Субботняя школа с пастором Александром Серковым. Видения надежды

Из Малых пророков нам осталось рассмотреть два пророчества: Захарии и Малахии. Так как пророчество Захарии — длинная книга, относительно длинная по отношению к другим Малым пророкам, поэтому ей мы уделим две темы. И изучением пророчества Малахии закончим мы в этом квартале изучение Малых пророков.

Итак: Видения надежды.

В этой части мы рассмотрим первые шесть глав, и во второй – последние восемь. Вы спросите: А почему бы 14 глав не разбить пополам и пройти по семь глав в каждом уроке? Резонный вопрос. Но дело в том, что в первых шести главах мы находим восемь загадочных видений, которые получил пророк, и мы на них обратим наше внимание в этом уроке, а в следующем – поговорим о тех речах, которые пророк оставил. Конечно, хочу сразу сказать: слишком обширный материал для одной темы, поэтому мы будем по возможности кратки, и выявим самую суть этих восьми видений.

Но прежде пару слов о памятном стихе и обстановке, в которой происходило написание книги, и естественно, о самом авторе.

Начнем с автора. Нам же интересно, с кем мы имеем дело. Имя Захария означает «Яхве помнит».

Мы имеем памятный стих к этой теме:

«В тот день, говорит Господь Саваоф, будете друг друга приглашать под виноград и под смоковницу» (Зах.3:10).

О, прекрасные слова, не правда ли? Утешительные слова. На земле мир. Друг к другу любовь. Приглашают друзей в сад.

Это кульминация той эйфории, которую обещал Господь народу Своему. Но прежде всего, прозвучали такие слова: «Обратитесь ко Мне, говорит Господь Саваоф, и Я обращусь к вам, говорит Господь Саваоф» (Зах.1:3). А все остальное — между обращением и эйфорией под виноградом и смоковницей.

Захария практически проповедует вместе с Аггеем. Да, Господь серьезно взялся за Свой народ, если призывает к служению больше чем одного пророка. Но пророчества Захарии совершенно не похожи на те, которые произносил Аггей. У Захарии нет и в помине разговоров об урожае зерна и винограда, это все обещано в будущем, и при том на условии; зато у него много самых загадочных видений — многие из них потом перейдут в новозаветную книгу Откровения. Некие загадочные кони несутся по всей земле, некий ангел с измерительным шнуром обходит новый, прекрасный Иерусалим, как в книге пророка Иезекииля. А затем ангел облачает в белое одеяние первосвященника по имени Иисус, который и будет служить Богу в этом прекрасном и удивительном городе.

Воскресенье

Призыв к покаянию и обоснование его

Прочитаем 1 стих 1 главы. Этот стих является вводным.

1 В восьмом месяце, во второй год Дария, было слово Господне к Захарии, сыну Варахиину, сыну Аддову, пророку.

Согласно сказанному здесь это был 520-ый год до Р. X. Восьмой месяц начинался 27 октября; день, когда слово Господне впервые прозвучало для Захарии, не назван.

Читаем дальше:1:2-6

2 прогневался Господь на отцов ваших великим гневом,

3 и ты скажи им: так говорит Господь Саваоф: обратитесь ко Мне, говорит Господь Саваоф, и Я обращусь к вам, говорит Господь Саваоф.

4 Не будьте такими, как отцы ваши, к которым взывали прежде бывшие пророки, говоря: «так говорит Господь Саваоф: обратитесь от злых путей ваших и от злых дел ваших»; но они не слушались и не внимали Мне, говорит Господь.

5 Отцы ваши — где они? да и пророки, будут ли они вечно жить?

6 Но слова Мои и определения Мои, которые заповедал Я рабам Моим, пророкам, разве не постигли отцов ваших? и они обращались и говорили: «как определил Господь Саваоф поступить с нами по нашим путям и по нашим делам, так и поступил с нами».

Это грозное и вместе с тем торжественное предостережение не повторять ошибок отцов имело целью подорвать в современниках Захарии то ложное чувство безопасности, которое могло жить в них, полагаясь на обещания Бога даровать Израилю великое будущее.

Великий гнев Господа, которым прогневался Он на отцов и дедов тех, которые слушали теперь Захарию, выра­зился в попущении Господом гибели Иерусалима и изгнания иудеев на чужбину. Особенную ярость вызвало у Бога то поколение, которое предшествовало уведенному в Вавилонию (см. 4 Цар. 21:14-15). Но если грехи предков явились при­чиной опустошения страны и уничтоже­ния храма, то теперь по собственным своим грехам ме­длят иудеи с восстановлением храма. И все-таки Бог любит их. И, любя, вновь и вновь призывает их раскаяться в упрям­стве их и апатии. Да поверят они, что слова пророка действительно исходят от Господа! И Захария трижды повторяет, что Сам Господь всемогущий (Саваоф) говорит к ним: повеление покаяться — это Его повеление. В стихе 3 подразумевается, что условием получения ими бла­гословений свыше является не только возобновление строительных работ, но и обращение иудеев к Богу всем сердцем. Очевидно, тот покаянный порыв, кото­рый охватил иерусалимлян за два месяца до того после проповеди Аггея (см. Агг. 1:12-15) и выразился в продолжении ими строительства храма, но этот порыв в какой-то мере иссяк.

На протяжении одной ночи ниспос­лана была Захарии целая серия видений, восемь видений; каждое из них говорило о будущем израильского народа, о духо­вных благословениях, грядущих на него, и каждое было в какой-то степени истолковано пророку Ангелом. Этими видениями «перекидывался мостик» от времени восстановления храма в дни Захарии до времени восстановле­ния Израилю Царства под управлением Мессии.

Понедельник

Первое видение: Всадник на рыжем коне между миртами

Читаем: 1:7-17

7 В двадцать четвертый день одиннадцатого месяца, — это месяц Шеват, — во второй год Дария, было слово Господне к Захарии, сыну Варахиину, сыну Аддову, пророку:

8 видел я ночью: вот, муж на рыжем коне стоит между миртами, которые в углублении, а позади него кони рыжие, пегие и белые, —

9 и сказал я: кто они, господин мой? И сказал мне Ангел, говоривший со мною: я покажу тебе, кто они.

10 И отвечал муж, который стоял между миртами, и сказал: это те, которых Господь послал обойти землю.

11 И они отвечали Ангелу Господню, стоявшему между миртами, и сказали: обошли мы землю, и вот, вся земля населена и спокойна.

12 И отвечал Ангел Господень и сказал: Господи Вседержителю! Доколе Ты не умилосердишься над Иерусалимом и над городами Иуды, на которые Ты гневаешься вот уже семьдесят лет?

13 Тогда в ответ Ангелу, говорившему со мною, изрек Господь слова благие, слова утешительные.

14 И сказал мне Ангел, говоривший со мною: провозгласи и скажи: так говорит Господь Саваоф: возревновал Я о Иерусалиме и о Сионе ревностью великою;

15 и великим негодованием негодую на народы, живущие в покое; ибо, когда Я мало прогневался, они усилили зло.

16 Посему так говорит Господь: Я обращаюсь к Иерусалиму с милосердием; в нем соорудится дом Мой, говорит Господь Саваоф, и землемерная вервь протянется по Иерусалиму.

17 Еще провозгласи и скажи: так говорит Господь Саваоф: снова переполнятся города Мои добром, и утешит Господь Сион, и снова изберет Иерусалим.

В этом видении возникает тема надежды для рассеянного и, казалось бы, «растоптанного в прах» Израиля. Овладевающее им тягостное чувство облегчается обетованиями Божиих благословений в будущем.

В первом видении Бог открывает, что благоденствующие народы – угнетатели евреев, будут поражены Его гневом, а Иерусалим будет восстановлен и города Иуды возвеличатся.

В центре первого видения — муж на рыжем коне; в ст. 11 он назван Ангелом Господним. Предполагамые всадники на конях, стоящих по­зади его, отдают ему отчет, как своему предводителю, в исполнении ими миссии, порученной Господом. Такая деталь, как миртовые деревья в углублении, указывает на то, что сцена видения разворачивалась на фоне Кедронской до­лины, богатой миртами, которая лежит на юго-востоке от Иерусалима.

Захария спрашивает у Ангела о конях или о всадниках на них: кто они? И слышит в ответ: это те, которых Господь послал обойти землю. В мыслях невольно возникает ассоциация со своего рода военным разве­дывательным патрулем. Такие, вероятно, рассылались персидскими царями по всей их империи. Но в видении пророка Ангел Господень, Который есть сын Божий, посылает с разведывательной миссией по всей земле подчиненные Ему небесные силы. Это Он назван Господом в гл. 3, где Он, однако, обращается как к Господу к другому Лицу (Зах. 3:2). Это о Нем говорится, как об обладающем Божественной прерога­тивой прощать грехи (3:4).

Итак, исполнив порученную ему Богом миссию, ангельский «патруль» сообщает Пославшему его, что вся земля спокойна, население ее пребывает в состоянии мира. Хорошее на первый взгляд известие не было таковым, ибо спокойствие и благоденствие языческих народов (подразумеваемое здесь) не означало мира и благоденствия для Божьего народа, над которым язычники господствовали.

И вот мы видим, что Ангел Господень выступает в необычной роли, ибо обычно Он представляет Бога народу, тут же — ходатайствует за народ, как бы пре­дставляя его Богу. Слова Ангела в ст. 12 звучат как молитва Богу. И само это молитвенное обращение подразумевает разделение Лиц в едином Божестве, а, значит, свидетельствует в пользу того, что уже в ветхозаветное время представ­ление о Троице существовало в еврейской среде.

Теперь Господь обещает вновь обратиться с милосердием к Иеру­салиму и к другим еврейским городам, которые Он называет «Своими» (ст. 17). Бедствиям Его народа наступает конец, в Иерусалиме будет сооружен храм, и это станет знаком того, что обитающий в нем Господь опять приблизится к Своему на­роду. Вновь отстроится столица Иудеи (землемерная вервь протянется по ней), и города ее переполнятся добром. Забуду­тся горькие дни плена, потому что благо­воление Божие будет возвращено исти­нным почитателям Его, которым Он, в лице Иерусалима, «возвратит избранно­сть» их.

Согласно новозаветному виденью полное осуществление этих благослове­ний совершится, когда на землю вернется Иисус Христос. Тем не менее, современниками Захарии обето­вания, полученные им свыше, могли быть восприняты как подлежавшие скорому осуществлению, и это, очевидно, придало им силы физические и душевные, в кото­рых они так нуждались для продолжения строительных работ.

Вторник

Второе видение о четырех рогах и четырех рабочих

Читаем: 1:18-21

18 И поднял я глаза мои и увидел: вот четыре рога.

19 И сказал я Ангелу, говорившему со мною: что это? И он ответил мне: это роги, которые разбросали Иуду, Израиля и Иерусалим.

20 Потом показал мне Господь четырех рабочих.

21 И сказал я: что они идут делать? Он сказал мне так: эти роги разбросали Иуду, так что никто не может поднять головы своей; а сии пришли устрашить их, сбить роги народов, поднявших рог свой против земли Иуды, чтобы рассеять ее.

Интересное пророчество: четыре рога, четыре рабочих.

Второе видение Захарии как бы про­должает и раскрывает «тему» первого видения в той его части, которая касается судеб языческих народов. В этом видении пророку предстают четыре рога, символически изображающие силы, разбросавшие Иуду, Израиль и Иерусалим. Символ рога использован здесь не случайно. Дело в том, что:

Во-первых, в Месопотамии рог издавна служил как символ политической и военной власти.

Во-вторых, рога выступали и как неотъемлемая часть атрибута языческих богов или обожествленных царей. С рогами изображались почти все боги шумеров, аккадцев, вавилонян.

В-третьих, украшались рогами и зловещие мифические существа, якобы прислуживающие языческим богам.

В-четвертых, в библейской символике рог выступает, как олицетворение силы, возвышения и положения в обществе. «Крепость его как первородного тельца, и роги его, как роги буйвола; ими избодает он народы все до пределов земли» (Втор. 33:17);

В-пятых, отсечение рога означало лишение силы или влияния. «Все роги нечестивых сломлю, и вознесутся роги праведника» (Пс. 74:11); «Отсечен рог Моава, и мышца его сокрушена, говорит Господь» (Иер. 48:25).

В-шестых, древние жертвенники также украшались рогами, что означало как бы силу, освященность жертвенника. И в то же время отсечение рогов жертвенника символизировало уничтожение их религиозной или культовой силы. «Ибо в тот день, когда Я взыщу с Израиля за преступления его, взыщу и за жертвенники в Вефиле, и отсечены будут роги алтаря, и падут на землю» (Ам. 3:14). Таким образом, роги в видении Захарии олицетворяли, во-первых, сами политические силы — царства, попиравшие в свое время Израиль и Иудею, а во-вторых, их языческую сущность, и в-третьих, сбивание рогов этих языческих народов показывало не только крушение их государств, но и уничтожение, гибель их идолопоклоннических языческих верований, религий.

Кого же олицетворяют эти четыре рога или две пары рогов? Кто разбросал Израиль, Иуду и Иерусалим? Ассирия разбросала Израиль, а Вавилон – иудею и Иерусалим.

Весьма интересны и образы рабочих, сбивающих эти роги. Рабочий, раб, это тот, кто подчинен кому-то, своему господину. В образе рабочих Бог использует те подчиненные государства, порабощенные государства, которые восставали против поработителей, свергали их власть и сами становились господствующей монархией. Таким образом, Бог использовал «рабочих» и их силой «ломал» рога тем, кому Он же в свое время допустил притеснять Его народ.

Среда

Третье видение

Видение мужа с землемерной вервью

Читаем 2:1-2

1 И снова я поднял глаза мои и увидел: вот муж, у которого в руке землемерная вервь.

2 Я спросил: куда ты идешь? и он сказал мне: измерять Иерусалим, чтобы видеть, какая широта его и какая длина его.

Заметим, что фразой: «И снова я поднял глаза» — передается не только факт перехода от одного видения к другому, но и преемственная связь нового видения с предыдущим. Кто этот «землемер», не поясняется, но есть основания для отождествления его с Ангелом Господним (1:11; 3:1; ср. с Иез. 40:3). Эта догадка подтверждается при сравнении первого видения Захарии со вторым его видением: «муж с землемерной вервью», Ангел Господень и Ангел, «говоривший с Захарией», — одно и то же Лицо. Он объясняет пророку смысл откровения, получаемого им свыше. В любом случае, записанное в Зах.2:4-13 есть сообщение (или серия сообщений), которое Сам Господь адресует в первую очередь юноше (ст.4-5), затем Израилю (ст. 6-12) и наконец всему человечеству (ст.13).

В третьем видении Захарии предстает человек с землемерной вервью. В наше время мы сказали бы: с рулеткой. Смысл этого видения в том, что Бог защищает Свой народ непосредственным присутствием среди него. Стены Иерусалима, вероятно, еще не были восстановлены, и город подвергался нападениям разбойников. Строители знают, что если участок замеряют, значит, строительство вот-вот начнется.

По своему содержанию это видение далеко выходит за рамки всего, что представлялось возможным евреям в дни Захарии. В видении явлены времена, когда спасение перестанет быть уделом только еврейского народа и милость Божия снизойдет на весь мир.

Все человечество должно благоговейно преклониться перед Богом в ожидании великого спасения, и для этого надо было восстановить город и храм.

Четверг

4-6 видения

4. Видение

Очищения Иисуса первосвященника и символическое увенчание его чистым кидаром (3 глава).

По-видимому, «место действия», открывшееся Захарии в его видениях, не оставалось неизменным: первые два он созерцал как бы из долины за пределами Иерусалима (1:7-21), «место» третьего видения было где-то в городе; представляется, что четвертое и пятое видения «разворачивались» перед духовным взором пророка во дворах храма (гл. 3-4). В первых трех видениях Захарии предстали символические картины избавленния Израиля из плена, т.е. освобождения его из уз внешнего, так сказать, зла, а также расширения его пределов и материального процветания. Но темой четвертого видения (гл.3) явилось очищение (освобождение) Божьего народа от грехов, т. е зла внутреннего, и восстановления его в его священнических функциях.

Снятие с первосвященника «запятнанных одежд» служебными ангелами есть образ снятия с него вины – как его собственной, так и народа, который он представляет. Одежды торжественные, в значении «праздничные» (по другим переводам – чистые), в которые облекают потом Иисуса, говорят о радости и чистоте, ассоциирующихся с прощением. Чистый кидар, или тюрбан, возможно, свидетельствует о торжестве восстановления народа Израиля (в лице его первосвященника) как народа священников.

Семь очей на камне могут символизировать полноту премудрости Иисуса Христа, то всезнание Его, с которым Он придет судить мир. Может здесь быть намек и на Святого Духа (см. Ис.11:2; Откр. 5:6).

5. Видение золотого светильника и двух маслин (гл.4).

Читаем: 4:1-4

1 И возвратился тот Ангел, который говорил со мною, и пробудил меня, как пробуждают человека от сна его.

2 И сказал он мне: что ты видишь? И отвечал я: вижу, вот светильник весь из золота, и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем, и по семи трубочек у лампад, которые наверху его;

3 и две маслины на нем, одна с правой стороны чашечки, другая с левой стороны ее.

4 И отвечал я и сказал Ангелу, говорившему со мною: что это, господин мой?

Ангел, который говорил с Захарией, возвратился к нему, читаем в ст. 1. Это значит, что от предыдущих видений это пятое и последующие были отделены каким-то промежутком времени, когда Ангела с Захарией не было. Может быть, ослабело его пророческое вдохновение, и вместе с ним Ангел отошел от пророка, чтобы, возвратившись позднее, пробудить его от сна, т. е. из обычного для человека состояния вновь ввести в состояние экстатического созерцания. В новом видении Захария видит светильник… из золота. Вероятно, он подобен был тому, что стоял в израильской скинии (см. Исх. 25:31-40). Известно, однако, что те светильники наполняли елеем священники, тогда как этот наполнялся постоянно как бы автоматически, без участия людей. Три важных момента указывают на это.

1. Чашечка для елея была, по всей вероятности, подвешена над светильником (4:2).

2. Елей под действием силы тяжести поступал к каждой из семи лампад светильника по семи трубочкам (всего их, таким образом, было 49).

3. С правой и с левой стороны светильника было по масличному (оливковому) дереву, которые соединены были со светильником двумя золотыми трубочками (см. ст. 11-12); через них-то и изливалось в чашечку, а из нее поступало через 49 трубочек к 7 лампадам масло. Таким было одно из предположительных устройств светильника, увиденного Захарией.

Читаем: 4:5-10

5 И Ангел, говоривший со мною, отвечал и сказал мне: ты не знаешь, что это? И сказал я: не знаю, господин мой.

6 Тогда отвечал он и сказал мне так: это слово Господа к Зоровавелю, выражающее: не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф.

7 Кто ты, великая гора, перед Зоровавелем? ты — равнина, и вынесет он краеугольный камень при шумных восклицаниях: «благодать, благодать на нем!»

8 И было ко мне слово Господне:

9 руки Зоровавеля положили основание дому сему; его руки и окончат его, и узнаешь, что Господь Саваоф послал Меня к вам.

10 Ибо кто может считать день сей маловажным, когда радостно смотрят на строительный отвес в руках Зоровавеля те семь, — это очи Господа, которые объемлют взором всю землю?

Из ст. 6 и 9 следует, что Зоровавель, чьи руки положили основание Дому сему (подразумевается, что под его руководством возобновилось строительство на фундаменте, заложенном прежде), и закончит строительство его, причем совершится это благодаря обильному излиянию Духа Божия на него и на строителей. Надо ли говорить, что елей в лампадах прямо ассоциируется со Святым Духом? Это аксиома. Это благодаря Его силе, а не воинством (военным могуществом) и… силами человеческими, храм будет восстановлен. Как бы ни была велика гора препятствий, высящаяся теперь перед Зоровавелем, она обернется равниною (ст. 7). Ангел Господень дает понять Захарии, что успех строительства образумит не только простой народ, но и скептиков.

Краеугольный камень (ст. 7) в этом контексте символизирует как начало, так и окончание строительных работ (некоторые понимают его как камень, увенчивающий все здание) под руководством Зоровавеля. Завершатся работы при всеобщих радостных восклицаниях: люди поймут и признают, что благодать Божия была на этом их деле.

Первосвященник Иисус, который был в центре предыдущего видения Захарии, в этом не появляется, но от этого связь между видениями не утрачивается.

Строительный отвес в руках Зоровавеля здесь, возможно, символизирует его изначальную инициативу и руководство восстановительными работами.

Кто может считать день сей маловажным? Здесь подразумеваются упомянутые выше скептики, иудеи старшего поколения, видевшие прежний храм во всем его великолепии. Они не верили в успех нового строительства, и на здание, которое возводилось теперь, смотрели с презрением — ведь по внешней красоте и богатству оно не шло ни в какое сравнение с храмом, построенным при царе Соломоне! Пусть в день, когда строительство завершится, они оставят свои сомнения и поверят в то, что новый храм, уступающий прежнему по виду, будет прославлен гораздо более чем прежний.

6. Видение летящего свитка

Читаем: 5:1-4

1 И опять поднял я глаза мои и увидел: вот летит свиток.

2 И сказал он мне: что видишь ты? Я отвечал: вижу летящий свиток; длина его двадцать локтей, а ширина его десять локтей.

3 Он сказал мне: это проклятие, исходящее на лице всей земли; ибо всякий, кто крадет, будет истреблен, как написано на одной стороне, и всякий, клянущийся ложно, истреблен будет, как написано на другой стороне.

4 Я навел его, говорит Господь Саваоф, и оно войдет в дом татя и в дом клянущегося Моим именем ложно, и пребудет в доме его, и истребит его, и дерева его, и камни его.

В новом пятом по счету видении духовному взору Захарии предстал огромных размеров (примерно 9 метров в длину и 4 с половиной метра в ширину) свиток, который летел. Он не был свернут и, вероятно, выглядел наподобие гигантской простыни — так что написанное на нем с обеих сторон легко можно было прочесть (5:3). Трудно сказать, случайно или нет, размеры свитка соответствовали размерам скинии. Если не случайно, то, может быть, это должно было свидетельствовать о том, что проклятие за грех

состояло в некоей гармоничной связи со священным присутствием Бога в среде Израиля. Парение свитка, возможно, содействовало осуществлению его функций: быстрому вхождению в дома воров и клятвопреступников и совершению суда над ними.

Свиток с письменами на обеих сторонах его напоминает о двух скрижалях с десятью заповедями закона, начертанными на них (Исх. 32:15). Примечательно и, думается, не случайно проклятие, написанное на свитке, направлено было против нарушителей тех двух заповедей, которые записаны были посредине каждой из скрижалей Закона. Это восьмая заповедь, предостерегающая против воровства (в 4 стихе говорится о тате. Тать это вор). И третья заповедь, запрещающая клясться ложно, произнесение Божьего имени напрасно (см. Исх. 20:7) приравнивалось этому преступлению, где сказано о клянущемся Божьим именем ложно. То обстоятельство, что объекты проклятия, указанные в свитке, подразумеваются в центре каждой из скрижалей Закона, возможно, говорит о том, что они (нарушители заповедей, указанных в свитке), представляли всех вообще нарушителей закона.

Пятница

7-8 видения

7. Видение женщины в ефе (5:5-11)

Читаем: 5:5-6

5 И вышел Ангел, говоривший со мною, и сказал мне: подними еще глаза твои и посмотри, что это выходит?

6 Когда же я сказал: что это? Он отвечал: это выходит ефа, и сказал: это образ их по всей земле.

Вероятно, за видением шестым (летящего свитка) снова последовал некоторый перерыв в состоянии пророческого созерцания у Захарии: Ангел опять удалился от него, но вот возвратился со словами: подними еще глаза твои (ст. 5). На этот раз духовному взору пророка предстала ефа (так называлась у евреев самая большая мера сыпучих тел; Захария, вероятно, увидел нечто вроде корзины, или сосуда, вмещавшего ефу). Евр. слово, переданное по-русски как образ, подразумевает, что ефа в видении Захарии символизировала нечто бытующее по всей земле израильской. Уже в греческой и сирийской версиях книги Захарии тут поставлено было вместо слова «образ» слово «нечестие». Ефа явилась Захарии как образ нечестия, бытовавшего во всем израильском сообществе. Из дальнейшего текста явствует правомочность такой расшифровки. Но почему в качестве символа зла, нечестия, избрана была корзина (или сосуд) для измерения сыпучих тел? Очевидно потому, что именно она ассоциировалась с процветавшими в стране обманом, жульничеством при совершении торговых операций (см. Ам. 8:5). Стремление нажиться любой ценой сделалось бичом и в сообществе иудеев, возвратившихся из Вавилонии (см. Неем. 5:1-13; см. также Мал. 3:8-9). Самый образ ефы как наибольшей меры, по-видимому, свидетельствовал в этом контексте, что мера грехов нераскаянных грешников переполнилась. Очевидна связь этого видения с предыдущим, из которого следует, что ворующие и клянущиеся ложно уже навлекли на себя проклятие. Однако из дальнейшего текста явствует, что образ нечестия в видении Захарии объемлет не только этот узкий круг грешников.

Читаем: 5:7-8

7 И вот, кусок свинца поднялся, и там сидела одна женщина посреди ефы.

8 И сказал он: эта [женщина] — само нечестие, и бросил ее в средину ефы, а на отверстие ее бросил свинцовый кусок.

Очевидно, кусок свинца, закрывавший ефу, означал, что содержимому ее не вырваться наружу. А содержимым этим, как увидел Захария в следующее мгновение, была женщина. Ангел прямо пояснил пророку, что она есть само нечестие. Соответствующее евр. слово подразумевало все виды гражданского, этического, религиозного зла. Вероятно, женщина попыталась вырваться из своего «заключения», но Ангел столкнул ее назад. Символическое значение как видения в целом, так и действий, совершавшихся в процессе его перед взором Захарии, в том, что не только заслуженное наказание ожидает нечестивых в Израиле, но и нечестие как таковое будет удалено из его пределов.

Читаем: 5:9-11.

9 И поднял я глаза мои и увидел: вот, появились две женщины, и ветер был в крыльях их, и крылья у них как крылья аиста; и подняли они ефу и понесли ее между землею и небом.

10 И сказал я Ангелу, говорившему со мною: куда несут они эту ефу?

11 Тогда сказал он мне: чтобы устроить для нее дом в земле Сеннаар, и когда будет все приготовлено, то она поставится там на своей основе.

Две крылатые женщины, появляющиеся перед взором Захарии, способны были к длительному полету (как аисты, известные тем, что преодолевают без отдыха значительные расстояния) и к очень быстрому передвижению (и ветер был в крыльях их). Они подняли ефу и понесли ее в землю Сеннаар, т. е. в Вавилонию — место не только недавней ссылки Израиля, но и центр древнего и будущего идолопоклонства и всяческого богоборчества. Разные взгляды высказывают богословы по поводу двух «крылатых женщин». По мнению одних, они представляли бесовские силы, стремившиеся защитить нечестие (женщину в ефе) и сохранить его (ее) в Вавилоне как объект поклонения. Другие, напротив, видят в крылатых женщинах Божиих ангелов, посланных избавить от нечестия Израиля. Во всяком случае, нечестие кто-то унес из народа Божия, и это уже утешающе.

8. Видение четырех колесниц (6:1-8)

Изложением Захарией восьмого видения, полученного им в ту же ночь, что и все предыдущие, завершаются его пророческие вести относительно будущей истории еврейского народа. Нельзя не заметить, насколько перекликается последнее видение с первым, где тоже в присутствие Господа выходили кони, чтобы по повелению Его обойти всю землю. В восьмом видении кони предстают перед Господом, запряженные в колесницы. Другая деталь, присущая лишь этому видению, — та, что кони выходят из ущелья между двумя медными горами. Прослеживается внутренняя, смысловая, связь между первым видением и восьмым. Суд над языческими народами, предрешенный Богом в первом, совершается силами небесными в восьмом.

Читаем: 6:1-3.

1 И опять поднял я глаза мои и вижу: вот, четыре колесницы выходят из ущелья между двумя горами; и горы те [были] горы медные.

2 В первой колеснице кони рыжие, а во второй колеснице кони вороные;

3 в третьей колеснице кони белые, а в четвертой колеснице кони пегие, сильные.

О горах, между которыми проезжают четыре колесницы, сказано, что они были медные. Здесь символика, понимаемая по-разному и, в частности, так: крепость всякого Божьего решения, неодолимость и вместе праведность свершений Его. Наличие определенного артикля перед «двумя горами» в евр. тексте привело некоторых к предположению, что тут подразумеваются две определенные горы, всем хорошо известные: Сион (см. Иоил. 3:16) и гора Елеонская (см. Зах. 14:4). Хотя с Елеонской горой ассоциируется второе пришествие Иисуса Христа, и это, казалось бы, говорит в пользу упомянутого предположения, оно представляется сомнительным потому, что горы, увиденные Захарией, были медными.

Образ четырех колесниц, влекомых конями разной масти, скорее всего, говорит об универсальном характере Божьего суда, который совершится над всей землей, во всех, так сказать, четырех направлениях. Если перечисленные здесь масти коней тоже имели некое скрытое значение, то можно предположить, что рыжие (красные) кони символизировали войны и кровопролития, вороные — голод и смерть, белые — победу, торжество, а пегие (то же, по-видимому, что конь бледный в книге Откровение)— гибель от смертоносных эпидемий (см. Отк. 6:1-8).

Читаем: 6:4-8

4 И, начав речь, я сказал Ангелу, говорившему со мною: что это, господин мой?

5 И отвечал Ангел и сказал мне: это выходят четыре духа небесных, которые предстоят пред Господом всей земли.

6 Вороные кони там выходят к стране северной и белые идут за ними, а пегие идут к стране полуденной.

7 И сильные вышли и стремились идти, чтобы пройти землю; и он сказал: идите, пройдите землю, — и они прошли землю.

8 Тогда позвал он меня и сказал мне так: смотри, вышедшие в землю северную успокоили дух Мой на земле северной.

Теперь следует объяснение. На вопрос Захарии: что это, господин мой? — Ангел, говоривший с ним, объясняет пророку значение явленных ему в видении коней и колесниц. Это… четыре духа или ветра небесных. Определение это могло относиться к ангелам — совершителям суда Божьего; духи (ветры), возможно, олицетворяли силу Бога, совершающего суд Свой.

Страной северной названа Вавилония, чьи полчища вторгались в Израиль с севера. Страна полуденная (или южная) это, конечно, Египет. Две эти державы всегда были враждебны Богу и Его народу.

Если в первом своем видении Захария слышит о «великом негодовании, которым негодует Бог на народы, живущие в покое» (см. 1:15), то в последнем его видении Господь делает пророка свидетелем «успокоения духа Своего» — по совершении справедливого возмездия нечестивцам.

Так в общих чертах мы рассмотрели все восемь видений пророка Захарии.

Пастор Александр Серков