Падение Люцифера: комментарий на Откровение 17 главу

Прежде чем говорить непосредственно о том, как падали головы зверя, нам следует еще проанализировать некоторые детали значения слова «царь». Это одно из двух значений головы зверя. Давайте прочитаем обширный текст из книги пророка Иезекииля:

11 И было ко мне слово Господне:
12 сын человеческий! плачь о царе Тирском и скажи ему: так говорит Господь Бог: ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты.
13 Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего.
14 Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней.
15 Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония.
16 От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней.
17 От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор.
18 Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои; и Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрет тебя: и Я превращу тебя в пепел на земле перед глазами всех, видящих тебя.
19 Все, знавшие тебя среди народов, изумятся о тебе; ты сделаешься ужасом, и не будет тебя во веки (Иез.28:11-19).

О ком здесь говорится: о человеке или об ангеле? Это интересный вопрос. Давайте внимательно рассмотрим этот обширный текст, о ком же здесь все-таки идет речь?

Текст начинается словами: «Плач о царе Тирском и скажи ему…» (12 ст.). На первый взгляд, кажется, что речь идет о человеке, о царе могущественной цивилизации Средиземноморья. Однако при внимательном прочтении мы обнаруживаем детали, которые никак не вписываются в представление о человеческой личности.
Давайте выявим эти моменты:

1)В этом же 12 стихе, в котором говорится о царе Тирском, тут же говорится нечто, что никак не может относиться просто к человеку, пусть даже и к царю:

«Ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты». Такими качествами, как «печать совершенства» и «полнота мудрости» не обладает ни один человек. Мы – люди, по своей природе несовершенны. Об этом ясно говорит Священное Писание:
«Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы»! (Еккл.7:20).

2)Читаем дальше: «Ты находился в Едеме, в саду Божием» (13 стих).

Из повествований Библии, мы читаем только о двух личностях из людей, кто был в Едеме, в саду Божием, — это Адам и Ева. Ни царь Тирский и вообще никто другой в Едемском саду не был, так как после изгнания первой пары из Едема, вход туда был запрещен.

3)В конце 13 стиха сказано: «…приготовлено было в день сотворения твоего». Кто был сотворен из людей? Только двое – Адам и Ева. Остальные из людей были не сотворены, а рождены. А Иезекииль описывает здесь именно сотворенное существо.

4)14 стих открытым текстом повествует о нем: «Ты был помазанным херувимом».

Что означает слово: «херувим»? Это ангел. Это один из чинов ангельских. Это самый высший ангельский чин. [Греч. ??????, из др.-евр. ???????]?

Таким образом, здесь очевидно, что речь идет не о царе-человеке, хотя и взят его образ, но говорится об ангельском, духовном существе, и притом об ангеле высшего чина.

5)15 стих дает нам еще одну деталь, показывающую, что здесь повествуется не о царе Тирском:

«Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония». О людях мы подобное не читаем. О человеке сказано: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс.50:7).Со времени грехопадения Адама и Евы ни один человек на земле не рождается совершенным и свободным от беззакония, а здесь описывается существо, которое было совершенным, и лишь позже беззаконие стало частью его.

Вот эти пять деталей свидетельствую о том, что пророк Иезекииль, движимый Духом Святым, рассказывает об ангеле, духовном существе, херувиме.

Но почему пророк упоминает здесь о царе Тирском? Потому что правитель Тира в своей жизни, своих поступках и своем характере был похож на того древнего херувима.

Этот метод сравнения не чужд и современному литературному приему и разговорной речи. Мы иногда называем какого-либо человека Иродом, либо Иудой или Фомой. И наши мысли сразу же ищут аналогию, мы же не понимаем, что это буквальный Ирод, мы хорошо знаем, что это дядя Ваня или Гришка, соседский хулиган. Мы понимаем, что это всего лишь аналогия.

Подобным же образом, находясь под Божественным вдохновением, пророк Иезекииль, говоря о царе Тирском, сравнивает его с помазанным херувимом. Поэтому мы имеем удивительную возможность заглянуть в область духовных реалий и узнать, как появился дьявол и бесы (его сторонники), читая образ якобы царя Тирского.

Что мы можем узнать из этого описанного Иезекиилем текста о природе помазанного херувима?

Во-первых, из 13 стиха мы узнаем, что этот херувим является сотворенным существом, и этот факт очень важный. Термин «сотворен» означает: «не имеет жизни сам в себе». Это означает, что для продолжения своего существования эта личность нуждается в постоянной силе, исходящей от Жизнедателя, от Творца. 18 и 19 стихи как раз и описывают начало и конец этого существа-херувима:

«Множеством беззаконий твоих и неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои; и Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрет тебя: и Я превращу тебя в пепел на земле перед глазами всех, видящих тебя. Все, знавшие тебя среди народов, изумятся о тебе; ты сделаешься ужасом, и не будет тебя во веки».

Во-вторых, сказано, что этот херувим помазан. Этот термин в Священном Писании означает «отделенный на особое служение». Помазывали царей, пророков, судей, священников и первосвященников. Вот как помазание описывается в 132 Псалме: «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе! Это – как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его» (Пс.132:1-2 ст.).

Аарон был помазан на служение первосвященника.

Далее описание этого помазанного херувима представлено как описание первосвященника. Частью первосвященнической одежды были драгоценные камни (Исх.28:15-21), так же и мы читаем описание целого ряда камней, которые были частью одеяния помазанного херувима: «искусно усаженные в гнездышках» (Иез.28:13). А в стихе 18 упоминаются святилища, за которые он был ответственен. Этот херувим, принадлежащий к высшему ангельскому чину из всех сотворенных Богом, был помазан на священническое служение, а значит, являлся самым главным ангелом во всей Вселенной.

Таким образом, мы ответили на вопрос, кем был этот ангел. Давайте теперь выясним, где он находился.
В 13 стихе в самом начале сказано: «Ты находился в Едеме, в саду Божием». Это очень интересная констатация. Давайте вспомним тех, о ком упоминается в Библии, в частности в книге Бытие из присутствующих в Едемском саду. Какие персонажи нам описаны там? Господь, Адам, Ева и змей. Остальные животные были там лишь в далеко общих эпизодах. Древний змей, который, как говорит книга Откровение, есть не кто иной, как дьявол и сатана!
Но в тексте говорится, что герой, о котором мы говорим, находился еще в каком-то другом Едеме, в небесном.

Что не менее важно, в этой же самой 28 главе Иезекииля говорится о том, что он был сброшен на землю. «И Я низринул тебя как нечистого с горы Божией» (16 ст.); а в 17 стихе читаем: «Я повергну тебя на землю». Таким образом, о сатане говорится, что он находился в Едеме, и он был низвергнут на землю.

Давайте еще глубже проникнемся этим понятием, где же все-таки находился этот херувим, когда говорится о нем, что он был в Едеме и повергнут теперь на землю. Тот Едем, упоминание о котором было связано с падением Евы и Адама, находился на земле, а о херувиме сказано, что он был низвергнут с неба.

Обратите внимание еще на одну не маловажную деталь, о которой мы читаем в 14 стихе: «Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять». Вот это слово – «осенять» — очень важно. Оно показывает на местоположение этого херувима. Давайте откроем текст Евр.9:5 «…а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище…». Слово «осенять» означает «находиться над»; в английском языке – «overshadow», т.е. бросать тень сверху. На что бросали тень эти ангелы? Написано: «…херувимы славы, осеняющие очистилище». В данном случае описывается ковчег завета, который находился во Святом Святых святилища. Крышка этого ковчега завета была сделана таким образом, что из нее выдавались два херувима, и между ними, как описывает Священное Писание, видимым образом являлась Божья Слава, Божье присутствие.

Святилище, которое Бог повелел сделать Моисею, было устроено по образу небесного святилища (см. Евр.8:5). Оно образно представляло небесную реальность, показывало Божий престол. Вокруг этого престола, вблизи Бога находятся херувимы. Именно там присутствовал тот, о котором говорит пророк Иезекииль: «Ты был поставлен, чтобы осенять». Он был поставлен, чтобы быть в непосредственной близости с Богом – там, где Владыка всей Вселенной видимым образом являет Себя всем сотворенным существам. Большую близость к Богу представить невозможно.

Читаем Иез.28:14: «Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней».

Где находится эта гора Божья, согласно Священному Писанию? Упоминание о ней мы встречаем в книге пророка Исаии, 14 глава, 13 стих:
«…а говорил в сердце своем: взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера».

«Святая гора Божия» — она находится на небе. Мы снова видим, что речь идет о небесной реальности.

И, наконец, последняя деталь – также в 28 главе книги Иезекииля, стих 14: «…ходил среди огнистых камней».

А где еще упоминаются огнистые камни? Иезекииль рассказывает нам о них в 1 главе своей книги, стихи 4,5,13: «И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных, — и таков был вид их, как у человека; и вид этих животных был как вид горящих углей, как вид лампад; огонь ходил между животными, и сияние от огня и молния исходила из огня».

Во 2 главе, стих 1, говорится о том, что же Иезекииль увидел:
«Такое было видение подобия славы Господней». Иезекииль увидел славу Божью, престол Божий. Этот престол окружен херувимами, а внутри – горящие угли, огнистые камни. Помазанный херувим находился в центре Вселенной, в самом центре Божьего существования. И из окружающих Бога херувимов он был самым главным.

И почему бы не жить в таком великолепии, в такой славе, обладая такими способностями и таким высоким статусом?! Но все же что-то случилось. Почему произошло грехопадение во Вселенной?

Давайте проанализируем все детально. Какова была первая проблема, первое отклонение от нормы мирного сосуществования херувима во взаимоотношениях с Творцом?

Если вы ответите: «Гордость», то это будет не верно. Да, о гордости в тексте упоминается, но не в первую очередь.

1 проблема: «Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония». Первая проблема, которая нарушила гармонию, — это беззаконие. Слово «беззаконие» является переводом древнееврейского слова ? ?????? и означает «несправедливость, неправедность, грех». А само понятие неправедности, несправедливости и греха, как очень точно и удачно передает русский перевод, связано с понятием закона. Если нет закона, тогда нет и понятия о праведном или неправедном. Если нет закона, тогда неизвестно, что является и что не является грехом.

Итак, проблема началась с отношения к Божьему закону. Именно закон, воля Божья является главным элементом, против которого восстал помазанный херувим. Очень важно также подчеркнуть, что сказано «доколе не нашлось в тебе…», то есть вначале описываются не действия или слова этого существа, но его внутреннее состояние. Слово Божие говорит: « в тебе», внутри тебя. Эту мысль мы еще встретим в этом отрывке.

16 стих продолжает описание этого вируса: «…от обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил».

Какой торговлей мог заниматься помазанный херувим? Что он мог там продавать? Слово «торговля» является переводом древнееврейского слова ???????? «рекилла», которое не ограничивается значением «торговля». Оно имеет значение и «обязанности», «движение», «деятельность». В таком случае можно было бы перевести этот стих так: «от обширности деятельности, от обширности обязанностей, от обширности оборота твоего внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил».

Этот херувим был поставлен над многим. Его владения простирались на всю Вселенную, и он стал считать себя исключительным существом во Вселенной и потому полагал, что ему должно быть разрешено то, что другим запрещено. Но прежде чем какие-либо признаки начали проявляться видимым образом, бунт и восстание против закона Божьего происходили внутри.

Читаем 17 стих: «От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость свою».

Здесь выявляется такая закономерность: если кто-либо начинает идти против закона Божьего, то Божьи дары, красота и мудрость приводят к гордости и тщеславию. Вот что произошло дальше:
«Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои»(18 стих).

Вновь в Синодальном переводе используется слово «беззаконие», но в оригинале употребляется другое слово — древнееврейское ????? ?«аон», что значит «беззаконие нечестие, вина». Это уже следствие несправедливости, неправедности, греха. И вновь понятие вины или нечестия связано с Божьим законом. Итак, «множеством беззаконий твоих в неправедной деятельности твоей ты осквернил святилища твои». Это то, что об истории грехопадения мы узнаем из 28 главы книги пророка Иезекииля.

Давайте обратимся еще к одному пророчеству на эту тему, это книга пророка Исаии.

В 14 главе говорится также о неким царе, о царе Вавилонском, но также здесь описание какое-то таинственное и также, похоже, что речь идет не о человеке, а о каком-то ангеле.

Вот 4 стих: «Ты произнесешь победную песнь на царя Вавилонского и скажешь: как не стало мучителя, пресеклось грабительство!»

И далее возьмем стихи 12-15:
«Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему. Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней».

Мы вновь сталкиваемся, как и в книге Иезекииля, с вопросом: «О ком здесь идет речь, о человеке или об ангеле»?

Существует мнение, что 14 глава книги пророка Исаии вообще не имеет отношения к небесной духовной реальности. Действительно, вначале этой главы говорится о песне на царя Вавилонского, т.е. о человеке. Но, так же как и у Иезекииля, у пророка Исаии мы обнаруживаем элементы, которые никак не вписываются в рассказ о человеческой личности.

Давайте посмотрим на 12 стих этой главы: «Как упал ты с неба…». Может ли это относиться к человеку? Нет! Для того чтобы упасть с неба, нужно там находиться. Но, насколько нам известно из истории, ни один царь Вавилонский на небо не поднимался, ни на спутнике, ни на самолете, тем более к престолу Бога, как мы увидим дальше.

В 12 стихе описываемое существо названо словом «денница». В современном русском языке оно не употребляется, а потому для нас непонятно. «Денница» является переводом древнееврейского слова ????? «хелэль» и на русском означает дословно «светящийся, светоносный, несущий свет или утренняя заря». Поэтому «денница» — это тот, кто несет день, светлую часть суток. В нашем употреблении на русском языке есть такое слово «Люцифер». Мы часто употребляем его (кстати, согласно орфоэпическому словарю русского языка, ударение должно падать на последний слог). И хотя мы часто употребляем это слово, но как ни странно, в русской Библии его нет. Оно пришло в богословскую русскоязычную литературу из латинского языка и состоит из двух латинских слов, которые означают «нести» и «свет». Поэтому и значение слова «Люцифер» — несущий, излучающий свет.

Такое описание может относиться к Вавилонскому царю? Вряд ли! А вот существо, с которым мы познакомились в 28 главе книги Иезекииля, действительно излучало свет. Значит и здесь вновь речь идет все о том же помазанном херувиме. А поскольку характер и действия царя Вавилонского были схожи с характером и действиями помазанного Люцифера, о нем говорится именно в этом контексте.

Давайте посмотрим, что же с ним произошло.

«…а говорил в сердце своем…» (Ис.14:13). Слово «сердце» переведено с древнееврейского ? ????? «лэбаб», которое означает «внутренний мир, разум, воля, сердце». Фраза «говорил в сердце своем» таким образом, означает «промысливал, внутри себя проговаривал, в разуме своем лелеял мысль». Эта фраза говорит о том, что вначале он вслух никому не рассказывал о своих истинных намерениях. И Библия дает нам уникальную возможность заглянуть во внутренний мир помазанного херувима и повествует о том, какие замыслы, скрытые для окружающих, были у него внутри. Чего он хотел, каковы были его мотивы, к чему он стремился? Бог знал его все помыслы и приоткрыл нам завесу с его намерениями.

И вот в 14 стихе этой же 14 главы Исаии дана очень четкая констатация: «…буду подобен Всевышнему». Подумать только, помазанный херувим, восстав против закона Божьего и возгордившись, захотел иметь такой же статус, как у Бога. Но как это сделать? Он прекрасно понимал, что он является творением! В нем нет жизни в самом себе и нет творческой силы для того, чтобы сотворить ангелов, которые могли бы поклоняться ему как богу. Не являясь творцом, он не мог сотворить ни одного существа во Вселенной. Единственный путь, как стать подобным Богу, и этот путь он проработал в своем сознании, заключался в следующем. Он говорил внутри себя: «…выше звезд Божиих поставлю престол свой».

Что такое «звезды»? Что они означают? В книге Откровение, 12 глава, стихи 4,7,8 и 9, об этом говорится очень ясно и конкретно: звезды Божии – это ангелы. Об этом мы еще поговорим.

Помазанный херувим намеревался возвести себя на уровень Бога и пригласить ангелов служить себе как богу. Как Бог восседал на престоле, так и он захотел восседать на престоле. Он думал, что если ему удастся соблазнить ангелов Божиих, то он достигнет своей цели, станет подобным Всевышнему.

Здесь важно отметить еще один нюанс относительно Синодального перевода Библии. В 13 стихе сказано:
«…сяду на горе в сонме богов». Сразу же возникает вопрос: Почему именно «богов» стоит во множественном числе? Откуда взяться множеству богов? К сожалению, эта фраза является искажением текста оригинала, потому что там употребляется словосочетание «гар моэд», означающее «гора собраний», а слова «сонм богов» в подлиннике отсутствуют. Таким образом, там, где к Богу собираются все ангелы, все сотворенные существа, он возмечтал установить свой престол, чтобы ангелы поклонялись ему вместо Бога.

Что же произошло на самом деле? Удалось ему осуществить свой коварный план? Об этом мы читаем в 12 главе книги Откровение.

«Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю» (Откр. 12:4).

Кто же этот дракон? Кого он означает?

9 стих этой же 12 главы Откровения отвечает на этот вопрос: «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый дьяволом и сатаною».

Итак, согласно этому тексту, дракон – это дьявол и сатана. Эти слова уже о чем-то нам говорят. Они нам достаточно известны. Но знаем ли мы вполне значение этих слов? Слово «сатана» произошло от древнееврейского «шатан». В тюркских языках оно звучит очень схоже «шайтан». Значение этого слова – «противник», «враг».

Слово « дьявол» пришло к нам из греческого языка, где «диаболос» означает «клеветник», «лжец».

Так вот, сатана или дьявол, в тексте – дракон хвостом своим «увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю».

9 стих объясняет, что означают звезды: «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый дьяволом и сатаною, обольщающий всю Вселенную, низвержен на землю и ангелы его низвержены с ним».

Итак, дракон – это дьявол и сатана, а третья часть звезд – это ангелы.

В отношении одной трети ангелов я не считаю, что это математическое число 33,333 %. Я вижу здесь иную картину. Все ангелы разделились на три части. Сторонники сатаны, сторонники Бога и сомневающиеся, но оставшиеся на стороне Бога. Три части ангелов по статусу. И одну третью часть, это те, которые разделили с ним дух восстания против Бога, вот они-то и были низвержены на землю. Две части ангелов остались с Богом. После Голгофы на небе никакого сомнения у ангелов не осталось в отношении справедливости и любви Божией. Христос Своей жертвенной смертью развеял всякие сомнения. И теперь на небе нет сомневающихся ангелов.

После того, как одна треть ангелов присоединилась в восстании к дьяволу, а на стороне Бога осталось две трети, произошло следующее: «И произошла на небе война, Михаил и ангелы Его воевали против дракона и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли и не нашлось уже для них места на небе» (Откр.12:7-8).

Давайте подумаем, что может означать фраза «не нашлось уже места на небе». В каком значении в Священном Писании используется слово «небо»?

Мы знаем, что существует три неба. Самое близкое к нам, это воздушная оболочка вокруг земли. Подразумевал ли Иоанн это небо в вышеприведенном тексте? Нет. Сатана сейчас, после его свержения с неба находится именно в пределах атмосферы земли и даже является правителем этого нашего неба: «Князь, господствующий в воздухе» (Ефес.2:2).

Словом «небо» обозначается также космос, или вся Вселенная. Может об этом небе говорится здесь? Нет.

В Священном Писании есть еще одно значение слова «небо» — это место обитания Бога. Хотя мы понимаем, что Божья вся вселенная и что Бог обитает во всей сотворенной Им вселенной, но есть место во Вселенной, где находится Божий престол, святилище, храм, где Бог являет Себя видимым образом, созданным Им существам. Итак, хотя Он объемлет всю Вселенную, но одно определенное место во Вселенной есть, это место встречи, гар моэд – гора собраний. Образно говоря, на этом собрании Бог восседает как Царь царей на престоле. И рядом с Божьим престолом никто из сотворенных существ не может установить еще один престол. Поэтому именно там дьяволу не нашлось места!

Когда его внутренние замыслы, которые он вначале не хотел открывать, стали очевидными, когда уже началось противостояние между его ангелами и ангелами Божьими, тогда он был отстранен от Божьего престола. Он уже не мог быть осеняющим херувимом, находиться среди «огнистых камней» и считать это место своим домом.

Где же оказался сатана после отстранения его от Божьего престола? Давайте внимательно посмотрим на три места, которые описаны в этом отрывке.

Во-первых, как мы уже знаем, это небо, где находится престол Божий. Второе место – Земля. И третье – Вселенная. 9 стих говорит: «…обольщающий всю Вселенную». Давайте прочтем эту фразу еще раз:
«…обольщающий всю Вселенную низвержен на землю». Какова очередность и взаимосвязь этих двух событий?
Обольщения Вселенной.

Низвержение на землю.

Что было раньше? Сначала – обольщение Вселенной, а потом – низвержение на землю.

А после чего произошло обольщение Вселенной? После того как сатане не нашлось места на небе. Повторим еще раз.

Ему не нашлось места на небе.

Затем он обольщал Вселенную.

Потом был низвержен на землю.

Достаточно ли это ясно? Это очень важно! Работу дьявола и его обольщение на земле мы знаем, но кого он обольщал во Вселенной? Фраза «обольщал Вселенную» не может означать обольщение ангелов, потому что одна треть перешла на его сторону еще до войны с ангелами Божьими, и больше никто из ангелов уже за ним не последовал. Кто же живет во Вселенной, кого мог обольщать сатана после ангелов и до людей?

Ключ к ответу на этот вопрос сокрыт в тексте:

«Где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. Кто положил меру ей, если знаешь? или кто протягивал по ней вервь? На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости?» (Иов.38:4-7).

Какое время описано здесь? Время сотворения нашей Земли, когда во Вселенной появилась новая планета, и это происходило «при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости» (7 стих). «Утренние звезды» — это ангелы, радующиеся появлению новой планеты. Однако наряду с ними упоминаются также «сыны Божии». О ком здесь говорится?

Мы читаем в послании к Евреям, 1 глава, 5 стих о том, что Бог никогда никому из ангелов не говорил «ты сын Мой». Ангелы не называются в Библии Божьими сынами, но Иисус Христос и люди – называются. Апостол Павел говорит: «Все вы сыны Божии» (Гал.3:26). Когда Бог творил нашу землю, на ней еще не было ни одного человеческого существа, однако во Вселенной радовались ангелы («утренние звезды») и человеческие существа – «сыны Божии восклицали от радости». Таким образом, мы узнаем, что Вселенная на самом деле населена. Подобно нашей планете Земля, есть иные планеты, на которых живут подобные нам человеческие существа. И именно на них обратил свое внимание древний змей. Ему удалось увести за собой треть ангелов, после чего он начал соблазнять живущих во Вселенной сынов Божьих.

Были ли успешны эти попытки? Читаем, что об этом говорит пророк Исаия:

«Были беременны, мучились, — и рождали как бы на ветер; спасения не доставили земле, и прочие жители вселенной не пали» (Ис.26:18).

В этом тексте в оригинале используются два совершенно разных слова, что очень точно соответствует синодальному переводу: слово ?????? «эрец» — Земля и слово ????? «тэвель» — Вселенная. Пророк Исаия описывает мучения людей на земле и указывает на то, что прочие жители ????? «тэвель» — Вселенной – не пали.

Когда у него ничего не получилось во Вселенной, он перебросил всю свою силу и соблазн на нашу планету Земля.

Итак, мы познакомились более обстоятельно с падением Люцифера. Мы увидели также, что в двух пророчествах сатана олицетворяется с царями, с царем Тирским и с царем Содомским.

Теперь в следующих темах нам легче будет ориентироваться, что означает первая голова зверя из 17 главы книги Откровение. И мы рассмотрим как она пала, и как падали все остальные его головы, и как падет его последняя голова.

Пастор Александр Серков