Совершенство во Христе

Можно ли победить грех? Если можно, то как?

Позвольте к этой весьма важной, но в умах людей настолько запутанной теме подойти с некоторыми пояснениями.

Вот что пишет вестница Господня:

«Те, кто будет жить на земле, когда окончится посредническое служение Христа в небесном святилище, — должны будут находиться в присутствии Святого Бога без Заступника. Их одежды должны быть незапятнанными; их характер должен быть очищен от греха кровью кропления. При помощи благодати Божьей и собственных усилий они должны выйти победителями в борьбе со злом. В то время, как происходит следственный суд на небесах, когда грехи кающихся грешников удаляются из святилища, — среди народа Божьего на земле должна произойти особая работа очищения и оставления греха» (Вел. Борьба стр. 425).

И дальше она пишет:

«Когда эта работа завершится, последователи Христа будут приготовлены к Его появлению» (там же).

Серьезный вопрос стоит перед нами.

«Теперь, когда великий Первосвященник совершает наше примирение, мы должны стремиться стать совершенными во Христе. Наш Спаситель не допускал даже мысли уступить искушению. Сатана находит в человеческом сердце слабости, за которые можно зацепиться; достаточно одного взлелеянного греховного желания, чтобы его искушения возымели силу. Но Христос сказал о Себе: «Идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» (Ин. 14:30). Сатане не удалось найти в Сыне Божьем ничего, что позволило бы одержать над Ним победу. Он хранил верность заповедям Отца Своего, и в Нем не было греха, который дал бы преимущество сатане. В таком же состоянии должны находиться все те, кто хочет устоять во время скорби» (Вел. Борьба. с. 623).

В связи с этим высказыванием вестницы Господней в среде народа Божьего появились две крайности. Одни, читая эти высказывания Е. Уайт, стали сторонниками перфектного морального усовершенствования, другие пришли к тому, что это — неосуществимая мечта. Сторонники второй концепции пошли дальше в своих выводах: Ну, раз это — неосуществимая мечта, то проблема греха будет решена только тогда, когда Христос придет и изменит нашу греховную плоть. Сторонники первой концепции приблизились к фарисейскому подходу в вопросе праведности. Они пытаются достичь такого перфекта, как было у фарисеев: Фарисей оказывался в патовом, в тупиковом состоянии, если ему на плечо вдруг падал в день субботний листок с дерева. Что делать? Стряхнуть его, — это работа, идти с листочком на плече, — это ноша. Дойдя до такого внешнего перфекта, фарисеи внутренне, фактически, были далеко-далеко от того состояния готовности, какую Бог ожидает от нас людей.

Фактически дьяволу нет разницы, свалимся ли мы в одну обочину или в другую, лишь бы сбить нас с истинного здравого пути следования за Христом.

В связи с этим давайте все-таки выявим: что такое совершенство? Прежде чем к чему-то стремиться, надо же иметь ясное представление о том, к чему мы направим все наши стремления.

Ап. Павел пишет: «Доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Ефес. 4:13).

Обратите внимание, — здесь не говорится о достижении полного возраста Христова. Здесь говорится о мере полного возраста Христова. Наша цель – полный возраст Христов. Но на каждом этапе духовного возрастания у нас у каждого своя мера возраста.

Чтобы нам понять значение меры совершенства, давайте приведем пример:

Вот фрагмент известной песни:

«Топ-топ, топает малыш
С мамой по дорожке милый стриж».

Скажите, малыш — совершенный в своем возрасте? Да. Но он же не может соревноваться с чемпионом по бегу!

А первоклассник, который приносит пятерки, — он совершенный? Конечно. Но он же не знает даже таблицу умножения!

А пятиклассник-отличник совершенный? И он совершенный. Но он же не знает тригонометрию!

А самый великий ученый совершенен в своей области?

Некто великий воскликнул к закату своей творческой деятельности: «Я всю жизнь учился, а теперь я как ребенок, играющий на берегу с камешками и передо мной целый океан непознанных открытий».

В духовном нашем совершенстве какова наша мера до того полного возраста Христова, к которому мы призваны стремиться?

А какой меры нам будет достаточно для спасения?

А будем ли мы еще в вечности совершенствоваться, познавая все глубже и глубже любовь Божию?

Сможем ли мы вообще когда-либо достичь такого состояния полноты, какая у Христа?

Сможем ли мы так возлюбить мир и не притворно, а в полной мере, и не только на словах, но и на деле, как Бог отдал Своего Сына, чтобы спасти весь мир?

Эти все вопросы вынуждают нас более глубоко вникнуть в этот вопрос совершенства и достижения его.

Алма-Ата, — это город моего детства, я вырос в нем. Я с ностальгией вспоминаю те горы, которые своими снежными вершинами красуются не только зимой, но и летом. Мне неоднократно приходилось подниматься на вершины этих гор. Порой казалось, что вот уже осталось совсем немного, и вершина будет покорена. Но как только я поднимался выше и выше, то открывались все новые и все большие горные вершины, и казалось — нет им конца и края. Я сознавал, что там где-то далеко есть еще и снежные вершины гор, которые я видел издалека, когда находился в городе. А вы думаете, издалека видны были самые высокие горы? О, нет. Я неоднократно летал на самолете в Пржевальск и видел, -горам нет и нет конца. Они тянулись еще дальше Пржевальска, и где-то там начиналась граница с Китаем и еще горы тянулись по их территории, и только потом они далеко-далеко заканчивались. Но в моем турпоходе, поднимаясь на самые первые холмы, мне казалось, что я достиг уже вершину самой большой горы.

В связи с этим я хочу сказать о совершенстве так: «Мы никогда не узнаем — достигли ли мы совершенства или нет. Вот что имеется в виду в 1 Ин. 1:8:

«Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас».

Я хочу сделать такое парадоксальное заявление: «Что такое совершенство, мы, собственно, не знаем, да и Бог не объясняет нам, но это не значит, что достичь его невозможно». Парадоксально звучит?

А от кого зависит совершенство? Принимает ли человек в достижении совершенства какое-либо участие или он совершенно пассивен в этом?

Здесь тоже сатане удается людей столкнуть либо в одну, либо в другую канаву. Я уже говорил: «Ему безразлично, в какой канаве мы оказались».

Одни заявляют: « Христос все за нас сделал на кресте, и нам остается только принять Его и согласиться с фактом, совершенным на Голгофе».

Другие возражают им: « О, нет, а как же соблюдение заповедей? Без тщательного соблюдения каждой заповеди спасения нам не видать».

Да, правильно и то и другое, но только не по отдельности. Надо найти нечто примиряющее эти два понятия. Надо расставить все на свои места. Что делает Бог, а что делаем мы, потому что если все делает Бог без нас, то мы – безвольные роботы. А если нам предстоит всю работу совершенствования сделать самим, то зачем тогда нам вообще нужен Бог?!

Давайте найдем решение этой проблемы. Давайте расставим все на свои места.

Приведу еще один пример, а лучше сказать, аллегорию:

Представьте себе: Перед нами Бог ставит задачу. Вот большая скалистая гора. Ее надо убрать и переместить в ближайшую низменность. Надо выровнять площадку для будущего города. И вот мы приступаем к работе. Мы пытаемся голыми руками грести скалистую гору. Получится у нас что-нибудь? Мы взываем к Богу: « Господи, у нас ничего не получается»! А Он нам отвечает: « А у вас без техники ничего и не получится. Все, что вам надо, пожалуйста, просите, и Я вам предоставлю. Вам нужен динамит? Пожалуйста. Вам нужны экскаваторы? Получите их. Вам необходимы машины для вывоза взорванной породы? У Меня все есть, только просите». Но мы вновь жалуемся Богу: « Да, мы же не умеем пользоваться техникой, не можем ею управлять».
— Хорошо, просите у Меня инструкторов, я вам пришлю их, они вас обучат.

И вот когда гора будет убрана, что мы можем констатировать? Кто ее убрал? Бог или мы?

В нашей жизненной борьбе мы и только мы будем убирать горы препятствий на нашем пути, но чьей силой? Божией. Бог не сядет в «экскаватор», чтобы разгребать наши дрязги, которые мы наворотили в нашей ссоре с соседями. Он не сядет за баранку нашего автомобиля. Это будем делать мы. Но сможем ли мы все это сделать без Его техники, своими голыми руками? Нет.

Ап. Павел заявляет: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил. 4:13).

Кто может, Христос за Павла? Нет, Павел. Но сам ли он по себе может что-либо сделать? Нет: « В укрепляющем его Иисусе Христе».

Можем ли мы до конца познать, что такое совершенство, если мы его еще не достигли? Можем ли мы знать все высоты науки, которую мы только что решили познавать? Может ли первоклассник в музыкальной школе представить, как его руки будут слушаться при исполнении виртуальной музыки? Нет. Он слышал совершенное исполнение и загорелся также играть, но, сколько еще впереди работы для такого же исполнения!

Совершенство во Христе, это также не одномоментное явление. Мы только удивляемся, как Христос мог в том или другом случае поступить именно так, а не иначе? И нашим стремлением должно быть желание поступать также. И чем больше мы общаемся с Христом, тем большее у нас желание подражать Ему. И мера нашего возраста во Христе будет изо дня в день расти. Но если начинающий скрипач будет один раз в неделю по полчаса играть на скрипке, скоро он будет виртуозом? Никогда. Есть ли у нас время останавливаться на пустяках жизни вместо того, чтобы взирать на Христа и преображаться в Его образ? Этого времени у нас нет.

От кого зависит наше совершенство? Исключительно от нас или исключительно от Бога?

Скорей всего, это совместное предприятие.

Давайте определимся, в чем заключается наша задача, а в чем Божия.

Первая задача Божия – убедить нас. В чем? Иисус сказал:
«И Он [Святой Дух] придя, обличит [убедит] мир о грехе и о правде и о суде» (Иоан.16:8).

Богу бывает очень трудно убедить нас, упрямых людей, в нашей неправоте, когда мы так уверены, что мы правы. И если Богу удается это, значит, убеждение — одно из действий, предпринимаемых Богом для развития нашего характера, — имеет большую силу.

Божья задача состоит в том, чтобы, убеждая, показать нам наши грехи. В чем же состоит наша задача? Лучший библейский отрывок, который мы можем привести в данном случае:

«Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня, и узнай помышления мои, и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный» (Пс. 138:23-24).

Обратите внимание, в чем Давид просил Бога убедить его. Он, по сути, сказал: «Пожалуйста, загляни мне в душу, испытай мои мысли, и если найдешь какие-то ошибки — скажи мне о них».

Наша задача в обретении убеждения состоит в том, чтобы просить о нем. Мы можем попросить Бога показать нам все, что нам необходимо знать, дабы быть совершенными, и Он сделает это. Именно об этом говорил Павел верующим филиппийцам:

«Братия, я не почитаю себя достигшим; а, только забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе. Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет» (Фил. 3:13—15).

Некоторые люди огорчаются, что могут и не вспомнить все грехи, которые нужно исповедовать и победить перед окончанием времени благодати. Они боятся, что вспомнят о своем неисповеданном и непобежденном грехе тогда, когда время благодати уже закончится. Это беспочвенный страх. В тексте, приведенном выше, Павел заверяет нас, что Бог откроет все, что нам необходимо знать. Если Бог не напоминает нам о чем-то, значит, нам нет никакой нужды знать об этом.

Следующий этап, который мы проходим вместе с Богом, — это обращение.

«Мы не можем самостоятельно выбраться из пропасти греха, в которой мы оказались. Зло живет в нас, и мы не в силах изменить себя… Культура, образование, упражнение воли, человеческие усилия хороши в своей сфере, но здесь они бессильны. С их помощью можно добиться внешне верного поведения, но нельзя изменить сердце и очистить источники жизни» (Путь ко Хр. с. 18).

Обратите внимание на последнее предложение: «С их помощью… нельзя… очистить источники жизни».

Очевидно, нам необходимо понять, что же представляют собой источники нашей жизни. Я полагаю, это глубочайшие побуждения нашей души, наши самые сильные желания, наши основные приоритеты. И только Бог может изменить эти желания. В этом состоит Его задача. Иисус назвал такую перемену «рождением свыше». Вот как Елена Уайт объясняет это понятие:

«Спаситель сказал: «Если кто не родится свыше», то есть если человек не получит новое сердце, новые желания, новые цели и побуждения, ведущие его к новой жизни, он «не может увидеть Царствия Божия» (Путь ко Христу, стр. 18).

Бог должен изменить в нас то, что мы не можем изменить сами, — наши желания, цели и побуждения. Мы не в состоянии сотворить эти новые желания, цели или побуждения сами в себе. Мы получаем их от Бога.

В нашей жизни есть две вещи, которые необходимо изменить. Прежде всего — это наши желания, затем — наше поведение. К сожалению, в попытке победить грех большинство христиан путают эти два понятия. Они просят Бога помочь им изменить их греховное поведение, тогда как нужно просить Его изменить их греховные желания.

Однажды читал я историю, которая может послужить иллюстрацией тщетности попыток победить грех лишь на поведенческом уровне. Одна женщина постоянно молилась: «Господи, пожалуйста, удали паутину греха из моей жизни». День за днем она повторяла одну и ту же молитву, пока, наконец, ее раздраженный муж не сказал: «Господи, пожалуйста, убей паука».

Пока мы боремся с грехом лишь на поведенческом уровне, рано или поздно мы почти наверняка проиграем, потому что только сметаем паутину. Мы не убиваем паука. Убить паука — значит удалить источник греха, желание грешить, укоренившееся в нашем сердце.

Только Бог может изменить нечестивые желания нашего сердца. Мы начнем одерживать подлинную победу над грехом тогда, когда станем просить Его изменить наши неверные побуждения и желания.

Когда в следующий раз сатана приблизится к вам с самым сильным искушением, не надо говорить: «Господи, помоги мне остановиться и не совершить того-то и того-то», лучше скажите: «Господи, пожалуйста, избавь меня от желания сделать то-то и то-то».

Однако должен предупредить вас, что очень трудно заставить себя произнести эту молитву, ведь это означает отказаться навсегда от того, к чему мы привязались всем своим сердцем.

В этом и состоит наша проблема. Мы наслаждаемся своими грехами и не хотим, чтобы Бог лишал нас этого удовольствия.

Ключ к победе над этими грехами заключается в сознательном выборе в тот момент, когда искушение наиболее сильно. Вы сделаете этот выбор, если произнесете совершенно особую молитву: «Боже, пожалуйста, помоги мне не желать этого греха. Избавь меня от этого желания прямо сейчас».

Однако молитва об избавлении от желания совершить грех — не совсем то же самое, что молитва о воздержании от греха, и в момент сильнейшего искушения нам необходима помощь и в том, и в другом. Нам необходимо, чтобы Бог избавил нас от желания, и нам нужна Его помощь, чтобы не совершить неправильный поступок. Однако сначала необходимо избавиться от желания, иначе нам придется бороться, чтобы не сделать то, чего мы жаждем. Поэтому, прежде всего, молитесь об искоренении тех или иных своих желаний. Но как только мы произнесем эту молитву, нам тут же придется иметь дело с самим поступком — неправильным поведением.

«Но если желание прошло, — скажете вы, — поведение изменится само по себе».
Зачастую так и будет происходить. Я думаю, множество грехов действительно преодолеваются благодаря изменению наших желаний. Однако опыт показывает, что в борьбе с глубоко укоренившимся грехом Божья помощь необходима и в вопросе поведения, даже после того, как я попрошу Господа пресечь мое желание. Ослабленное или видоизмененное желание делает перемену в поведении возможной, но не обязательно неизбежной.

Более того, изменение в нашем поведении происходит в результате совершенно иного процесса, чем изменение желания. Богу приходится изменять наше желание. Мы не можем этого сделать. Но Бог не будет изменять наше поведение. Этот принцип имеет большое значение.

Только Бог может изменить наше желание. Но только мы можем изменить свое поведение.

Некоторым людям хотелось бы, чтобы Бог изменял и их желания, и их поведение. Однако Бог не может изменить наше поведение без насилия над нашей свободной волей. Я даже могу доказать вам, что Бог не станет изменять ваше поведение. Вы когда-нибудь видели, чтобы Бог протянул с небес руку и вырвал сигарету изо рта курильщика? Вам когда-нибудь рассказывали, что Бог растащил пару, охваченную похотью? Вы когда-нибудь слышали, чтобы Он хлопал в ладоши перед лицом человека всякий раз, когда тот собирается произнести Его имя всуе? Конечно, нет. Бог избавит нас от желания, а мы должны изменить свое поведение.

К счастью. Бог не говорит нам: «Я дал вам новый набор желаний. Теперь меняйте свое поведение». Он помогает нам справиться и с этим. Давайте снова обратимся к тексту, написанному ап. Павлом: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил. 4:13).

Заметьте, что в данном случае Павел говорит о поведении? Он говорит: «Все могу» — не кое-что, но все. Это означает, что вы можете победить любой грех, каким бы невозможным это ни казалось.

«Все могу», — говорит Павел, — но благодаря кому он может? «Все могу в Том, Кто дает мне силу». Павел говорит, что изменяет свое поведение — силою Христа. Таким образом, Божья помощь в изменении нашего поведения заключается в том, что Он дает нам силу.

Что же предстоит сделать нам с вами? Я уверен, что теперь вы догадались: попросить об этом. Вспомните приведенную аллегорию о горе и той технике, благодаря которой мы можем справиться с этой горой. Техника Божия, и при том по нашей просьбе, а работа наша.

Вы знаете, все упирается в нашу настроенность. Я несколько раз голодал по семь-восемь дней. И вы знаете, когда настроишь себя на голод, — гораздо легче его терпеть. Это легче, чем спешишь порой домой и уже предвкушаешь хороший обед или ужин, но разочаровываешься, когда еда еще не приготовлена. Когда человек настроен на грех, вы знаете, тогда его невозможно победить. Если курильщик хвастливо заявляет: «Выкуриваю последнюю пачку и бросаю курить», — опыт показал — ничего у него не выйдет. Я больше тому поверю, кто порвет пачку сигарет и твердо скажет: «Больше ни одной и никогда»!

Когда ваш разум действительно смиряется с тем фактом, что вы не получите желаемого, ваше вожделение очень скоро пропадает. Когда вы научитесь говорить себе: «нет!», точно так же как вы сказали бы: «нет» ребенку, который выпрашивает у вас что-нибудь непозволительное, вы обнаружите, что победа достигается гораздо легче. Это очень важный ключ к изменению вашего поведения.

Следующее высказывание Елены Уайт прекрасно регулирует этот вопрос:

«Это важный закон сознания — закон, который не следует упускать из виду, — когда предмет вожделения столь твердо запрещен, что нет никакой надежды, человек вскоре прекратит стремиться к нему, и займется чем-то иным. Но пока остается хоть какая-то надежда на получение желаемого, попытки завладеть им будут следовать одна за другой (Разум, характер и личность, г. 2, с. 49).

Скажите: «нет!» искушению, и вожделение исчезнет гораздо быстрее.

В следующий раз, когда окажетесь перед искушением, произнесите следующие слова: «Господи, измени мое сердце, чтобы я больше не желал совершить этот грех», и сразу же произнесите другую молитву: «Господи, дай мне силы не совершать его». Затем очень твердо скажите себе: «Нет»! Возможно, это будет самый трудный выбор, который вам когда-либо приходилось делать, но успеха вы добьетесь. Я знаю. Я применяю этот метод.

Вы делаете шаг за шагом, прося Бога убедить вас и обратить вас. Вы делаете шаг за шагом, прося, чтобы Бог дал вам силы изменить ваше поведение, и повторяя искушению: «Нет!» Это ваша задача. Раз вы выполняете свою задачу, то Бог берет на Себя ответственность за ваш путь к великой неизвестности под названием «совершенство». Вам не нужно беспокоиться о том, достаточно ли вы хороши. Господь позаботится об этом.

Начните делать эти шаги и будьте уверены в том, что Бог не закроет дверь благодати перед самым вашим носом. Доверьтесь Ему, и Он вас непременно доведет до того совершенства, которого вам будет достаточно для встречи великой скорби, которая придет на нашу землю. Божьего вам благословения!

пастор Александр Серков