Суд над блудницей: Комментарий Александра Серкова на Откровение 17 главу

Рассмотрели мы из 17 главы Откровение немало тем.
Давайте вспомним их названия:

Восьмой из числа семи
Семь голов зверя
Семь царей
Падение Люцифера
Два состояния
Пять пали
Один есть
Десять рогов зверя
Седьмая голова зверя

В этой заключительной теме давайте рассмотрим суд над блудницей.

Если 16 глава повествует об излитии семи чаш гнева Божия на землю: семь ангелов, один за другим выливают их; то 17 глава начинается также с упоминания одного из тех семи Ангелов, которые имели чаши гнева. Этот ангел, словно гид или путеводитель сопровождает Иоанна в видении. Он пророка ведет, показывает, объясняет ему тайны видения. Почему это видение поручено ангелу, и не просто ангелу, а ангелу, который участвовал в излитии чаш гнева? Первый стих проливает некоторый свет на этот вопрос, а точней, дает намек.

Прочитаем 1 стих:

«И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих».

Речь идет о суде над блудницей. Если речь идет о суде, то кто лучше, чем ангел, который участвовал в излитии одной из чаш гнева, может выполнить поручение быть гидом, показывавшим суд над блудницей?!

Но вот читая первый стих и сопоставляя его с третьим, у нас сразу же возникает еще один вопрос и весьма серьезный. Предлагая пророку показать суд над блудницей, сидящей на водах многих, ангел ведет Иоанна в пустыню и показывает жену, сидящую на звере. Какой-то парадокс. Обещает показать одно, а демонстрирует совершенно другое. Или это синонимы: блудница и жена? Может просто автор избегает тавтологии, не желая повторять одно и то же слово? Нет. Здесь сокрыто нечто другое.

Давайте посмотрим, кого Писание характеризует как блудницу, в буквальном его значении, и кого имеет в виду под словом «жена», в буквальном и символическом значении?

Конечно, жена и есть жена, это чья-то буквальная жена, значит женщина замужем. В духовном смысле Писание сравнивает церковь с женой.

Любая жена, верная или неверная, пока она не разведена, она является женой своего мужа. А если она изменяет мужу, она прелюбодействует.

А к кому относятся слова «любодействовать» или «блудодействовать»? Это относится как к мужчине, так и к женщине, которые не связаны браком ни с кем. Это незаконная половая связь вне брака.

Итак, половая жизнь вне брака это блуд; и женщина в таком случае называется блудницей, а мужчина блудником. Но если человек в браке и имеет незаконные половые связи, он прелюбодей, потому что грех этот называется прелюбодейством, это супружеская измена.

Приведу Библейский текст:

«На вершинах гор они приносят жертвы и на холмах совершают каждение под дубом и тополем и теревинфом, потому что хороша от них тень; поэтому любодействуют дочери ваши и прелюбодействуют невестки ваши. Я оставлю наказывать дочерей ваших, когда они блудодействуют, и невесток ваших, когда они прелюбодействуют, потому что вы сами на стороне блудниц и с любодейцами приносите жертвы, а невежественный народ гибнет» (Осия 4:13-14).

Видите, незамужние дочери любодействуют или блудодействуют, а замужние невестки прелюбодействуют.

О ком идет речь в 17 главе Откровение?

Ангел обещает показать суд над блудницей (1-2 ст.), но начинает историю издалека, и только в 15 стихе доходит вновь до блудницы и показывает суд над ней. А что же с 3-14 стихи? Здесь он говорит о жене:

«…увидел жену…» — 3 стих
«…и жена облечена была…» — 4 стих
«…жена упоена была…» — 6 стих
«…скажу тебе тайну жены…» 7 стих
«…на которых сидит жена…» — 9 стих

Начиная с 15 стиха, идет описание суда над блудницей:

«…где сидит блудница…» — 15 стих
«…возненавидят блудницу…» — 16 стих

18 стих, как постскриптум, возвращается к жене и уточняет:

«Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями».

Здесь ангел разъясняет: кто такая жена и в первых двух словах: «Жена же…» — мы видим противопоставление жены блуднице.

Вот он общий план повествования о блуднице и о жене. Кто такая блудница в данном случае, и кто она, эта жена? Чья она жена, жена Христа или дьявола в символическом значении? Резонный вопрос?

Жена Агнца, — мы скажем, — это же чистая женщина, в белом незапачканном одеянии. А неверная жена это чья жена? Это тоже жена Агнца, это та же самая жена, но только в одном случае жена символизирует церковь Божию в состоянии борьбы, в другом случае – она уже триумфальная.

В состоянии борьбы в церкви находятся и пшеница и плевелы, в триумфальном же состоянии пшеница уже отделена от плевел. Пшеница — это верный Богу остаток, это чистая церковь, плевелы это то, что отсеялось. С этой церковью Бог произведет развод, и она станет свободной незамужней женщиной, она будет просто блудницей.

В каждом периоде, в пяти падших головах зверя церковь была в периоде борьбы добра и зла. Но вот наступал момент, когда Бог производил раздел, отсев половы от пшеницы и оставался остаток верных Богу. Шестая голова, период в который мы живем сейчас, еще в состоянии борьбы.

Давайте проанализирует пятую голову зверя, это израильский народ, семя Авраама, Исаака и Иакова. До каких пор этот народ был народом Божьим, а значит, символически Его женой? До окончания семидесяти седьмин. Каково было состояние народа в период борьбы? Мы недавно изучали книги Малых пророков и видели те падения народа, их отступления от Бога, их идолопоклонство. Кого Бог называл Своим народом? В дни вавилонского плена, например, народом Божьим были только Даниил и его товарищи? Или весь народ был Его народом? Как Даниил молился, молился ли он и говорил, что вот я и мои трое друзей, это истинная церковь Божия, а остальные – не Твой народ?! Молился он так? А давайте посмотрим:

«Согрешили мы, поступали беззаконно, действовали нечестиво, упорствовали и отступили от заповедей Твоих и от постановлений Твоих» (Дан. 9:5).

Даниил не отделяет себя от народа израильского. Это один единый народ Божий, хоть и преступный.

Как у нас все это увязывается в нашем сознании? Как мы воспринимаем то, что народ до неузнаваемости грешный, преступный, и все же Бог сравнивает его с женой, хоть и с неверной, но все же с женой. Она по-прежнему была его женой. Бог дал понять на примере пророку Осии, что значит неверная, но все же жена. Развелся Бог с израильским народом только тогда, когда этот народ превысил все меры Божьей благодати. Хотя от основного стержня и откололась большая часть народа, это было северное государство, которое впоследствии стало Самарией, но оставшееся Южное царство, царство Иудейское, тем не менее, в классическом стиле они все равно назывались Израилем, и народ называли Израильтянами, хотя осталось всего три колена, в основном Иудеи.

Приведу для примера некоторые тексты Писания в подтверждение того, что Иудеи продолжали называться Израильтянами, хотя большинство израильских колен отпало:

«Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете» (Деян. 2:22).

«Увидев это, Петр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит» (Деян. 3:12)?

«Перед самым явлением Его Иоанн проповедывал крещение покаяния всему народу Израильскому» (Деян. 13:24).

Мы видим, что Иудея, южное царство, именно они остались к дням Христа, северного царства уже не существовало, именно иудеи все же назывались Израильтянами, потомками Израиля.

Но вот наступил новый период, когда христианство стало Божьим народом, образно говоря, Его невестой или женой, духовным Израилем. До каких пор христианство будет Его женой? До закрытия благодатного времени, когда останется истинный остаток.

Возвращаемся к 17 главе Откровения. Ангел обещает показать Иоанну суд над блудницей, но начинает историю церкви, пока она еще не просеялась, и пока она еще является женой Христа, и рисует картину ее печального состояния, ее союз с государством, ее духовное прелюбодеяние, которое в глазах Божиих является мерзостью. Но, не смотря на всю мерзость, она является Его женой. Показав всю историю, ангел приступает к обещанному, он показывает суд над блудницей. Это как в советские времена коммунистов не судили. Если коммунист преступал закон, его сначала исключали из партии, потом судили как беспартийного. Бог не судит церковь в плане окончательного наказания. Он делает все возможное для ее исправления, но, в конце концов, Он с ней разведется и осудит навеки уже не жену, а разведенную блудницу.

Однако надлежит нам заметить, что история израильского народа повторяется и в христианстве. В общем, народ Израильский до поры до времени считался народом Божьим, хотя от этого народа преждевременно откололась значительная его часть, это северное государство, которое фактически уже не было народом Божьим, как нация, хотя спасение никому не было закрыто. Христианство пережило подобное. Значительные части его откололись от основы христианства преждевременно, еще задолго до окончания времени испытания. В 17- ой главе, изучаемой нами, ярко вырисовывается эта деталь. Здесь есть и мать блудницам и блудницы, как дочери этой матери. Но когда-то все они были в составе того христианства, которое можно было назвать женой.

Иоанн, когда увидел эту жену, «дивился удивлением великим» (17:6). 12 глава прерывается тем, что «жена убежала в пустыню…» (12:6) «И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню…» (12:14). Иоанн видел в видении ее трудные обстоятельства, так как «рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее…»; и это видение прерывается. Иоанн в недоумении, что же дальше будет с женой, какова ее дальнейшая судьба? И вот он вновь видит жену, да, да, ту же самую жену, но он ее не узнает, она сидит уже на звере багряном, преисполнена именами богохульными, облечена в порфиру и багряницу, и главное, в руке своей держит чашу, наполненную мерзостями и нечистотой блудодейства ее. Да, мы можем понять Иоанна, его недоумение и удивление: что сделало с женой время?!

И вот он суд над блудницей: «И десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне. Когда это исполнится? Многие комментаторы эти события ставят во время перед Пришествием Христа. Я так эти события не вижу. Не «клеются» эти события с событиями связанными с Пришествием Христа. Хотя язвы изливаются на народ, в шестой язве готовятся к великой битве, и в седьмой ополчаются против народа Божьего и происходят какие-то суды в определенном смысле, но это только прелюдия к той великой битве, которая произойдет после 1000 лет, ведь еще суд над нечестивыми будет происходить в течение 1000 лет. А события, такие как:

Десять рогов возненавидят блудницу

Разорят ее

Обнажат

Плоть ее съедят

Сожгут ее в огне.

Этим событиям предстоит свершиться после 1000 лет от Второго Пришествия Христа.

Но вот перед нами вновь 17 глава, жена еще сидит на звере. Еще несколько вопросов у нас возникает, давайте их разберем:

Кто кем управляет?

Когда жена, прелюбодейная и неверная станет блудницей, отверженной Богом?

За что десять рогов возненавидят блудницу?

Что означает «Вавилон»?

А теперь разберем эти четыре вопроса.

Кто кем управляет: жена зверем или зверь женой?

В обычной остановке, в явлении с всадником и обузданным животным, конечно, всадник управляет животным. Если это конь, то его стегают кнутом; волов раньше погоняли рожном, для управления ишаками (так в Средней Азии называют ослов) применяют заостренную палку. В руках же всадника, сидящего на звере багряном, орудия управления мы не наблюдаем. А самый главный атрибут управляемого животного это удила, которые вставляют в рот животного. Этого мы тоже не видим в звере 17 главы. Жена не обуздала зверя и не управляет им. Но и зверь не насильно приковал к себе женщину, нося ее. Здесь добровольный союз зверя и жены. Их обоих устраивает этот союз. Если жена это отступившая церковь, то о звере мы говорили в первой теме из этого цикла и идентифицировали его со зверем или драконом 12 главы, где это чудовище названо прямо сатаной и дьяволом. Но постойте, разбирая значение: «Был, нет его и снова явится» — мы выяснили, что со второй по шестую голову дьявол хоть и действовал, руководил событиями, но он это делал за кулисами, он использовал кого-то для своей обольстительной работы. Мы читаем в 12 главе Откровение «Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца» (12:4). Кто стал перед женой, чтобы пожрать младенца? Хотя мы читаем, что дракон-сатана играет главную роль, да, это его желание было погубить родившегося Христа. Но он делал это через римскую власть. Ирод, ставленник Рима, посылает воинов римских, и они совершают убийство младенцев. Впоследствии произойдет союз церкви с государством. Этот симбиоз известен нам из истории как союз римско-католической церкви с государственной властью.

Рассмотрим второй вопрос: Когда жена, прелюбодейная и неверная станет блудницей, отверженной Богом?

Отвечая на этот вопрос, вспомним вторую ангельскую весть:

«И другой ангел следовал за ним, говоря: пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы» (Откр.14:8).

К Откр. 14:8. «Когда церкви отказались принять первую ангельскую весть, они этим самым отвергли свет с неба и милость Божью. Они полагались на свою личную силу и своим сопротивлением первой вести поставили себя в такое положение, что уже не могли видеть света второй ангельской вести. Но возлюбившие Бога приняли свет: «Пал, пал Вавилон» и вышли из церкви» (Оп. и вид.237).

«Вторая ангельская весть из Откр.14-ой главы была впервые проповедана летом 1844г.

и в то время она прямо отнеслась к церкви Соединенных Штатов, где эта весть получила самое широкое распространение и где она была почти отвергнута , где как никогда наблюдался самый сильный духовный упадок. Но эта весть второго ангела не вполне исполнилась в 1844 году, хотя церкви этого времени, отвергнувшие адвентистскую весть, и характеризовались большим моральным упадком, но все же это падение не было окончательным.

Продолжая отвергать специальные истины для своего времени, они падали все ниже и ниже.

Тем не менее еще не время сказать «пал пал Вавилон… потому что яростным вином блуда своего напоил все народы». Он еще не заставил весь народ сделать это. Дух уподобления миру и равнодушие по отношению истины продолжает существовать и находит для себя надлежащую почву в протестантских церквах и во всех христианских странах и все эти церкви подпадают под торжественное ужасное обвинение Ангела. Но работа отступления еще не достигла своей наивысшей точки» (В Б стр.381).

Если мы читаем: «пять пало, один есть», это значит, что здесь Иоанн видел зверя в момент: «один есть», и это все происходит в период шестой его головы, в период христианской церкви; и в этот период христианская церковь показана в союзе с сатаной или непосредственно с политической властью Рима. Естественно, и в периоды других голов зверя жена была в союзе со зверем, который также носил ее. Но нам показан период именно нашего времени, период христианской эры.

Цель Божия во все времена была – привлечь к Себе все народы. Для этой цели Он избирал Себе особый народ, который должен был быть светом миру. Но всегда ли народ оправдывал себя? Суд над блудницей показывает, что нет. Блудница это экс жена Бога, отверженная жена (жена в символическом значении), Бог произвел развод с ней. И какой ее конец? Читаем:

«И десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне» (Откр.17:16). Мы разобрали в теме о десяти рогах, что это произойдет после 1000 лет, десять рогов это цари притеснявшие церковь Божию. А за что они ее притесняли? Бог допускал их завоевывать территорию народа Божьего и уводить народ в плен за их грехи. Те народы, которым церковь должна была нести весть спасения, до них весть спасения не доходила по причине, что сам народ Божий впадал в идолопоклонство. Когда все это раскроется и обнаружится перед всеми на суде после 1000 лет, будет за что возненавидеть блудницу? Да, будет, и ее возненавидят. Как в панораме покажет Бог все, что она сделала для спасения языческих народов. Он народ Свой поставил на эту миссию и будет всем показано, как Его народ не оправдал себя, не принес благословенную спасительную весть языческим народам. Десять рогов теперь ее, эту блудницу возненавидят.

Мы говорили, что зверь показан в фазе его шестой головы, и говорили, что во всех периодах зверь (сатана) вынашивал на себе падшую жену, которая к концу каждого периода головы была свергнута. Поэтому блудница, это не только блудница в период христианства, во все времена церковь Бога, Его народ отступавший от своей миссии и объединявшийся с существующей и окружающей ее антибожественной системой будет возненавидим десятью рогами за то что она не принесла им весть спасения. Они ее теперь разорят и обнажат. Ничего не останется у нее, чем она могла бы хвалиться, вся срамота ее наготы обнажена, все ее постыдные дела ее духовного блудодейства. Ее плоть съедят. Съедая плоть Христа образно в символе хлеба на вечере, мы приобщаемся к Христу. Съедая плоть блудницы, народы, которым блудница не донесла весть спасения, разделят с нее ее участь. И сожгут ее в огне, признают ее достойной уничтожения огнем на веки вечные.

Когда все это произойдет? Еще и еще раз подчеркиваю, что все эти события произойдут после 1000 лет от Пришествия Христа. Если говорить о семи язвах, да, это суд в определенном смысле, который будет излит на всех нечестивых людей, но, читая книгу «Великая борьба» мы не видим суд над блудницей в том смысле, в каком все описано в 17 главе Откровение. Вот, например, выдержки из «Великой борьбы»:

Глава 40 Освобождение народа Божьего

Когда чтущие заповеди Божьи лишатся всякой защиты гражданских законов, в различных странах одновременно начнется движение, направленное на их уничтожение. И когда приблизится назначенное в указе время, люди будут составлять заговор, чтобы истребить ненавистную секту. Будет решено однажды ночью нанести решительный удар, который бы навсегда заставил умолкнуть обличающий, протестующий голос.

Народ Божий — кто в тюремных камерах, кто в потаенных убежищах лесов и гор — все еще взывает к Божественной защите, а повсюду вооруженные толпы, подстрекаемые бесами, повсеместно готовятся к массовым убийствам. И в этот час наибольшей опасности Бог Израилев вмешивается, чтобы избавить Своих избранных. Он говорит: «А у вас будут песни, как в ночь священного праздника, и веселие сердца, как у идущего… на гору Господню, к твердыне Израилевой. И возгремит Господь величественным гласом Своим, и явит тяготеющую мышцу Свою в сильном гневе и в пламени поедающего огня, в буре и в наводнении и в каменном граде» (Ис. 30:29, 30).

С торжествующими криками, издевками и проклятиями озлобленные толпы готовы напасть на свою добычу, но вот густой мрак, темнее самой темной ночи, покрывает землю. Затем на небе появляется сияющая славой Божьего престола радуга: кажется, что она окружает собой каждую группу молящихся. Свирепые толпы цепенеют от ужаса. Смолкают насмешливые возгласы. Люди забыли о том, что их так разъярило. С ужасным предчувствием надвигающейся опасности они смотрят на символ Божьего завета и желают укрыться от этого всепроникающего сияния.

Дети Божьи слышат ясный, мелодичный голос, говорящий: «Восклонитесь!» И, подняв глаза, они видят радугу обетования. Темные, грозные тучи, покрывавшие небосвод, рассеиваются, и они, подобно Стефану, смотрят в самое небо и видят Божью славу и Сына Человеческого, сидящего на престоле. На Его Божественном теле они видят следы Его унижения и слышат, как Он просит Отца и святых ангелов: «Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною» (Ин. 17:24). И снова слышится победоносный мелодичный голос: «Идут! Идут святые, невинные и незапятнанные! Они сохранили Мое Слово терпения; они будут ходить среди ангелов». И с бледных, дрожащих уст тех, кто был непоколебим в своей вере, срывается победный крик.

В полночь Бог явит Свою силу для освобождения Своего народа. Засияет солнце ослепительным блеском. Чудеса и знамения быстро следуют одно за другим. Безбожники с ужасом и с изумлением смотрят на все это, между тем как праведники следят за признаками своего избавления с торжествующей радостью. Кажется, что все в природе изменило свое обычное течение. Реки остановились. Темные, тяжелые тучи, надвигаясь, сталкиваются между собой. Посредине разгневанного неба виднеется полоса неописуемой славы; оттуда слышится голос Божий, подобный голосу множества вод, «говорящий: совершилось!» (Откр. 16:17).

При Втором пришествии Христа нечестивые будут стерты с лица земли, истреблены духом уст Его и уничтожены сиянием славы Его. Христос возьмет к Себе Свой народ в град Божий, и земля обезлюдеет» (конец цитаты).

Итак, мы видим, что жена будет отвержена окончательно после закрытия времени благодати. В это время остается истинный остаток. Мы читаем:

«Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святой да освящается еще» (Откр. 22:11).

Третий вопрос: За что десять рогов возненавидят блудницу?

Как вы думаете, если в то время когда всем нечестивым после 1000 лет, когда все они будут воскрешены, будет, как в панораме показаны все дела, дела блудницы тоже, что останется нечестивым правителям и народам, которыми они управляли, сделать? Ведь блудница это бывшая и отпавшая жена. На нее Бог возлагал всю Свою надежду, что она будет светом язычникам:

«Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников» (Ис. 42:6).

Вот теперь дела блудницы раскрыты, вместо того, чтобы возвещать язычникам, церковь Божия сама «растворилась» в делах язычников. Есть за что ее возненавидеть? Конечно. И ее возненавидят.

Четвертый вопрос: «Что означает «Вавилон»?

Впрочем, для одной темы материала здесь уже предостаточно. Давайте посвятим Вавилону: его возникновению, значению и падению еще одну тему. Всего вам самого наилучшего в моих пожеланиях.

Пастор Александр Серков