Субботняя школа с пастором Александром Серковым. Урок — 8 Христос — наш Первосвященник

В этом уроке мы рассмотрим служение Христа еще в одном качестве. Христос — наш Первосвященник. Ключевой текст, который дан к этому уроку, звучит так:

«Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек» (Евр.8:1-2).

Говоря о земном святилище, мы видим, что оно свидетельствовало народу израильскому о Божьем желании спасти их и о том, что у Господа есть реальный план того, как это сделать. Дав повеление израильтянам построить святилище, Бог желал именно этим научить народ истине о спасении. Этому же Бог желает учить и нас сегодня. Святилище это весть и о спасении и о том, что Бог желал обитать среди Своего народа.

Иисус Христос является нашим и Защитником, и Ходатаем, и Посредником, и Первосвященником. Все эти роли имеют огромное значение, как для жизни настоящей, так и для жизни грядущей. Все это говорит о любви Божьей к нам людям. Через разные жертвоприношения, служение и даже через обстановку в Святом и Святом святых, через одежды священников все это раскрывало концепцию любви Христа к нам.

В этом уроке мы еще под одним углом рассмотрим план спасения, преподанный в вести святилища. Эта весть оправдания, освящения и прославления не утратила своей актуальности, потому что повествует о том, что в данное время происходит на небесах, и о том, что делает для нашего спасения Иисус в святилище. Весть о святилище учит нас и тому, как нам следует проводить жизнь свою в свете служения Христа в Святом святых и близости Его возвращения. Что ж, давайте обо всем этом и поговорим.

Воскресенье История первосвященства и функция первосвященника

Давайте начнем с истории возникновения священства в Израиле. В древности патриархи были священниками в своих собственных домах, и первоначальным решением Божьим было, чтобы старший сын занимал место своего отца как священник в семье. Однако план Божий часто нарушался из-за грехов старшего сына.

Каин по причине греха лишился превосходства.

Рувим — первенец Иакова, по причине греха потерял верх своего достоинства и верх могущества, которое было его наследственным правом.

Иосиф, когда был еще юношей, развил в себе такие черты характера, которые дали ему

превосходство над его братьями. Можно предполагать из того факта, что отец дал ему

разноцветную одежду (Быт. 37: 3-4.), что истолковывалось его братьями, как признак

возлагаемого на него священства.

Бог дал Своего Первородного Сына для искупления мира, и вот по этой причине Божьим

планом было, чтобы первенец всегда наследовал особые привилегии. Ему полагалась

двойная часть наследства (Втор. 21:17), а также священство, а первородный в поколении

от Исаака был почтен тем, что он был потомком Мессии. Если же первенец оказывался

негодным, то его наследство отдавалось другому, как это случилось с Рувимом, где Иуда

стал прародителем Христа.

Иосиф получил двойную долю наследства, а Левий получил священство (1Пар. 5:1-2).

Первенцы так часто оказывались негодными по причине своих грехов, так что Господь,

когда вывел Израиля из Египта, сказал: «Я взял Левитов из сынов Израилевых вместо

всех первенцев… Израилевых… Левиты должны быть Мои» (Числ. 3:12-13).

Господь избрал колено Левиино, потому что они остались верными Богу во время

кризиса (Втор. 33: 8-11); и когда служение в святилище было установлено, священство

было дано Аарону и его сыновьям, а остальные из колена Левиина должны были

совершать работу по указанию священников (Исх. 28:1). Аарону было назначено

служение первосвященника, а его сыновья должны были служить как простые

священники, старший же сын должен был стать первосвященником после смерти отца-

Аарона (Исх. 29:29; Числ. 20:25-28).

Церемония посвящения священников на их работу производила сильное впечатление.

Аарон одевался в одежду, которая была сделана для него по указанию Божию. Заколали

несколько жертв и кровью овна посвящения мазали правое ухо Аарона, большой палец

правой руки его, и большой палец правой ноги его — это означало, что уши, руки и ноги

были посвящены на служение Богу. Пресный хлеб обозначал «Чистоту, святость и

Истину» (I Кор. 5:8). Правое плечо жертвы посвящения клали на руки Аарона и на руки

его сынов. Священники были прообразом того, о Ком Исайя сказал: «Владычество на

раменах Его» (Ис. 9:6). Священники должны были нести бремена народа. Елей и кровь,

которыми мазали Аарона и его сыновей, изображали кровь Христа и Дух Святой,

Который мог вполне усовершенствовать их для святого служения. (Исх. 29: 5-35).

Священство непрестанно происходило только их семьи Аарона до тех пор, когда по

причине грехов Илия и его сыновей необходимо было произвести перемену и Самуил

временно исполнял обязанности ведущего священника в Израиле. (1Цар.

1:19-20).

Авиафар был освобожден от священнических обязанностей во исполнение пророчества,

данного Илию. (4Цар. 2:26-27). Но Садок, который исполнял обязанности высшего

первосвященника во времена Давида и Соломона, по предположению многих был

внуком Илия. И по причине того, что Израильтяне удалились от Бога, священство

извратилось до такой степени, что в дни Христа оно стало продаваться за деньги.

Предназначением Божьим было, чтобы Первосвященник более ясно изображал Христа,

чем простой священник. Работа каждого священника была прообразом работы Христа.

По обыкновению священники совершали работу только во дворе и в первом отделении

Святилища, первосвященник же служил во дворе и в первом отделении святилища также

как и обыкновенные священники. Но в Святое святых входил только он один (Евр.

9:7).

Аарон временами совершал жертвоприношение на медном жертвеннике во дворе. (1

Пар. 6: 49). Невозможно было одному человеку совершать всю работу в святилище, которая изображала работу Христа, и вот по этой причине был установлен целый ряд простых священников, которые помогали в работе Первосвященнику. По существовавшему закону первосвященник мог совершать работу священников, которые по своему положению были ниже его. Первосвященник совершал жертвоприношение во дворе, а также приносил жертву за грех в первом отделении святилища. Павел говорил нам о первосвященнике, совершавшем жертвоприношение за грех, что кровь такой жертвы вносилась в святилище (Евр. 13: 11).

Кровь от жертвы за грех, принесенной за священника и за все общество, вносилась в

святилище (Лев. 10: 17-18). Несмотря на то, что первосвященник мог совершать любую

работу в первом отделении святилища, которую совершали обыкновенные священники,

но в святилище было и такое, чего не мог совершать ни один простой священник, но

только первосвященник. Только Он мог воскурять фимиам на золотом жертвеннике

перед Господом, а также только он мог поправлять и зажигать золотой светильник.

Каждое утро и вечер, два раза в день в продолжение всего года, первосвященник служил

в первом отделении святилища (Исх. 30: 7-8).

Завершающим служением всего года был десятый день седьмого месяца, когда

первосвященник входил в Святое святых с тем, чтобы искупить грехи народа. На груди

священника была дощечка, отделанная камнями, в которых были написаны имена

двенадцати колен Израилевых. Это изображало Христа, нашего Первосвященника,

Который помнит о каждом из нас в отдельности и исповедует наши имена, когда они

предстают на рассмотрение пред Богом.

Понедельник Лучший Первосвященник

После Своего воскресения и восхождения в Небесное святилище Христос вступил в новую фазу Плана искупления (Евр. 2:17). Когда было выполнено обязательное условие, заключавшееся в Его жертве, Он принял на Себя священнические обязанности и начал священническое служение, чтобы теперь ходатайствовать за тех, кто верой принял Его совершенную жертву. Его священническое служение состоит из двух фаз, обе из которых были представлены в земном святилище: ежедневное служение и ежегодный День искупления.

Понимание роли священника в земном святилище помогает нам понять служение Христа в небесном святилище. Многие христиане заявляют: «Зачем нам читать и изучать книги Ветхого Завета, это все было дано евреям, нам главное знать, что совершил для нас Христос». Но это далеко не так. Не читая и не изучая служение в земном святилище, люди не идут дальше того, что Христос умер и на третий день воскрес. Это все, что они знают, и больше ничего и знать не хотят. А где же Его служение в небесном святилище, в Святом, потом в Святом святых небесного святилища? В земном святилище священники ежедневно исполняли свои обязанности во время утренних и вечерних жертвоприношений. Так же первосвященник исполнял свои ежегодные обязанности в день искупления. Но самым значимым среди различных обязанностей, было посредничество между народом и Богом. Об этом мы читаем:

«И положи два камня сии на нарамники ефода: это камни на память сынам Израилевым; и будет Аарон носить имена их пред Господом на обоих раменах своих для памяти» (Исх. 28:12).

Что такое «рамена»? Это плечи. У Аарона на плечах было что-то вроде сегодняшних погонов на плечах военных.

Что еще носил первосвященник?

«И будет носить Аарон имена сынов Израилевых на наперснике судном у сердца своего, когда будет входить в святилище, для постоянной памяти пред Господом.

На наперсник судный возложи урим и туммим, и они будут у сердца Ааронова, когда будет он входить в святилище пред лицо Господне; и будет Аарон всегда носить суд сынов Израилевых у сердца своего пред лицом Господним» (Исх. 28:29-30).

Сегодня у военных мы видим награды на груди. У священников тоже был нагрудник, но на нем были имена сынов Израилевых.

В «Гарант и Партнеры» можно купить наградную продукцию любого типа: медали, ордена, знаки отличия, сувениры из бронзы.

Иисус Христос является нашим Первосвященником в небесном святилище. Он выступает в роли посредника между Богом и нами. Так же, как Аарон носил имена двенадцати колен Израиля на своем ефоде, Христос приносит имена людей, принявших Его как своего Спасителя пред лицо Божье, чтобы ходатайствовать о них.

Когда Иоанн увидел Христа в видении, он видел Его по персям опоясанного золотым поясом. Золотой пояс был у Него не на талии, как мы обычно носим, а по груди, ближе к сердцу. Не символ ли это того, что Он носит наши имена близко у Своего сердца?!

Какое утешение – знать о том, что Спаситель есть наш Ходатай, наш Первосвященник, Который представляет Богу не кровь тельцов и овнов, но Свою Собственную драгоценную Кровь. Какое утешение осознать то, что Он знает и понимает нашу боль, потому что, живя на земле, Он испытал страдания. Да, действительно Иисус наш лучший Первосвященник.

Вторник Одна жертва

Когда мы исследуем ветхозаветные законы о жертвоприношениях, мы замечаем многочисленные обстоятельства, при которых требовалось приносить жертвы, а также мы обращаем внимание на особые составляющие, которые необходимо было прилагать к жертве. Какие-то жертвы были годичными, какие-то — ежедневными, какие-то приносились тогда, когда человек совершал грех или становился ритуально нечистым. Таким образом, жертвы служили постоянным напоминанием о несоответствии и неспособности человека быть чистым и невиновным.

Вся эта система жертвоприношений была тенью будущего. Все указывало на совершенную жизнь Иисуса Христа и на Его жертвенную смерть. В то время как земные жертвы должны были повторяться все снова и снова и имели малый результат, жертва же Христа, принесенная однажды, оказалась достаточной для всех и на все времена.

Прочитаем обширный текст:

«Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними.

Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов.

Но жертвами каждогодно напоминается о грехах,

ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи.

Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне.

Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе.

Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже.

Сказав прежде, что «ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, — которые приносятся по закону, — Ты не восхотел и не благоизволил»,

потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе.

По сей — то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа.

И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов.

Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога,

ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его.

Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» (Евр.10:1-14).

В этом тексте заключено много ключевых истин. Одна из самых важных состоит в том, что смерти животных было недостаточно для решения проблемы греха. «Ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи» (Евр. 10:4). Жертвы животных были временным постановлением для того, чтобы человек мог приблизиться к Богу в условиях греха; они указывали на великое решение этой проблемы через Божьего Сына, но сами по себе не были ее решением. Решением был Иисус, Его смерть и затем Его служение в Небесном святилище, совершаемое ради нас.

Обратите внимание на еще один важный момент в приведенных текстах: «единократной» (см. Евр. 10:10) смерти Христа было достаточно. Хотя жертвы животных необходимо было приносить снова и снова, день за днем, год за годом, единократной смерти Иисуса было достаточно, чтобы покрыть грехи всего человечества. Бог могущественно открыл эту важную истину, когда после смерти Христа внутренняя завеса земного святилища разорвалась сверхъестественным образом (Матф. 27:51).

Посмотрите на наш мир: на разрушения, боль, лишения, страх и безнадежность, которые принес грех. Как мы можем научиться день ото дня, каждое мгновение уповать на Иисуса как на единственное решение проблемы греха в нашей жизни?

Среда Превосходящее служение

Удивительный парадокс мы наблюдаем в христианстве. Заявляя о том, что ветхозаветное служение нам не нужно, Христос все отменил; и в то же время многие церемонии совершаются, ветхозаветные церемонии, такие как каждения фимиама, посредничества человека за человека. Это говорит о том, что люди не до конца понимают концепцию священства.

Да, в ветхозаветном служении священник был человеком, и он представлял верующих перед Богом. Здесь подразумевалась идея или сознание того, что простой человек не был готов встретиться с Богом один на один. Но разве был готов к этому сам священник, ведь он тоже человек. Библия четко утверждает, что священники, призванные Богом на служение, также не были достойны. Повествование об Иисусе, великом иерее из Захарии 3 главы показывает, что он сам нуждался в Ходатае.

Таким образом, человеческое священство в Ветхом Завете являлось обучающим инструментом, напоминающим поклоняющимся об их нуждах и направлявшим их внимание на грядущего Христа, великого первосвященника, Который дарует истинное прощение и избавление от греха.

В библейском священстве было много священников. У них были обязанности, которые имели огромное назначение для духовной жизни поклоняющихся. Все священники в малой степени являлись посредниками между поклоняющимися людьми и Богом. Но зато первосвященник был прямым посредником. Он должен был входить во второе отделение святилища, в Святое святых.

Первосвященство не было обычным политическим назначением, каким оно стало потом. В те древние времена никто не становился первосвященником, потому что он хотел, чтобы его все уважали, или это давало ему преимущества лучшей жизни. Это подразумевало огромную ответственность. Когда первосвященник входил в Святое святых один раз в году чтобы просить о прощении грехов, совершенных людьми за прошедший год, эта церемония требовала быть весьма точными и строгими. Народ никогда не был до конца уверен в том, что первосвященник останется живым.

Это происходило каждый год, и всякий раз Бог очищал Свой народ. Но мы имеем Посредника, Который вошел в настоящее святилище на небесах и приобрел прощение наших грехов одним действием, имеющим силу на все времена.

В послании к Евреям Павел объясняет, почему Иисус Христос превосходит всех бывших прежде священников. Он подчеркивает превосходство Христа над ангелами (1:5-14); над Моисеем (3:1-6); над Аароном и над всеми следовавшими за ним первосвященниками (5:1-10). Поэтому Иисус был не просто первосвященником, но Великим Первосвященником. Аарон и другие первосвященники входили в Святое святых один раз в год, испытывая при этом большой страх. Иисус вошел в великое Святилише на небесах, где является нашим Защитником, Ходатаем, Посредником и Жертвой. В отличие от прежних священников Иисус силен совершить наше искупление.

Четверг Защитит ли Иисус лично нас?

Прочитаем два текста:

«Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас?

Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?

Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их.

Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас.

Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?» (Рим. 8:31-35).

«Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, праведника» (1 Иоан.2:1).

Да, слова мы прочитали утешительные.

Давайте в подтверждение этих слов прочитаем еще пару выдержек из Духа пророческого, где вестница Господня ясно и недвусмысленно описывает служение Христа в Святом святых небесного святилища:

«Когда на суде открываются книги, тогда жизнь всех верующих в Иисуса также проходит перед Богом. Начав с первых людей, живших на земле, наш Ходатай последовательно будет переходить от поколения к поколению и окончит живущими на земле. Каждый будет назван по имени, и вся его жизнь будет изучена с величайшим вниманием. Кого-то примут, кого-то отвергнут. Если в книгах обнаружатся грехи, в которых человек не раскаялся и не получил прощения, то имя такого человека будет вычеркнуто из книги жизни и список его добрых дел уничтожен из памятной книги Божьей. «Господь сказал Моисею: того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей» (Исх. 32:33). И пророк Иезекииль говорит: «И праведник, если отступит от правды своей и будет поступать неправедно… все добрые дела его, какие он делал, не припомнятся» (Иез. 18:24) (Вел. Борьба, стр.483).

«Все, кто искренне раскаялся в своих грехах и верой принял Кровь Христа как Свою искупительную жертву, имеют пометку о прощении напротив своего имени в небесных книгах; поскольку они стали причастниками праведности Христа и их характер соответствует требованиям Закона Божьего, их грехи будут изглажены, и они будут признаны достойными вечной жизни. Господь обещает через пророка Исайю: «Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого, и грехов твоих не помяну» (Ис. 43:25) (Там же).

«Истины о святилище и следственном суде народ Божий должен понимать очень ясно. Всем надо отчетливо уяснить для себя, чем занят их великий Первосвященник. В противном случае у людей не будет необходимой в наше время веры, и они не смогут занять положение, предназначенное для них Богом. Каждый человек может либо спасти, либо погубить свою душу. Жизнь каждого из нас взвешивается перед Богом. Каждый должен будет встретиться лицом к лицу с великим Судьей. Поэтому так важно, чтобы человек почаще размышлял о тех грозных минутах суда, когда небесные книги раскроются и каждый вместе в Даниилом должен будет получить свой жребий в конце дней» (Вел. Борьба, стр. 488).

Пятница Слово Божье верно

Читаем текст:

«Ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу,

Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.

Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус,

предавший Себя для искупления всех. Таково было в свое время свидетельство» (1 Тим. 2:3-6).

В библейские времена служение первосвященника имело огромное значение. Он носил имена израильских колен на двух ониксовых камнях. Таким образом, он носил израильский народ, как на своих плечах, так и в своем сердце. На плечах он носил ношу Израиля, в сердце он носил суд сынов Израилевых. Являясь макетом небесного святилища, земное святилище представляло собой важное наглядное пособие, помогающее как древним израильтянам, так и нам понять служение Христа на небесах, совершаемое для нас.

Сатана обвиняет нас перед Богом в том, что мы безнадежные грешники, но наш могущественный Спаситель Иисус Христос умер вместо нас. На кресте Он умер вечной смертью, которой должны умереть мы, если не примем Его как нашего Спасителя. Но когда мы принимаем смерть Иисуса как свою собственную и с помощью Святого Духа развиваем в себе Христоподобный характер, Иисус представляет Отцу Свою Кровь, Свою жертву, принесенную ради нас. В этом заключается Его первосвященническое служение, совершаемое для нас на небесах.

Если мы не приносим свои грехи нашему Первосвященнику, мы остаемся грешниками, виновными и обвиняемыми. Прощение, даруемое нашим Первосвященником, действует до тех пор, пока мы сотрудничаем с Ним. Слово Божье верно. И поскольку мы можем на него полагаться, мы знаем, что Иисус скоро вернется, чтобы взять нас к Себе домой.

Утешительные слова? Пусть они окрыляют нас в нашем странствовании по этой грешной земле.

Пастор Александр Серков