Экологическая катастрофа – сигнал к переезду

Среди адвентистов существует идея переезда из городов в сёла. И уже, как мне кажется, все давно позабыли о том, по каким причинам Елена Уайт предлагала переезд. Эта тема обросла домыслами. Например, что нужно уезжать из больших городов по причине их загрязнённости. И адвентисты едут в местность, где недвижимость заметно дешевле и отсутствует «цивилизация», думая таким образом решить эту проблему.

Люди всегда мигрировали, и этот процесс не остановить. Наши братья и сёстры тоже переезжают, хотя это не всегда хорошо оканчивается для них. В предыдущей статье я поднимал вопрос об основаниях для переезда в книгах Елены Уайт. Переезд — очень серьёзный шаг в жизни человека и тем более семьи. Каждый, размышляющий на эту тему, должен учитывать и библейскую позицию.

С одной стороны, нельзя не согласиться, что сегодня в части городов Украины загрязнение воздуха, воды и почвы находится на грани пригодности к употреблению. С другой – в таких городах, чаще всего, есть возможность заработать. Причём для некоторых специалистов, скажем, работающих на атомных электростанциях, как в Энергодаре Запорожской области, это критически важный аспект.

С точки зрения богословия

Христиане часто употребляют такое слово, как обетование. А ведь есть и обетования, касающиеся возможности жить на Земле. Например, Иисус говорит о (как модно говорить) катаклизмах, но добавляет, что они будут по местам, то есть не глобально, «ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам» (Мф.24:7). И глобальные природные изменения произойдут только в канун Его пришествия. Или же, когда Он говорит о времени перед самим пришествием: «но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошёл Ной в ковчег, и не думали, пока не пришёл потоп и не истребил всех, – так будет и пришествие Сына Человеческого» (Мф.24:37-39).

Возможность жить на Земле сохранится до Второго пришествия. Причём жить не в ужасе от происходящего вокруг, а обычной человеческой жизнью. Более того, есть обетование для каждого последователя Иисуса: «будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им…» (Мк.16:18). Это значит, что у христианина есть некий иммунитет от Духа Святого, позволяющий беспрепятственно выполнять поручение Учителя. А ведь пребывая в различных местах Земли, мы живём для людей, там находящихся. И до тех пор, пока там необходимо наше служение, действует и это обетование. И это касается не только пасторов или миссионеров-добровольцев.

«Рядовые члены наших общин могут исполнять работу, за которую фактически ещё не принимались. Никто не должен переезжать на новые места просто из-за мирской выгоды; но пусть семьи, хорошо утверждённые в истине, переедут туда, где есть возможность заработать средства для жизни; одна или две семьи могут совместно работать там как миссионеры. Они должны чувствовать любовь к душам; должны сознавать бремя ответственности за их спасение и должны учиться тому, каким путём привести их к познанию истины. Они могут распространять среди них литературу, проводить в своём доме собрания, заводить знакомства с новыми соседями, приглашать их на эти собрания. Таким путём их свет будет сиять в добрых делах» (Е.Уайт, Свидетельства для Церкви, т.8, с.245). У последователей Иисуса есть достаточно оснований полагать, что, живя активной христианской жизнью, они выполнят свое жизненное предназначение, невзирая на экологические проблемы.

Тем не менее, многие люди на планете, и адвентисты в том числе, живут в ожидании чего-то страшного. А некоторые идут дальше: вдыхая воздух, потребляя воду, пищу, попадая под солнечные лучи, человек сжимается от сознания того, что впитывает яд! Видит во всём угрозу. Мысли у него примерно такие: «В стране нет справедливости, в церкви тоже, пища, вода и воздух отравлены, кругом радиация и опасное электромагнитное излучение, в теле живут паразиты и канцерогенные вещества. Бежать! Скорее уносить ноги!!!»

Охота на ведьм-2

В XV-XVII веках Западная Европа в лице католической и протестантской церквей начала кровавую «охоту на ведьм». Обе церкви будто сошли с ума, признавая ведьмами чуть ли не всех женщин: вышла на прогулку ночью – ведьма, собираешь травы – ведьма, лечишь людей – ведьма вдвойне. Даже чистейшие душой и телом девушки и женщины попадали под классификацию ведьм. Так например, в 1629 году была сожжена на костре девятнадцатилетняя Барбара Гобель. В списке палача о ней говорилось: «Самая святая дева Вурцбурга». Наличие такого домашнего животного, как кот, родимое пятно или родинка на теле женщины считались достаточным аргументом для идентификации её как ведьмы.

Мы, конечно, уже не такие наивные. Но причины такого поведения одинаковы. Ведьмофобия была всего лишь симптомом тяжкого заболевания, имя которому суеверие.

Среди адвентистов сегодня популярны фильмы и статьи, как это ни странно, «сенсационного» содержания. «Брат Р., своим влиянием ты не прославлял дело истины для настоящего времени. Если бы ты был освящён истиной, которую проповедуешь другим, то принёс бы в десять раз больше пользы делу Божьему. Ты так долго полагался на сенсацию, как на основной метод проповеди, что теперь без этого у тебя нет достаточного мужества для труда на ниве Божьей. Твоя сила, слава и успех как работника, неразрывно связаны с необычным эмоциональным возбуждением и сенсационным интересом, но это неугодно Богу. Ты льстишь себе, что твой труд в этом направлении успешен, однако ты ошибаешься» (Е.Уайт, Свидетельства для Церкви, т.3, с.227).

А сколько «сенсационных» видеоматериалов ходит по нашим общинам? Идея «золотого миллиарда» и подобный контент приходит из таких источников. Я попросту устану перечислять те сенсационные «как бы факты», которые излагаются в этих псевдодокументальных фильмах. Особенно мне запомнилась идея о якобы использовании масонской символики в знаках адвентистской организации следопытов. А может, это следопыты внедрили свою символику в масонство? Стоит ли упоминать то, что сегодня ни одна популярная новостная колонка не обходится без заголовков типа: «Украина в шоке, умер известный…», или «Ужас, ученые обнаружили…». Многое из того, чем руководствуются современные христиане в своих поступках, на проверку оказывается банальным суеверием.

С точки зрения здравого рассудка необходимо очень серьёзно относиться к информации, которой мы руководствуемся для формирования своего мировоззрения. Вспомните ситуацию со свиным гриппом. Люди ходили по улице в марлевых повязках! Да в некоторых случаях повязку необходимо надеть. Но в те дни это всё-таки больше походило на панику. Люди смотрели телевизор и «накручивали» себя. Было ли для этого основание? Некоторые специалисты уже тогда говорили, в том числе и «по телевизору», что повязки только увеличивают риск заболеть. Но ведь у страха глаза велики. А завтра скажут о «субботниках», как о причине бедствий на земле и о том, что их надо убить. Как всегда в нашей жизни, так и в той ситуации нужно было размышлять, думать, анализировать и сопоставлять. И не делать поспешных выводов (Прит. 2:1-11).

Что я вижу

Живу в городе Орджоникидзе Днепропетровской области. Родился в Кривом Роге той же области. Запорожская, Днепропетровская и Донецкая области считаются самыми экологически неблагоприятными в Украине. В некоторых рейтингах Запорожье получает статус самого неблагополучного города с точки зрения экологической обстановки.

Мне 38 лет. Женат, двое детей. Болею, как и все. Жил я в Волчанске Харьковской области. Город, где по сути отсутствуют вредные производства, вокруг хвойные леса. Иногда с МЭЗа (масло-экстракционного завода) доносился запах жареных семян подсолнуха. Однако там люди тоже болеют. И я там болел. Как, собственно, и везде, где бывал. То простуда, то ещё что-нибудь. Говорят, где чище воздух – там больше энергии или жизненных сил. Лично я не заметил разницы. Когда поешь на ночь в Волчанске, тоже с утра чувствуешь себя “медузой, полежавшей на солнцепеке”. И наоборот, если в Орджоникидзе выспаться и не отягощать свой организм перееданием и тому подобным, можно чувствовать себя бодро.

В Орджоникидзе, как собственно и во многих городах, существуют местные байки, чаще всего, не имеющие ничего общего с реальностью. Рассказывают, например, о том, как некие японцы, подъехав на автомобиле к Орджоникидзе, решили дальше не ехать, потому, что их дозиметр (который, разумеется, японцы всегда берут с собой) зашкалил. Возможно, это уже 151-я интерпретация этой истории, однако может ли для адвентиста седьмого дня подобная информация быть основанием для переезда? Или хотя бы основанием для беспокойства? Причем, кого бы я не спросил из пересказчиков, никто из них ни разу не замерял уровень радиации.

Вот что действительно катастрофа, так это маниакальное пристрастие жителей частного сектора жечь костры. Причём иногда такое впечатление, что чем сырее горючий материал, тем интересней его жечь. Начиная с весны, с небольшим летним перерывом, и заканчивая глубокой осенью, утром и вечером воздух наполняется “экологической катастрофой”. Что же остаётся делать мне? Наверное, и я присоединюсь к армии «воскуряющих» богу экофобии. Тем более, палить есть что, да и дети любят костры, и совесть меня не осудит, ведь соседи меня сами подталкивают.

Мне кажется, всё же, что основная «катастрофа» происходит в нашем сознании, когда мы перестаём ценить дар жизни, который получили от Бога. И что нам предприятия, если нечем дышать из-за соседей-костровиков?

Итоги

Множество страхов и предрассудков вдохновляют воспалённое воображение, привыкшее к сенсациям. Адвентисты должны уходить от этой практики. По статистике основное количество смертей вызывают как раз не экологические проблемы, а сердечно-сосудистые заболевания и другие им подобные, вызванные вредными привычками. А это, в свою очередь, делает реформирование образа жизни основной экозадачей.

Эта ситуация похожа на то, как люди боятся акул. За историю наблюдений зафиксированы единичные случаи нападения акул на людей. В реальности большинство акул при встрече с человеком стараются убраться и как можно скорее! А вот число акул, убитых людьми, просто огромно.

И ещё. Необходимо чётко представлять себе, зачем я живу в том или ином городе.

Неужели Запорожье не нуждается в адвентистах? Или Днепропетровск, или другой промышленный город? Пока там будут жить люди, для христианина там всегда будет работа. Это, конечно, не отменяет проблему экологии. Однако адвентист, желающий сохранить себя от экопроблем, может попасть в такую ситуацию, как написано: «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет её…» (Мф.16:25).

Бывают случаи, когда необходимо сменить место жительства в связи с болезнью. Либо переехать из одного района города в другой по причине шума или загазованности. Но когда относительно здоровый человек видит в пыли на своей машине экологическую катастрофу – это уже болезнь другого характера.

Знаю богатую женщину, установившую фильтры, нагнетающие очищенный воздух на детскую площадку возле дома, где играют её дети. При этом она живёт не в самом грязном городе планеты. Я не имею возможности поставить такой фильтр, однако использую бытовой фильтр для воды. В вопросе заботы о своём здоровье, как и в любом другом, остаётся возможность “перегнуть палку”. Чтобы найти золотую середину, в моём понимании, необходимо ответить себе на вопросы: 1. По чьей воле я живу в этом городе? и 2. Что необходимо предпринять, чтобы поддерживать своё здоровье в этой местности?

Пастор Валентин Сухин