Субботняя школа с пастором Александром Серковым. Урок — 12. Вселенский конфликт вокруг Божьего характера

Вот мы и подошли почти к концу изучения уроков в этом цикле «СВЯТИЛИЩЕ». Много спорных вопросов породила эта богословская тематика. А вообще-то эта тема раскрывает характер Божий, Его любовь и желание спасти человека. Бог прибегает к всевозможным сравнениям, аналогиям, прообразам, чтобы показать Себя вот в этом служении, сопряженном с искуплением, очищением, освящением и преобразованием людей, которые разделят с Ним всю вечность. Но дьяволу видимо эта тема больше всего и не нравится, поэтому именно она имеет такой диапазон искажений. Люди, оторвавшись от свидетельств Духа пророческого, расшатались в обе стороны в толкованиях. Одни впали в претеристскую крайность, толкуя исполнение 2300 вечеров и утр где-то уже давно, еще тогда, когда после вавилонского плена храм и служение в нем было восстановлено. Кто-то впал в футуризм, выходя за рамки1844 года в цифровых подсчетах.

В этом уроке мы коснемся темы касающейся вселенского конфликта вокруг Божьего характера; она раскрывает для нас как милость, так и справедливость Божью. Бог любит созданный Им мир, Он любит населяющих его грешных людей; через жизнь и смерть Христа Он являет природу Своей любви. Эта тема обобщающая. В ней мы увидим самое начало конфликта вокруг Божьего характера и его действие, продолжающееся и поныне.

Мы имеем памятный стих к этой теме: «И услышал я другого от жертвенника говорящего: ей, Господи Боже Вседержитель, истинны и праведны суды Твои» (Откр.16:7).

Давайте начнем с самого начала:

Воскресенье: Клевета в масштабах Вселенной.

Не будем мы начинать с того, что произошло на небе, начнем с наступления дьявола на первую человеческую пару. По существу, его тактика была такой же, как и атака, к которой он прибегнул на небесах, а именно: клевета. Давайте вспомним, с какими словами змей, а за змеем, естественно, сам сатана, подступил к Еве. Приблизившись к ней, сатана прошептал слова, которые означали: «Бог вас не защищает. Он ограничивает вашу радость, потому что Он скуп. А может Он чего-то боится, вдруг вы станете такими же, как и Он. Он от вас что-то скрывает, Он вас от чего-то оберегает в ущерб вам». Однако это полностью противоречит Божьему характеру. И сатана это понимал, но он блефовал, и на его блеф Ева и клюнула.

Что скрывалось за этим великим обманом? Это вам не обвинить какую-то личность в том, что тот или иной человек сделал, например, изменял человек своей жене, и никто об этом не знал, но вот его разоблачают, и при том публично. Горько, обидно, но это правда. Горечь вся в том, что тебя разоблачили. А легко ли терпеть клевету?

Во время второй мировой войны фашисты иногда использовали такую тактику: возьмут да и отпустят какого-то пленника. — Иди, — мол, — к своим, пусть они тебя растерзают. Кто поверит бывшему пленному, что его просто взяли да и отпустили из плена, значит, ты предатель и тебя заслали в целях шпионажа. И вот у себя на Родине, свои пытают бедного невинного солдата и выбивают из него признание. Да, несправедливость гораздо тяжелей переносить, чем разоблаченную правду.

Бог был оклеветан дьяволом на небе совершенно несправедливо, и вот теперь на Еве он продемонстрировал этот же прием.

Законодательная система многих стран требует суда над тем, кто кого-то оклеветал, и тем более публично. Эти требования, ставшие результатом противоборства между свободой выражения одного человека и правом другого сохранить свою репутацию, совершенно разумны в контексте равенства двух лиц перед законом.

Но мы имеем дело не с тем, чтобы кто-то оклеветал равного себе, но творение оклеветало Творца. И вот теперь перед нами то, что с трудом вмещается в нашем сознании. Бог, Судья судей, позволил творению подвергнуть Себя судебному разбирательству и безвозмездно обеспечил неопровержимое доказательство (кровь Иисуса) Своего любящего характера. Все это кажется просто абсурдным. Зачем Ему нужно было заходить так далеко? На наш характер, да если бы мы имели такую силу и власть, мы бы наломали дров, да и не мало: чуть не угоден – в печку, да и все тут. Но Бог есть Бог, и стоит удивляться Его характеру.

Нападения Бог отражает удивительной защитой. Его защитой является истина. Он не воздает блефом за блеф, злом за зло. Истина – это наилучшая защита. Поэтому, если бы сатана мог доказать, что Бог не является любящим, спор был бы разрешен. Но Иоанн свидетельствует:

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан. 3:16).

Иисус является воплощенным и неопровержимым доказательством Божьей любви. Поэтому в последний судный день злоба сатаны будет доказана, и он будет осужден.

Понедельник Каков Бог, представленный в Библии?

Читаем Иова 11:7

«Можешь ли ты исследованием найти Бога? Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя?»

Человека всегда волновал вопрос: Существует ли Бог? Если существует, то каков Он? Эти вопросы отражают сущность поиска смысла жизни. Если во Вселенной нет Бога, то мы живем один раз. А раз мы живем один раз, то живи по принципу: бери от жизни все, что успеешь. И вот люди и сжигают свечу своей жизни со всех сторон, где только можно ее зажечь.

А если Он существует, то можно ли исследованием познать Его? Да мы глубины океана до конца не исследовали, а глубины нашей земли – тем более. И космос познали только в той мере, которую увидели через телескоп, ну, и какие-то научные гипотетические открытия сделали путем какого-то анализа. А Бога как мы можем познать, какими измерительными приборами, каким анализом, в какие телескопы мы можем рассмотреть то, что находится совершенно в другом измерении? Мы ангелов не видим, а они – вокруг нас, потому что они в другом измерении. Мы не слышим все звуки, не видим все цвета, не ощущаем все запахи, которые лежат за пределами наших органов восприятия внешней среды, выходят за диапазон, на который Бог настроил наши органы чувств.

А как мы можем познать Бога? Каким исследованием?

Мы читаем:

«Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил»(Иоан. 1:18).

Мы христиане находим ответ о Боге в личности Иисуса Христа. Этот стих лучше понимается в свете того, что Иисус сказал о Себе:

«Видящий Меня видел Отца» (Иоан.14:9).

Мы можем понять, каков Бог, изучая жизнь Иисуса. Но это не значит, что Сам Бог трансформировался в Иисуса Христа и пришел чтобы показать Себя. Некоторые приходят именно к этому примитивному выводу. Есть такая поговорка: «Покажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты. Показать Отца, значит показать характер Его.

Когда Моисей просил Бога показать ему Его славу, он получил следующий ответ:

«И прошел Господь пред лицом его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный,

сохраняющий милость в тысячи [родов], прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода» (Исх. 34:6-7).

Текст Иоанна 3:16-17 провозглашает величину, цель и природу Божьей любви к погибающему миру. Он даровал величайший дар – Своего единственного сына, чтобы спасти погибающий мир. Чтобы показать Свою любовь, наш небесный Отец пережил величайшую боль, позволив своему Сыну умереть на кресте.

Вторник Бог и святилище

В Псалме 72 автор пытается понять, почему нечестивые процветают, в то время как праведные страдают. Он обрел понимание, войдя в святилище (стихи 16-17). Там он увидел природу борьбы между добром и злом. Служение в святилище показывает гибель сатаны и греха, а также наше спасение.

Исход 25:8-40 показывает четыре основополагающих истины, касающиеся святилища. Давайте выявим их:

1 Цель – объединить святого Бога и грешных людей.

2 Бог берет инициативу в осуществлении этой цели.

3 Святилище является копией небесного святилища.

4 Все служение задумано с целью показать, как Бог нас спасает.

Жертвенник всесожжения учит двум истинам:

1 Возмездием за грех является смерть.

2 Смерть принимает на себя Заместитель, а не сам грешник.

Помните, когда Иоанн Креститель увидел Иисуса, он сказал о Нем:

«Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Иоан.1:29).

Не отходя от концепции этого выражения, можно было бы сказать так:

«Посмотрите на Божьего Агнца, вы видите, какой контраст между агнцем, приносимым человеком, который сам по себе ничего дать не мог, и Агнцем Божьим (Иисусом), Который дарует спасение всем принимающим Его».

Фактически оба отделения скинии сфокусированы на ходатайственном служении Иисуса, которое спасает всех приходящих к Нему. Хлеб, находящийся в Святом, символизировал Иисуса как хлеб жизни (Иоан. 6:35,48,51). Свет, исходивший от светильника, символизировал Иисуса как свет миру (Иоан. 8:12). Фимиам представлял собой заслуги Христа, благодаря которым наши молитвы становятся приемлемыми для Бога (Лук.1:10).

Служение в Святом святых указывало на последний суд, в который вовлечены все существа вселенной. В последнем суде Бог проводит Себя через судебное разбирательство. Божье оправдание и полное откровение Его любви находится в том, что Он сделал для спасения человечества в Иисусе. Он задает вопрос: «Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему?» (Ис. 5:4).

Существование зла в нашем мире поднимает вопросы относительно Божьей праведности и любви. В Писании Бог показывает нам историю зла и то, что сделал и делает Он, чтобы победить это зло и объявить нас праведными Желающие получить ответ на вопрос: «Каков Бог, представленный в Библии?», — могут найти этот ответ в искуплении, которое Он дарует в Иисусе и показывает в земном и небесном святилище.

Среда Контраст любви Божией и сатанинской жестокости

Читаем вновь текст: Исх. 34:6-7

6 «И прошел Господь пред лицом его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный,

7 сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода».

Приведу несколько выдержек из Великой борьбы.

«В этом Господь раскрыл всего Себя. Крест — могущественное доказательство, что избранный Люцифером путь греха никоим образом не является результатом изъянов в Божьем правлении» (Великая борьба, стр. 501).

«Сатанинская клевета на характер и правление Божье предстала в истинном свете. Он обвинял Бога в том что, требуя от сотворенных Им существ подчинения и послушания, Он навязывал им свою волю и просто стремился к самопрославлению, что, призывая всех к самоотречению, Сам Творец ничем не жертвовал. Теперь же все увидели, что для спасения падшего грешного рода Правитель Вселенной принес одну из самых величайших жертв, на какую только способна любовь; ибо “Бог во Христе примирил с Собою мир” (2 Кор.5:19)» (Великая Борьба, стр. 502).

«Но сатана после грехопадения повелел своим ангелам внушить людям веру в естественное бессмертие человека, а затем они смогли всех убедить в том, что грешник обречен в вечные муки ада. Ныне князь тьмы, действуя через своих приближенных, представляет Бога мстительным тираном, утверждая, что Он ввергает в геенну огненную всех тех, кто неугоден Ему, и заставляет их тем самым страдать от Его гнева. Сатана твердит, что невыносимые страдания грешников в огне неугасимом доставляют удовольствия Творцу» (Великая борьба, стр. 534).

«Жестокость – это сатанинская черта характера. Бог есть любовь; и все, сотворенные Им было чистым, святым и прекрасным, пока первый великий мятежник не посеял в мире грех. Враг, который искушает человека согрешить, а затем, если удастся, губит его, это и есть сатана» (Великая борьба, стр. 534).

«Великий обманщик пытается обвинить нашего Небесного Отца в жестокости, которая присуща ему самому. Он пытается выдать себя за жертву, за страдальца, изгнанного с неба только за то, что он не подчинился такому несправедливому правителю» (Великая Борьба, стр.534).

Четверг Вселенское зрелище

Читаем текст:

16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

17 Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.

18 Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Иоан. 3: 16-18).

Для чего ставят на автотрассах километражные столбики? Они служат ориентирами на дороге, помогая путешественнику перестраховаться и убедиться в правильности выбранного пути и ориентировочном отсчете, сколько проехал, и сколько еще осталось ехать.

Бог установил нечто подобное километражным столбикам (раньше, когда измеряли не километрами, а верстами, они назывались верстовыми столбиками). Божьи верстовые столбы даны нам для того, чтобы Его народ был уверен в том, что он находится на верном пути. У нас есть и личные верстовые столбики, которые помогают нам увидеть, откуда мы пришли и куда идем.

Вы знаете, что является ключевым столбом христианства, столбом, откуда начинается отсчет? Центральной точкой в мировой истории, это крест на Голгофе, где умер Христос, чтобы опровергнуть ложь сатаны. Он указывает назад на время до начала великой борьбы, и вперед, когда она закончится. Наилучшее описание дано в Иоанна 3:16-17. Это текст, который мы прочитали.

Апогеем, кульминацией в оправдании Бога — Его характера, правления и Закона — является крест. «Сатана увидел, что с него сорвана маска. Все его дела открылись перед падшими ангелами и перед всеми мирами. Он выказал себя убийцей. Пролив кровь Сына Божьего, он лишился всякого сочувствия со стороны небесных существ, и с тех пор его деятельность была ограничена… Своей жизнью и смертью Христос доказал, что справедливость Божья не уничтожает милосердия, что грех может быть прощен, что Закон праведен и его можно в совершенстве выполнить. Все обвинения сатаны были опровергнуты. Бог дал человечеству неоспоримое доказательство Своей любви» (Э. Уайт. Желание веков, с. 761, 762).

Однако сегодня существует еще один объект неослабевающего внимания и созерцания всей Вселенной. Новозаветные последователи Христа названы «позорищем [зрелищем] для мира, для Ангелов и человеков» (1Кор. 4:9). Это означает: нашу жизнь видят не только люди, но и небесные существа. Какое свидетельство мы несем? Через нашу жизнь мы можем сделать известной «начальствам и властям на небесах» многоразличную Божью премудрость (Ефес. 3:10). С другой стороны, наша жизнь может обесславить и обесчестить имя Господа, Которому мы служим и Которого исповедуем.

На кресте Иисус доказал Свою абсолютную преданность спасению человечества. Успех или неудача в жизни измеряются нашим отношением к кресту. Единственный путь удостовериться в том, что мы движемся в нужном направлении, это каждый день воздвигать верстовые столбики, проводя время с Иисусом. Как Авраам, где бы он ни проходил, после себя оставлял сооруженные жертвенники, которые свидетельствовали о его общении с Богом.

Наша вера сама по себе очень хрупкая, если ее не подпитывать общением с Богом. Жертва Иисуса на кресте открывает для нас путь к праведности через веру в Него, но ее надо постоянно упражнять, иначе она разрушится и исчезнет.

Мы имеем хороший текст, написанный ап. Павлом:

1 Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность,

2 то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны;

3 ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя.

4 Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других.

5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:

6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;

7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;

8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил. 2:1-8).

Павел здесь объясняет, что происходит, когда мышление Иисуса проникает в нашу жизнь. Оно преображает как личностей нас и наши взаимоотношения с окружающими. «Я» перестанет быть нашим средоточием. На первое место ставятся нужды окружающих людей. Наша жизнь становится верстовым столбиком указывающим людям на Голгофский крест. Когда наша жизнь отражает безусловную любовь Иисуса, мы становимся дорогой, ведущей в Нему.

Пятница На кого мы уповаем и кому повинуемся?

Прочитаем Иова 13:15

«Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться; я желал бы только отстоять пути мои пред лицом Его!» (Иов. 13:15).

Иов проявляет всецелое упование на Господа, хотя не понимает, что происходит в его жизни. Из своего прошлого опыта Он знает Бога как доброго, любящего, заботливого, поэтому остается с Ним: «Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться» (Иов. 13:15). В другом случае он твердо говорит о своей личной вере в Бога: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его» (Иов. 19:25-27).

То, кому мы доверяем, имеет решающее значение. Следуем ли мы за Богом и исполняем ли Его повеления или живем в соответствии с нашими эгоистичными взглядами и предложениями сатаны? Наш ориентир и направление в жизни должны быть четко явлены в великой борьбе.

Пророк Иезекииль сообщает о Божьем обетовании даровать Святого Духа Своему народу, чтобы он мог повиноваться Его законам: «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иез.36:26-27). «Пересадка» сердца необходима, чтобы мы могли следовать за Богом и придерживаться Его принципов. Обрезание сердца может совершить только небесный Хирург. Святой Дух изменяет и преобразует жизнь человека — Он пребывает внутри, освящает и пересотворяет. Он есть преобразующий Дух, пребывающий с нами и внутри нас. Дух Божий несет новую жизнь (см. Иез.37:1-14).

Святой Дух запечатлевает Божий Закон в наших сердцах. Текст Иез.36:27 буквально гласит: «Я дам Моего Духа внутрь вас, и Я сделаю, что вы будете ходить в Моих уставах и соблюдать Мои законы, и вы будете это делать». Другими словами, Бог говорит: «Я сделаю так, что вы будете это делать». Бог подведет нас к послушанию, вызовет это желание через Своего Духа. Господь требует послушания, и мы должны принять решение слушаться, хотя сами по себе мы не способны следовать своему решению и слушаться. Но когда мы сотрудничаем с Богом, Он дает нам Своего Духа, чтобы сделать это послушание возможным. Бог всегда помогает Своему народу выполнить Его повеления. Он обеспечивает выполнение Его требований. Послушание — это не наше достижение, а Божий дар. Наше послушание свидетельствует о правоте Бога.

Пастор Александр Серков