Субботняя школа с пастором Александром Серковым. Святой и справедливый Бог

В одном из фильмов, который я смотрел еще в молодости, раскрывается отвага командира одного из воинских подразделений. Неожиданно на него напали враги. Потери после первого боя были огромны, и много солдат было серьезно ранено. Однако командир настолько верил в свою команду, что предпринял рискованный шаг и повел оставшихся боеспособных воинов навстречу врагу, и ночью напал на него и разгромил.

Наша битва — духовная. Навыки сатаны и его неожиданные атаки иногда застают нас врасплох.

«Провозгласите об этом между народами, приготовьтесь к войне, возбудите храбрых; пусть выступят, поднимутся все ратоборцы», — пишет Иоиль в третьей главе, стих девятый.

Преданность Богу как командиру и штурману нашей жизни может провести нас через самые темные моменты жизни. Часто мы в тайне думаем, что Бог только сидит и судит нас за любой малейший проступок и иногда, хотя бы раз в год, и то если мы будем очень послушны, благоволит к нам и наделяет нас подарками, делает нам сюрпризы. Подобные представления трансформируют Его образ в некое подобие Деда Мороза. Плавая по волнам жизни, мы часто ударяемся о скалы, когда представляем Бога таким. Потребуется много времени, проведенного в молитве, чтобы освободиться от подобного мышления. Часто мы склонны так думать о Боге, когда в своей жизни не замечаем проявления Божьего величия!

Истина состоит в том, что во Христе Иисусе наши запятнанные одежды очищаются, а мы получаем новую жизнь с силой Его обновленного присутствия. И не имеет значения, где мы находимся – Он всегда готов идти с нами. Светлые лучи Божьей надежды и славы чудесно сияют для нас в Евангелии от Матфея: «И не бойтесь убивающих тело души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10:28).

Просите сегодня об убежище, которое можно найти только во Христе в трудные времена. Несомненно, Его благодати достаточно, чтобы избавить меня и вас от всех несчастий. Не бойтесь, ведь Он – Бог, великий и стоящий превыше всего!

На этой неделе и всё время приглашаю вас избрать Иисуса своим командиром и штурманом. Возносите хвалу и позвольте вашей вере в Господа расти, чтобы вы могли держаться Его истины и стойко, с обновленной уверенностью сражаться со всеми невзгодами жизни.

«И Господь даст глас Свой пред воинством Своим, ибо весьма многочисленно полчище Его и могуществен исполнитель слова Его; ибо велик день Господень и весьма страшен, и кто выдержит его» (Иоиль 2:11). Этот текст является эпиграфом к данной теме.

Давайте познакомимся с автором изучаемой нами на этой неделе книги, с Иоилем. Что означает его имя? Иоиль (ивр. ???????, Йоэль, означает «Иегова есть Бог»). Иоиль был сыном Вафуила. Сам же он является библейским пророком. Родился Иоиль и жил в V веке до Р. Х. в Иудее. Если весть Осии была направленна к северному царству, к Израилю, то Иоиля Бог избрал глашатаем для иудейского царства. Жил Иоиль во время правления иудейских царей Иоаса и Амасии. В довольно благополучный период Иудейского царства, Иоиль в основном призывал сограждан к искренней вере в Бога и отказу от показного служения Господу. Его книга представлена как «слово Господне, которое было к Иоилю, сыну Вафуила». Пожалуй, это и все, что мы узнаём из Библии о самом Иоиле. Главное внимание уделяется самой пророческой вести, а не составителю книги. Близкое знакомство Иоиля с Иерусалимом, его Храмом и особенностями храмового служения указывает на то, что, возможно, пророк писал свою книгу в Иерусалиме или на периферии Иудеи. Иоиль — первый библейский пророк, по преданию оставивший после себя запись своих проповедей (книга Иоиля). По объему книга Иоиля небольшая, состоит она всего из трёх глав.

Изъясняясь метафорами

Иоиль, как и пророк Осия, прибегает к метафоре. Метафоры – это картины, написанные словами, которые оставляют яркий след в нашей памяти. Сильная метафора может впечатлить так, что вы будете рассказывать о ней вашим детям, а они – своим. В книге Иоиля саранча используется в качестве метафоры, чтобы проиллюстрировать разрушения в последние дни. Эта метафора была предназначена для того, чтобы предупредить Божий народ всех веков о грядущей катастрофе и указать на то, что лишь в Боге наша защита от грядущего шторма.

Так и начинается первая глава со слов: «Слушайте это, старцы, и внимайте, все жители земли сей: бывало ли такое в дни ваши или во дни отцов ваших? Передайте об этом детям вашим; а дети ваши пусть скажут своим детям, а их дети следующему роду: Оставшееся от гусеницы ела саранча, оставшееся от саранчи ели черви, а оставшееся от червей доели жуки» (Иоиль 1:2-4).

Нашествие саранчи – это природное бедствие. Жизнь восстает против самой себя.
В нормальных условиях саранча представляет собой полезное насекомое, чье присутствие в летние дни на полях говорит лишь об изобилии травы. Саранча служит пищей для многих птиц и миллиардов других небольших тварей, населяющих и поддерживающих всю экосистему. На Ближнем Востоке саранча, как и везде, стрекочет днем, а ее стрекот поздней летней ночью во время сбора урожая является успокаивающим напоминанием о природном цикле плодородия.

Но иногда при совпадении нескольких факторов – неестественно обильного урожая, нарушении погодного ритма – количество саранчи резко возрастает, и каждое насекомое претерпевает изменения. Саранча изменяет цвет и форму и становится разрушителем в доспехах. Насекомые собираются в огромные стаи, хотя обычно особи живут порознь, и уничтожают урожай и сеют голод.

Иоиль обращается к образу нашествия саранчи на землю. Это было циклическое бедствие, знакомое всем, читающим его слова. Но для Иоиля эта гипербола была больше чем просто литературный прием. Она была необходима, чтобы преподнести трагедию последних дней и приближающегося Божьего откровения.

Бог защищает Свой народ

Книга Иоиля пророчески описывает последний суд и Бога, могущественно действующего в интересах Своего народа. Книга начинается с описания картины опустошения мира армией саранчи, затем пророк говорит о буквальной войне и разрушениях. В штаб-квартире ООН есть надпись из книги Исаии, которая говорит о том, что однажды все нации «Перекуют мечи свои на орала» (2:4). Иоиль говорит о противоположном: «Перекуйте орала ваши на мечи» (3:10). А почему нет? Армия саранчи уничтожила урожай. Теперь народ ждет смерть и разруха.

Книга Откровение вторит образам армии саранчи Иоиля. В девятой главе саранча, ведомая Апполионом, выходит из бездны. В книге Иоиля нашествие саранчи используется в качестве образа для того, чтобы описать войну и разрушение, возвещающего о Божьем финальном акте избавления верных. В девятой главе Откровения саранча – это война. Она является реальным разрушителем жизни – агентом самого сатаны. Подразумеваемое Иоилем явно показано в Откровении в описании трубы. Эта саранча не приносит вреда зеленым насаждениям. Они вредят «только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих» (Откр. 9:4). Бог защищает Свой народ.

Наша защита и оборона

Если мы обращаемся к истории христианской церкви, то видим подобную ситуацию, описанную в девятой главе Откровения. Ислам пришел в Европу, желая принести Божие возмездие и покарать безнравственную систему. Арабы верили, что Аллах призвал их уничтожить бритых священников и еврейских раввинов, но в то же время они щадили людей Книги. Реакцией на нашествие арабов стала еще более усиленная инквизиция в Испании и в других странах. Бог был везде и нигде. Подобно саранче, сменившей свое естество и превратившейся в орудие разрушения, всякое представление мусульман и христиан о Господе превращало Его в кровавого и мстительного Бога.

Мусульмане считают, что Аллах – это Бог Ветхого завета, Бог меча и уничтожения всех неверных. Христиане тоже показали Бога в превратном свете через жесточайшие инквизиции над так называемыми еретиками. Иоиль же показывает, что Бог не Бог меча и войны, Он символ заступничества и жалости даже в контексте Своих необычных дел. «Обратитесь к Господу Богу вашему, — говорит пророк, — ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии» (Иоиль 2:13).
Иоиль продолжает говорить о Боге любви, когда пишет, что «тогда возревнует Господь о земле Своей, и пощадит народ Свой» (Иоиль 2:18). Это Бог, Который будет «защитою для народа Своего» (3:16) и Который обещает излить Своего Духа «в те дни» (2:29).

Да, мы живем во время саранчи и разрушения. Сатана и его войско возбуждает народы к войнам. И Бог уже готов закончить всё это. Он почти готов «скоро решить по правде» (Рим.9:28), ходатайствуя о верных Своих и наделяя их силой твердо стоять и свидетельствовать о Его власти. Армия саранчи пройдет, но она не навредит имеющим печать Бога.

Убежище в тяжелое время

Третья глава книги Иоиля повествует о Боге, Который заявляет о Себе через:

1) суд над теми, кто хочет уничтожить Его народ, и
2) благословение Его Церкви, Его народа.

Оба представляют собой наследие мира, который Христос завещал Своим ученикам незадолго до Своей смерти. «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Ин.14:27). Мир, который Христос оставил ученикам, — это мир в сердце, но не мир вокруг. Надлежало, чтобы мир всегда обитал в сердцах Его верных свидетелей, несмотря ни на какое противодействие и борьбу.

Христос сказал о Себе: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 10:34). Хотя Он – Князь мира, Ему предстояло стать причиной разделения. Тот, Кто пришел провозгласить радостную весть и вселить надежду и радость в сынов человеческих, начал борьбу, которая со всей силой разгорается в сердцах людей, вызывая бурю чувств. Иисус предупреждал Своих последователей: «В мире будете иметь скорбь»; «Возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Моё»; «Преданы также будете и родителями и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят» (Ин.16:33; Лк.21:12,16).

Современный мир больше не находится в гармонии с принципами Христа, как и в дни апостолов. Та же ненависть, которая побуждала людей кричать: «Распни Его! Распни Его!», которая вылилась в гонения на учеников, по-прежнему кипит в сынах противления. Тот же самый дух, который в эпоху темного Средневековья обрекал людей на тюрьму, отправлял в изгнание и на смерть, который изобретал изощренные пытки инквизиии, который устроил резню в ночь святого Варфоломея и зажег костры Смитфилда, по-прежнему действует в невозрожденных сердцах с величайшей злобой и энергией. История истины всегда была летописью борьбы между правдой и ложью.

Где черпали силу, те, кто в прошлом терпел гонения за Христа? В союзе с Богом. Поношения и гонения разлучали многих с земными друзьями, но с любовью Христа никогда.

Пророчество исполнено, обетование дано

Внезапно, без всякого предупреждения земля стала бешено трястись. Люди бежали в страхе, крича: «О! Что с нами будет!» В течение нескольких минут землетрясение разрушило город, погибло больше 60000человек. Выжившие искали спасения на лодках, но цунами поглотило их всех. Великое лиссабонское землетрясение произошло 1 ноября 1755 года и считается одним из самых разрушительных землетрясений в истории и первым из множества знамений, указывающих на конец времени.

19 мая 1780 года тьма спустилась на северо-восточную часть Северной Америки и держалась целый день. Люди зажигали свечи, птицы и другие животные вернулись ко сну, многим казалось, что наступает день суда. После полуночи тьма исчезла, а луна, когда стала видимой, имела цвет крови. Иоиль предсказывал эти события во второй главе, стихах 30 и 31. Читая эти слова, обратите внимание, что, хотя эти события и ужасают, они предназначены не для того, чтобы напугать нас, но чтобы привести нас ближе к нашему Творцу.

Как в притче о десяти девах, многие из нас «уснули», пока ждали возвращения Христа. И события, предсказанные Иоилем и другими пророками, как «ночной крик», призывают нас проснуться, взять светильники и ждать Спасителя. Мы можем избрать, кем быть: неразумными девами, которые забыли заправить светильники, или держаться крепко за наш Источник света, Иисуса Христа и Его жертву за нас. Если мы выберем доверие Ему, то нам нечего будет бояться, потому что «всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Иоиль 2:32).

Возрождение

Читая Ветхий Завет, нельзя не заметить, как волнообразно развивались отношения израильтян с Богом. Народ неоднократно пренебрегал законами Господа, но каждый раз Бог посылал им трудности, чтобы смирить их и обратить к Себе, и они вновь признавали свою нужду в Нем.

Наши отношения с Богом тоже не всегда развиваются гладко. Если всё идет слишком хорошо, то мы становимся самодостаточными, отходим от спасительных ежедневных отношений с Иисусом, которые так важны для нас. Но Бог не оставляет нас, Он так или иначе обращается к нам, и мы вновь признаем свою зависимость от Него. Давайте на базе излагаемой темы представим три шага, которые могут помочь как личному, так и общественному возрождению.

1 – шаг. Познайте Божий суд. Двадцать восьмая глава книги Второзаконие подробно описывает Божьи благословения, которые будут излиты на израильтян, если они будут следовать всем Его повелениям. Однако этим глава не заканчивается. В ней же не менее подробно изложены проклятия, которые падут на них, если они ослушаются. Нам периодически следует смотреть на свою жизнь и думать, что, возможно, Бог использует трудности или испытания для того, чтобы привлечь наше внимание.

2 – шаг. Отвергните грех. В первой главе своей книги пророк Иоиль призывает всех лидеров и жителей земли поститься и молиться Богу об освобождении. Для того чтобы возродиться, нам следует признать свое греховное состояние и нашу безмерную нужду в Спасителе. Мы также должны взывать к Господу со всей серьезностью и смирением. В 1 Ин. 1:9 мы читаем, что «если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды».

3 – шаг. Вернитесь к Богу. Бог желает вернуть нас к Себе. Он не находит удовольствия, наблюдая за нашим страданием. В Иоиля 2: 12-14 написано: «Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии. Кто знает, не сжалится ли Он и не оставит ли благословения, хлебного приношения и возлияния Господу Богу вашему?» Как нам найти обратный путь к Богу? Дух Святой будет нашим гидом. В Иоанна. 14:26 написано, что Иисус пошлет Духа Святого, Который научит Его последователей всему и напомнит Его слова и учение.

Опасность безразличия

В горах Папуа – Новой Гвинеи рассказывают историю о молодом человеке, выросшем в 1980-е годы. Во время одной из ритуальных церемоний его предостерегли об опасностях, исходящих от окружающих племен. Старейшины деревни рассказали ему, что его покойный отец был сильным воином, убившим много врагов. Молодого человека попросили избегать общения с членами семей вражеских племен.
Однако молодой человек считал, что принадлежит к новому поколению людей, для которых важно образование, средства массовой информации, работа и которые терпимо относятся даже к бракам между представителями разных социальных и этнических групп. Советы старцев не имели для него никакого значения, потому что он был образован, имел работу в городе и очень редко появлялся в деревне. Однажды он был на вечеринке с друзьями, среди которых была молодежь и из вражеских племен. В тот вечер кто-то подсыпал яд в его напиток. На следующий день он умер.

Сегодня множество людей, подобно этому молодому юноше, идут в погибель, потому что отказываются принимать библейские предостережения, касающиеся жизни и смерти. Многие считают, что Библия несовременна, всего лишь пережиток давно ушедших дней. Тем не менее, исполнение ее пророчеств и неизбежность возвращения Иисуса бросают вызов человеческому незнанию Божьего слова.

Ветхозаветные пророчества говорили, что придет Мессия. Они говорили о Его силе и славе. Опыт Петра на горе Преображения подтвердил, что пророки были правы, Петр говорит: «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» (2 Пет.1:19).

Пророк Иоиль не ошибся, когда говорил Иуде о нашествии вражеской армии, вавилонском вторжении (Иоиль 1:1-12). Подобно и Петр поясняет, почему люди могут доверять пророческой вести, отличая их слова от слов ложных пророков.

Мы больше не должны ждать исполнения пророчеств, чтобы проверить их подлинность. Свидетельство точности пророков прямо у нас перед глазами. Ап. Петр сам был свидетелем исполнения пророчества, описанного в писании, как вернейшего пророческого слова. Альтернативы нет. Если мы игнорируем данные принципы, это может стоить нам жизни.

Пророки долго и упорно предупреждали израильтян: если они не изменят свой образ жизни, их ждут самые настоящие бедствия. Но тогда людям, как, впрочем, и сегодня, совсем не хотелось думать о неприятном, а еще меньше хотелось отказываться от привычного образа жизни и связанных с ним удовольствий. Может быть, как-нибудь проскочим?! Но не получилось как-нибудь проскочить и избежать бедствия. И в речах других пророков зазвучали уже иные мотивы. На оба царства, Израильское и Иудейское, нападали враги, они страдали от природных катастроф – но это была не бессмысленная жестокость врага, не слепая мощь природы. За всем этим стоял замысел Божий, и если люди готовы были услышать его и принять, они могли прекратить постигшее их бедствие. И более того, даже в самый мрачный час Господь не оставлял Свой народ, Он напоминал, что новое начало всегда возможно.

Одним из таких «пророков разрушения» был Иоиль. Мы даже толком не понимаем, о чем именно он говорил: то ли о нашествии саранчи, которая сожрала все посевы, то ли о вторжении безжалостных врагов, погубивших страну еще хуже саранчи. А может быть, о том и другом сразу? И если о врагах, что это были за враги: ассирийцы, вавилоняне или кто-нибудь еще?

Зато мы знаем, где звучала его проповедь: в Иудее, причем в те времена, когда в ней стоял Храм. Правда, и тут мы не уверены: тот ли Храм, который был построен Соломоном, или же Второй, восстановленный после возвращения израильтян из вавилонского плена?

Точно не известно, ведь история, увы, имеет свойство повторятся, и повторяется, как правило, не самое радостное и светлое в ней. «На землю Мою вторгся народ могучий, неисчислимый, зубы у него, как у льва, клыки у него, как у львицы. Лозу Мою он опустошил, смоковницу Мою ободрал, донага ее обнажил и бросил, ветви ее побелели. Рыдай, как одетая в рубище дева рыдает о юном женихе! Прекратились в доме Господнем хлебные приношения и возлияния, в трауре священники, служители Господа».

Этот народ захватчиков так могуч, что пророк даже как будто любуется им: «Распространился как заря по вершинам, народ многочисленный и мощный, какого не бывало издревле и уже не будет впредь… Перед ним земля – как Эдемский сад, позади разоренная пустыня, и ничто не укроется от него… Бегут они, как богатыри, как воины, всходят на стены, каждый идет своей дорогой, не сбиваясь с пути». Мы привычно воспринимаем любое бедствие как нечто черное и страшное, не видим в нем ничего такого, чем можно любоваться. Но оказывается, своя красота, свой порядок, свой смысл есть и в разрушении. И в чем же может заключаться этот смысл?

«Но и теперь не поздно – пророчество Господа! Обратитесь ко Мне от всего сердца с постом, и с плачем, и с рыданием. Разрывайте свои сердца, а не свои одежды, обратитесь к Господу, вашему Богу, ибо Он благ и милосерд, Его гнев медлит, а милость велика, и о бедствии Он сожалеет». Отчего пророк не звал сограждан к оружию (если это вражеское войско), или на борьбу с вредителями (если все-таки саранча?). Можно дать простой ответ: при нашествии ассирийцев, вавилонян или саранчи бороться бесполезно, можно только стараться что-то укрыть от жадного полчища. Но напрашивается тут и другой вывод: все эти разорители действуют не сами по себе, они – своего рода орудие Божьего гнева, и только Бог может их остановить.

Это вообще основной принцип пророческой проповеди: что бы ни происходило с тобой и твоим народом, всё это происходит между тобой и Богом.

Именно поэтому даже те пророки, кто долго и подробно говорит о разрушении, находят и слова надежды, обещают возрождение и процветание. Иоиль говорит о них как уже о чем-то состоявшемся. Полчища действительно ушли? Или это его яркая вера в то, что однажды так оно обязательно и произойдет, и потому он говорит о желанном как о состоявшемся? «Возревновал Господь о Своей земле, пожалел Свой народ… Не бойся, земля, ликуй и веселись: великое совершил Господь! Не бойтесь, звери полевые: зеленеют пастбища в степи, приносят плоды деревья – смоковница и виноград дают свою силу. Ликуйте и радуйтесь, сыны Сиона, о Господе, вашем Боге – Он дарует вам Учителя Праведности, ниспошлет на вас дожди, и осенние, и весенние, как прежде. Переполнятся тогда гумна зерном, потекут в давильнях через край сок лозы и масло оливы».

Как и в пророчествах Исайи, как и у многих других пророков, здесь звучат намеки на некоего совершенно особого человека, которого Бог пошлет к Своему народу, чтобы вернуть его к Себе. И потому Иоиль предсказывает не просто примирение Бога со своим народом, но, по сути, дарование пророческого призвания каждому человеку из этого народа: «И будет после того: изолью Мой Дух на всякую плоть, будут пророчествовать ваши сыны и дочери, ваши старцы увидят вещие сны, ваши юноши – видения». И в самом деле, зачем нужны пророки? Чтобы показать людям то, чего они сами по каким-то причинам не замечают. А когда они прозреют – пророком станет, по сути, каждый, это и есть нормальное состояние для верующего человека. Только мы этой нормальности еще не достигли. А желаем ли мы этого? Да благословит нас Бог.

Пастор Александр Серков