Библейские беседы с пастором Александром Серковым. Господь всех народов (Амос)

Мы начинаем изучение книги пророка Амоса. Этой книге отводится два урока. «Господь всех народов» — так называется наша сегодняшняя тема.

Третья глава, восьмой стих нам предложен как памятный, эпиграфический:

«Лев начал рыкать, — кто не содрогнется? Господь Бог сказал, — кто не будет пророчествовать»?

Мысль здесь у пророка Амоса, как и у других пророков осудить и остановить жестокие, негуманные поступки Израиля, которые являются грехом против Бога.

Амос

Давайте познакомимся с самим пророком. Что мы знаем об Амосе?

Прежде чем Амос стал пророчествовать, он был пастухом, возможно, скотоводом. Городок Фекоя, из которого он был родом, находился в гористой части Иудеи, в нескольких километрах от Вифлеема, и в 15 километрах от Иерусалима на юг. Фекоя лежала на крайней восточной населенной части Иудеи, дальше простирались обширные поля, где пастухи и пасли свои стада.

Мы не знаем, были ли учителя у Амоса, нам ничего не известно о его единомышленниках или последователях. Подобно сияющей комете, он неожиданно явился на небосводе Израиля и так же быстро исчез. После Амоса осталась лишь эта маленькая книга. В книге есть отдельные намеки, из которых можно заключить, что призыв свыше Амос ощутил внезапно. Ему было видение:
«Слова Амоса, одного из пастухов Фекойских, которые он слышал в видении об Израиле во дни Озии, царя Иудейского, и во дни Иеровоама, сына Иоасова, царя Израильского, за два года перед землетрясением» (Ам.1:1).

Нет единого мнения о том, был ли Амос богатым скотоводом или, напротив, бедным пастухом, пасшим чужие стада и работавшим в чужих садах (см. 7:14). Дело в том, что в Ам. 1:1 словом «пастух» переведено не обычное в таких случаях еврейское слово «роех», но редко употреблявшееся слово «нокед», означавшее скорее «скотовод». Собственно, в Ветхом Завете оно встречается еще только один раз, применительно к Месе, царю Моава, о котором в 4 Цар. 3:4 сказано как об очень богатом скотоводе, который «присылал царю Израильскому по сто тысяч овец и по сто тысяч неостриженных баранов».

С другой стороны, в Ам. 7:14 сам пророк говорит о себе именно как о простом пастухе, который к тому же работал на сборе сикомор. Сикоморы — это огромные деревья, которые четыре раза в год приносят плоды, похожие на инжир, словом, дикая смоковница. За короткое время до созревания их необходимо надрезать, чтобы дать вытечь горькому соку. Обычно для такой работы нанимали бедняков. Те исследователи, которые склонны видеть в Амосе богатого человека, полагают, что он, будучи хозяином сикоморовых плантаций, лишь надзирал за этой работой. Кстати, сикоморы в гористой местности не растут, и, следовательно, в Фекое их быть не могло; они любят теплые низины, как Иорданская долина или оазисы в районе Мертвого моря. Все это, однако, находилось неподалеку от Фекои, и в принципе Амос мог приезжать туда для наблюдения за работами. Но если Амос и был простолюдином, то неграмотным и невежественным он отнюдь не был. Все говорит о том, что он был человеком мыслящим, знал Священные Писания своего народа и остро чувствовал несправедливость и зло современной ему жизни.

Обстановка

Амос пророчествовал в Вефиле и других городах Израильского царства во времена царя Иеровоама II. Он был современником пророков Осии, Михея и Исайи. То были годы сравнительного спокойствия и благоденствия. Будучи пастушеского происхождения, пророк скорбел о притеснениях бедного населения, об удержании платы работникам, о несправедливостях и взяточничестве судий, о распущенности правителей, о небрежности священников. В восстановлении правосудия пророк видит первое условие для отвращения наказания Божия. За свои обличения пророк подвергался гонению. Так, по проискам вефильского жреца Амасии, его даже изгнали из этого города.

В то время, языческие государства и города имели своих богов-покровителей. Подобным образом и некоторые евреи смотрели на Бога-Иегову, как на свое местное божество, сравнивая Его с финикийским идолом Ваалом и другими божествами. Пророк Амос внушал евреям, что власть Божия простирается не только на избранные народы, но и на всю вселенную, и что языческие божества — ничто. Не только евреи, но и все народы ответственны перед Богом за свои поступки и будут наказаны за свои беззакония. Таким образом, проповедь Амоса простиралась далеко за пределы Израиля и была направлена к эдомлянам, аммонитянам и моавитянам и к столичным городам Дамаску, Газе и Тиру. Призвав к вере еврейский народ, Господь этим явил ему особую милость. Поэтому евреи должны показывать добрый пример соседним народам, и на Суде с них взыщется больше, чем с других: «Слушайте слово сие, которое Господь изрек на вас, сыны Израилевы, на все племя, которое вывел Я из земли Египетской, говоря: только вас признал Я из всех племен земли, потому и взыщу с вас за все беззакония ваши» (Ам. 3, 1-2). Видел пророк, что по причине нечестия людей, приближается духовный голод, который будет хуже голода физического: «Вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, — не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних. И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его».

С холма на холм перегонял Амос свои стада, если он все же был не скотоводом, а пастухом, и всматривался в пролегавшие внизу караванные пути, которые вели в Сирию. Он мог видеть колесницы сановников и караваны купцов. Спускаясь с холмов, он, очевидно, беседовал с проходившими и проезжавшими по этим путям. Конечно же, он бывал в близком от его родных мест Иерусалиме. И там он видел, как роскошно и беззаботно живет знать, слышал разговоры о том, как безжалостно наживаются богатые, прибегая к обману и прямому насилию над крестьянами. И, очевидно, мысли о том, что избранный Богом народ далеко ушел от данных ему заветов, все мучительнее преследовали Амоса.

Как совершалось призвание Амоса на пророческое служение? Исследователям Библии не дано проникнуть в эту тайну. Есть, однако, основания думать, что почва для принятия слова Божьего подготавливалась всей жизнью будущего пророка, особенностями его личности и мышления, всей совокупностью его переживаний.

Время написания.

Амос жил в дни материального благополучия как Иудеи, так и Израиля. Длительные царствования Озии (790-739 г. до P. X.) в Иудее и Иеровоама II (793-753 г. до P. X.) в Израиле (см. 1:1) были отмечены стабильностью, процветанием и территориальными экспансиями обоих царств. Южное царство подчинило себе Филистию на западе, захватило земли Аммона на востоке и те, что принадлежали арабским племенам, на юге. Политическое влияние царя Озии распространилось вплоть до Египта (см. 2 Пар. 26:1-15). Что касается Северного царства, которому адресовано пророческое послание Амоса, то оно достигло в то время зенита своего могущества. Арам, царь Сирии, все еще не оправился от поражения, нанесенного ему ассирийцами в 802 году до P. X. Ассирия, однако, в ту пору еще не могла извлечь дальнейших выгод из одержанной победы. На ее троне один слабый правитель сменял другого. В этих условиях Иеровоаму 2-ому, царю Израиля, не составило особого труда «распространить» свою территорию на север, за счет земель Арама, и возвратить Израилю земли в Трансиордании (см. 4 Цар. 14:23-29; Ам. 6:13). Благодаря этим завоеваниям Северное царство стало контролировать многочисленные торговые пути, в результате чего в его городах стали скапливаться большие богатства. Торговля процветала (8:5), рос и укреплялся высший класс общества (4:1-3); тут и там возводились дорогие дома (3:15; 5:11; 6:4, 11). Но в то время как богатые роскошествовали в праздности (6:1-6), бедняки подвергались нещадной эксплуатации и становились жертвами неправедного судопроизводства (2:6-7; 5:7,10-13; 6:12; 8:4-6). Богатые легко, и не стесняясь, обращали в рабов своих же сограждан (2:6; 8:6). Мораль общества и нормы, которыми оно руководствовалось в повседневной жизни, опустились крайне низко.

Между тем, религиозная жизнь в стране была весьма активной. Толпы людей собирались у святилищ на ежегодные праздники (4:4; 5:5), жертвы приносились с большим энтузиазмом (4:5; 5:21-23). Израильтяне непоколебимо верили в то, что Бог всегда на их стороне, и что они гарантированы от разного рода бедствий (5:14,18-20; 6:1-3,9-10). Но вот внезапно «покой» их был нарушен появлением Амоса.

Это было примерно в 762 г. до P. X. «Пастух из Фекои» вдруг покинул свои стада, оставил Иудею и явился в Северном царстве. Что-то произошло. Какое-то потрясшее его внутреннее переживание заставило его сделать это. Он говорит об этом как о чем-то происшедшем мгновенно, но ставшем главным событием его жизни: « Господь взял меня от овец» (см. 7:15). По всей вероятности, служение Амоса в Северном царстве продолжалось недолго, не более года. Датировать это позволяет упоминание пророка о знаменитом землетрясении, происшедшем через два года после того (ср. 1:1 с Зах. 14:5). Иосиф Флавий в своих «Иудейских древностях» связывает это землетрясение с событиями, описанными в 2 Пар. 26:16-20. Археологическими раскопками в Асоре и Самарии установлено, что в Израиле, около 760-го года, действительно имело место сильное землетрясение.

Содержание и особенности посланий Амоса.

Его послание говорило о суде над народами и, прежде всего, над народом Северного царства за его нечестие. Особенностью речей Амоса является обличение им преступлений Израиля против нравственного закона, который дал ему Бог. Об этом он говорит больше чем о делах религиозных, а вопросов политики он не касается вообще. Возвещая людям величие Божье, пророк старается донести до них мысль о высочайших нравственных качествах Господа, о любви Его к правосудию. С дней древности Израиль осознавал Иегову как Мстителя за попранную правду, но Амос делает существенный шаг вперед в этом направлении: для него поклонение Иегове неразрывно связано с соблюдением правды; оно отождествляется с ним.

Но народы восстали против Бога правды, и среди них Израиль, Его избранник. За это Владыка Вселенной явится судить их, и Израиль, нарушивший завет с Ним, тоже подвергнется суду. Суд этот будет губительным для него, но остаток тех, кто окажется способным к покаянию, Господь сохранит. И однажды «остаток» обретет политическое могущество, и благословения, обещанные Израилю по завету, изольются на него. После этого, через Израиль, Бог приведет к Себе все народы.

Да, сколько надежды Бог возлагал на Свой избранный Израильский народ. Но народ постоянно впадал в духовный блуд.

Возмездие для притеснителей

«Доколе нас будут притеснять? Доколе нас будут угнетать?» — это вопль праведных, переносящих жестокое обращение со стороны власть имущих. Альберт Эйнштейн как-то сказал: «В вопросах правды и истины нет различия между большой и маленькой проблемой в том, что касается отношения к людям, — все одно».

Будучи христианами, мы уже претерпеваем или будем претерпевать притеснения. Важно, чтобы мы оставались верными Богу. Его сила совершенна, и Он никогда не забывает о Своем народе. Подобно рыку, раздававшемуся во времена Амоса, будет слышен рык и в наши дни, и в наш век.

Бог время от времени допускает такие обстоятельства, такие ситуации в нашей жизни, когда проверяются наши с Ним отношения. Но мы должны помнить, что Он и силы дает в испытании, и истинная вера есть доверие Ему вне зависимости от переживаемых нами сложностей.

Изучая на этой неделе книгу Амоса о Божьей заботе о Своем народе, давайте будем помнить, что Он верен и всегда сдерживает Свои обещания. Нет ноши, которая Ему не по силам. Нет проблем, которые Он не может решить. Нет нужды, которую Он не может удовлетворить. Давайте не будем бояться. Не имеет значения, насколько силён шторм, будем оставаться на Божьем судне.

Прежде всего, не навреди.

Книга Амоса изображает Божий суд над народом израильским за то, что они отошли от Его Слова и притесняли менее успешных людей. Божий рык, подобный львиному, является напоминанием о Его великом гневе, и он ознаменовывает суд, который навис над теми, кто заставляет Его гневаться. Поступки израильтян похожи на поведение многих людей сегодня.

История знает множество случаев притеснения Божьего народа. Угнетение было как по религиозным, так и по политическим мотивам, а также национальным и расовым. Даже сегодня феномен политической вражды, видимый в Библии, имеет место и в современных реалиях в величайших преступлениях против человечества. Странное взаимодействие всех этих факторов вместе с безграничной силой обмана ускорило жестокую расправу над евреями и узниками войны в разгар Второй мировой войны.

Более того, эти преступления совершались не обычными повстанцами, вооруженными бандитами или отвратительными людьми, а докторами медицины, действующими под эгидой правительства своей страны. Это было открытым нарушением не только человеческих законов, но и восстанием против Господа.

Конечно, Господь не мог оставить эти действия безнаказанными. В конце войны многие из этих врачей были взяты в плен и осуждены за преступления против человечества. Эти суды известны как Нюрнбергский процесс. Затем, как и во дни пророка Амоса,

«Господь возгремит с Сиона и даст глас Свой из Иерусалима, и восплачут хижины пастухов, и иссохнет вершина Кармила» (Ам.1:2). В 1Кор. 4:5 написано, что всё скрытое, включая и наши грехи, станет явным.

Опасность привилегий

«Слушайте слово сие, которое Господь изрек на вас, сыны Израилевы, на все племя, которое вывел Я из земли Египетской, говоря:
только вас признал Я из всех племен земли, потому и взыщу с вас за все беззакония ваши» (Ам.3:1-2).

Иметь детей и воспитывать их – это не для малоимущих. Дело воспитания детей даже для Бога стало трудной задачей. Его дети, израильтяне, были Его избранным народом, и они очень гордились своей привилегией. Бог защищал их и освобождал от разных бед. Тем не менее, они возгордились и стали самодовольными, а затем забыли о своем Отце и восстали против Него. В результате многие из них погибли, потому что не откликнулись на Его многочисленные предостережения и пренебрегли возможностью покаяться.

Как у христиан, у нас тоже есть свои привилегии. У нас есть надежда, и Отец, Который всегда здесь, наблюдает за нами и направляет нас. Он здесь, чтобы смотреть, как мы растем, и проводить нас через обстоятельства, которые могут помочь нам духовно возрастать и всё больше походить на Него. Будучи Его детьми, мы также получаем наказания и наставления через Духа Святого.

Приготовьтесь к Его суду

Амос говорит о Божьем суде и необходимости приготовиться к Его пришествию. Относятся ли пророчества Амоса сегодня к нам? Мы много раз слышали глас Господа, но прислушались ли мы к Его зову? Нам необходимо делиться Благой вестью со всеми, как богатыми, так и бедными. Тем не менее, временами мы виновны в жестоком отношении к другим, когда смотрим на них свысока. Напротив, нам следует смотреть на Иисуса, чтобы изменять наш образ жизни и готовиться к Его возвращению. Для этого мы можем сделать следующее. Вот несколько моментов:

Слушать Божий глас. Амос слушал голос Господа и его пророчества сбылись. Однако люди отказались слушать, потому что они не желали обратиться от своих злых путей. Не держимся ли и мы все еще за то, что не дает надежду?

Жить по Божьему слову. Нам следует ежедневно размышлять над Божьим словом и просить помощи Духа Святого, чтобы жить согласно Его принципам. Нам нужно рассказывать другим об Иисусе и помогать им понимать Божьи обещания и Его суд. От нас сегодня требуется то же, что делал в свое время Амос – предупреждать людей, живущих в грехе. Давайте всем рассказывать о Спасителе.

Он хочет, а хочу ли я?

Читаем из четвертой главы книги Амоса:
«За то и дал Я вам голые зубы во всех городах ваших и недостаток хлеба во всех селениях ваших; но вы не обратились ко Мне, говорит Господь.
И удерживал от вас дождь за три месяца до жатвы; проливал дождь на один город, а на другой город не проливал дождя; один участок напояем был дождем, а другой, не окропленный дождем, засыхал.
И сходились два-три города в один город, чтобы напиться воды, и не могли досыта напиться; но и тогда вы не обратились ко Мне, говорит Господь.
Я поражал вас ржою и блеклостью хлеба; множество садов ваших и виноградников ваших, и смоковниц ваших, и маслин ваших пожирала гусеница, — и при всем том вы не обратились ко Мне, говорит Господь.
Посылал Я на вас моровую язву, подобную Египетской, убивал мечом юношей ваших, отводя коней в плен, так что смрад от станов ваших поднимался в ноздри ваши; и при всем том вы не обратились ко Мне, говорит Господь.
Производил Я среди вас разрушения, как разрушил Бог Содом и Гоморру, и вы были выхвачены, как головня из огня, — и при всем том вы не обратились ко Мне, говорит Господь.
Посему так поступлю Я с тобою, Израиль; и как Я так поступлю с тобою, то приготовься к сретению Бога твоего, Израиль» (Ам.4:6-12).

Заключение

Как слова Амоса перекликаются со словами Свидетеля Верного к Лаодикийской церкви. Они полны не только обличения, но и надежды. Мы – Лаодикийская церковь, блуждающая по миру и попадающая в сети сатаны. Поэтому для того, чтобы Бог мог действовать в нас и дать нам природу, подобную Христу, Он посылает Своего Святого Духа, как Он делал это во времена Амоса. Истинно обращенные будут исполнены любви к Богу и будут желать поделиться с другими той радостью, которой сами обладают. Да благословит нас Господь в этом.

Пастор Александр Серков.