Комментарий пастора Александра Серкова на Откровение 1 главу: Приветствия и Встреча (2 часть)

В первой части этой темы мы рассмотрели приветствия от Бога Отца и от Святого Духа. Наконец, Иоанн передает приветствие от Иисуса Христа. Христу он отводит особое место. С Ним он знаком лично. Общение с Ним было в самой непосредственной связи.

В первом тексте, перечисляя передатчиков, апостол мог бы, по всем правилам ординаты, на первое место поставить Бога — Отца; но нет же, первое место он отвел Христу:

«Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог».Здесь же приветствие от Иисуса он отодвигает на последнее место. Во-первых, он придерживается общепринятой в то время структуры литературного построения, называемой: «хиазм». «Откровение Иисуса Христа (а), которое дал Ему Бог (б); приветствие сначала от Бога Отца (б) и в конце от Иисуса Христа (а)».

А во-вторых, по всей видимости, приветствие от Христа он ставит на последнее место еще и для того, чтобы в конце дать о Нем более обширное описание. Обычно самый главный сюрприз мы оставляем на конец. В концерте последний номер отводится, как правило, самой популярной «звезде».

Иоанн не мог просто так написать: «Благодать вам и мир от Иисуса Христа», и на этих семи словах закончить приветствие. Вроде бы и полнота, но чего-то не хватает.
Посредственные приветствия мы слышим каждую субботу. Но, передавая приветствие от особо знакомых нам братьев или сестер, служение с которыми в прошлом тесно переплеталось, мы просто не можем умолчать и не упомянуть несколько теплых слов в их адрес, черпая из воспоминаний то, что на всю жизнь отложилось в памяти от их сердечной теплоты.

Иоанн, передавая приветствие от Иисуса,

Во-первых, отзывается о Нем, как о Свидетеле Верном.

Во-вторых, он констатирует, что Христос — Первенец из мертвых.

Третьим заявлением Иоанна является то, что Иисус – Владыка царей земных.

Он не мог удовлетвориться этим перечислением. Его душевные запросы требуют перечислить еще что-то из достоинств Христа. Я не думаю, что Иоанн делал искусственную натяжку до семи, перечисляя достоинства Христа; но, по-видимому, даже не осознавая того, его внутренние подсознательные чувства вели до этой полноты.

Давайте возьмем пока в скобки дополнение из 5 и 6 стихов, и перед нами предстанет хвалебный семисловный возглас Иоанна, славословящий Иисуса Христа:

«Ему (…) слава и держава во веки веков».

А теперь давайте разберем дополнение, которое мы взяли в скобки, и выявим те четыре заключительные причины, благодаря которым Иисус достоин славы и которые в сумме с первыми тремя констатациями формируют «букет» из семи достоинств Христа, не выявив которые, Иоанн не удовлетворяется в своем приветствии.

Итак, Иоанн продолжает:

4). «Возлюбившему нас».

Любовь Христа настолько обширна, что о ней можно писать целые тома книг. Но что более всего достойно внимания, так это то, что Иисус не только заявил о Своей любви, но и на деле это доказал.

5). «Омывшему нас от грехов наших кровью Своею».

Эти семь слов красной нитью проходят по всему Священному Писанию. Это Евангелие, это Благая весть нам грешным людям. Доказывая делом Свою любовь, Он перенес Голгофские страдания и кровью Своею омыл наши грехи, чтобы оправдать нас, раскаявшихся грешников.

У Иоанна всплывает в памяти, что еще сделал для нас Христос; и он продолжает следующим семисловием:

6). «Соделавшему нас царями Богу и Отцу Своему».

Иоанн, по всей видимости, вспомнил семисловное высказывание Христа:

«Ибо вот, царствие Божие внутрь вас есть» (Лук. 17:21).

Речь здесь идет, скорее всего, о царстве благодати, в котором мы – христиане, как цари сами над собой, черпая силу Божьей благодати, господствуем над своими страстями и вожделениями, порабощая их по воле господствующего над нами Царя всех царей земных.

И наконец, он заканчивает приветствие семисловной констатацией:

7). «Соделавшему нас священниками Богу и Отцу Своему».

Хотя последние две констатации в тексте объединены в одно предложение, дабы не повторяться, но смысловая конструкция этого предложения подразумевает именно эти две полные фразы; поэтому при тщательном разборе их лучше разъединить.

Заметьте: глагол «соделавшему», относящийся как к шестой, так и к седьмой фразе, стоит не в будущем времени, а в прошедшем продолжающемся. Христос в определенном смысле сделал нас уже и царями и священниками.

Ап. Петр подтверждает эту мысль:

«Но вы – род избранный, царственное священство…» (1 Петр. 2:9).

«И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1Петр. 2:5).

Христиане в том смысле могут называться священниками Богу и Отцу своему, что они служат Ему, принося в молитве к престолу благодати свои сердца, сокрушенные и смиренные. В этом жертвоприношении должен священнодействовать и священнодействует каждый христианин.

Резюмируя эти семь отзывов Иоанна о Христе в его приветствии от Него, мы не можем не заметить еще один интереснейший факт. Семь, это три плюс четыре; где три — это число неба, а четыре — это число земли; и когда небесное соединяется с земным, — мы имеем полноту – семь. Вот здесь это еще раз подтвердилось. Заметьте: три первых отзыва относятся сугубо к Иисусу Христу:

1 «Свидететель верный».
2 «Первенец из мертвых» и
3 «Владыка царей земных».

Четыре последних отзыва связаны уже с нами землянами:

4 «Он возлюбил нас».
5 «Он омыл нас от грехов наших».
6 «Он соделал нас царями Богу».
7 «И Он соделал нас священниками Богу и Отцу Своему».

Вот только теперь Иоанн восклицает: «Аминь». На этом он заканчивает свое обширное приветствие от Иисуса Христа, да и вообще от всей Троицы.

Давайте попробуем пропустить теперь седьмой текст через призму, и перед нами предстанет картина из семи цветов радуги. Мы увидим семь видов живых существ, которые встретятся в тот великий день.

Назовем эту тему семибуквенным словом:

4 В С Т Р Е Ч А (7 стих)

Это тот момент, который ждали люди на протяжении не одного тысячелетия; и наконец-то эта встреча состоится. Не для всех конечно этот момент будет радостным.

В словах: «Се, грядет с облаками», — мы видим два представительства.

1. Божество в лице Иисуса Христа.
2. Святые ангелы (см. Деян. 1:9-11).

Остается выявить еще пять представительств от земли, которые встретятся с Тем, Кто грядет с облаками.

Иоанн пишет дальше: «И узрит Его всякое око».

Кому дано будет увидеть Пришествие Христа?

3. Живые праведники увидят Его? Да.

4. А живые, отвергнувшие Его благодать?

И они узрят Грядущего, хотя это им будет не в радость. О них мы читаем: «…скрылись в пещеры и ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца» (Откр. 6:15-16).

Итак, четыре вида живых существ мы уже нашли. Обнаружим ли ещё три?

5. А мертвые праведники разве не воскреснут? Если Священное Писание верно, то, безусловно, не без них пройдет столь важное событие (см. 1Фесс. 14:16).

Осталось найти всего две разновидности.

6. Текст гласит дальше: «И те, которые пронзили Его».

Которые пронзили Его?! Откуда они взялись здесь, ведь это же нечестивцы, и они должны воскреснуть через 1000 лет после Второго Пришествия Христа? Но раз о них здесь говорится, значит, они будут среди тех, чьи «очи узрят Грядущего с облаками», ведь это «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог», и оно верно и истинно. Значит, они воскреснут и, вероятно, незадолго до Пришествия.

Через пророка Даниила Бог дает такой намек: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12:2).

Заметьте: речь здесь идет не о событиях после 1000 – летнего периода, когда должны воскреснуть все нечестивые, и когда они выйдут на широту земли и окружат стан святых и город возлюбленный, и ниспадет на них огонь с неба от Бога и пожрет их (см. Откр. 20:7-9). То есть, не о вечной смерти идет здесь речь, которая ожидает нечестивых, как возмездие за грех, — нет, они воскреснут на «поругание и посрамление». Они будут очевидцами Пришествия Христа во славе.

Речь здесь идет, конечно, далеко не только о тех буквально двух-трех воинах римской армии, которые пронзили Его тело гвоздями в руки и ноги, а потом копьем в бок. Речь идет быстрей всего об отличившихся особым образом в великой борьбе между добром и злом, о многих ярых врагах и гонителях Христа и Его церкви. Они станут свидетелями Его славного Пришествия. Основанием для такого вывода являются еще и слова Христа, которые Он объявил первосвященникам и старейшинам, что они будут: «Видеть Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» (Матф. 26:64).

Давайте прочитаем еще раз этот текст, Дан.12:2; он еще больше расширяет эту мысль:

«И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан.12:2).

Во-первых, «многие…». А многие, это не все, а выборочно.

Во-вторых, «одни для жизни вечной, а другие на вечное поругание и посрамление». О чем это говорит? О том, что в этом особом воскресении будет два класса: праведники и нечестивые. Елена Уайт говорит об этом так:

«В это воскресение будут пробуждены не только враги Христа, но также и те, которые умерли с верой в трехангельскую весть» (В.Б. 637).

Это особое воскресение, которое произойдет незадолго до Пришествия Христа. На языке богословия называется оно «частичным воскресением».

Частичное воскресение праведников, я думаю, не стоит в данном случае выделять в особую категорию, — они относятся к тем, кто вкусил первую смерть и воскрес от нее, правда, чуть-чуть раньше, чем все остальные праведные, чтобы разделить с Богом всю вечность.

Итак, мы имеем уже шесть видов живых существ:

1) Божество в лице Иисуса Христа.
2) Ангелы непавшие.
3) Праведники живые, не вкусившие смерти.
4) Нечестивые живые, не вкусившие смерти.
5) Нечестивые, воскресшие в частичное воскресение (вкусившие смерть).
6) Праведники, воскресшие в частичное и общее воскресение (вкусившие смерть).

А где же седьмая разновидность?

7) Падшие ангелы во главе с сатаной. Этой встречи им не миновать.

Кто, как ни сатана, — заказчик убийства Христа?! Кто, как ни он, стоял во главе ярых гонителей церкви Божией?! К падшим ангелам и ко всем нечестивым людям относятся слова: «Возрыдают пред Ним все племена земные».

Вот все семь видов живых существ, которые встретятся в день Пришествия Христа во славе.

5 РЕЗЮМЕ К 3 – Й ТЕМЕ
СЕМЬ РЕЗЮМИРУЮЩИХ МЫСЛЕЙ

1 – МЫСЛЬ Иоанн рад был бы передать привет от братьев и сестер церкви Патмоса, но с ним рядом никого не было, кроме уголовников и политических преступников. Но не беда! Иоанну представилась, куда гораздо преимущественней возможность передать приветствие от всех трех Личностей Божества. Вы когда-нибудь такое преимущество имели?

2 – МЫСЛЬ «Семь духов, находящихся пред престолом Его», — это Дух Святой. Мы выявили, почему Дух Святой, Который, являясь одной Личностью, представлен нам как 7 духов, 7 очей, 7 светильников. Да, согласно Зах. 4:2, что касается Его функций, то это семь лампад, а что касается Его существования, то это один светильник. Таким образом, деятельность Святого Духа является нам людям во всем своем разнообразии и полноте.

3 – МЫСЛЬ Дух Святой во всем Своем разнообразии, по крайней мере, в семи видах раскрыт в служении людям: Он свидетельствует о Христе, научает, утешает, животворит (возрождает), запечатлевает, руководит и ходатайствует.

4 – МЫСЛЬ Пророк Исайя в 11 гл.12 ст., раскрывая источник силы мессианского царя, подобно семицветной радуге, разворачивает перед нами полноту даров, раздаваемых Святым Духом.

«И почиет на Нем Дух Господень(1), дух премудрости (2) и разума (3), дух совета (4) и крепости (5), дух ведения (6) и благочестия» (7).

5 – МЫСЛЬ Полнота Святого Духа обещана и нам, живущим в последнее время; а текст с обетованием состоит из семи слов:

«Изолью от Духа Моего на всякую плоть» (Деян. 2:17).

6 – МЫСЛЬ Иоанн, передавая особое приветствие от Иисуса Христа.

Во-первых, отзывается о Нем, как о Свидетеле Верном.

Во-вторых, он констатирует, что Христос – Первенец из мертвых.

Третьим заявлением Иоанна является то, что Иисус – Владыка царей земных.

В-четвертых, Иоанн отзывается о Христе: «Возлюбившему нас».

В-пятых, «омывшему нас от грехов наших кровью Своею». Эти семь слов красной нитью проходят по всему Священному Писанию.

В-шестых, у Иоанна всплывает в памяти, что сделал еще для нас Христос, и он продолжает следующим семисловием: «Соделавшему нас царями Богу и Отцу Своему».

И наконец, он заканчивает приветствие семисловной констатацией: «Соделавшему нас священниками Богу и Отцу Своему».

7 – МЫСЛЬ Момент встречи семи видов живых существ в день Второго Пришествия Христа из Откр. 1:7

Вы не забыли эти семь разновидностей?

1. Божество в лице Иисуса Христа.
2. Ангелы непавшие.
3. Праведники живые, не вкусившие смерти.
4. Нечестивые живые, не вкусившие смерти.
5. Нечестивые, воскресшие в частичное воскресение (вкусившие смерть).
6. Праведные, воскресшие в частичное и общее воскресение (вкусившие смерть).
7. Падшие ангелы во главе с сатаной.

Итак, в какой категории хотели бы вы быть в момент той встречи?

Я хочу быть в шестой, а еще лучше – в третьей, но ни в коем случае не хочу попасть в четвертую, и Боже упаси меня от пятой; потому что с седьмой мне не по пути, вторая – мои друзья, а Того, Кто в первой — я жду и рад буду проводить с Ним всю вечность.
А вы?

Желаю вам удачной встречи с Иисусом Христом!

Пастор Александр Серков