Субботняя школа с пастором Александром Серковым. Урок — 3. Ученичество и молитва

Приветствую вас на уроке субботней школы. Перед нами третий урок: «Ученичество и молитва». Вообще-то, говоря о молитве, можно смело сказать, что молитва – ключ к выходу их всякого затруднения в жизни». Давайте посмотрим, как молитва связана с ученичеством.

Мы имеем памятный текст к этой теме:

«Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня» (Иоан. 17:20-21).

Это фрагмент из молитвы Иисуса. Христу предстояло покинуть учеников, но вся Его забота была именно о них. Они должны были самостоятельно выйти на ниву Божию и стать полноправными учителями. Им предстояло христианизировать мир. Посвящая их на эту деятельность, Христос о них молился.

Перед нами стоит не меньшая задача накануне Пришествия Христа: возвестить трехангельскую весть всем племенам, языкам и народам. Можем ли мы совершить эту работу без молитвы? Давайте разберем данный вопрос, подробно рассматривая эту насущную тему:

Воскресенье Молитвенная жизнь Христа

Христос нам во всем пример. Он не только служил людям словом и делом, Он нам пример в молитве. А молитва – это сила. Говорят же: «Мало молитвы – мало силы. Много молитвы — много силы». А если нет молитвы? К выводу придите сами.

Вот один эпизод молитвенной жизни Христа:

35 А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился (Марк. 1:35).

Как ученики узнали, что Христос, уединившись, молился? То, что Он исчезал после ночи весьма рано, они замечали. Но что Он там делал? Читаем следующий 36 стих:

36 Симон и бывшие с ним пошли за Ним.

Ученикам, по-видимому, интересно было знать, чем Он занимается, вставая весьма рано утром. И вот однажды они потихоньку пошли за Ним.

Христос молился. Ему было о чем молиться. Перед Ним был трудовой день, предстояло встреча с людьми. А люди ходили за Ним разные: кто-то желал получить исцеление, а кто и послушать нового проповедника, а вот были и такие, как обычно: куда толпа, туда и я. Но ходила за Христом и особая элита, которая искала в чем-нибудь уловить в сеть Того, кто не из их среды, кто не был их учеником, не учился у их ног. Прежде чем встретить трудности дня, Христос много молился.

Он не мог это мероприятие оставить на позднее утро, высыпаясь до предела. Следующий 37 стих свидетельствует нечто. И вот тайное становится явным. Вот она отгадка: куда Он уходил и что Он делал, вставая и уходя весьма рано, и почему Он делал это именно рано утром.

37 и, найдя Его, говорят Ему: все ищут Тебя (Марк. 1:37).

Видите, в чем причина: с раннего утра уже искали Христа. А когда молиться в таком случае? Весьма рано.

Наблюдая за Христом, подслушивая молитвы Иисуса, ученики заметили, что молитва Христа отличается от их сухих молитв. И вот однажды они попросили Его: «Научи нас молиться»:

1 Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих.

2 Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах…(Лук. 11:1-2).

Нельзя сказать, что эта молитва – сущий образец и как панацея во всех случаях жизни. Я бы сказал так: молитва «Отче наш» — это своеобразный план-образец молитвы. Ведь как у нас бывает: Начинаем с просьбы и просьбой заканчиваем, и притом, и та и другая просьба о нашем сугубо материальном, типа: «благослови», «пошли», «дай», «открой», «ниспошли». А где же наша благодарность? А ведь это превыше всего. А где наши молитвы о прощении нашим ближним их ошибок точно так же, как мы желаем, чтобы нам были прощены наши промахи и просчёты?

А ведь дело ученичества всегда сопряжено со сложностями в межличностных отношениях, которые невозможно предугадать или решить с помощью нашей собственной мудрости и силы. Много раз в евангельском повествовании мы видим Иисуса удаляющимся в уединенное место для молитвы перед большими событиями в служении, да и после них. Он выделял время и место для того чтобы получить мудрость и силу от Своего Отца.

Например, после того, как Иисус накормил пять тысяч человек, Он послал учеников на другую сторону озера, а Сам поднялся на гору и там в одиночестве молился. В Иоан.6:15 добавляется, что Иисус знал, что люди хотят сделать Его царем.

-Почему бы не иметь такого человека своим царем? Он и толпу и войска тремя рыбками накормит, Он и раненного исцелит, и с Ним мы изгоним из страны оккупантов, — возможно, так мечтали люди.

Но миссия Христа другая, и Он хотел научить Своих учеников истине. Он не желал поддерживать их неверные представления о Мессии. Но если бы они прямо там осознали, что Он не желает удовлетворить их некоторые ожидания в отношении земного Его царства, они бы были горько разочарованы, их вера поколебалась бы, и только молитва могла их укрепить.

Но, если следовать примеру Иисуса, у нас будет возможность молиться для того, чтобы разрешить сложные моменты, когда мы предоставляем себя Богу в деле ученичества.

Понедельник Молитвенная жизнь апостолов

В Первом послании к Фессалоникийцам Павел пишет, что мы должны «непрестанно молиться» (1Фесс. 5:17). Молитва – это важный элемент христианской жизни, она развивает и поддерживает наши взаимоотношения с Богом и с нашими братьями и сестрами.

Вот его молитва о ефесских христианах:

15 Посему и я, услышав о вашей вере во Христа Иисуса и о любви ко всем святым,

16 непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих,

17 чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его,

18 и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых,

19 и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его,

20 которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах,

21 превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем (Ефес.1:15-21).

Когда мы молимся за наших друзей, возможно, мы молимся об их здоровье, безопасности, освобождении от боли и решении проблем. Но молитва Павла говорит о том, что важно другое:

1 Он молился в первую очередь, чтобы ефесские христиане имели мудрость в познании Бога и дух откровения.

2 Он молился, чтобы их сердца были просвещены, чтобы они понимали:

а) надежду, которую они могут иметь в Божьем призыве;

б) богатство и славное наследие, которое хранит для них Бог.

в) великую Божью силу, которая им доступна.

Павел помышлял больше о духовном, нежели о земном. Он озабочен тем, что происходит в отношениях верующих с Богом. Вместо того чтобы указывать, как Богу действовать с внешними обстоятельствами в жизни его друзей, Павел выражает свою надежду на их твердое духовное здоровье.

Вторник Ходатайственная молитва

В Писании мы имеем два ярких примера ходатайственной молитвы. Это молитва Даниила и молитва Христа.

Вспомним молитву Даниила:

«4. Молю Тебя, Господи Боже великий и дивный, хранящий завет и милость любящим Тебя и соблюдающим повеления Твои!

5 Согрешили мы, поступали беззаконно, действовали нечестиво, упорствовали и отступили от заповедей Твоих и от постановлений Твоих;

6 и не слушали рабов Твоих, пророков, которые Твоим именем говорили царям нашим, и вельможам нашим, и отцам нашим, и всему народу страны.

7 У Тебя, Господи, правда, а у нас на лицах стыд, как день сей, у каждого Иудея, у жителей Иерусалима и у всего Израиля, у ближних и дальних, во всех странах, куда Ты изгнал их за отступление их, с каким они отступили от Тебя.

8 Господи! у нас на лицах стыд, у царей наших, у князей наших и у отцов наших, потому что мы согрешили пред Тобою.

9 А у Господа Бога нашего милосердие и прощение, ибо мы возмутились против Него

10 и не слушали гласа Господа Бога нашего, чтобы поступать по законам Его, которые Он дал нам через рабов Своих, пророков» (Дан. 9:4-9)

Хотя Даниил и был занят государственными делами, он не прекращал изучать Писание. Возможно, Даниил был озадачен тем, как соотнести то, что открылось ему в видении восьмой главы, с событиями ближайшего будущего – возвращением иудеев в конце семидесяти лет плена (Иер.29:10). Результатом этой озабоченности стала одна из наиболее искренних молитв в Библии. Он, вероятно, думал, что конец этого периода близко, и возможно боялся, что Израиль снова не будет готов к условиям исполнения этого пророчества. Поэтому он излил свою душу Богу, прося о прощении и восстановлении.

Спустя почти пятьсот лет, зная трудности и неприятности, с которыми должны встретиться Его ученики после Его вознесения, Иисус молил Своего Отца о руководстве, защите и единстве Своей только что появившейся церкви. Иоанна 17 глава посвящена этой ходатайственной молитве Христа.

Эта молитва также известна как прощальная речь Иисуса, так как она была произнесена Им за несколько часов до ареста и распятия. Несмотря на то, что Иисус знал, что с Ним произойдет, Его мысли был заняты учениками.

Молитва Даниила и молитва Иисуса были произнесены в разных обстоятельствах, но основная цель их ходатайства — Божья слава. Ради славы Божией молился Моисей о народе, который он вывел из Египта. Ради славы Божией молился Даниил, чтобы не хулилось Его имя в вавилонском плену, и чтобы Израиль был освобожден. Иисус также произнес молитву, выражая желание, чтобы прославить Отца. Как Иисус, так и Даниил связывали себя с людьми, о которых они молились. Даниил не отстранялся, когда исповедовал грехи Израиля. Иисус говорил о Своих учениках: «Которых Ты дал Мне от мира…» (Иоан.17:6).

Среда Приоритет молитвы

На каком месте должна быть молитва?

Когда к одному больному пришел пастор и предложил помолиться о его здоровье, больной возразил: «А что, у меня нет уже никакой надежды?» Люди часто считают, что молитва это уже самое последнее дело, когда все другие ресурсы вполне исчерпаны. И это не только молитва о выздоровлении, мы часто и в других вопросах в первую очередь включаем знакомых, деньги. А молитву оставляем напоследок, и притом, на всякий случай.

Молитва должна быть первым средством, а не последним. Иисус постоянно молился перед тем, как начинал служение и когда встречался с серьезными испытаниями. Мы должны делать то же самое!

Помните, что молитва – это общение. Подобно тому, как мы общаемся со знакомыми или близкими друзьями, мы также делимся с Иисусом всем, что у нас на сердце. Давайте оставим пышную молитвенную прозу и поделимся с Ним тем, о чем мы думаем, и что мы чувствуем.

Молитесь и благодарите. Ап. Павел писал: «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом» (Фил.4:6). Ключевой частью значимой молитвы является поддержание духа благодарности в нас самих, несмотря на окружающие обстоятельства.

Ходатайствуйте за людей. Иисус показал прекрасный пример ходатайственной молитвы:

«20 Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их,

21 да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня (Иоан. 17:20-21).

Четверг Безграничные возможности молитвы

Что может сделать молитва? Она чудесным образом связывает смертных, ограниченных людей с их безграничным Творцом. Молитва — это духовное единение. Соединенные с Небесным Отцом, верующие преодолевают ограничения своей земной природы и греховных наклонностей. Такое преобразование отделяет их от мира. Однако сатана, успешно направляя молитву в эгоцентричное русло, лишает ее преобразующей силы. В таком случае мы идем на опасный компромисс, и наше свидетельство заходит в тупик.

Мы имеем ряд текстов, которые многому нам учат в отношении молитвы:

7 А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны;

8 не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него (Матф. 6:7-8).

7 Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам;

8 ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

9 Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?

10 и когда попросит рыбы, подал бы ему змею?

11 Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него (Матф. 7:7-11)

19 Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного,

20 ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Матф. 18:19-20)

Чему-то мы можем научиться из слов, записанных в этих текстах?

Искренне верующий доверяет обетованиям Бога и Его силе исполнить их. Нет такой просьбы, которая застала бы Бога врасплох. Его власть безгранична, Его сила безмерна. Народ Божий приближается к небесным вратам, уповая на Господа и зная, что Он сделает для них самое лучшее, хотя они не видят этого в настоящее время. Вера — это доверие Богу, когда мы не видим того, чего хотим или ожидаем (см. Евр. 11:1–7). Несомненно, пока служите Господу, пока ходите в вере, вы будете доверять Ему, даже если все складывается не так, как вы надеялись или молились. Писание свидетельствует, что вы никогда не будете разочарованы.

А о чем говорят эти слова молитвы Христа?

39 И, отойдя немного, пал на лицо Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты (Матф.26:39).

Все предать на волю Божию — не маловажный фактор молитвенной жизни христианина. Бог лучше знает, что для нас будет благословенным, а что нет, потому что мы меряем все земными мерками и земным благополучием, а Бог взвешивает все мерками вечности.

Пятница Азбука молитвы

Изучая высказывания Христа о молитве, мы узнаем такую закономерность:

Из Евангелия от Матфея мы узнаем о первом правиле молитвы.

Правило №1: «Просите, и дано будет вам» (Матф. 7:7).

В Евангелии от Марка мы находим следующее правило:

Правило №2: «Верьте…» (Марк. 11:24). Верьте, что получили ответ! Просто, не так ли? Да, начатки просты, но чтобы осуществить сказанное — надо «попотеть». Встать на колени перед Богом и открыть Его Книгу на любом из 3573 обетований или групп обетований и, положив на них свою руку, просить Бога, как просит дитя, исполнить Его обетование ради меня, а затем верить, что Он исполнит его просто пото­му, что Он обещал, — это штука сложная. Чтобы осущест­вить это, требуется не вера Илии, но вера малого ребенка. Как часто мы предстаем перед Господом, обременен­ные знанием. Мы слишком мудрые, слишком взрослые. Но не Иисус ли сказал: «Если… не будете как дети…» (Мф. 18:3). Как маленький ребенок воспринимает слова своей матери?

Спорили две девочки. Одна сказала: «Это так».

-Нет, это не так, — возразила другая.

-Нет, это так, потому что мама сказала, что это так.

Основой веры малышки было не множество чужих мнений, но слова ее мамы. Основа нашей веры — не множество людских слов, но то, что так сказал Бог! Наша вера должна быть основана на Боге. Лжет ли Бог или говорит правду? Это важно в свете рассматриваемого нами вопроса.

Маленькая спорщица все еще не сдавалась.

-Все равно это не так, — настаивала она.

-Нет, именно так, потому что мама сказала, что это так; а если мама говорит, что это так, значит так и есть, даже если это не так.

Это детская вера. Дитя безоговорочно воспринимает то, что говорит мать, потому что это мать говорит!

Приведу еще один пример:

Не было долго дождя. Все село собралось и решило пойти на поле и молиться о том, чтобы пошел дождь. В назначенный день все собрались и пошли молиться. Но только одна маленькая девочка взяла с собой зонтик. Над ней посмеивались: «А зачем тебе зонтик?»

-Как зачем? Мы же идем просить дождя!

Дождь пошел незамедлительно, все промокли, но у девочки был зонт. Кто знает, чью молитву услышал Бог в тот день и послал дождь?!

Правило №3 — это при­нять верою обетование, исполнения которого я просил и в которое, как я сказал Богу, я верю. «Принять верою обе­тование и благодарить за полученный на него ответ — вот секрет, который был недоступен мне многие годы» — делится своим опытом Глен Кун. Так поступил Иаков в бедственное время. Он исповедал свою недостойность и сказал: «Господи, Ты говорил мне, что будешь рядом со мной, и говорил, что вернешь меня на родину целым и невредимым. Я напуган, потому что брат мой идет на меня с четырьмястами воинов. Я боюсь, что он уничтожит мою семью, моих детей и все, что у меня есть. Я виноват в этом. Господи, но полагаюсь на данное Тобою обетование о моей безопасности. Господи, Ты мне обещал».

В смирении исповедал он свои грехи и возопил к Богу о милости, повторяя обетование и напоминая Богу обо всем, что Он сказал. Теперь Иаков просил Бога испол­нить обещанное и затем принял верою это обетование. В благоговении он сказал: «Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня» (Быт. 32:26). Это молитва обретения по обетованию.

Ах, если бы мы, как Иаков, могли сказать в молитве:

«Не отпущу Тебя, пока не убедишь, что Ты услышал меня, и пока не дашь мне уверенности в исполнении Твоего обетования».

Миллионы людей сегодня возносят к Богу молитвы поклонения, молитвы покаяния, молитвы благодарения, молитвы исповедания и молитвы-просьбы. Но лишь немногие исповедуют осуществление желаемого! Я не думаю, что хотя бы один из ста христиан, выполняя условия, говорит: «Господи, я верю, что Ты теперь исполняешь то, что обещал». А молитва обретения по обетованию именно такова.

Пастор Александр Серков