Хэллоуин как признак американизации

В Одессе десятки людей вышли на улицы города в образе мертвецов. Флешмоб проходил возле Одесской оперы.

Молодые люди сделали пугающий грим, а также устроили театрализованную перестрелку с людьми в форме. Зомби пугали людей своими кровавыми образами и веселились.

Флешмоб был посвящен грядущему Хэллоуину. Хэллоуин — праздник, который отмечается 31 октября, в канун Дня всех святых.

В последнее время, такие праздники, как Хэллоуин, становятся все популярней и популярней в странах постсоветского пространства. Откуда произошел Хэллоуин?

Хэ?ллоуи?н (англ. Halloween, All Hallows’ Eve или All Saints’ Eve) — современный праздник, восходящий к традициям древних кельтов Ирландии и Шотландии, история которого началась на территории современных Великобритании и Северной Ирландии. Отмечается 31 октября, в канун Дня всех святых. Хэллоуин традиционно празднуется в англоязычных странах, хотя официальным выходным днём не является. С конца XX века, в ходе процесса американизации и глобализации, мода на атрибутику Хэллоуина возникла также в большинстве неанглоязычных стран Европы и в СНГ. Хэллоуин неформально отмечается в некоторых других странах, имеющих тесные культурные связи с США или Великобританией, например, в Японии, Южной Корее, Сингапуре, Австралии и Новой Зеландии, в ряде островных стран Океании, с недавнего времени — в России и других странах СНГ.

Что же такое американизация?

Американизация — влияние США на поп-культуру, бизнес-модели, язык и политику других стран. Понятие было изобретено в 1907 году и первоначально относилось к росту популярности американского образа жизни в Канаде. В самих США понятие применяется к процессу ассимиляции иммигрантов, в то время как за пределами США понятие используется зачастую в отрицательном смысле, сравнивая его с потерей традиционной культуры и обычаев.

Развиваться быстрыми темпами и играть все большую роль индустрия массовой культуры начала с середины 40-х гг., после Второй мировой войны. На поточную основу было поставлено производство фильмов, литературных произведений, продукции новых отраслей, таких, как телевидение, видеозапись. И именно в США это явление нашло наибольшее распространение.

Как особенности исторического развития США, так и их доминирующее положение в западном мире привели к тому, что, говоря о массовой культуре, в первую очередь имеют в виду массовую культуру американскую, ту, которая определяет духовную жизнь в США и экспортируется в капиталистические европейские, а с 90-х гг. и в бывшие социалистические страны, а также развивающиеся государства. Последнее обстоятельство свидетельствует о постоянном стремлении США не только к экономическому, политическому, но также и к идеологическому, духовному господству в мире.

После Второй мировой войны индустрия американской массовой культуры, получив еще большее развитие внутри страны, захлестнула своей продукцией Западную Европу.

В настоящее время европейский культурный рынок буквально наводнен голливудскими фильмами, американскими книгами, музыкой, телевизионными программами. Американские идеи проповедуются через многочисленные каналы средств массовой коммуникации, которые находятся опять же в руках американских концернов. Особенно наглядно преобладание американских концернов в рекламном деле. Из десяти крупнейших рекламных агентств в мире семь прямо принадлежат американским владельцам, два косвенно находятся под американским влиянием и только одна находится не под американским (а японским) контролем.

По данным ЮНЕСКО за 2000 год, на США приходится 75% мирового объема телепрограмм, 65% объема информации, более 50% кинофильмов, 60% грампластинок, видео- и магнитофонных кассет, 89% коммерческой информации, 65% торговой рекламы, т. е. информационный и культурный рынок стран мира находится под контролем и сильнейшим влиянием американских информационных средств.

Такое положение позволяет США широко использовать проникновение американской культурной продукции в качестве орудия идеологического господства.

Таким образом, американская культура, сформировавшаяся и развивавшаяся как национальная, со второй половины XX в. посредством массовой культуры имеет тенденцию превратиться в наднациональную, подчиняя духовную жизнь народов стран мира идейному влиянию США, навязывая им американский образ жизни и мышления.

Хэллоуин, который будет отмечаться в ближайшие дни, это один из признаков влияния американской культуры на мир. Нельзя однозначно сказать, что американизация однозначно негативно влияет на мир. Есть множество вещей, которые влияют на общество положительно, но это позволяет США стать доминирующей державой в мире, не ведя при этом физической войны.

Даже идеи некоторых религиозных организаций, о том, что антихрист придет с территории нынешней России продиктованы, скорее, не библейской основой, а как раз негативным отношением США ко второй, на тот момент сверхдержавы, СССР. СССР пало и больше нет государства, которое может говорить с США на равных. Поэтому, идея об антихристе с России уже не кажется правдоподобной.

США всегда было примером свободы права, слова, но оставаясь единственной сверхдержавой, сможет ли США действительно остаться государством, которое отстаивает права людей или оно будет уничтожать тех, кто не согласен с их идеологией?

Вадим Ефименко

По материалам: Сегодня, Википедия, Маркова А. Н. «Культорология» М.: ЮНИТИ, 2000 — 600 с.