Субботняя школа с пастором Александром Серковым. Небесное святилище

Вот мы и закончили одну из насущных тем о возрождении и преобразовании. В этом квартале нам предстоит  разобрать не менее актуальную  тему — тему о Святилище. Если на такую тему общего направления в христианстве, призывающую к возрождению и преобразованию, в которой не было спорных доктринальных вопросов, нашлись сторонники, которые со скепсисом отнеслись к ней и заявили: «Ничего у вас не получится с преобразованием, если этот вопрос не будете рассматривать в свете 1888 года». Видите, как кто-то забуксовал на этом годе. А церковь движется вперед и решает актуальные сегодняшние проблемы.

В теме о святилище,  думаю, будут противники. У некоторых есть искаженное представление  о нем. Кто-то заявляет, что там, на небе, вообще ничего нет.  Другие выдвигают теорию о том, что 1844 года не должно быть в нашем движении, в этот год вообще ничего не произошло, так как Христос вошел в Святое — Святых сразу после Своего вознесения, то мол, бред неграмотного Миллера и выдумки Елены Уайт, которая вообще не является истинным пророком. Другие пошли еще дальше, и заявили (и это не рядовые члены, а из среды докторов богословия),  их заявление заключается в том, что  Бог обитает везде, во всей Вселенной, значит, никакого неба вообще нет, есть только разные измерения. Ну, то, что мы в разных измерениях живем с ангелами и с Богом это действительно так, но они пошли дальше, что никакого Пришествия не будет. Христос просто из одного измерения войдет в наше измерение, и мы Его увидим. И мы ни на какое небо возноситься не будем, просто перейдем в другое измерение, и вот мы уже и на небе.

Тема: «Небесное святилище» расставит все на свои места, и Библейские тексты, которые мы будем рассматривать, дадут нам  правильное представление о том, что такое и святилище, и место обитания Бога.

Так что эта тема о Святилище не зря затронута и предложена нам для изучения. В 1906 году Е. Уайт писала:

«Правильное представление о служении в Небесном святилище является основанием нашей веры» ( Евангелизм, с. 221).

Пионер адвентистского движения Урия Смит подчеркивал важность вести о святилище:

«Святилище! Великая тема! Важный центр, вокруг которого собраны славные созвездия истины для настоящего времени! Как оно открывает для нашего понимания План спасения! Как поднимает согбенного, показывая Господа на Небесах! Каким ореолом славы освещает Его служение! Какую Божественную гармонию вносит в Слово Божье! Какой поток света изливает на исполнившиеся пророчества! Как усиливает великие истины этих последних дней! Какую славу проливает на будущее! Какой надеждой, радостью и утешением наполняет сердце верующего! Славная тема! Ее важность не может быть преувеличена или переоценена» (Размышления о святилище, Адвентист Ревью энд Сабас Геральд, 25 марта 1858 г.).

Что ж, давайте начнем  с места пребывания Бога, но прежде  обратимся к нашему памятному стиху, который как раз именно об этом и говорит:

«Тогда услышь с неба, с места обитания Твоего, молитву и прошение их и сделай, что потребно для них» (3Цар. 8:49).

Это что, примитивное представление места жительства Бога тех древних  неграмотных евреев? Может мы сегодня уже большие познания имеем о местонахождении Бога? Давайте посмотрим:

Воскресенье. Местопребывание Бога

Хочу сказать сразу: никакие доктрины или богословские понятия не следует строить на одном тексте. Все должно быть сбалансировано и должно гармонировать со всем Писанием. Это как дети собирают картинку из пазлов. Картинка только тогда получается, если  все пазлы стоят на своих местах. Или как кубик Рубика только тогда считается собранным, если все шесть граней собраны. Если одна грань собрана или даже пять, он не собран.

Так и в богословии, некоторые берут один текст, и им все равно, что на эту тему говорят другие места Писания. Они собрали одну сторону «кубика» и строят на этом целую доктрину.

Вот эта тема о месте пребывании Бога настолько разнообразна, и здесь нужно тонкое духовное чутье, чтобы из той информации, которую мы имеем в Библии, собрать этот «богословский кубик», чтобы все стороны давали определенный и правильный цвет.

Так, где же живет Бог? Мы показываем пальцем вверх и говорим, что Бог живет там вверху. В это же время на той стороне земли кто-то тычет пальцем совершенно в противоположную сторону и тоже заявляет, что Бог живет там.

Давайте рассмотрим имеющиеся тексты о пребывании Бога, и затем сделаем вывод.

Наш памятный стих говорит, что Бог обитает на небе.

Возьмем еще один текст:

«Ибо Он приникнул со святой высоты Своей, с небес призрел Господь на землю» (Пс.101:20).

Этот текст также говорит о небе, откуда  Бог смотрит на землю.

Или такие тексты возьмем:

«Услышь моление раба Твоего и народа Твоего Израиля, когда они будут молиться на месте сем; услышь на месте обитания Твоего, на небесах, услышь и помилуй» (3 Цар. 8:30).

«Услышь с неба, с места обитания Твоего, и сделай все, о чем будет взывать к Тебе иноплеменник, чтобы все народы земли знали имя Твое, чтобы боялись Тебя, как народ Твой Израиль, чтобы знали, что именем Твоим называется храм сей, который я построил» (3 Цар. 8:43).

«Разве Я — Бог только вблизи, говорит Господь, а не Бог и вдали?

Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь» (Иер. 23:23-24).

«Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу?

Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты.

Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, —

и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя.

Скажу ли: «может быть, тьма скроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью «;

но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет» (Пс . 138:7-12).

«Песнь восхождения. К Тебе возвожу очи мои, Живущий на небесах» (Пс. 122:1)!

О чем говорят все эти тексты? Божье обитание где-то там на небесах.

А о чем говорит вот этот текст?

«Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, — Святой имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных» (Ис. 57:15).

Вот как? Бог, оказывается, живет не только на небесах, но и с людьми, сердца которых сокрушены и смиренны. Это уже расширяет понятие местожительства Бога. Но это с одной стороны, а с другой это  еще сильней запутывает этот вопрос.

Так, где Бог живет, на небесах, везде или в сердцах людских, сокрушенных и смиренных?

А вот еще один текст, который еще сильней запутывает этот вопрос:

«Так говорит Господь: небо — престол Мой, а земля — подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего»? (Ис. 66:1).

Обратите внимание, это не слова человека. Исаия цитирует прямую речь самого Бога: Престол  на небе, а ноги стоят на земле. Как мы все то понимаем? Неужели буквально? И что все эти тексты хотят нам сказать о месте пребывания Бога?

Давайте обратимся теперь от буквализма к здравому смыслу.

Дело в том, что когда Писание говорит об общем присутствии Бога, оно рисует образные картины Его вездесущности. Он везде, и на небе и на земле (не буквально, конечно Он сидит на престоле на небе и ногами опирается на нашу землю.) От Него скрыться никуда невозможно. Это Его вездесущность, такова Его природа иметь компетенцию во всей сотворенной Им Вселенной. Но не надо забывать, что Бог не один во Вселенной, рядом с Ним находятся сотворенные Им существа. И если по природе Своей Бог может быть везде, то сотворенные Им существа,  в отличие от Бога, этого не могут. И как объединить общение Бога с сотворенными существами? Для этого Он имеет какое-то локальное место встречи. С Адамом Он встречался в саду Едемском. С Моисеем в горящем кусте. Встречался Бог с Авраамом, с другими патриархами и пророками, встречался в видении, во сне и наяву. Для встречи Он избирал разные методы и Сам представал перед человеком в разном виде. Он являлся и в виде ангела и в виде обычного человека. О чем все это говорит? Для того чтобы контактировать с сотворенными существами Бог так предстает перед ними, чтобы это было приемлемо.

Так Бог от общего Своего присутствия прибегает к особым локальным местам, где обнаруживает Свое присутствие.

Вот одно место Священного Писания, которое проливает конкретный свет на присутствие Бога в контакте с сотворенными существами:

«…сяду на горе в сонме богов» (Ис. 14:13). Сразу же возникает вопрос: Почему именно «богов» стоит во множественном числе? Откуда взяться множеству богов? Некоторые верующие заявляют: Прежде чем молиться, надо обязательно назвать имя Бога  «Иегова», иначе там много богов, и боги не будут знать, к какому богу мы обращаемся в молитве. И это все на примитивном понимании текста Ис.14:13. Но дело в том, что эта фраза является искажением текста оригинала, потому что там употребляется словосочетание:  ???? (гар) гора, возвышение. ?????? (моэд) 1. назначенное время, назначенный срок, определённая пора; 2. назначенное собрание или встреча;  3. назначенное место, место встречи; ?????? ???? «гар моэд» означает «гора собраний», а слова «сонм богов» в подлиннике отсутствуют.

Таким образом, Бог имеет место встречи с ангелами, Он имеет место встречи и с людьми. И Он же обитает во всей Вселенной. Вот такой у нас Бог, и не надо Его ограничивать чем-то одним и на этом строить свое примитивное о Нем представление. И при Пришествии Христос возьмет нас на небо, естественно, на какую-то,  приготовленную для нашего жительства планету.

Понедельник. Тронный зал

Когда мы говорим о зале и притом, о тронном зале, как мы это представляем? Какое-то большое здание и в нем большой зал, что-то вроде колонного зала в Кремле. Но только в тронном зале стоит престол, как раньше было у царей. Это конечно примитивное и слишком буквальное представление тронного зала, на котором находится Бог. Но нам все представлено именно так, как люди могли представить в образе помещение и стоящего в нем трона деревянного или даже из слоновой кости, как это было у Соломона.

Но тем не менее мы читаем:

«Пойте Богу нашему, пойте; пойте Царю нашему, пойте,

ибо Бог — Царь всей земли; пойте все разумно.

Бог воцарился над народами, Бог воссел на святом престоле Своем;

Князья народов собрались к народу Бога Авраамова, ибо щиты земли — Божии; Он превознесен над ними» (Пс. 46:7-10).

Или такой текст:

«Господь царствует; Он облечен величием, облечен Господь могуществом и препоясан: потому вселенная тверда, не подвигнется.

Престол Твой утвержден искони: Ты — от века» (Пс. 92:1-2).

«Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает» (Пс. 102:19).

Когда мы читаем эти тексты, как мы все это представляем?

Это еще не все. А если взять такие тексты:

«Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол Его — как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь.

Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги» (Дан.7:9-10).

Я не думаю, что можно представить буквально сцену на небесах, что  кто-то расставляет роскошные троны. А престол Ветхого днями состоит из огня, и здесь же перед престолом протекает река, и притом огненная. И вот, судьи сели и раскрыли книги. Заметьте, не ноутбуки, а книги (интересно, перьями гусиными в них написано или отпечатано в типографии?).

Я понимаю так: все, что происходит на небе, оно действительно происходит. Но не в  деталях, описанных символическим языком в пророчествах: троны, книги, зал. Залы у нас строят на случай дождя и холода. Книги нам нужны из-за скудости нашей памяти и старичкам-царям нужны престолы, чтобы не устать во время заседания. Нужно ли это все Богу? Подумайте сами.

Но, тем не менее, собрания происходит и что-то на них решается. И престол является символом того, что Бог является  Властелином Вселенной.

Мы читаем еще один текст:

«Правосудие и правота — основание престола Твоего; милость и истина предходят пред лицом Твоим» (Пс. 88:15).

Вот здесь язык уже более глубокого духовного содержания. То, на чем зиждется престол Божий, не какое-то деревянное или каменное основание, оно выражает Его характер и Его правила.

Божьи принципы правления включают в себя правосудие и правоту наряду с любовью. Эти принципы отражают нравственные качества Господа и то, как Он действует в мире людей, да и во всей Вселенной.

Вторник. Поклонение на небесах

Эту мысль хорошо и подробно раскрывают главы из Откровения 4 и 5.

Откр.4:1-3.

«После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего.
И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий;
и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду».

Нашему взору открывается картина тронного зала или места на небе, где были поставлены престолы.

Четвертая и пятая главы содержат наиболее впечатляющие свидетельства тринитарного подтекста книги Откровение. И рассматривая эти главы, мы видим:

1 Божество как общность трех нераздельных Личностей.
2 Неограниченную Божественность Христа.
3 Святой Дух как Личность.

В 4 главе Откровения, в этом удивительном видении, используется образность церемонии инаугурации царей израильских, во время которой царь наделяется властью завета, знаком чего является закон Моисеев (книга завета) в правой руке царя. Суть видения 4 и 5 глав Откровения, очевидно, заключается в том, чтобы показать, что привилегии завета, утраченные народом Божьим, были восстановлены благодаря правлению триединого Бога, Который правит не только посредством созидательной силы Отца (см. Откр.4:11),  но и благодаря искупительным деяниям «Льва от колена Иудина, корня Давидова» (см. Откр.5:5), Который стал закланным Агнцем (см. ст. 6).

Это удивительное, всеобъемлющее видение небесного восшествия на престол представляет собой своего рода провозглашение тринитарной точки зрения, отражая развивающиеся взгляды ранней Церкви относительно вечности и триединой нераздельности Бога Израиля.

Несомненно, в четвертой главе центральной Личностью, восседающей на престоле (см. 2 ст.) и принимающей поклонение как Господь Бог Вседержитель, «Который был, есть и грядет» (см. 8 ст.), является Бог Отец.

Следует отметить еще одну немаловажную деталь, что «семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих» (5 ст.).

Разбирая первую главу Откровения, мы видим, что Иоанн передает приветствие от всех трех Личностей Божества. На этом небесном заседании также явное присутствие всех трех Личностей.

Как разнообразна их функция! В искупительной работе по спасению погибающих душ каждая из трех Личностей Божества выполняет свою роль. Нельзя сказать, что чья-то роль меньше, а чья-то – больше; кто-то почетней, а кто-то менее почетный. У Бога совсем другой принцип, чем у нас. Каждая из Божественных Личностей добровольно ради искупления и спасения погибающего человечества решается на самую унизительную должность. Особо ярко этот принцип добровольного подчинения проявил Иисус Христос. Его добровольное унижение не только до уровня человека, но и до уровня раба было самым жертвенным. Но вот уже в пятой главе Сын Божий является ключевой фигурой, к которой обращено все внимание в развязке сцены завета (инаугурации). Здесь изображается царственная сторона личности Сына с помощью образа льва (см. 5 ст.), при том, что ключевым образом, который приводит к великим гимнам поклонения в этой главе (см. стихи 9,10,12,13), остается образ искупительного жертвенного Агнца (см. стихи 6,9-12).

Пятая глава, как и четвертая, раскрывает Личность Святого Духа. Если в четвертой главе Он представлен как «семь светильников огненных горели перед престолом» (Откр.4:5), в 5 главе Он изображен как «семь очей» закланного Агнца. Автор называет их «семь духов Божиих, посланных во всю землю» (6 стих).

Таким образом, справедливо будет заключить, что цель видения 5 главы  Откровения — научить нас, что жертвенные искупительные подвиги Льва/Агнца дают возможность Духу с убедительной силой посылать светозарные лучи духовного искупления «во всю землю» (Откр. 5:6). Небеса считают Льва/Агнца достойным открыть запечатанную книгу, которая в руке Отца, потому что Он был заклан, Он стал жертвенным Агнцем, и Он может уплатить цену.

Израиль лишился привилегий, дарованных заветом царства из-за своей неверности, но закланный Агнец, посланный как соправитель Отца Лев/Агнец, принес спасение и восстановление завета.

Вы видите, как ярко здесь вырисовывается  равенство «Господа Бога Вседержителя» из 4 главы и Льва/Агнца из 5 главы, твердо поддерживаемое тем фактом, что поклонение  Господу Богу Вседержителю двадцати четырех старцев и четырех животных в Откр.4:8-9 теперь в 5 главе относится к Обоим – к «Сидящему на престоле» Господу Богу Вседержителю» — Отцу и к Агнцу (стих 13).

Итак, Откровение явно считает «Льва/Агнца» в лице Сына Божьего и Бога Вседержителя (Отца) законными объектами небесного поклонения. Если бы Христос не  был Божественной Личностью, это стало бы идолопоклонством. Если бы Он был неким полубогом, перед нами был бы пример политеизма. Антитринитарии должны решить, является ли Иисус полноправным Божественным Существом или неким полутрансцендентным божком. Если Он обладает полнотой Божества, поклонение Ему является абсолютно приемлемым актом. Но если нет, остаются лишь две альтернативы – поклонение Ему есть либо идолопоклонство, либо проявление политеизма (и то, и другое Священным Писанием осуждается).

И это еще не все. Хвалу и славу Ему возносят не только двадцать четыре старца и четыре животных. В Откр.5 эту необыкновенную  сцену небесного поклонения дополняют своими славословиями  «тьмы тем и тысячи тысяч» ангелов (стих 11) и «всякое создание» на небе и на земле (стих 13), и вся хвала направлена к «Сидящему на престоле и Агнцу» (стих 13). Когда результаты искупительных подвигов закланного Агнца становятся очевидными для всех сотворенных существ Вселенной, мы наблюдаем сцену непринужденного поклонения, относящегося без разделения, как Отцу, так и Сыну. Совершенное равенство Отца и Сына, как Божественных соправителей обновленного царства, здесь несомненно.

Вот это мы должны увидеть в этих двух главах книги Откровение. Картину служения и поклонения и самопожертвование со стороны Бога, а   не буквальные стулья, двери, трубы, да и буквального  Льва/Ягненка.

Картина,  изображенная в этих двух главах, сосредоточена на Божьем престоле, как центральном месте, где вырабатывается стратегия по спасению человечества. В решении этого вопроса мы видим, задействованы и небесные разумные существа.

Среда. Зал суда

Нам предстоит еще рассмотреть вопрос: почему так важно знать нам то, что Бог совершил и совершает в Небесном храме?

Читаем Аввакума 2:20:

«А Господь — во святом храме Своем: да молчит вся земля пред лицом Его»!

В храме Его совершается суд. Имеем ли мы чем оправдаться перед Богом за свою жизнь? Вместе с Иовом нам остается только положить руку на свои уста и молчать. Нам оправдаться нечем. Это благоговейное молчание и трепетное почтение, и доверие своей жизни Богу. А исход суда будет двояким. Нечестивые получают наказание, подобное наказанию, обрушившемуся на Содом и Гоморру, но «лицо Его видит праведника» (Пс.10:7).

Так что мы имеем шанс, чтобы наша судьба не имела  трагический исход.

Место, где Бог открывает Свое особое присутствие и где Ему поклоняются небесные создания, — это то же место, где Он совершает праведный суд над всеми людьми, — это Небесное святилище. Бог праведен и справедлив, и на все наши вопросы будут даны ответы тогда, когда Он усмотрит.

Четверг. Место спасения

Давайте рассмотрим еще один не менее важный вопрос: Что совершает Христос, восседая одесную престола Божьего?

Читаем Евреям 8:1-2

«Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек».

Апостол так же, как и читатели его послания, должен был бы хорошо знать устройство и ритуалы святилища в Ветхом Завете. Святилище, о котором он говорит, является первой скинией, показанной Богом и построенной под руководством Моисея, а не возведенным позже храмом, который, в отличие от скинии в пустыне, был более искусно украшен.

Говоря о главных предметах святилища, апостол Павел также рассказывает и о ритуалах, которые совершались в нем, включая различные обряды приношения даров и жертвоприношений. Хотя автор и не описывает подробно небесное святилище, он убежден в том, что подлинное святилище находится на небесах и в нем Иисус Христос служит ради нашего спасения.

Рассказ Павла о земном святилище, включая его «дары и жертвы» (Евр. 9:9) с «яствами и питиями» (ст. 10), не значим сам по себе, это только прелюдия к рассказу о святилище на небесах. Вот цель Послания к Евреям: показать читателям, что существует нечто лучше даже земного святилища, которое утвердил Сам Господь, и это небесное святилище, в котором совершает первосвященническое служение Сам Христос.

Он сочувствует нам и заверяет, что мы не будем отвергнуты, а наоборот, обретем милость и благодать (Евр. 4:15, 16) благодаря подвигу Иисуса. Как в земном святилище, так и в Небесном совершается процесс примирения или искупление верующих (Евр.2:17). Иисус, умерший за нас и воскресший ради нас, теперь совершает служение на Небесах также ради нас.

Пятница. Резюме

Писание обозначает пять основных функций Небесного святилища:

  1. Оно является  местом пребывания Бога;
  2. Центром управления Вселенной, где Бог правит, восседая на Своем престоле;
  3. Местом поклонения на Небесах;
  4. Небесным залом суда, где Бог совершает праведный суд;
  5. Местом (наряду с крестом), где решается проблема греха.

Адвентисты седьмого дня часто обращают внимание на четвертую и пятую функции, ставшие актуальными после возникновения греха. Рассмотрению этих важных функций будут посвящены несколько последующих уроков. Но поскольку первые три функции Небесного святилища, являющиеся базовыми, исходными и непреходящими, часто остаются без внимания, мы сосредоточили наше внимание именно  на них.

Многие библейские отрывки описывают Небесное святилище, как место поклонения. Отрывки Ис.14:12, 15 и Иез.28:11-19 не только повествуют о падении Люцифера и возникновении зла, но также изображают существование Небесного святилища еще до возникновения греха, когда Люцифер был «помазанным херувимом, чтобы осенять» (стих 14), или осеняющим херувимом (смотрите Иез.37:9). Здесь положение Люцифера как осеняющего херувима указывает на Святое святых Небесного святилища «на святой горе Божией» (Иез.28:14). Об этом Святилище, существовавшем до возникновения греха, сказано в параллельном отрывке: это гора «в сонме богов» (гора собрания) (Ис.14:13). В Небесном святилище собирались непавшие разумные создания, чтобы поклониться своему Творцу. После возникновения греха функция прославления (хвалебная функция) Небесного святилища сохраняется. Пророку Исаии был показан Небесный храм, в котором происходит прославление; серафимы поют: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис.6:3). В 4-й и 5-й главах книги Откровение изображена похожая сцена поклонения в Небесном святилище после вознесения Иисуса: небесные существа прославляют своего Создателя (Откр.4) и Искупителя (Откр.5). Прославление будет звучать из Святилища и во время кульминации великой борьбы, и во всю вечность (Откр.19:1-5; Ис.66:23; Откр.21:1-3).

пастор Александр Серков