Крест — символ христианства

Время от времени некоторые члены Церкви выражают беспокойство по поводу того, что Церковь Адвентистов седьмого дня пошла по пути соединения с язычниками. Как на один из примеров такого соединения, они указывают на шпили и кресты на некоторых адвентистских церквах. Они убеждены, что такие элементы в архитектуре молитвенных зданий суть отражение языческих начал и поэтому являются ничем иным, как отступлением от адвентистской веры.

Возможно, что шпили (не обязательно кресты) и заимствованы из архитектуры древних веков. Но те, кто утверждает, что раньше на адвентистских церквах не было шпилей и крестов, просто ошибаются.

Самое большое богослужебное здание Адвентистов седьмого дня, построенное в девятнадцатом столетии,— Бэтл-Крик Табернакл (буквально: Бэтл-Крикская скиния), — было сооружено в 1878— 1879 годы.

Джеймс Уайт и Елена Уайт наблюдали за осуществлением проекта. Фотографию этой церкви можно увидеть в историческом томе, посвященном 150-летней годовщине Бэтл-Крика (1831 —1981). На ней мы видим, что Бэтл-Крик Табернакл имела, по меньшей мере, четыре шпиля. Главную часовую башню завершает большой, богато украшенный шпиль с крестом на самой его вершине. Чуть ниже мы видим нечто вроде кельтского креста или крестов, но они, тем не менее, отличаются богатым украшением.

Когда мы сравниваем эту церковь или скинию с другими бэтл-крикскими церквами (имеется в виду сравнение с церквами других вероисповеданий) на фотографиях, помещенных в этом же юбилейном издании, то кажется, что наша (адвентистская) церковь, что касается ее шпилей и башенок, украшена так же, как и все остальные, и даже еще богаче.

В этой связи небезынтересно было бы заметить, что в первые дни адвентизма возникал подобный же вопрос, когда наши пионеры отказывались пользоваться общепринятыми названиями дней недели (по-английски: сандей (воскресенье) — день солнца; мандей (понедельник) — день луны; тьюсдей (вторник) — день Марса и т. д.), предпочитая вместо них говорить: «Первый день», «Второй день», «Третий день» и т. д. Они считали, что общепринятые названия дней недели связаны с языческими верованиями, и поэтому посвященные христиане должны избегать их употреблений.

Но со временем наши руководители оставили этот обычай и стали вновь употреблять общепринятые названия дней недели. Почему? Да потому что употребление дней недели, дошедших к нам из древних времен, никоим образом не связывается в настоящее время ни с какими языческими обрядами и верованиями.

Какова вообще цель креста? Мы понимаем, конечно, что он магической силой не обладает, как многие понимают. Мы смотрим на крест, как на символ христианства.

Какова его цель на церковном здании? Это знак для внешних, что здесь не какая-то мусульманская мечеть, это не иудейская синагога, и не церковь православная или католическая (у них особые кресты еще и с косой перекладиной).

Но вот какова цель крестов на кафедре или на стене внутри церковного здания? Для внешних или какая-то другая цель? Внешние увидели снаружи, что это протестантская церковь. Находясь внутри, их внимание должно быть теперь приковано к Слову Божию, а не к украшениям внутри здания.

Стоит заметить, что в прошлом веке (50-е, 60-е, 70-е годы) было модным у себя дома и в молитвенном доме вешать плакаты со скрижалями Закона Божия, теперь же кресты и там и сям.

Вообще, к этим вопросам надо подходить сбалансированно и рассудительно, ставя в центре всякой проблемы интересы Божьи: прославит ли это Господа или нет? Будет ли от этого польза делу Божьему или ущерб и бесчестье? Или вообще ничего от него не будет, просто лишь бы что-то и лишь бы как у всех?! Вот теперь и подумайте, что дает крест на стене внутри церковного здания или на кафедре? Не лишний ли это атрибут? А если он там уже есть? Как тогда быть? Смотрите на него не как на идола, потому что это не идол, ему не поклоняются, а смотрите как на нечто, без чего можно было бы обойтись. Вряд ли хоть одна душа обратилась к Богу именно только по тому, что на кафедре был крест. Мне кажется, что Христос, живущий в нашем сердце и в сердцах членов нашей церкви, — гораздо больше согреет душу пришедшего к нам гостя, нежели крест на кафедре. А если он еще услышит и увидит нашу баталию, прения, распри внутри церкви вокруг креста, именно это, а не сам крест, оттолкнёт его от такой церкви и от Бога. Вот об этом надо подумать, и подумать всерьез.

Пастор Александр Серков