Испытание Иова

1. Был человек в земле Уц, имя его Иов, и был этот человек непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла (Иов. 1:1).

3. Имения у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц и весьма много прислуги и был человек этот знаменитее всех сынов Востока (Иов. 1:3).

По мнению большинства исследователей Библии, Иов был идумеянином, и был он вторым царем Эдома, который вошел в историю под именем Иовала. Название «Уц» в переводе означает «песчаная земля», и она в действительности соответствовала своему названию.

Иов прославился не только своим непомерным богатством и могуществом. Было еще нечто, что отличало его от окружающих народов и властителей.

«Иов был непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла».

Иов удалялся от зла. Но это не говорит о том, что он жил в вакуумных условиях. Зло и грех окружали его, и у него, как у властителя, было куда больше возможностей грешить, чем у простых людей. Ему, как царю, был доступен любой грех, самый утонченный и изысканный, и при этом никто не упрекнул бы его ни в чем. Во-первых, он был правитель; во-вторых, мораль того времени была низка; и в третьих, все окружающие его цари делали то же самое.

Но Иов удалялся от зла. Он знал, что просто избегать безнравственных поступков недостаточно, он должен бежать от нечистоты даже в мыслях, потому что гнездящееся в сердце, рано или поздно обнаружится в действии. Грех, искушения преследовали его. Его жизнь была жизнью борьбы. Дьявол постоянно предлагал ему что-то новое, но безрезультатно. Иов удалялся от зла, потому что имел страх Божий.

Еще одна из характеристик Иова: он был справедливым. Тот, кто имеет страх Божий, будет справедливо относиться к окружающим его людям.

Иов был не только необыкновенным для тех времен правителем, он был и прекрасным отцом, знавшим ряд особых тайн для построения крепкой и дружной семьи.

2. И родились у него семь сыновей и три дочери.

4. Сыновья его сходились, делая пиры каждый в своем доме в свой день, и посылали и приглашали трех сестер своих есть и пить с ними.

5. Когда круг пиршественных дней совершался, Иов посылал [за ними] и освящал их и, вставая рано утром, возносил всесожжения по числу всех их. Ибо говорил Иов: может быть, сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своем. Так делал Иов во все такие дни (Иов.1:2,4,5).

Иов учил своих детей, а также и нас через свою книгу – не забывать о Боге в период благоденствия и празднеств, всегда помнить о Подателе всех благ. Но как часто в дни удачи мы забываем о Господе, взывая к Нему лишь тогда, когда приходит нужда и болезни.

Вознося молитвы за своих близких, Иов боялся, чтобы его родные не согрешили, а если это произошло, то чтобы покаялись и попросили прощения. Библия рисует нам отца, как главу семейства, как первосвященника своей семьи.

Что может заменить совет и заботу отца, а также его молитву за детей? Конечно, ничто!

Здесь Иов выступает, как заботливый и внимательный отец. Среди огромного числа забот, связанных с правлением, Иов никогда не забывал о молитве, о семье, тем самым показывая и нам пример. Как бы велики не были наши заботы, у нас всегда должно найтись время для молитвы за свою семью.

Семья Иова была радостной, духовной, искренней и дружной. Там не было показной чопорности, игры в духовность, при которой детям не разрешают бегать и смеяться, где ведутся разговоры только на духовные темы, где только все запрещают, называя все окружающее мирским. Но при этом дети видят, что высокопарные слова их родителей расходятся с делом, и внешняя святость – лишь ширма, скрывающая истинную сущность. Во многих таких семьях дети, вырастая, как правило, уходят в мир.

На страницах Библии показаны случаи, когда дети из-за неверного родительского воспитания с возрастом становились врагами между собой. Например: Исав и Иаков. Когда братья не общались друг с другом, ненавидели друг друга, даже убивали друг друга, например, как это произошло с сыновьями Давида. Но семья Иова в этом плане была исключением. И в этом большую роль сыграл патриарх, верно воспитав своих детей.

В суете повседневной жизни мы часто забываем, что кроме видимого мира существует другой мир, невидимый нами, — это духовный мир, мир, где властвуют и борются две силы, силы добра и зла, это мир ангелов и демонов. Мы не видим эти силы, но они управляют нами, мы воочию ощущаем их присутствие. Убийства, войны, насилие, клевета, предательство, являются плодом мира демонов.

Мы никогда не бываем одиноки, даже оставаясь одни в комнате. За нами постоянно наблюдают два мира – мир добра и мир зла. Постоянно возле нас находится наш ангел — хранитель, посылаемый Господом для нашей защиты, и толпы падших ангелов. За каждый миг нашей жизни идет великая борьба между Христом и сатаной. Но на чьей стороне мы окажемся, зависит от нас, скажем ли мы Господу «Да» или дадим сатане управлять нашей жизнью.

Книга Иова раскрывает перед нами занавес, и предстает перед нами мир невидимый:

6. И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана.

7. И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее.

8. И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла.

9. И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов?

10. Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле;

11. но простри руку Твою и коснись всего, что у него, — благословит ли он Тебя?

12. И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей. И отошел сатана от лица Господня (Иов. 1:6-12).

И вот, мы видим, как Люцифер избирает удобный случай, чтобы продемонстрировать ангелам и жителям других миров Божью несправедливость. Не согласись Бог с предложением дьявола, всем станет ясно, что поклонение Иова Богу зависит от материальных благ и в нем нет никакой искренности. Видите, каким методом пользуется сатана. Если Бог согласится предать Иова в его руки, тогда Он будет представлен бездушным и жестоким даже к таким праведным людям, как Иов. И Люцифер уже предвкушал торжество победы, он был уверен, что с его умом, опытом и хитростью он сможет легко сломить слабую человеческую плоть.

Бесчисленное количество миров стало внимательно следить за маленькой планетой, крупинкой в космосе и за ее жителем патриархом Иовом. Это не был эксперимент, который Бог хотел провести с Иовом. Нет! На суд была поставлена сама система Божьего правления, ее принципы и причины поклонения Господу людей. Основывается ли она на бескорыстной любви или просто на материальной выгоде. И Бог был таким же участником этого наблюдения, а не просто наблюдателем.

Пройдет примерно 1600 лет после этого и Господь пошлет Своего Сына, явившего миру и всей Вселенной истинный характер Бога, и здесь раскроется истинная сущность дьявола. Именно там, на Голгофе бесчисленные миры окончательно увидели истинную зловещую сущность бывшего осеняющего херувима и превосходящую разумение любовь Христову.

Но Голгофа, как финал борьбы, будет еще впереди, а сейчас разыгрался один из ее ключевых этапов, подготовивших Божий триумф любви на Голгофе. Это испытание было необходимо и самому Иову. Господь ничего не допускает в жизни человека случайно, просто так. Недаром Христос говорил, что на нашей голове сочтены даже все волосы.

И вот земля Уц становится на короткое время противостоянием сил Добра и Зла, полем битвы двух армий.

В Иова 1 главе 13-19 стихи описывается, как к Иову приходят один за другим вестники и сообщают, что на волов и ослиц напали Савеяне и забрали их, на овец упал огонь Божий с неба и уничтожил их. Халдеи напали на верблюдов тремя отрядами и забрали их. И самое страшное, что от большого ветра упал дом, где находились его дети, и все они умерли.

В один миг, казалось, было кончено все, накапливаемые годами: богатство, подданные, а главное дети, все вдруг обратилось в прах.

Мы видим, что беда обрушилась одна за другой на Иова, не давая времени опомниться, почва как бы сразу ушла из-под ног. Это было для Иова страшным и необъяснимым ударом. Дьявол задумал, чтобы быстротой беды и тяжестью сломить Иова, и также этим самым он взвалит всю вину на Бога, уничтожит веру и надежду Иова на Бога.

Сегодня дьявол использует те же самые методы. С одной стороны, он пытается сломить нас болезнями, бедами; с другой стороны – выставить виновником и исполнителем всего этого самого Бога. А самому как бы уйти в тень. И сегодня тысячи людей восклицают: «Если есть добрый Бог, то откуда столько зла?» И проклинают Бога, забывая при этом, что на нашей земле присутствует еще и злая сила, на поводу которой пошли наши прародители.

20. Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился

21. и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!

22. Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге (Иов. 1:20-22).

За этими, простыми на первый взгляд, словами стоит очень глубокий смысл и значение. Во-первых, какую веру в Бога, какое доверие к Нему надо было иметь, чтобы после всего происшедшего так сказать?! Иов сознавал, что подателем всего, что у него было, является Господь. Мы также в своих молитвах благодарим Бога за здоровье, за финансовое благополучие, за разрешение трудного вопроса, за дары. Мы охотно рассказываем, как Бог благословил нас, что Он доверил нам многое, как Своим управителям. Но вот когда у нас происходит финансовый провал, когда проблема не разрешается, а только усиливается, когда мы не получаем того, чего так сильно хотели, о чем так молились, тогда с нами что-то происходит. Мы теряем вдруг радость, покой, у нас появляется недовольство. Но если Бог является Хозяином, Он имеет право: как дать, так и взять.

В этом случае нам стоит помнить слова, записанные ап. Павлом:

28. Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует к благу (Рим. 8:28).

И вот на небе через какое-то время состоялся снова совет. Мы читаем:

1.Был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана предстать пред Господа.

2. И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее.

3. И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно.

4. И отвечал сатана Господу и сказал: кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него;

5. но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его, — благословит ли он Тебя?

6. И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги.

7. И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его (Иов. 2:1-7).

Проказа – это страшная болезнь, в те дни она была сильно распространена. Иов сразу понял, что за болезнь постигла его. Во-первых, это проказа, а это значит, что он обречен на смерть. Во-вторых, он знал, что люди от нее умирают медленно, порой годами. А это намного тяжелей, чем погибнуть или умереть внезапно. В-третьих, он знал, что данное заболевание сопровождается изнурительными болями, которые не проходят ни днем, ни ночью. Человек теряет сон, он не может заснуть. В-четвертых, заболевшие проказой очень страдали не только физически, но и морально, потому что их внешний вид представлял жуткое зрелище, ужасом отталкивающее от них окружающих людей. Пятое, и это было, пожалуй, самым тяжелым, состояло в том, что проказа в те дни считалась проклятием, которое насылали высшие силы, то есть Бог на человека. И это для патриарха было самым тяжелым. В-шестых, проказа коренным образом изменяла и социальную сторону жизни человека. Во многих странах прокаженные обязаны были жить в отдельных колониях, не сообщаясь с окружающим их миром. Там же где не было столь строгих предписаний, прокаженный обязан был возвещать о своем приближении, крича: «Нечист!»! Нечист!»! И люди, услышав этот возглас, в ужасе разбегались в разные стороны.

9. И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри (Иов. 2:9).

Внимательно вчитываясь в этот совет, мы видим, что автором его была не столько жена Иова, как дьявол, который использовал ее. В самом ее совете уже сквозит вопрос: «Ты все еще тверд?» Дьявол всегда в человеческом сердце сеет в первую очередь сомнение в Боге. Подумай, рассуди, разве можно после этого доверять Богу? Сатана знал, что когда человек испытывает острую боль, его нервная система напряжена до предела. Такой человек начинает срываться на своих близких, как бы обвиняя их в своих страданиях. И вот прекрасно понимая тот кризис, который испытывает Иов, его душевные муки, дьявол незаметно хочет его привлечь сорвать свою боль на Боге. В свете жены прослеживается эта мысль, что виновником страданий Иова является Бог. В ее словах нет жалости, сочувствия, ободрения. А ведь именно в них очень нуждался патриарх в этот страшный момент своей жизни. И от кого, как не от самого близкого, к тому же единственного из живых родственников, он должен был их услышать. Нет, не напрасно дьявол оставил в живых жену Иова, он оставил ее, как один из мощнейших факторов, чтобы сломить Иова. И этот совет действовал на него не менее страшно, чем проказа.

Спросим себя: А не даем ли и мы советов по типу того, что дала жена Иова своему мужу? Может мы не говорим так прямо, но смысл бывает тем же?! Когда с нашим родным человеком происходит какая-то беда, утешаем ли мы его, пытаемся ли его успокоить, поддержать? Ведь ему сейчас очень тяжело. Или по примеру жены Иова набрасываемся на него, что называется, добивая его? Жена обвиняет мужа в том, что он не сделал карьеру и поэтому не сумел обеспечить ей комфортную жизнь. Муж обвиняет жену. Они не призывают друг друга похулить Бога, но они выражают недовольство Богу той жизнью, которую Он для них допустил. Ужасно и то, что в этом духе недовольства они воспитывают своих детей. Ропот против Господа рождает эгоизм, злобу, которая, подобно синему пламени, горит в этих людях и их детях всю жизнь.

Иов отвечал своей жене:

«Ты говоришь как одна из безумных. Неужели доброе мы будем принимать, а злого не будем принимать?» Этими словами он сказал: «Нет! Я не похулю Бога!» Часто слово «Нет!», сказанное близкому человеку, является наивысшим доказательством нашей любви. Любовь – не постоянное соглашательство со всем. Любовь – это и твердость, и своевременное указание на ошибки. И пусть вначале близкий нам человек не поймет нас. Пройдет время, и с Божьей помощью он оценит, что наш отрицательный ответ был наилучшим для него выходом.

Иов переносил невыносимые страдания, терзался мыслями о погибших детях, слушал укоры жены. Это было время особых молитв Иова, молитв, на которые, как ему казалось, не было ответа. Проказа не сходила с тела, и причины происшедшего оставались также сокрыты. Он взывал к Богу, а ответа не было. И это длилось не два, не три дня, а может и месяцы и годы?

А не попадали мы в подобные ситуации, ситуации, когда нас постигают горести и когда на нашу молитву небо как будто молчит? Мы просим Бога об исцелении, а получаем болезнь или смерть. Просим благословить будущий брак, а наш избранный уходит к другой. Просим благословить устроиться на лучшую работу, а в ответ нас сокращают с той, на которой мы работали, и мы теряем последние средства к существованию. Мы приходим в церковь, благодарим Бога за приобретенных братьев и сестер, а те вдруг начинают распространять про нас клевету и сплетни. Кто-то молит Бога за изменяющего мужа или за сына, погибающего от алкоголя, а в ответ муж уходит и вовсе из дому, а сын умирает. Почему? За что? Где Бог? Затем люди начинают говорить о жестокости Бога, а после и вовсе отвергают Его.

Но Иов продолжал молиться Богу, перенося скорби, как физические, так и душевные. И в один день он открыл глаза и увидел своих друзей. Возможно, увидев их, он ожидал от них какую-то поддержку.

12. И подняв глаза свои издали, они не узнали его; и возвысили голос свой и зарыдали; и разодрал каждый верхнюю одежду свою, и бросали пыль над головами своими к небу.

13. И сидели с ним на земле семь дней и семь ночей; и никто не говорил ему ни слова (Иов.2:12-13).

Да, то, что они увидели, их действительно потрясло. От некогда величественного вида их друга не осталось и следа. Их мысли смешались, и они не знали что сказать. После того открыл Иов уста свои и проклял свой день рождения.

Хотя Иов винил Бога за свои проблемы, он никогда не восставал против Него.

«Бог кругом разорил меня, и я отхожу, Он исторг надежду мою, воспылал на меня гневом Своим, Он считает меня между врагами Своими».

В этих словах высказался вопль его души. Но в его словах нет хулы на Бога. В его словах звучит все тот же вопрос: «Господи, зачем Ты допустил все это»? Он не ропщет, он вопрошает Бога.

Герои Библии вопрошали Бога, они открыто беседовали с Господом. Пророки и апостолы прямо задавали Ему волнующие их вопросы, и Он отвечал им. Господь отвечал, но ответ приходил не всегда сразу. Он отвечал им тогда, когда считал нужным, когда это было им наиболее необходимо и когда они могли лучше всего понять Его.

В свое время, обращаясь к ученикам, Христос сказал: «Еще много имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить». Бог очень многое хочет нам сказать, но мы не готовы к этому. И поэтому Он вынужден проводить нас по этой жизни не всегда легкими и понятными для нас путями.

Пришедшие друзья с болью наблюдали за своим другом, пока, наконец, Елиафаз не нарушил молчания:

3. Вот, ты наставлял многих и опустившиеся руки поддерживал,

4. падающего восставляли слова твои, и гнущиеся колени ты укреплял.

5. А теперь дошло до тебя, и ты изнемог; коснулось тебя, и ты упал духом (Иов. 4:3-5).

Теория и практика бывает не только в школе, она бывает и в нашей духовной жизни. И как часто, стоит столкнуться с трудностями и проблемами, мы сразу же падаем духом. Давайте с Божьей помощью не будем забывать, что подобно тому, как Бог был с Иовом и в нужный момент раскрыл перед ним то, чего тот не понимал, но в чем он нуждался; так Он не оставит и нас, дав помощь и объяснение всему произошедшему с нами в свое время.

Друзья Иова пытались навязать ему чувство вины за его «греховную жизнь». Они не понимали Божьего характера, они считали, что все страдания являются следствием порока в жизни человека. Люди в то время понимали так: несчастья человека, нужда, болезни, любые жизненные проблемы – это проклятия, которые Бог насылает за грехи.

В моей жизни тоже была такая ситуация. Когда нашему старшему сыну было около четырех лет, он обварился кипятком. Мы задавали вопрос: За что Бог нас наказал, что мы сделали неправильно? Может быть, забыли утром помолиться или прочитать утреннее чтение, и Бог снял охрану с нашего сына?

Вы знаете, и сегодня многие люди судят по тому, какое несчастье случилось с человеком, о тяжести его преступления.

Когда горели в Нью-Йорке два высотных здания, можно было слышать такие слова: «Не может быть, чтобы там пострадал кто из народа Божьего! Бог не допустит этого».

Мы сегодня еще живем на земле, где господствует зло. Несчастье может приключиться, как с неверующим человеком, так и с верующим, от этого никто не застрахован. Но дьявол может причинить нам зло настолько, насколько Бог ему допустит.

Да, на многие вопросы у нас сегодня еще нет ответа. И если мы не получим ответ здесь на земле, то Бог откроет нам это в вечности.

Иову тоже не все сразу было открыто. Ему было очень тяжело. Мало того, что несчастья обрушились на него, сатана пытался сломить его морально через его жену, а теперь еще и через друзей. Страдающий патриарх уже не выдержал и упрекнул своих друзей: «Доколе будете мучить душу мою и терзать меня речами. Вот уже раз десять вы срамили меня и не стыдитесь теснить меня!»

Многие считают книгу Иова очень тяжелой, горестной и не советуют читать во время кризисов, чтобы совсем не сломиться. Однако проявленная верность Иова, несмотря на незаслуженные бедствия и испытания, придает нам мужество, она помогает нам понять, что, несмотря на превратности жизни, мы можем продолжать полностью доверять Богу.

Книга Иова содержит обетования на различные случаи жизни: когда мы идем тернистым путем, когда нам в жизни очень трудно, когда у нас возникают вопросы, на которые мы не находим ответа, когда мы ни у кого не можем найти поддержки и нас оставляют даже самые близкие люди, когда кажется, что жить уже незачем и впереди ничего хорошее нас не ожидает, тогда давайте откроем книгу Иова и прочитаем ее. И читая, будем помнить, что это слова живого Бога, которые однажды спасли патриарха Иова, пережившего один из самых тяжелейших кризисов в жизни.

Иов выражал глубокое желание найти Бога. Он говорил о своем желании предстать перед Божьим престолом и изложить Ему свое дело.

«Но вот я иду вперед и нет Его, назад и не нахожу Его».

Далее Иов говорит:

«Но Он знает путь мой – пусть испытает меня, выйду как золото!»

Иов хотел сказать, что если Господь допускает испытания, то Он и очищает. И после Его испытания человек выходит как чистое золото. Дай Бог и нам при испытаниях уверенно сказать: «Пусть испытает меня Бог. Зато после испытания выйду я как чистое золото».

Иов не понимал Божьих путей, но важно, что при всех своих вопросах и смущении он не отступал от Божьих заповедей: «Глаголы уст Божьих хранил я больше, нежели мои правила!»

И вот, наконец, его испытание подходит к концу. Господь является страждущему Иову в буре, символе стихии, несушей дождь. А мы знаем, что дождь способствует произрастанию растений, новой жизни. И с этого момента Господь подарил Иову новую жизнь. Господь задает Иову вопросы: «Где ты был, когда я полагал основания земли? Кто положил меру ей? На чем утверждены основания ее? И многие другие вопросы.

Когда мы читаем все вопросы, которые Бог задавал Иову, на первый взгляд кажется, что они не имеют прямого отношения ко всему случившемуся с Иовом. Но поразмыслив, мы видим, что этим Бог хотел показать Иову: если он не может ответить на самые простые вопросы в жизни природы, ее устройства, ее законов, то, как он хочет постичь до конца глубокие проблемы добра и зла?

Иов увидел могущество, величие своего Творца и одновременно свою ничтожность в этом столь сложном мире, мире, где борется добро и зло, где многое происходит выше нашего понимания. После этого Иов воскликнул: «Я отрекаюсь от всего того, что сказал и раскаиваюсь в прахе и пепле!»

В книге Иова открыта тема противостояния добра и зла. И мы можем верить этой книге. В ней говорится, что детей Божьих ждет счастье и мир. И мы живем этой удивительной надеждой! И если мы не получим это счастье и радость как Иов, после всех страданий, здесь на земле, то получим позже. При втором пришествии Иисуса святые будут взяты на небо. Это тот день, когда ни болезнь, ни страдания, ни смерть не будут больше претендовать на детей Божьих. Тот день станет днем радости и ликования, днем необыкновенного счастья. Нас ждет город святых. В этом городе мы встретим Иова и сможем лично поговорить с этим мужем веры. А может быть, кто-то из нас будет особо ждать этой встречи, потому что именно благодаря книге Иова он в свое время не упал, а смог увидеть руку Великого Всемогущего Бога. И я с нетерпением жду этого дня!

Моя мама, когда умирала от рака печени, ей было всего 56 лет, на ее устах были слова, однажды сказанные Иовом:

25. А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию,

26. и я во плоти моей узрю Бога.

27. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Истаивает сердце мое в груди моей! (Иов. 19:25-27).

Эта надежда, которую имел Иов, помогала ей до последней минуты не потерять свое упование на Господа.

Давайте будем молиться, чтобы эту уверенность Господь подарил и нам. Чтобы о нас однажды Господь сказал: «Он непорочен, он справедлив, он богобоязнен и удаляется от зла!» И если дьявол будет пытаться ужалить нас в пяту, будем помнить, он побежденный враг. Господь на Голгофе поразил его в голову, и Он дал нам будущность и надежду.

Пастор Александр Серков