Субботняя школа. Суббота — дар из Едема

11-03-2013, комментариев 10

Библейские тексты: Быт.2:1-3; Евр.4:3,4; Втор.5:12-15; Иез.20:12; Мк.2:27,28; 2Пет.3:3-7

Памятный текст:  ибо Сын Человеческий есть господин и субботы. (Матфея 12:8)

1. Первая мысль, пришедшая по данному уроку – в законе неизменен принцип, а не дословное изложение.

Если в варианте Исхода звучит:  ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его. ( Исход 20:11)

В варианте Втор.5и помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний. ( Второзаконие 5:15)

По еврейской традиции заповеди из Втор.5 даны в варианте на вторых скрижалей, данных взамен разбитых первых.

Об этом можно дискутировать, т.к.  И написал Он на скрижалях, как написано было прежде, те десять слов, которые изрек вам Господь на горе из среды огня в день собрания, и отдал их Господь мне. ( Второзаконие 10:4)

Но, все же, есть несколько иных вариантов заповедей, отличающихся от первых, помимо заповеди о субботе это и пятая заповедь:  Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. ( Второзаконие 5:16)

Возникает мысль, действительно ли Моисей свободно перефразировал некоторые заповеди, во что верится с трудом, т.к. святы были слова Господа, сказанные Им Самим. Или же действительно, как говорится в иудейской традиции, на вторых скрижалях были даны некоторые дополнения.

В любом случае, дополнения интересны и требуют осмысления.

Интересно и то, что Господь дал две скрижали. Ведь мог же написать и на одной и на трех. Веками комментаторы стремились проникнуть и в эту тайну. Наверное, лучший ответ в том, что это еще раз напоминает о том, что скрижали есть символ и условия Завета, который заключается между двумя сторонами и направлены на два направления: на Господа и на ближнего.

Этим наверное и объясняется некоторое дополнение между Исх.20:8-11 и Втор.5:12-15

Так как написанное на скрижалях – условие Завета между двумя сторонами, то и эти условия могут дополняться в зависимости от состояния взаимоотношений между сторонами.

Если в Исх.20:8-11 подчеркнута причина соблюдения субботы, как завершения творения, то, в Втор.5:12-15 подчеркнута суббота, как символ водительства Господа, освобождения из рабства, предоставления возможности народу Израиля служить Господу свободно, без давления Египта.

Думаю, что Моисей особо обратил внимание на этот аспект, напоминая Израилю  то, что никаких причин для непослушания нет, они свободны, их никто не может принудить к непослушанию Господу. Проблема в них самих.

Интересна и мысль о том, что две скрижали характеризуют число 2 – число парности, на которой и построен наш мир. Да будут двое одна плоть. Так и скрижали символизируют то, что Господь желает воссоединения со своим народом в Одно. Христос – Бог и Человек в одной Ипостаси.

Все животные имели пары, о чем читаем в Быт. 2 Числа парны: четные и нечетные, день и ночь составляют одни сутки и т.д.

2.  Интересен контекст памятного текста: если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных, ибо Сын Человеческий есть господин и субботы. (Матфея 12:7,8)

В свете беседы Иисуса с фарисеями, Он обращает внимание на то, что человеческие запреты, налагаемые «поверх» заповеди Господа не направлены на милость, а направлены на ужесточение. Поэтому Христос и пришел показать характер Отца, который был искажен правилами учителей закона, которые превращали Господа в «мелочного», «придирчивого» тирана, который желает одного – порабощения людей своими заповедями.

В этом свете еще ясней видна идея прочтения заповеди о субботе из Втор.5, где говорится об освобождении, а не о порабощении. Часто люди склонны думать о субботе, как о рабстве, определяя, что можно, что нельзя. При этом они забывают думать о Творце субботы, ради чего заповедь и была дана.

И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий есть господин и субботы. (Марка 2:27,28)

Суббота благо, а не рабство.

В этом смысле ценно название урока – дар из Едема. Суббота напоминает о рае, времени свободы и радости, времени гармонии между человеком и Творцом, времени, возвращения которого мы ожидаем в будущем.

Пастор Сергей Молчанов

Иллюстрация: http://dc439.4shared.com/img/Tfpo2MdN/s7/03_%D0%98%D0%B7%D0%B3%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B8%D0%B7_%D1%80%D0%B0%D1%8F.jpg


Рубрика: Библейские исследования, Субботняя школа

Комментарии (10):

  • Elena

    |

    Одной из причин унылости некоторых христиан, их неуверенности в своем спасении вижу их непонимание и несоблюдение субботнего покоя, о котором заповедал Господь. Бог обещал дать нам радость, если мы исполним Его условия празднования 7-го дня: «Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, — то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это» .И если кто-то этой радости не имеет, то причину нужно искать в себе. И если не занимаешься обычными делами и не угождаешь прихоти, то надо не забывать и о том, что пустословие — тоже нарушение субботнего покоя. А часто именно пустословия очень много.


  • Молчанов

    |

    не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, — то будешь иметь радость в Господе,

    Интересно и то, что это условия радости не только в субботу, но и в жизни. Контроль над словами поможет нам избежать бед не только в субботу, но и каждый день. С прихотями надо разбираться постоянно, т.к. они могут увлечь в никуда. Это не означает, что мы вообще должны жить без удовольствия. Вопрос, как научиться продчинять удовольствия разуму, опирающемуся на волю Господа.
    И в вопросе обычных дел необходима дисциплина ума, которая вырабатывается в субботу, когда мы учимся освобождению от обычных дел. Т.е. учимся дисциплине ума, которая так необходима в жизни вообще.
    Таким образом, вижу субботу как школу жизни, в которой мы учимся контролю, расстановке приоритетов, подчинению Господу.


  • Валерий Журавский

    |

    Для меня суббота – это прежде всего отношения со Христом. Суббота для человека, равно Христос для человека.
    И на что еще хотелось бы обратить ваше внимание, так это на заповедь о субботе, вернее на ее исполнение. Многие исполняют эту заповедь буквально как написано, ничего не делая в этот день. Приходят в собрание, приносят Господу десятины, поют в хоре, проповедуют, проводят уроки субботних школ, и когда заканчивается суббота, вытирают пот, и говорят, — «Слава Богу, исполнили!» И зачастую, находясь в собрании, человек не имеет внутреннего покоя. Его раздражают манеры брата или сестры, их одежда, отношение к служению, да и вообще все, что происходит в этот день на этом месте. Но что есть суббота, — это покой. И если у верующего в субботу нет покоя в сердце, почему бы ему не подняться, стать на колени, и открыть Христу своего сердца, и признать свое состояние, и попросить Христа, очистить его сердце, и наполнить его Собой. Суббота это покой, Христос – это мир и покой. И разве субботний день является только днем ничего не -делания. Да ведь это же день любви, день, когда двое влюбленных встречаются. Это день отношений любви. Господь говорит, что главное не форма. Христос, когда пошел на Голгофский крест, Он умер, не за правило, не за традицию или порядок, Он стал моей личной заместительной жертвой, и главным сокровищем для Него является человек. Согласитесь, соблюдать правила, установления, обряды всегда легче, чем строить отношения и любить! Главное отношения, построенные на любви, если есть такие отношения, только после этого следует послушание и жертва. Пример отношений Авраама и Исаака, когда отец приносил своего сына в жертву, почему Исаак лег на жертвенник и позволил отцу себя связать, да потому что у них были эти отношения любви, затем следует послушание и жертва. Глубже понять эти отношения любви помогает иллюстрация, из кинофильма «Титаник», когда главные герои фильма в заключительной сцене оказываются в воде, они плывут и находят дверь, плавающую на поверхности. И вместе радуясь, начинают на нее забираться, но дверь не выдерживает, опрокидывается, и они опять оказываются в воде. И что делает любовь, жертвуя собой, своей жизнью, она пропускает другого вперед себя. На это способна лишь любовь, лишь Христос, живущий в сердце человека. И когда Господь говорит: «ПОМНИ», разве Он говорит, о том, что помни, что наступит день, когда тебе необходимо будет ничего не делать. Да без Христа этот день является бременем для человека. И когда Христос говорит: «ПОМНИ», Он говорит: «Сохрани в своей памяти эти отношения любви, сохрани состояние мира и покоя, своего сердца, когда Я нахожусь в нем. И когда ты будешь идти узким и тернистым путем, споткнешься и упадешь, и сердце твое будет разрываться от боли, вспомни, как нам было хорошо вместе, приди ко Мне, и восстановлю разрушенное, и дам тебе Мой мир и покой».
    Движимые Святым Духом, даже самые слабые, упражняясь в вере, развивали дарованные им способности, освящались и облагораживались. Подчиняясь смягчающему влиянию Святого Духа, они приобщались к полноте Божества и изменялись в подобие Божье (Деяния апостолов, с. 49, 50).

    Некогда это стало для меня настоящим откровением от Господа, и по прошествии времени уже не раз вспоминание об отношениях любви, много раз восстанавливало утраченный мир и покой.


  • Elena

    |

    Интересно, что в Исх.20, 8 — написано: «Помни день субботний…», а в Втор.5,15 — «… помни, что ты был рабом в Египте…». Бог призывает нас помнить день субботний, чтобы мы знали своего Творца, чтобы всегда держали в памяти, кто мы, что наша родословная идет от Бога. А также чтобы помнили, что мы были рабами в этом грешном мире, символом которого является Египет, но Господь вывел нас оттуда, Он выкупил нас из рабства ценою Своей Крови. Чтобы мы всегда помнили, что Господь Бог есть наш Творец и Искупитель.


  • alex

    |

    «И написал Он на скрижалях, как написано было прежде, те десять слов, которые изрек вам Господь на горе из среды огня в день собрания, и отдал их Господь мне.» Втор. 10:4
    «И сказал Господь Моисею: вытеши себе две скрижали каменные, подобные прежним, и Я напишу на сих скрижалях слова, какие были на прежних скрижалях, которые ты разбил;» Исх. 34:1


  • Юра

    |

    «Помни день субботний…», «помни» говорят, когда человек знал и стал забывать. А если он
    не знал и ему в первый раз озвучивают заповедь, принято говорить «запомни». Это я к тому,
    что многие христиане считают, что заповеди евреи первый раз услышали от Моисея.


  • Др.

    |

    Юра
    «Помни» имеется в виду помни после того, как ты услышал. Помни, чтобы хранить. А привязка к прошлому заключена в других словах — «ибо в шесть дней сотворил..»


  • dolgozhitel

    |

    Было бы неправильным воспринимать субботу, как заповедь запрещающую работать. Это неверный акцент. Также она не задумывалась Богом только для нашего отдыха. Это слишком малое благословение. Её предназначение глубже.

    Суббота в этом мире воспринимается исключительно как еврейский атрибут, наряду с Торой и еврейскими праздниками. Однако из самой Торы (первых пяти книг Библии) следует, что Бог подарил субботу всем людям. Поэтому вопрос в другом: для чего? Чтобы это понять, надо проследить историю появления субботы. Бог, который не устаёт, решил отдыхать в этот день (Быт.2:2-3). Именно Его отдых стал причиной её святости. Для чего Он отдыхал? Для того, чтобы появился символ, притча. Суббота, как бы говорит: «Обрати внимание — Бог отдыхает! Этим Он хочет что-то сказать тебе». Важно понимать, что сам человек, который должен был всё это воспринять и оценить, появился из рук Творца накануне субботы. Т.е. человек не приложил своей руки ни к чему в процессе творении мира! От него требовалось лишь признать факт творения и во всём довериться Тому, Кто обладал творческой силой. Выходит, суббота дана нам как напоминание о творческой силе Бога. Истина заключается в том, что та же сила, которая творила целые миры, сегодня готова творить новые сердца детей Божьих. Желание встречаться с поклоняющимися в субботу, Бог связывает с желанием донести до нас именно эту истину. Без творческой силы — нет и не может быть спасения. Мало простить, надо пересотворить! Суббота — символ доверия Богу в вопросе полного спасения.


  • Elena

    |

    Еще суббота напоминает нам о праведности по вере, т.к. она говорит об искуплении и освящении. Искупление — вменяемая праведность и освящение — наделяемая праведность. Поэтому входим в покой мы, уверовавшие, как пишет апостол Павел. Те, которые не пытаются заработать себе праведность, чтобы получить спасение, а верою принимают ее от Бога, как дар.


RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитата) - выделите курсором текст в окне комментария и нажмите одну из кнопок форматирования [B, I, Quote].
Если вы желаете исправить свой комментарий или удалить его, напишите нам в редакцию.
Ознакомьтесь с нашими правилами публикации комментариев.

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"