачное будущее, Христос любит и готов простить ее. Она открыла для себя вечную любовь Божью. Эта отверженная душа обрела смысл и цель жизни в своем Господе, любовь и принятие Которого воскресили ее от духовной смерти.

«Профкомплект» Санкт-Петербург — изготовление памятников для кладбища и надгробий.

Давайте теперь более подробно поговорим на эту тему.

Воскресенье Униженные и оскорбленные

На заре христианства языческий писатель Цельс, насмехаясь над Иисусом, презрительно назвал Его самым странным из учителей.

-Почему же? – поспешим задать мы вопрос.

Да, потому что, в то время, как другие призывали: «Придите ко мне достойные, добродетельные и добропорядочные…», — этот одинокий Учитель провозгласил: «Придите ко Мне, отверженные и растоптанные жизнью».

И что ни странно, в результате столько людей поверило Его словам, и за Ним потянулся самый разнообразный человеческий сброд.

Христианский же мыслитель Ориген дал сокрушительный отпор писателю-язычнику:

«Верно, Иисус призвал униженных и оскорблённых, — говорил Ориген, — но Он не позволил этим людям остаться никчемным сбродом; из материала, который вы отбросили, как негодный, Он «вылепил» людей, вернув им самоуважение и дав возможность встать на ноги и посмотреть в глаза Господу. Они были никчемными, забитыми и жалкими существами. Христос же сделал их свободными и нужными».

Да, действительно, Христос давал людям то, в чем они больше всего нуждались. Он давал, а не брал!

С хорошими, конечно, каждый готов сотрудничать. Взгляните только на рекламы. Каких ищут работников? Квалифицированных, опытных, без вредных привычек, не пожилых.

А взгляните на рекламу: «Служба знакомства». С кем хотят познакомиться? С кем попало? С БОМЖами? С неимущими? С людьми, имеющими вредные привычки? С инвалидами?

А себя как рекламируют? Стройная, красивая, интеллигентная, общительная, обаятельная и т.д. Стоит только удивляться: Как такой «товар» не нарасхват? Почему они не замужем такие «хорошенькие»?

Люди обычно выдают себя за абсолютно безошибочных. И многие заявляют даже о своей непогрешимости. Некто хорошо заметил: «Самый большой наш недостаток в том, что мы думаем, что у нас нет недостатков». Мы читаем: «Все согрешили…». Но некоторые считают себя исключением из этого правила, и, что интересно, с этими «святыми» трудней всего уживаться. Они обычно нетерпеливы к чужим недостаткам.

Понедельник В общении с Иисусом.

Как люди чувствовали себя в обществе Иисуса? В то время, как религиозные деятели времен Христа с их надуманными, суровыми требованиями и вечной гримасой неодобрения держали людей в страхе и напряжении – с Иисусом было легко и свободно. В Нем даже последний грешник находил понимающего Друга.

В чем причина? Вы задумывались? Дело в том, что Иисус любил грешников, даже тех, которых остальные считали отщепенцами и ни к чему негодными человеческими отбросами. Он не гнушался есть с ними, исцелял, утешал и ободрял их. И если Он не мог терпеть кого-то, то это тех, которые считали себя безгрешными. До их сердец Он никак не мог достучаться. Христос хотел спасти и их, но этих людей оскорбляло малейшее предположение о том, что они нуждаются в спасении, — они не считали себя погибшими. Поэтому сказано:

«Иисус пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Матф.9:13).

«Верно всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников…» (1Тим.1:15).

Казалось, что только грешники являлись предметом Его заботы.

Но означало ли это, что Иисус был снисходительным ко греху? Нет. Скорее всего Он обладал удивительной способностью ненавидеть грех и в то же врем любить грешника, не попустительствуя при этом греху.

Однажды, когда Иисус проповедовал, к Нему бесцеремонно приволокли какую-то женщину. По словам обвинителей, ее застигли в момент прелюбодеяния.

-Следует ли побить ее камнями, как заповедано Законом Моисея?

Стражи нравственности делали вид, что нуждаются в Его совете. Но за этим скрывалось тщательно продуманная интрига. Если Он ответит, что ее не следует побивать камнями, они обвинят Его в забвении Моисеева Закона. А если Иисус ответит, что согрешившую следует наказать, тогда они донесут на Него римским властям, ибо римляне запрещали, чтобы иудеи развлекались такими вещами, как смертная казнь.

Иисус сразу же заметил подстроенную ловушку. Казалось, что Он игнорировал их вопрос. Низко склонившись, Он стал что-то писать на земле, как бы ничего не слыша. И это разозлило книжников и фарисеев. Они обычно приходили в негодование, когда на них не обращали внимания. Законники протиснулись ближе, настаивая, чтобы Иисус ответил им. Затем, посмотрев вниз, они прочитали написанное и были поражены.

-Возможно ли это?

-Неужели там на песке начертаны позорные тайны их собственной жизни?

-Хорошо, — наконец согласился Иисус, — побейте ее. Только первым пусть бросит камень тот, кто никогда не грешил. И продолжал писать.

Иисус знал, что обвинители как раз и были теми, кто довел эту женщину до греха. Не удивительно, что все блюстители законности разошлись, как бы толпа любопытных не заглянула через их головы и не прочитала то, что было написано на земле и как бы Христос вслух не высказал перед всей толпой их постыдные дела, не разоблачил их прилюдно в их грехах. И они незаметно улизнули, оставив женщину наедине с Иисусом.

Парализованная стыдом и страхом, ожидая, что вот-вот полетят в нее камни, женщина боялась поднять голову и взглянуть вверх, но вот она услышала ласковый голос Иисуса:

-Где твои обвинители»? Осудил тебя хотя бы один из них?

-Нет, Господи, — ответила женщина.

И тогда раздались самые прекрасные слова, какие ей только приходилось слышать. Эти слова прозвучали для нее, осужденной на смерть, как амнистия: «Я не осуждаю тебя, иди и впредь не греши».

У Иисуса была прекрасная возможность устроить перекрестный допрос и прочитать целую лекцию, которую грешница никогда бы не забыла. Но Он этого не сделал. Напротив, Он постарался пощадить ее стыдливость. Он произнес только: «Иди и впредь не греши». И этого было вполне достаточно. Согрешившая грешница знала, что Иисус беспощаден ко греху. Но она знала и то, что приобрела понимающего Друга. Надо ли удивляться, что она навсегда полюбила Его как Господа!

Иисус пришел исцелять сокрушенных сердцем, а не наносить новые раны. Он всегда проявлял чуткость к чужим чувствам. Он не ставил людей в неловкое положение и не разоблачал виновного публично.

Вторник Отверженные — призванные и избранные

Читаем текст:

1 Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его.

2 Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними.

3 Но Он сказал им следующую притчу:

4 кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее?

5 А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью

6 и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу.

7 Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.

8 Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет,

9 а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму.

10 Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся (Лук. 15:1-10).

В притче о потерянной овце мы в образе пастуха видим Иисуса, Который ищет сбившихся с пути. В притче же о потерянной монете женщина представляет церковь, через которую продолжается поиск потерянных душ.

Размышляя над этими притчами, Елена Уайт пишет:

«Именно отверженных, мытарей и грешников, презираемых обществом, призвал Христос и Своей любовью и добротой побудил прийти к Нему. Он никогда не поддерживал тех, кто с чувством самодовольства стоял в стороне и гордо, свысока взирал на других» (Е. Уайт. Служение исцеления, с. 164.).

Когда Христос ел и пил с мытарями и грешниками, «фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними» (Лук.15:2). «Этим обвинением они хотели показать народу, что Христос любит иметь общение с греховными и низкими людьми и что Он нечувствителен к их нечестию.

Раввины были разочарованы в Иисусе. Почему Тот, Кто обнаруживал такой возвышенный характер, не соединился с ними и не следовал их методу учения? Почему Он ведет Себя так скромно, работая среди всех классов людей? Если бы Он был истинным пророком, говорили они, Он соглашался бы с ними и относился бы к мытарям и грешникам с безразличием, которого они заслуживали. Этих стражей общества злило то, что Тот, с Кем они постоянно боролись, но Чья чистая жизнь внушала уважение и осуждала их, принимал с таким видимым сочувствием общественных изгнанников. Они не одобряли Его методов. Они считали себя образованными, совершенными и чрезвычайно религиозными, но пример Христа обличал их гордость» (Э. Уайт. Наглядные уроки Христа, с. 185.).

«Иудеи учили, что прежде, чем любовь Божья прострется к грешнику, последний должен покаяться. С их точки зрения покаяние есть дело, посредством которого люди могут заработать благоволение Небес. И эта самая мысль и заставила фарисеев воскликнуть в удивлении и злобе: „Он принимает грешников!” Согласно их представлениям, Он не должен был никому позволять приближаться к Себе, кроме тех, кто покаялся. Но в притче о пропавшей овце Христос учит, что спасение приходит не посредством искания Бога нами, но посредством искания нас Богом. Мы не раскаиваемся для того, чтобы Бог мог полюбить нас, но Он открывает Свою любовь к нам для того, чтобы мы могли покаяться» (Там же, с. 189.).

Среда Как благовествовать другим?

В деле ученичества многие из нас хотели бы больше благовествовать людям, которым нужна наша помощь, но, возможно, мы точно не знаем, как это делать. Поэтому давайте посмотрим, что делал Иисус. Как мне находить людей, которые нуждаются в помощи?

Некоторые люди со своими проблемами приходили прямо к Иисусу, подобно одержимому демонами человеку (Марк.5:1–18). Другие встречи с Иисусом, кажется, произошли случайно, например, разговор с женщиной у колодца (Иоан.4:5–42). Если мы открыты каждой встрече, то быстро найдем возможность связаться с людьми, которых мы раньше даже и не замечали.

Какую помощь мне предложить? Иногда помощь, предлагаемая Иисусом, была практичной (изгнание демонов — Марк.5:1–18; исцеление людей — Иоан.5:1–9 или раздача пищи — Матф.15:29–38). Иногда от Него требовали правосудия (Иоан.8:1–11).

В другой раз Он предлагал духовное водительство (Иоан.4:14). Иисус предлагал каждому человеку ту помощь, в которой он нуждался в данный момент.

Как мне предложить помощь и не делать это свысока? Иисус никогда не ставил Себя выше окружающих. Будучи Царем-Слугой, Он всегда был готов выслушать и помочь. Если мы искренно желаем служить людям, мы также не будем возвышаться.

Что мне сказать, если меня будут критиковать за то, что я общаюсь с «плохими» людьми? Фарисеи часто критиковали Иисуса за подобные встречи. Они спросили учеников: «Для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?» (Матф.9:11). Но Иисуса никогда не волновала подобная критика. Для Него важны все, какое бы место они ни занимали в обществе.

И если мы собираемся быть солью для этого мира (Матф.5:13), для нас все люди должны иметь значение.

Четверг Благовестие по примеру Христа

Последние записанные слова Иисуса, обращенные к ученикам, говорят о великом поручении: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Матф.28:19, 20). Адвентистская церковь серьезно относится к этому поручению.

Мы видим, как по всему миру миссионеры проводят различные евангельские кампании. Однако подобный вид евангелизма может и не помочь обратить тех, кто отвержен обществом. История об Иисусе и женщине у колодца показывает другой подход. Будучи мужчиной, иудеем и Сыном Божьим, Иисус имел все основания проявить Свою власть над этой женщиной, которая была к тому же самарянкой и не имела мужа. Но Он поступает как раз наоборот. Когда женщина встречается с Иисусом, она видит усталого, томимого жаждой, одинокого человека. Вместо того чтобы приказать ей дать Ему воды, Иисус просит ее о помощи, что укрепляет ее достоинство и привлекает ее внимание.

Проявляя к ней уважение, Он налаживает с ней личную связь, позволяя Себе перевести разговор естественным образом от обычной воды к воде живой и силе Евангелия. После встречи с Иисусом женщина становится благовестником, призывая всех жителей города прийти и послушать, что Он говорит. В чем же причина? «Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?» (Иоан.4:29). Благовестие в стиле Иисуса означает личную беседу с людьми о том, что их беспокоит. Когда возвращаются ученики и предлагают Иисусу пищу, Он отвечает, что она у Него уже есть. Нечто в общении с женщиной у колодца утолило Его голод.

Пятница Изгои в наши дни

Во дни Христа изгоями считали одних, а сегодня – других. Кто сегодня может считаться изгоем общества? И как до них донести весть спасения?

Церковь учреждает евангельские компании. Но все ли могут их посетить? А как же БОМЖи? Многие ли из них посетили евангельскую компанию? А что такое БОМЖ?
Это аббревиатура: Без Определенного Места Жительства. А вы знаете, как становятся бездомными? Сегодня столько аферистов, поэтому столько развалившихся семей. И кто-то уютно заживает от очередной аферы, а кто-то обретает свое жилище на мусорной свалке. Но и за них умер Христос. Кто и как достигнет их сердец? Евангельские кампании? Да, они и не услышат о том, что где-то она проходит. А если услышат, кто их пустит оборванных, грязных, небритых в общество культурных и «достойных» граждан.

Может евангелизировать через интернет? Но кто из БОМЖей услышит весть по интернету? Какой там на свалке интернет?

Это вопросы для размышления. Как нам охватить все слои общества, и изгоев тоже? Это серьезный вопрос, и ответ на него требуется также серьезный. И здесь нужен не классический, а индивидуальный, нестандартный, творческий подход. Но для этого надо полюбить человечество, и полюбить так, как полюбил нас Иисус.

Иисус знал, что «классовая» система, разделяющая людей во всех культурах, никогда не изменится, пока не будет уничтожен грех. И все же Он побуждает нас благовествовать отверженным. Когда вы начинаете думать, что всех людей можно отнести к той или иной категории «отверженности», легко почувствовать, что все, что бы вы ни делали для помощи им, вряд ли решит эту проблему. Однако Иисус не просит нас изменить мир, Он всего лишь предлагает изменить одного человека.

Для достижения людей, отвергнутых обществом, может потребоваться серьезная переориентация. Но фактически наша христианская традиция уже считает, что необходимо достигать людей, которые находятся на обочине жизни.

Давайте в заключение прочитаем некоторые библейские тексты, в которых заменим слово грешник» на «изгой» или на «БОМЖ»

8 Благ и праведен Господь, посему наставляет (изгоев) грешников на путь (Пс. 24:8).

13 Ибо Я пришел призвать не праведников, но (изгоев) грешников к покаянию (Матф. 9:13).

2 Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает (изгоев) грешников и ест с ними (Лук. 15:2).

Как в этих текстах показано Божье отношение к изгоям? Насколько серьезно мы должны к этому относиться? Другими словами, как бы изменилось наше поведение, если бы мы видели этих людей так, как видит их Иисус?

Позвольте закончить этот урок размышлениями Елены Уайт:

«Падшим нужно дать почувствовать, что им еще не поздно стать людьми. Христос почтил человека Своим доверием и таким образом возвысил его. Даже к павшим чрезвычайно низко Он относился с уважением. Христу всегда было больно соприкасаться с враждебностью, порочностью и нравственной нечистотой, но Он никогда ни словом, ни делом не показывал, что Его чуткая душа потрясена или нечто оскорбило Его утонченный вкус. Какими бы дурными ни были привычки, каким бы твердым ни было предубеждение, какими бы сильными ни были человеческие страсти, Он ко всем испытывал сострадание и к каждому проявлял нежность. Когда мы становимся причастниками Его Духа, то начинаем относиться ко всем людям как к братьям, переживающим такие же искушения и испытания, часто падающим и пытающимся подняться снова, борющимся с унынием и трудностями и жаждущим сочувствия и помощи. Мы будем обращаться с ними так, чтобы не смутить и не оттолкнуть их, но пробудить в их сердцах надежду» (Е. Уайт. Служение исцеления, с. 164, 165). Благодарю Вас за выслушанный урок.

Пастор Александр Серков