Субботняя школа с пастором Александром Серковым. Урок — 9 Суд перед пришествием

Тема суда представляет особый интерес. Дело в том, что в нашем понимании суд, это что-то страшное, за которым следует определенное наказание. Но оказывается, понятие суда окрыляет нас надеждой, что суд может быть оправдывающим судом, смотря, кто будет адвокатом на нем и как мы построили свои взаимоотношения с Ним. На том суде, о котором мы будем говорить в этом уроке, Адвокатом является Иисус Христос. Так что суда бояться нам нечего, если конечно мы доверим Ему свое дело спасения.

Мы имеем ключевой текст к этой теме, который желательно выучить на память. Он звучит так:

«Царство же и власть и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего, Которого царство — царство вечное, и все властители будут служить и повиноваться Ему» (Дан.7:27).

Разбирая наши прошлые уроки, мы говорили о том, что служение в земном святилище было ежедневным и ежегодным. В десятый день седьмого месяца было особое служение в храме, совершалось первосвященником очищение Святого святых святилища. Этот день назывался днем очищения или судным днем. Все земное служение было символом служения в небесном святилище.

С чего началось служение в небесном храме? Со смертью Христа. Воскреснув, Он вошел в Святое небесного святилища и до 1844 года совершал служение в нем. С 1844 года начался новый этап служения, служение Христа в Святом святых небесного святилища.

Итак, давайте обо всем этом поговорим подробно.

Воскресенье Суд в пророчестве

Прочитаем обширный текст из пророчества Даниила:

2 Начав речь, Даниил сказал: видел я в ночном видении моем, и вот, четыре ветра небесных боролись на великом море,

3 и четыре больших зверя вышли из моря, непохожие один на другого.

4 Первый — как лев, но у него крылья орлиные; я смотрел, доколе не вырваны были у него крылья, и он поднят был от земли, и стал на ноги, как человек, и сердце человеческое дано ему.

5 И вот еще зверь, второй, похожий на медведя, стоял с одной стороны, и три клыка во рту у него, между зубами его; ему сказано так: «встань, ешь мяса много!»

6 Затем видел я, вот еще зверь, как барс; на спине у него четыре птичьих крыла, и четыре головы были у зверя сего, и власть дана была ему.

7 После сего видел я в ночных видениях, и вот зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него.

8 Я смотрел на эти рога, и вот, вышел между ними еще небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним, и вот, в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно.

9 Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол Его — как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь.

10 Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему, и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги.

11 Видел я тогда, что за изречение высокомерных слов, какие говорил рог, зверь был убит в глазах моих, и тело его сокрушено и предано на сожжение огню.

12 И у прочих зверей отнята власть их, и продолжение жизни дано им только на время и на срок.

13 Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему.

14 И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится (Дан. 7:2-14).

Какой эпизод в этом видении больше всего привлекает наше внимание? О тех четырех зверях нет спора среди богословов: Вавилон, Мидо-Персия, Греция и Римское государство. Но вот о том злополучном роге в разных богословских школах уже не одно столетие ведется горячая полемика: кого же означает этот малый рог? Но и это еще не главное из того, что следует нам в этой теме рассмотреть. Сцена суда, которая внезапно всплывает в сценарии видения, — вот к этому событию наше внимание и будет приковано.

Кто играет в этой сцене главную роль? Здесь две главные роли: Ветхий днями и Сын Человеческий. В эпизодах мы видим роль ангелов, как свидетелей на этом суде. Сцена суда разбита на три эпизода:

Суд (стих 9-10);

Итог суда над силами земных царств (стихи 11-12)

И Принятие Сыном Человеческим царства.

Я думаю – не стоит комментировать: кого олицетворяет Ветхий днями и Сын Человеческий. Это Бог-Отец и Иисус Христос. О Себе Иисус неоднократно заявлял, что Он является Сыном Человеческим. Например:

«Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Матф. 24:30).

День искупления наиболее реально передает типологическую обстановку этой сцены, происходящей в Небесном храме. Фактически он изображает, как к Ветхому днями приходит небесный Первосвященник, окруженный курениями фимиама. В Дан. 7:10 сказано, что «судьи сели, и раскрылись книги». Книги занимают важное место в Небесном суде. Библия указывает на несколько книг небесного происхождения: «книга жизни» (Пс. 68:29; Фил. 4:3; Откр. 3:5; 13:8; 17:8), «памятная книга» (Мал. 3:16), книги, в которых описаны «дела» людей (Откр. 20:12).

Бог не хочет, чтобы в это историческое время мы испытывали страх. Иисус проводит на небе суд. Он хочет, чтобы мы рассматривали этот суд перед пришествием с воодушевлением и рвением, потому что приблизилось время, когда мы войдем в новую жизнь, в которой нет ни боли, ни смерти, ни войн, ни болезней. Скоро мы встретимся с Иисусом лицом к лицу, и нам откроется слава небес.

Однако пока это не произошло, нам приходится сталкиваться с обвинениями сатаны. Текст Матфея 25:31-46 описывает условия, на которых Бог принимает решение, к какой категории относится человек – к «овцам» или «козлам». Для овец – людей, которые исповедали свои грехи и отдали свою жизнь Христу, суд перед пришествием несет оправдание. Для «козлов» суд перед пришествием – это время, когда их найдут виновными и приговорят к вечной смерти.

Понедельник Начало проблемы

Давайте вспомним историю грехопадения и постараемся увидеть то, что изменилось. И тогда нам станет ясна проблема греха, и с чего нам надо начинать, чтобы исправить наше печальное положение.

Вскоре после грехопадения Адама и Евы Бог посетил их во время прохлады дня. Увидев, что они от Него прячутся, Он позвал их. Что-то изменилось в Адаме и Еве. Из трех присутствовавших там личностей, двое изменили свои сердца и свое поведение, в то время как Бог остался таким же, как и прежде.

Далее наглядный пример Каина и Авеля. Бог приходит к Каину, предупреждает его о том, что Он в нем увидел, пытаясь помочь ему победить нарастающий в нем грех. Однако Каин пренебрегает предостережением Божьим, идет напролом и убивает своего брата. Тогда Бог отправляет Каина, чтобы тот жил самостоятельно. Этот приговор он прочувствовал очень глубоко и в ответ на то, что Бог его изгоняет из Своего присутствия, говорит, что это почти невозможно вынести. Однако Каин смог адаптироваться и выжить. Но до конца своей жизни он нес на себе груз совершенного преступления.

Грех – это разлука с Богом, а разлука с Богом, это горечь души, это беспокойство, это отсутствие душевного мира. Вот почему люди пытаются заглушить эту дисгармонию души алкоголем и наркотиками.

Иисус Христос недаром возгласил:

«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Матф. 11:28).

Три с половиной года общественного служения Иисуса были отмечены целеустремленностью. В каждом Его шаге, в каждом совершенном труде, в каждом произнесенном слове, все делалось с единственной целью – искупить человечество, вырвать его из его состояния души и духа, из его подавленности и никчемности. Сегодня на небесах Он по-прежнему следует этой цели.

Текст Откр.2:23 дает нам возможность взглянуть на совершаемую Им работу:

«Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим».

Иисус, видящий все, что происходит в наших сердцах, вершит для всех совершенный суд. На суде, описанном в Матф. 25:31-46, овцы и козлы отделяются друг от друга. То, что каждая группа говорит Богу, когда Он обращается к ним, показывает, что происходит в их сердцах и разуме. Все они действовали по велению своих сердец. Недаром сказано в Притчах 4:23:

«Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни».

Вторник Весть суда

Приведу выдержку из Библейского комментария АСД:

«На следственном суде перед Пришествием Христа Бог представляет дела Своих детей вниманию небожителей для следственного разбирательства. Этот суд оправдает Его верных детей, поскольку приговор будет вынесен «в пользу святых Всевышнего» (Дан. 7:22, дословный перевод). Ветхий днями, судящий их, не является их врагом. Он праведный Судья, дающий им суд и справедливость, поскольку позаботился через Сына Своего Иисуса Христа о том, чтобы все их грехи были прощены и чтобы они стали обладателями вечного Царства. Этот следственный суд может быть грозен для всех, кто когда-то был последователем Бога, но затем решил идти своим путем. Имена упорствующих в грехе будут изглажены из книги. Хотя данный аспект суда остается, он не является первостепенным в следственном суде перед Пришествием. Главная тема этого суда — суд в пользу святых. Бог на стороне Своего народа» (Библейский комментарий АСД. т. 12, с. 604).

И пару выдержек приведу из трудов Е. Уайт:

«Все будет подвергнуто вдумчивому обсуждению, внимательному, разборчивому исследованию. Над нами ведется следственный суд, торжественно исследуются сердца. Каждому необходимо размышлять, наблюдать и молиться. Пусть все ваше исследование обратится на то, чтобы обнаружить, что происходит в вашем сердце, какие недостатки есть в вашем характере, какую работу необходимо провести в вашем доме» (Страж, 5 февраля 1907 г.).

«Когда ходатайство Христа в небесном святилище окончится, живущие на земле должны будут предстать пред святым Богом без посредника. Их одежды должны быть незапятнанны, их характеры должны быть очищены от греха кровью кропления. По благодати Божьей и своими неустанными усилиями они должны быть победителями в борьбе со злом. Пока на небесах идет следственный суд, пока из святилища удаляются грехи кающихся верующих, должна иметь место особая работа очищения, удаление греха среди народа Божьего на земле» (Страж, 15 января1907 г.).

И еще одна выдержка из Великой борьбы:

«Истины о святилище и следственном суде народ Божий должен понимать очень ясно. Всем надо отчетливо уяснить для себя, чем занят их великий Первосвященник. В противном случае у людей не будет необходимой в наше время веры, и они не смогут занять положение, предназначенное для них Богом. Каждый человек может либо спасти, либо погубить свою душу. Жизнь каждого из нас взвешивается перед Богом. Каждый должен будет встретиться лицом к лицу с великим Судьей. Поэтому так важно, чтобы человек чаще размышлял о тех грозных минутах суда. Когда небесные книги раскроются, и каждый вместе с Даниилом должен будет получить свой жребий в конце дней» (Е. Уайт, Великая борьба, стр. 488).

Среда Два суда

Читаем текст:1 Петр. 4:17-18

«Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию?

И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?»

Вы видите, какие здесь есть противоположные группы, о которых говорит Петр? «С дома Божьего». Принадлежащие к дому Божьему – это одна группа, а вторая группа не покоряющиеся Евангелию. Иными словами: Петр здесь однозначно говорит о суде над верующими. Петр говорит, что суд начинается с тех, кто покоряется Евангелию Божью, потому что противоположная группа… здесь как бы идет от легкого к тяжелому и говорит, что суд с дома Божьего… так если с нас начнется, то, что тогда говорить о тех, кто не покоряется? Вы видите, что слова очень отрезвляющие.

Давайте посмотрим, как более еще отрезвляюще об этом пишет вестница Господня. Смотрите, как записано в книге «Великая борьба»:

«Когда на суде открываются книги, тогда жизнь всех верующих в Иисуса также проходит перед Богом. Начав с первых людей, живших на земле, наш Ходатай последовательно будет переходить от поколения к поколению и окончит живущими на земле. Каждый будет назван по имени, и вся его жизнь будет изучена с величайшим вниманием. Кого-то примут, кого-то отвергнут. Если в книгах обнаружатся грехи, в которых человек не раскаялся и не получил прощения, то имя такого человека будет вычеркнуто из книги жизни и список его добрых дел уничтожен из памятной книги Божьей» (Вел. борьба, стр. 483).

Смотрите, не страшно ли нам оказаться перед таким судом? Не страшно ли когда ангелы небесные будут изучать мельчайшие подробности нашей жизни? Естественно не у всех сразу возникает согласие с такой концепцией. Дело в том, что в Библии у нас есть еще один текст, который очень часто цитируют:

«Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Иоан. 3:18).

Какая интересная складывается картина в Библии. Мы только что с вами прочитали у Петра, что суд начинается с верующих, а Иоанн пишет, что верующие в Него не судятся. Так кто прав, Петр или Иоанн? Вот здесь интересная ситуация. Бог не может противоречить Сам Себе, ведь именно Он является вдохновителем и Петра и Иоанна и других авторов Библии. Так в чем же дело? Как разрешить эту кажущуюся нестыковку двух текстов? Дело в том, что есть два суда, и поэтому оба апостола правы. Один суд, который начинается с верующих и суд, на который верующие не приходят. Для того чтобы ответить и до конца понять этот вопрос нам необходимо обратиться к пророчествам Даниила.

«Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол Его — как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь.

Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему, и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги» (Дан. 7: 9-10).

Мы видим, здесь описана сцена суда, и мы видим, как здесь этот суд совершает Господь. Но когда этот суд происходит? Читаем 13-14 стихи, это стихи стоящие сразу же после сцены суда:

«Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему.

И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится».

Какие события описаны здесь? Что здесь происходит? Пришествие Сына Человеческого, это Второе пришествие. Что мы видим, рассматривая общую картину? У нас суд, который Даниил описывает, происходит перед Вторым пришествием. Однако это радикально отличается от общепринятой христианской концепции. Иисус, например, в Евангелиях говорит:

«Ибо придет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его» (Матф. 16:27).

И люди так и представляют: Вот грядет Христос и начинается суд над одними и награда раздается другим. Иными словами, ведь и мы как-то всегда понимали, что пришествие является тем великим судным днем. Посмотрите, в книге Откровение 20 глава мы видим тот же самый престол, мы видим, что тоже раскрылись книги и видим что все были судимы. Однако это событие происходит, когда Господь приходит на землю. Опять же у нас проблема. Мы видим, что и Даниил нам описывает суд, который происходит перед пришествием Христа, а Иоанн описывает нам суд, который после Пришествия. Кто прав, Даниил или Иоанн? Вы видите, мы имеем еще один факт, что явно есть два суда. Иоанн описывает суд после Пришествия Христа, а Даниил описывает нам суд, который перед Пришествием.

Но наше внимание сегодня в этой теме сосредоточено именно на суде, который происходит перед пришествием Христа, поэтому, давайте, сейчас обратим внимание еще раз на хронологию, описанную в 7 главе Даниила. Она такова: Звери, малый рог, суд, и только потом пришествие. На эту деталь мало кто из инаковерующих обращает свое внимание.

Четверг Суд перед Пришествием – это весть надежды

Читаем текст из Даниила.

«И сказал мне: «на две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится»» (Дан.8:14).

Когда закончатся 2300 вечеров и утр? От какой даты надо начинать счет? Доктрина о суде перед пришествием берет свое начало из взаимосвязи между постановлением Артаксеркса о восстановлении иерусалимского храма в 457 году до Р.Х. (Ездры 7 глава) и пророчеством об этом постановлении (Дан. 9 глава). От этого постановления начинается пророчество о 70 неделях из Дан. 9:25, также оно рассматривается, как начало пророчества о 2300 днях из Дан. 8:14. Это потому что 70 недель были даны как объяснение 2300 дням из Дан.9:22. Используя в понимании пророческого времени принцип «день а год» (Иез. 4:5), можно подсчитать, что 2300 дней заканчиваются в1844 году очищением святилища.

В чем ошибка Миллера и его последователей? Они считали, что святилище – это наша земля. А раз вопрос стоял об очищении святилища, то естественно они думали, что настанет день Пришествия Христа, чтобы очистить святилище, то есть нашу землю. Видите, к чему может привести неправильное понимание святилища и места его нахождения. Многие сегодня заявляют, что, мол, какая разница, где святилище находится, лишь бы у нас был христоподобный характер. Оказывается, есть разница. Это неправильное суждение приводит к тому, что на небе нет вообще никакого святилища, и что святилище это сердца людские и вот Бог хочет, чтобы они очистились. Да. Бог этого хочет, и всегда во все времена хотел очистить святилище сердца человеческого. Но земное святилище имело четкий прообраз на небесное святилище со службой и в первом и во втором отделении; и йом кипур – день суда, судный день был и днем очищения Святого святых земного святилища и этот день указывал на начало следственного суда и на очищение небесного Святилища.

Один немаловажный фактор: В святилище земное попадали не просто грехи людей, но грехи раскаявшихся грешников. И только от этих грехов очищалось святилище, и эти грехи раскаявшихся грешников возлагались на козла отпущения. То же самое происходит и в небесном святилище. По окончании 2300 дней (лет) началось очищение небесного святилища во вселенский День искупления. Суд рассматривает, чье имя записано в книге Жизни, а чье — нет.

Готовясь к земному Дню искупления, люди постились и молились. Подобным образом мы должны подходить к небесному дню искупления. Мы также должны помнить о том, что Бог не желает «чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Петр.3:9) День искупления оправдывает Божий характер перед вселенной. Характер Божий представлен Его служением в святилище (Рим.3:21-26). Таким образом, суд показывает, что сделал Бог для нашего спасения.

«Мириадам существ, которые будут присутствовать на этом суде, нужно знать, кто из людей, когда-либо считающих себя последователями Бога, достоин наследовать вечное Царство Бога и жить в нем. Все, кто пребудет в вере до конца, будут оправданы на этом суде. Их грехи будут изглажены, потому что Христос о них уже позаботился. Имена тех, кто называет себя последователями Христа, но не сохраняет верности Господу, будут вычеркнуты из небесных книг (ср. Исх.32:30,33). На следственном суде перед Пришествием они не будут оправданы. Их дела и неверие будут свидетельствовать против них, и их имена будут вычеркнуты из книги жизни» (Библейский комментарий АСД, т. 12, с. 604).

Суд перед пришествием также изображает внутренний процесс спасения, происходящий в человеческом сердце. Мы осознаем, что в сравнении с Божьей благостью наша праведность ничего не стоит. Понимание этого оправдывает нас перед Богом. Таким образом, суд перед пришествием – это не весть осуждения. Это весть надежды.

Пятница Пребывание в Нем

Следственный суд может обернуться в нашу пользу, только если мы пребываем в Нем. Только в таком случае мы сможем предстать праведными пред Богом. Но как мы можем стать едиными с Иисусом, святыми ангелами и вечным Богом? Библия предлагает следующие шаги:

Идите к Нему. Иисус приглашает нас: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Матф.11:28). Не ждите чувства покаяния. Идите к Нему прямо сейчас, такие, какие вы есть. Запятнанные грехом и с возмущенным сердцем. Отдайте Ему вашу волю. Скажите Ему, что хотите обрести правильные желания. Затем убедитесь, что «Бог производит в вас и хотение, и действие по Своему благоволению» (Фил.2:13).

Отдайте Ему сердце и волю. Работая над вами, Он даст вам способность покаяния. Покаяние так же ценно, как и дар прощения. Ни того, ни другого вы не можете достичь своими силами. Просите, чтобы Иисус даровал вам и то и другое. И получите. И когда Он дарует вам просимое, вы будете стоять в Нем, покрытые Его праведностью.

Очиститесь, и каждый день от всего сердца ищите очищения, пока Он завершает начатую в вас работу. Иисус верен и праведен не только в том, что прощает вас, но и в том, что удаляет все ваши грехи. Он желает преобразовать ваше сердце, чтобы вы стали такими как Он. Та же сила, которая сотворила вселенную и воскресила Иисуса из мертвых, действует в вас ради этой величайшей цели (Ефес.1:18-20).

А мы? Делаем ли мы то, о чем только что сказали? Спешим ли к Нему? Отдали ли Ему свою волю? Просим ли Его о духе желания каяться? Откликнулись ли на Его водительство? Если на все мы отвечаем да, тогда Он «усовершит нас на всяком добром деле, к исполнению Его воли» (Евр.13:21). Будем помнить и не забывать, что «начавший в нас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа (Фил.1:6). Позволим Тому, Кто совершает в нас эту работу, справедливо судить нас на суде. И мы можем быть уверены, что Он справедливо будет судить, но Его справедливость, пройдя через Его заслуги, будет в нашу пользу. Вот такого Защитника мы имеем на суде. А это уже благая весть.

Пастор Александр Серков.