Субботняя школа с пастором Александром Серковым. День Господень

В этой теме нам предстоит рассмотреть сразу две книги из малых пророков: книгу Софонии и книгу Наума.

Давайте так параллельно эти две книги и рассмотрим. Что их объединяет?

Воскресенье

Суд грядет

Памятный текст, который является эпиграфом к двум книгам:

«Страшен будет для них Господь, ибо истребит всех богов земли, и Ему будут поклоняться, каждый со своего места, все острова народов» (Соф.2:11).

Тема, в общем-то, в двух книгах тесно переплетается.

«Вот, Я — на тебя! говорит Господь Саваоф. И сожгу в дыму колесницы твои, и меч пожрет львят твоих, и истреблю с земли добычу твою, и не будет более слышим голос послов твоих» (Наум. 2:13).

Если пророчества Софонии касаются в основном народа иудейского, хотя дальше он переходит и к судьбе языческих народов и конкретно касается северного народ Ассура со столицей Ниневией, то Наум с первых же слов пишет: «Пророчество о Ниневии». И в основном вся книга о суде над этим народом.

Из книги пророка Ионы мы увидели, что Бог желает спасти не только народ Израиля и Иуды, но и все остальные народы, в том числе и Ассирию. В этом уроке мы увидим то же самое. Предрекая суд, Бог не запугать желает эти народы, а хочет увидеть их покаяние.

Когда мы открываем книгу пророка Софонии, в первой же главе изображена картина, которая, если не понимать характер Божий, многим может не понравиться: суровый Бог, говорящий Своему народу, что Он все истребит.

Вот мы читаем:

«Все истреблю с лица земли, говорит Господь:
Истреблю людей и скот, истреблю птиц небесных и рыб морских, и соблазны вместе с нечестивыми; истреблю людей с лица земли, говорит Господь» (Соф.1:2-3).

А у Наума еще ужасней мы читаем о Боге. Даже так все описано, я бы сказал, такими словами, которые присущи больше нам людям, нежели Богу:

«Господь есть Бог ревнитель и мститель; мститель Господь и страшен в гневе: мстит Господь врагам Своим и не пощадит противников Своих» (Наум.1:2).

Безусловно, нам больше нравится представлять Бога любящим Отцом. Однако вопрос здесь касается не столько Бога, как нашего понимания любви Божией. Отец, любящий своих детей, не будет кричать на детей просто ради того, чтобы покричать. Тем не менее, если он увидит, что ребенок бежит под машину, он закричит, чтобы предупредит об опасности. Он кричит, потому что любит и хочет спасти, и предупреждает ребенка, чтобы тот не катался больше на роликовых коньках на проезжей части дороги. Если ребенок не слушает, отец может его наказать, и хорошо наказать, потому что не хочет, чтобы сын попал под автомобиль.

Так же и Бог желает спасти Своих детей. Иногда Его крик является единственной возможностью привлечь наше внимание. А иногда Он нас наказывает.

Проблема, с которой столкнулась Иудея, очень похожа на наши сегодняшние проблемы. Люди в Иудее были самодовольны. А что мы читаем о Лаодикийцах? Лаодикийцы тоже теплые и в то же время самодовольны. Весть Христа к Лаодикийской церкви рассматривается как особая весть, обращенная к церкви с 1844 года и до закрытия благодатного времени. Его зов, обращенный к Лаодикии, чтобы они перестали быть самодовольными, обращен и к нам. Таким образом, Он кричит нам, чтобы мы «не выбегали на дорогу, иначе попадем под машину».

Весть Наума обращена в основном к Ассирийцам, людям не из Господнего народа. Бог хочет спасти всех людей. И во время лаодикийского периода весть звучит к сегодняшним ассирийцам, только сегодняшних ассирийцев Христос называет вавилонянами и предлагает: «Выйди из нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее» (Откр. 18:4).

Через Софонию Господь взывает:

1 Исследуйте себя внимательно, исследуйте, народ необузданный,

2 доколе не пришло определение — день пролетит как мякина — доколе не пришел на вас пламенный гнев Господень, доколе не наступил для вас день ярости Господней.

3 Взыщите Господа, все смиренные земли, исполняющие законы Его; взыщите правду, взыщите смиренномудрие; может быть, вы укроетесь в день гнева Господня» (Соф. 2:1-3).

Бог умоляет Свой народ взыскать Его. Однако мы можем задаться вопросом: если они являются Его народом, то почему они должны искать Его?

Возможно, следующая иллюстрация поможет нам понять это.

Парень-старшеклассник каждый день видит в классе девушку. Она очень ему нравится, но пока он не станет искать с ней встречи и знакомства, они никогда не подружатся. Соседство не имеет ничего общего с отношениями.

То, что народ в Иудее был Божьим народом, ничего не значило, потому что они прекратили поддерживать с Ним отношения. Иисус много говорил о людях, ищущих спасение:

«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам;
Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Матф.7:7-8).

Но как реагировал народ Божий на призыв Бога?

Об этом мы читаем в Софонии 3:1-5

1 Горе городу нечистому и оскверненному, притеснителю!

2 Не слушает голоса, не принимает наставления, на Господа не уповает, к Богу своему не приближается.

3 Князья его посреди него — рыкающие львы, судьи его — вечерние волки, не оставляющие до утра ни одной кости.

4 Пророки его — люди легкомысленные, вероломные; священники его оскверняют святыню, попирают закон.

5 Господь праведен посреди него, не делает неправды, каждое утро являет суд Свой неизменно; но беззаконник не знает стыда.

Наум не раскрывает, как ассирийцы на этот раз отреагировали на обличения, он заканчивает свою книгу на пессимистической ноте:

«Спят пастыри твои, царь Ассирийский, покоятся вельможи твои; народ твой рассеялся по горам, и некому собрать его.
Нет врачевства для раны твоей, болезненна язва твоя. Все, услышавшие весть о тебе, будут рукоплескать о тебе, ибо на кого не простиралась беспрестанно злоба твоя» (Наум. 3:18-19)?

Бывают моменты в нашей жизни, когда любящие и знающие нас лучше всех людей указывают на то, что мы горды, непослушны и на нас нельзя положиться. И все же подобные моменты могут стать шансом измениться, прежде чем мы сделаем больно кому-то другому или совершим ошибку, о которой будем жалеть. Божья весть, обращенная к Иерусалиму в Соф. 3:1-5, была похожей вестью. Им предоставлялся шанс покаяться и вернуться к Богу.

Эта же весть была и к ниневитянам. К фарисеям и книжникам Христос обращается с той же вестью. Он обращается и к лаодикийской церкви сегодня, а значит к нам тоже.

Понедельник

Искупленный Господом

Читаем Софонии 3:9-20

9 Тогда опять Я дам народам уста чистые, чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно.

10 Из заречных стран Ефиопии поклонники Мои, дети рассеянных Моих, принесут Мне дары.

11 В тот день ты не будешь срамить себя всякими поступками твоими, какими ты грешил против Меня, ибо тогда Я удалю из среды твоей тщеславящихся твоею знатностью, и не будешь более превозноситься на святой горе Моей.

12 Но оставлю среди тебя народ смиренный и простой, и они будут уповать на имя Господне.

13 Остатки Израиля не будут делать неправды, не станут говорить лжи, и не найдется в устах их языка коварного, ибо сами будут пастись и покоиться, и никто не потревожит их.

14 Ликуй, дщерь Сиона! торжествуй, Израиль! веселись и радуйся от всего сердца, дщерь Иерусалима!

15 Отменил Господь приговор над тобою, прогнал врага твоего! Господь, царь Израилев, посреди тебя: уже более не увидишь зла.

16 В тот день скажут Иерусалиму: «не бойся «, и Сиону: «да не ослабевают руки твои!»

17 Господь Бог твой среди тебя, Он силен спасти тебя; возвеселится о тебе радостью, будет милостив по любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием.

18 Сетующих о торжественных празднествах Я соберу: твои они, на них тяготеет поношение.

19 Вот, Я стесню всех притеснителей твоих в то время и спасу хромлющее, и соберу рассеянное, и приведу их в почет и именитость на всей этой земле поношения их.

20 В то время приведу вас и тогда же соберу вас, ибо сделаю вас именитыми и почетными между всеми народами земли, когда возвращу плен ваш перед глазами вашими, говорит Господь.

Последняя часть книги Софонии наполнена, как мы видим, ликованием и надеждой об Иерусалиме. Бог больше не судится против Своего народа. Он с ними, и Он изгнал их врага. В третьей главе книги мы читаем о кротких и смиренных людях, полагающихся на своего Бога и желающих возвещать правду. Здесь Бог говорит Своему народу, как Он будет обращаться с теми, кто за Ним последует. Он их успокоит любовью и будет радоваться о них с ликованием. Когда мы читаем книгу Откровение 21 и 22 главы мы видим исполнение этого желания Бога в полном объеме в описании нового Иерусалима и Божьего народа.

Вторник

Стоять за правду

Это мы в общих чертах рассмотрели две книги Софония и Наума. Теперь немного в деталях.

Что означает имя Софония? «Яхве сокрыл» или «Яхве защитил». Софония начал проповедовать, когда царем Иудеи был Иосия», — (библ. Комментарий АСД, ц-е издание, т.4, с.1061).

Софония принес весть от Бога о грядущих великих трудностях. Он проповедовал о грядущем суде, неверности руководителей и нежелании Иуды получать исправление от Бога. И в то же время он говорил о надежде.

«Его твердое порицание грехов народа и его пылкие призывы к покаянию послужили тому, что его прозвали «пуританин» (Хестер. Сердце еврейской истории).

Исходя из слов Соф.1:12, средневековые художники постоянно изображали Софонию человеком со светильником, ищущим в Иерусалиме грешников для наказания» (Джек П. Льюис).

День Господень является центральной точкой пророчества Софонии. В этот день, близость и суровость которого акцентируется, Господь придет как сильный и правый воин-судья, чтобы наказать весь мир, включая и Иуду. Через это очищающее наказание народы станут искренними последователями одного истинного Бога.

Что означает имя Наум? Это имя древнееврейского происхождения, означает: утешающий.

Если его имя применить к вести его книги, то мало утешения мы находим в его словах к ассирийцам, в то же время для иудеи звучат слова утешения:

14 А о тебе, [Ассур], Господь определил: не будет более семени с твоим именем; из дома бога твоего истреблю истуканов и кумиров; приготовлю тебе в нем могилу, потому что ты будешь в презрении.

15 Вот, на горах — стопы благовестника, возвещающего мир: празднуй, Иудея, праздники твои, исполняй обеты твои, ибо не будет более проходить по тебе нечестивый: он совсем уничтожен» (Наум. 1:14-15).

Среда

В присутствии Господа

Читаем:

«Взыщите Господа, все смиренные земли, исполняющие законы Его; взыщите правду, взыщите смиренномудрие; может быть, вы укроетесь в день гнева Господня» (Соф.2:3).

Здесь пророк раскрывает надежду.

Для того чтобы укрыться от гнева Господня, пророк предлагает и даже настаивает искать праведность. Это значит — слушаться Бога в любых ситуациях жизни, стоять за правду и избирать незапятнанность в запятнанном мире. Нам следует избегать легких путей и не идти на компромисс с совестью. Нам не следует предпринимать что-либо, если чувствуем, что Дух Святой нас беспокоит и говорит, что мы неправы и совершаем грех. В этом случае позвольте Иисусу направлять вас, чтобы Его праведность сияла в каждом принимаемом вами решении и в каждом вашем действии.

Нам не следует забывать, что мы – дети Всевышнего Царя. А поэтому каждый день нам следует проводить с Ним, учась как представлять Его лучшим образом. Каждое действие, каждое слово, каждый взгляд должны показывать, что мы – Его примерные дети. Подобное мы можем совершить, только если будем проводить с Ним каждый день, лучше познавая Его через изучение Библии и молитву.

Божья любовь – вот то, что нас спасает. Любовь побудила Его послать Своего Сына, чтобы Он пролил за нас свою кровь. Подобная любовь переполняет нас, смиряет и освобождает. Это должно стать центром нашей жизни.

Четверг

Восстановление Божьего народа.

«Исследуйте себя внимательно, исследуйте, народ необузданный,
Доколе не пришло определение — день пролетит как мякина — доколе не пришел на вас пламенный гнев Господень, доколе не наступил для вас день ярости Господней.
Взыщите Господа, все смиренные земли, исполняющие законы Его; взыщите правду, взыщите смиренномудрие; может быть, вы укроетесь в день гнева Господня» (Соф.2:1-3).

Со словами пророка Софонии перекликаются слова Исаии.

«И буду радоваться о Иерусалиме и веселиться о народе Моем; и не услышится в нем более голос плача и голос вопля» (Ис. 65:19).

Все та же надежда на исправление народа, все то же предвосхищение радости и веселия о триумфе народа.

У Наума тоже проскальзывают слова надежды:

«Благ Господь, убежище в день скорби, и знает надеющихся на Него» (Наум.1:7).

Когда пророки пишут о дне Господнем и о Божьем суде над Его народом, а также над угнетателями Израиля, в их призыве между красочным описанием Божьего гнева, слышится призыв к покаянию и смирению перед Богом.

В конце своей книги Софония обращается к Божьему остатку, который Он сохранил. После того, как суд будет окончен и нечестие устранено, будет великое ликование:

«Господь Бог твой среди тебя, Он силен спасти тебя; возвеселится о тебе радостью, будет милостив по любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием» (Соф.3:17).

Хотя то время и характеризуется обширным восстанием Израиля против Бога, но все же это можно применить и к миру сегодня, когда мы ожидаем возвращения Иисуса.

Придет день, когда Бог удалит из нашей жизни то, что ее портит. Те, кто не любит и не чтит Его и Его творение, будут уничтожены. Бог соберет Свой народ со всех концов земли и отведет домой, где не будет больше ни боли ни слез.

«В то время приведу вас и тогда же соберу вас, ибо сделаю вас именитыми и почетными между всеми народами земли, когда возвращу плен ваш перед глазами вашими, говорит Господь» (Соф. 3:20).

Интересно отметить, что суд провозглашен не только над нечестивыми, как мы читаем у пророка Наума, но также и над Божьим народом, который не ходил в истине, чему пророк Софония посвятил свою книгу. Мы не являемся Божьим народом по рождению, как и народ израильский, хоть и рождался израильтянином, но он должен был еще и быть истинным израильтянином. Мы дети Божии не потому, что рождены в христианской семье, а потому что имеем веру и доверие живому Богу, и каждый день с Ним живем. Каждый новый день нам следует посвящать себя Ему. Это единственная возможность стать Божьим остатком, людьми, которых будет искать Христос, когда вернется.

Пятница

Конец истории

Книга Софонии помогает нам пережить весь спектр эмоций. Она начинается с описания наказания Богом Его детей. Бог подобен родителям, которые наказывают своего ребенка за непослушание. Здесь же представлен целый список наказаний, которым будут подвержены люди, отвернувшиеся от Господа.

Хотя книга Наума заканчивается весьма плачевно для ниневитян, несмотря на то, что однажды от проповеди Ионы они покаялись, но, в конце концов, их судьба описана в последних словах Наума:

15 Там пожрет тебя огонь, посечет тебя меч, поест тебя как гусеница, хотя бы ты умножился как гусеница, умножился как саранча.

16 Купцов у тебя стало более, нежели звезд на небе; но эта саранча рассеется и улетит.

17 Князья твои — как саранча, и военачальники твои — как рои мошек, которые во время холода гнездятся в щелях [стен], и когда взойдет солнце, то разлетаются, и не узнаешь места, где они были.

18 Спят пастыри твои, царь Ассирийский, покоятся вельможи твои; народ твой рассеялся по горам, и некому собрать его.

19 Нет врачевства для раны твоей, болезненна язва твоя. Все, услышавшие весть о тебе, будут рукоплескать о тебе, ибо на кого не простиралась беспрестанно злоба твоя» (Наума 3:15-19).

Однако история Иуды по пророку Софонии заканчивается ободряюще. Она заканчивается тем, что Божий народ умоляет о прощении. Бог, как и любой добрый отец, слышит зов Своих детей, прощает их и превозносит. Какой замечательный конец того, что могло бы быть трагической историей!

Чем закончится наша история, история лаодикийской церкви? Одно лишь утешает нас, что остаток будет. А главное, Бог со Своей стороны все сделал чтобы спасти вас и меня. Воспользуемся ли мы этим преимуществом быть среди спасенных?

Пастор Александр Серков