Субботняя школа с пастором Александром Серковым. Урок — 4. Наставляя детей

Весть миру охватывает разные слои и классы общества. В этой теме мы коснемся вопроса о детях. Дети – наше будущее. Одного пчеловода спросили: «Как ты знаешь, какие пчелиные семьи сильные, а какие – слабые?» Он ответил: «По расплоду. Если матка насеяла много, значит семья перспективная». Среди нас христиан это тоже в какой-то степени является важным критерием здоровой церкви, когда детей немало, а главное – если они все в церкви. Вот эта тема как раз о том, что не так важно расплодить детей, хотя это и предпосылка, а намного важней дать им соответствующее воспитание, вот это уже результат.

Мы имеем памятный стих:

«И сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: “из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу”?» (Матф. 21:16).

Говоря о детях, мы имеем в виду будущую молодежь, а потом уже и взрослых людей. Но сегодня молодежь начинает портиться уже в детстве. Нынешняя молодежь сталкивается с чрезвычайно высоким уровнем морального разложения. В 2011 году Центр контроля и предотвращения заболеваний опубликовал исследование уровня риска в поведении молодежи. По стране (США) 38,7% школьников пробовали алкоголь; 32,8% учеников участвовали в драках; 47,4% имели сексуальные связи (http://www.cdc.gov/mmwr/pdf/ss/ss6104.pdf).

Эта тема как раз о том, как наших детей предостеречь от того, чтобы они не шли вслед своих мирских сверстников.

Воскресенье Воспитывай ребенка вовремя.

Пришла одна мамаша за консультацией к специалисту и спрашивает: «Когда я могу начинать воспитывать своего ребенка?»

-А сколько Вашему ребенку? – поинтересовался наставник.

-Уже три месяца.

Вы знаете, какой ответ услышала мать трехмесячного ребенка?

-Вы, уважаемая, опоздали с воспитанием ребенка ровно на один год.

Это верно, что воспитание начинается уже со дня зачатия ребенка. Много калек рождается именно по причине неправильного поведения матери во время беременности. Вот вам и воспитание. Но мы не будем «распыляться» и тщательно изучать внутриутробное воспитание ребенка. Поговорим о воспитании детей.

Естественно, самое лучшее время для обучения детей – когда они еще маленькие. Это если мы стоим перед выбором: начинать ли с детства воспитывать ребенка или пусть он вырастет, и сам поймет, как ему жить. К последнему решению, к сожалению, многие именно и приходят.

Обучение требует терпения, целеустремленности и творчества. Позвольте привести некоторые принципы, которых следовало бы придерживаться во время обучения детей в христианском духе.

Правильное обучение. В Притч.22:6 написано:

«Учи ребёнка правильному пути, пока он мал. Тогда он, став взрослым, будет идти этим путём (Совр. Пер.).

Хорошее воспитание и обучение должно проводиться с целью наставления детей, куда идти и как туда добраться, а не по принципу: «Ты еще маленький, мне легче сделать самой или самому, ты лучше иди и поиграй». Дети тогда вырастают неприспособленными к жизни.

Это если мы говорим о бытовых вопросах жизни. А если говорить о духовном воспитании детей, то им надо привить интерес к Библии. Я помню, как у нас было, когда я был еще мальчиком. Каждую субботу нас, всех детей спрашивали памятный стих, и мы все один за другим рассказывали его наизусть. Сейчас у нас в церкви это делают наши внуки. Они с удовольствием учат на память стихи к каждому уроку субботней школы.

Служение детям требует зрелых взрослых людей, которые желают работать с детьми и знают как вести их к Богу. Это если речь идет о церковных детских собраниях. Мероприятия, такие как детский хор и каникулярная библейская школа, могут положить основание для принятия Христа в раннем возрасте.

Пример. Дети лучше воспринимают то, что видят, а не то, что слышат. Их смущает следующий подход в преподавании: «Делай, как я тебе говорю!»

-Но, мама… а ты сама вчера…

-Делай, что тебе говорят…

Дети превосходно копируют своих родителей и наставников, поэтому, если мы хотим, чтобы они следовали за Христом, они должны видеть Его проявление в окружающих их взрослых. Это также означает, что их должны окружать друзья, которые отражают любовь Иисуса.

Выбор Объясните детям, почему важно делать правильный выбор. Ребенок, которому говорят, что надо делать, но не объясняют, почему или как, впоследствии с трудом будет делать правильный выбор в жизни. Ведите детей к принятию собственных решений, уча их на своем примере. Обучение ребенка Божьему Слову поможет ему увидеть, что он тоже представляет ценность в его глазах. Учите с ним песни, рассказы и участвуйте в мероприятиях, которые помогут ему сделать Иисуса своим лучшим другом и героем.

Эффективные советы — как развить в своем ребенке уверенность в себе.

Понедельник Детство Иисуса

Не задумывались ли вы над таким вопросом: «А почему Иисус не пришел сразу взрослым на нашу планету?» Да, это интересный вопрос. Но у нас тогда возникли бы другие вопросы относительно Его способности понимать нужды детей. Однако Христос рос и развивался как все дети, не избежав ни одной стадии развития, связанной с ростом и зрелостью. Поэтому Он понимает проблему молодежи. Он испытал на Себе всю уязвимость и детства и юности. Об этих годах Христа мы конечно имеем весьма скудную информацию. В основном описана Его жизнь, начиная с выходом на публичную деятельность. Но что-то о Его детстве мы все же узнаем из Писания:

40 Между тем ребёнок рос, набирался сил и исполнялся премудрости. И благословение Божье было на Нём.

41 Каждый год на праздник Пасхи родители Иисуса отправлялись в Иерусалим.

42 В тот год, когда Иисусу исполнилось двенадцать лет, Его родители, как обычно, отправились на праздник (Лук. 2:40-42).

«У иудеев было принято считать двенадцатилетний возраст рубежом между детством и юностью. Достигнув этого возраста, еврейский мальчик уже назывался сыном закона и Бога. Перед ним открывались дополнительные возможности для религиозного образования, он мог принимать участие в священных праздниках и обрядах. В соответствии с этой традицией отрок Иисус отправился в Иерусалим на праздник Пасхи» (Э. Уайт. Желание веков, с. 75).

Но как Христос повел Себя на этом празднике? Он не оставался безучастным.

44 Иосиф и Мария были в пути целый день, думая, что Иисус идёт вместе с ними. Когда же стали искать Его среди родственников и друзей,

45 то не нашли Его среди них. Тогда Иосиф с Марией вернулись в Иерусалим, надеясь найти Его там.

46 Они нашли Его через три дня. Иисус сидел среди учителей в храме, слушая их и задавая им вопросы.

47 Все слушали Его и удивлялись тому, как Он всё понимает и какие разумные даёт ответы (Лук. 2:44-47).

Согласно приведенным выше текстам, Иисус возрастал в премудрости. Бог Отец изливал на Него Свою благодать. Эпизод, произошедший с Иисусом во время Его первого посещения Иерусалима, свидетельствует, что Он обладал глубокой духовной мудростью. Иудейские учителя весьма дивились Его вопросам и ответам.

Уже в детстве Иисус обладал безупречным, совершенным характером. Дисциплина при обучении плотницкому ремеслу, внимание преданных родителей, регулярное изучение Писания составили основу Его раннего воспитания. Однако каким бы замечательным ребенком ни был Иисус, Он все равно был ребенком, как и все мы когда-то.

«Отрок Иисус не обучался в школе при синагоге. Мать была Его первым учителем. Он постигал истину из ее уст и из Писаний пророков. Сидя на коленях у Своей матери, Он теперь учился тому, что Сам некогда говорил Израилю через Моисея» (Э. Уайт. Желание веков, с. 70).

Хотя земные родители Иисуса и были далеки от совершенства, они не потеряли из виду наставление Моисея жить по заповедям и учить им детей. Их посвященность духовным вопросам видна в том, что они каждый год на Пасху ходили в Иерусалим. Так Бог мог использовать их в годы формирования человеческой личности Иисуса. Они несли ответственность вместе со всем обществом за Его обучение. Он узнавал на их примере, как стать верующим евреем. Когда в двенадцать лет Иисус отправился в Иерусалим, Он остался там для того, чтобы побеседовать с учителями и задать им вопросы. «Все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его» (Лук.2:47). Очевидно, что воспитание Иисуса стало результатом Его основательных духовных познаний и опыта.

Примечательно, что Его духовная жизнь продолжала развиваться после этого события (Лук.2:52). Некоторые люди чувствуют препятствие в том, что они выросли в христианских семьях и не имели яркого «опыта обращения». Однако пример Иисуса дает основание полагать, что возрастание в христианской семье является Божьим идеалом для каждого ребенка.

Вторник Дети – наше будущее

6 И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем.

7 и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая (Втор.6:6-7).

3 Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева.

4 Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые.

5 Блажен человек, который наполнил ими колчан свой! Не останутся они в стыде, когда будут говорить с врагами в воротах (Пс.126:3-5).

После того как Моисей повторил десять Заповедей Израилю, он повелел родителям хранить их в сердце и учить им детей. Таким образом, Божий план состоял в том, чтобы дать детям евреев двойное преимущество: их обучали теоретически и примером. Так образовывались богобоязненные семьи. Результатом стало благословение не только родителей, но и всей нации, которая поклонялась живому Богу.

Сегодня родители также могут передавать благословение своим детям через обучение Писанию и будучи для них хорошим примером. К сожалению, Израиль отошел от Бога. Общество разложилось до такой степени, что они даже были готовы приносить своих детей в жертву идолам! Так благословение, которое Бог желал излить на общество через обучение детей, было потеряно.

Много раз Иисуса просили исцелить больных детей. Тот факт, что Он уделял этому время, указывает на то, что в Божьих глазах дети имеют ту же ценность, что и взрослые. Исцеленный ребенок также может представлять свидетельство длиною в жизнь о Божьей любви, благости и милосердии. Попытки оказать влияние в духовных вопросах на детей никогда не теряют актуальности.

Когда ученики увидели, что родители ведут детей к Иисусу, они стали укорять их. Очевидно, что ученики посчитали, что Иисусу полезнее провести время в общении с взрослыми. Однако Иисус вознегодовал на учеников. Родительский долг, возможно, один из величайших примеров длительного человеческого самопожертвования, который можно увидеть повсеместно на нашей планете. Родители хотели, чтобы их дети получили самые лучшие духовные преимущества, поэтому они привели их получить благословение от Иисуса. Таким образом, они всем нам показали пример.

Иисус вырос в богобоязненной семье и лично знал преимущества духовных наставлений и благословения. Его миссия состояла в том, чтобы спасти человечество от греха. Чем раньше начинается обучение детей, тем лучше это для их личности и общества в целом. Мысль потерять даже одного человека неприемлема для Бога (Матф.18:12–14). Все люди, взрослые или дети, имеют равную ценность в глазах Божьих. Поэтому Иисус с большим удовольствием взял их на руки и благословил. Его пример учит нас тому, что дети имеют огромную ценность в небесном царстве. Время, проведенное в наставлении детей духовным вопросам через слова и пример, это вклад в вечность.

Среда Воспитание ребенка

13 Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им.

Дух прор.

«Дети восьми, десяти или двенадцати лет уже достаточно взрослые, чтобы понимать сущность личных отношений с Богом. Процесс обучения детей не должен быть ориентирован на какое-то будущее время, когда они достаточно повзрослеют, чтобы покаяться и уверовать в истину. Если должным образом наставлять детей, они уже с самой ранней юности в состоянии выработать правильное представление о себе как о грешниках и о пути спасения через Христа» (Э. Уайт. Свидетельства для Церкви, т. 1, с. 400).

«В последних сценах земной истории многие из этих детей и молодежи будут изумлять людей своим свидетельством об истине, которое будет рождаться в простоте и в то же время в духе и силе. Они были научены страху Господнему, и их сердца были смягчены тщательным и молитвенным изучением Библии. В ближайшем будущем многие дети будут наделены Духом Божьим и будут совершать работу возвещения истины миру, которую в то время не смогут хорошо выполнять старшие члены церкви» (Э. Уайт. Советы родителям, учителям и учащимся, с. 166, 167).

«После добросовестного труда, если вы удовлетворены тем, как ваши дети понимают смысл обращения и крещения, и если они уже являются поистине обращенными, пусть они будут крещены. Но, я повторяю, прежде всего, приготовьте себя к служению верных пастырей, чтобы направлять стопы неопытных детей на узкий путь послушания. Бог должен действовать через родителей, чтобы они могли подавать своим детям правильный пример в любви, обходительности, христианском смирении и в полной отдаче себя Христу. Если вы даете свое согласие на крещение ваших детей и затем позволяете им поступать по их выбору, не сознавая особого долга хранить их стопы на прямой стезе, значит, вы сами понесете ответственность в том случае, если дети утратят веру, мужество и интерес к истине» (Э. Уайт. Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 94, 95).

Да, детям присущи невинность, чистота, искренность, о которых Иисус часто упоминал, говоря о Своем Царстве. Их искренность, смирение, зависимость и непорочность являют суть христианской жизни. Мы все должны жаждать такой простоты и доверия в проявлении веры.

Современные миссионеры должны усвоить еще один урок: детям никогда не следует отказываться от своей простоты. Правильно воспитанные дети могут сохранить доверчивость и невинность, даже когда станут зрелыми людьми. Конечно, по мере возрастания и взросления они будут задавать вопросы, переживать борьбу и сомнения, как и все мы. Но детская вера никогда не теряет свою ценность. Как родители или просто взрослые люди, мы должны делать со своей стороны все, чтобы прививать детям знание о Боге и Его любви. А этого можно наилучшим образом достичь посредством проявления к ним любви, доброты, сострадания и заботы. Мы можем много проповедовать и морализировать, но, как и в случае с взрослыми, самый лучший способ сделать детей учениками — являть им Божью любовь в нашей жизни.

Холодное, безразличное отношение к детям недопустимо. Если оно имеет место во время мероприятий, организованных Церковью, это может разрушить доверие ребенка к Церкви и, как правило, к Богу этой Церкви. Христос и Его весть пробуждают в детях доверие и уверенность. Мы ни в коем случае не должны подрывать детскую веру недостатком внимания и сочувствия.

Четверг Быть живой Библией

Если дедушка Ленин сказал однажды: «Учиться, учиться и еще раз учиться», то в свете данной темы мы можем сказать так: «Пример, пример, и еще раз пример».

Случалось ли такое с вами, когда малыш, услышав ваши слова, повторял их снова и снова?

Мы как-то в прошлом работали целой бригадой у одних молодых людей. У них был сынишка лет трех-четырех. Что нас удивляло: он свободно мог выражаться такими самыми отъявленными матерными словами. Но он не виноват, он не понимал, что он говорил, но он совершенно невольно произносил то, что видимо, звучало в этой семье безо всяких ограничений.

Многие отцы и матери иногда попадают в конфуз, когда их ребенок такое выскажет при гостях, что никто и не ожидал, но это выражение родителям было очень знакомо, так как они в присутствии детей его употребляли. Дети не понимают значения повторяемых слов, но их мозг похож на губку, впитывающую всю слышимую ими информацию. Им достаточно было услышать слово один раз. Но так как слова произносились людьми, которых они знали и которым доверяли, то они считают, что это хорошие слова.

Быстрее всего дети учатся в первые три года своей жизни. В это время их обучение, хотя и базовое, но оно является «решающим в формировании структуры их мозга» (United Nations, 2010. Facts for Life. 4th Edition Edition. United Nations). Бог с самого начала знал, насколько важно развитие ребенка, поэтому он через Соломона наставляет нас: «Учи ребенка правильному пути, пока он мал. Тогда он, став взрослым, будет идти этим путем» (Притч.22:6; современный перевод)

Но как нам учить детей? Бог предусмотрел и это!

«И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем; и внушай их детям твоим, и говори о них, сидя в доме твоем, и идя дорогою, и ложась, и вставая» (Втор.6:6-7).

Хотя родители и представляют для своих детей основной пример, каждый из нас также может быть живым примером для малышей в наших церквах.

Пятница Иисус любил детей, а любим ли их мы?

В стремлении проповедовать миру и делать учениками все народы мы должны помнить о разных классах людей, в том числе и о детях.

В разных деноминациях к вопросу обучения детей и молодежи подходят по-разному. Тем не менее, практически во всех деноминациях прослеживается следующая закономерность: большинство верующих посвятило свою жизнь Христу в относительно юном возрасте. Значительно меньшее число людей обращаются в старшем возрасте. Очевидно, многие церкви упускают из виду этот важный факт, планируя свою евангельскую работу и направляя бoльшую часть своих ресурсов на служение взрослому населению. Первые ученики Христа тоже недооценивали важность служения детям. Иисус отвергал подобную позицию и уделял детям особое внимание, отведя для них достойное место. Сегодня мы должны поступать так же.

Читая библейскую историю, мы видим, как отчаявшиеся родители приходили к Иисусу, прося оказать помощь их ребенку. Какой родитель не сможет этого понять? Какой родитель не испытывал боль, мучение и непреодолимый страх, когда его ребенок был болен или даже находился при смерти? Для отца и матери нет ничего хуже. Иисус хорошо понимал родителей и исцелял их детей. В каждом случае было даровано исцеление. Он никого не отослал прочь. Это ясно свидетельствует о Его любви не только к родителям, но и к детям.

У нас возникают вопросы относительно современных случаев, когда родители молились, умоляли и взывали к Иисусу, но их дети так и не получили исцеления. Наверное, нет более печального опыта, чем похороны собственного ребенка. Смерть уготована старшему поколению. Неестественные случаи, когда родители оплакивают своих умерших детей, вызывают бунт в сердце. Во время таких похорон почти каждый родитель спрашивает: «Разве это не я должен быть на месте моего ребенка?»

Однако видеть духовное растление своего ребенка не менее мучительно, чем оплакивать его физическую смерть. Сколь многие родители страдают из-за того, что их дети попали в наркотическую зависимость, увлекаются порнографией или проявляют равнодушие к религии? Какова бы ни была наша печаль, мы должны научиться уповать на Господа, Его благость и любовь, даже когда что-то происходит не так, как в приведенных выше библейских историях. Эллен Уайт, пророчица, похоронила двоих сыновей. Наш мир — непростое место, но у нас есть любящий Бог, и мы должны уповать на Него независимо от обстоятельств.

Позвольте закончить тему еще одним высказыванием из Духа пророческого:

«Несомненно, дети и сейчас наиболее восприимчивы к евангельскому учению. Их сердца открыты для Божественного влияния, и они твердо помнят усвоенные уроки. Дети могут быть христианами, имея опыт соответственно своему возрасту. Их необходимо наставлять в духовных вопросах, и родители должны предоставить ребенку все возможности для того, чтобы формирующаяся личность могла следовать образу Христа.

Матери и отцы должны смотреть на своих детей, как на младших членов семьи нашего Господа, врученных им на воспитание для Неба. Уроки, которые мы сами получаем от Христа, надлежит передавать нашим детям в той мере, в какой способен воспринять их детский ум, понемногу открывая им благородство принципов Неба» (Э. Уайт. Желание веков, с. 515).

Пастор Александр Серков