«Почему» и «как»

Мы с вами постоянно задаём какие-либо вопросы. Вот сегодня утром, когда вы проснулись, у вас были какие-либо вопросы? Да, были. Во что мне одеться? Какая сегодня за окном погода? И другие подобные.

У маленьких детей, когда они начинают расти, и когда учатся говорить, у них больше всего вопросов, «почему?» У них нет ещё вопросов, «как?» «Мама скажи, а почему это так, а почему вот это так?» Иногда даже ребёнок задаёт такой вопрос, что сразу на него и не ответишь. Вот например, ребёнок задал своему отцу такой вопрос: «Папа, а почему молоко белое?» Вы сразу сможете ответить на такой вопрос?

Со временем же, когда ребёнок растёт, у него становится уже меньше вопросов, «почему», а больше вопросов, «как». Родители всё больше и больше ребёнку объясняют, что и как правильно нужно делать, и поэтому ребёнок с вопроса, «почему», переключается больше на вопрос, «как».

Священное Писание говорит, что Бог также пользуется этим методом. Священное Писание в целом рассказывает, как человек должен жить, и как поступать.

Быт. 2: 15 И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.

16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,

17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.

В этом отрывке мы читаем, что Господь объясняет человеку, как ему поступать. И затем Бог объясняет человеку, почему он должен так поступать. «Ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь».

В описании Эдемского сада мы видим описание только двух деревьев. Хотя в этом саду было огромное количество разных деревьев. А почему описаны только эти два дерева? Потому что, только эти деревья помогали человеку найти ответы на вопросы, «как» и «почему».

Все люди похожи на детей. Как только человек начинает знакомиться с Иисусом Христом. Или в целом с христианством, которое представлено в Священном Писании. У такого человека сразу же возникают вопросы, «почему». У человека нет вопросов, «как», у него одни вопросы, «почему».

«А почему в вашей церкви это так, а почему вот так? А почему не так, как там? И т.д.» Этому не стоит удивляться, это нормальные вопросы.

И на все эти «почему» мы должны давать вразумительные ответы.

Сегодня многие верующие люди не могут ответить на вопрос, «почему». «Почему ты делаешь это, а это почему?». Многие просто говорят: «я это делаю, потому что так делали мои предки». А почему это делали предки они объяснить не могут. «Мы делаем и всё, а почему мы это делаем, это не важно. Объяснения не нужны, мы делаем и всё».

Скажите, вы по такому же принципу воспитываете своих детей?

Вы заставляете их делать то, чего они не понимают?

Ваши дети понимают, что вы от них требуете?

Они понимают, что они делают? Вы объясняете им то, что и зачем они это должны делать?

Или они годами что-то делают и не могут объяснить и себе и другим, зачем они это делают, и для чего так живут?

Будет правильным не просто объяснить ребёнку, как правильно поступать, но и постоянно ребёнку говорить о последствиях его поступков. Но говорить об этом без приукрашиваний.

Быт. 2: 16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,

17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.

Скажите, кому эти слова говорит Господь, Адаму, Еве, или им обоим?

— Адаму.

Но затем эти слова Бога, Адам рассказал и своей Еве. Это мы видим из слов Евы, когда её искушал змей.

Быт. 3: 1 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?

2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,

3 только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.

Адам и Ева, они вместе, знали ответ на вопрос, «как». Как жить?

Они знали, что можно делать, а что нельзя. Они знали, как им поступать, и почему это нужно им делать.

И даже если бы на нашей земле не произошло грехопадение, то Адам и Ева должны были бы рассказывать своим детям о том, как им поступать, и почему им так необходимо поступать. И так из поколения в поколение. Это и есть проповедь Евангелия. Проповедь о Божьих правилах жизни, о Его Законе, о Его просьбе, о Его доброте и любви.

Необходимость в провозглашении Божьих принципов жизни была не только после грехопадения, но ещё в Эдеме, до грехопадения. Эта необходимость была бы, даже если бы на земле не было грехопадения.

Многие люди сегодня не желают сами себе задать вопрос: «Как мне поступать?» Люди в основном идут по жизни просто по накатанному. Люди живя сегодня, в основном руководствуются своими желаниями, страстями, чувствами, и мало кто задаёт сам себе вопрос: «Как мне жить, как поступать правильно?».

Человек если не задаёт сам себе эти вопросы, «как мне жить, как поступать правильно?». Если человек живёт просто, как живут все, живёт по накатанному, если человек не ищет правильного жизненного пути, то такой человек духовно мёртвый.

А вот лекарство от такого состояния.

Еф. 2: 1 И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим,

2 в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по [воле] князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления,

3 между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие,

4 Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, 5 и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены.

Когда мы задаём Богу вопросы, и другим верующим вопросы, это не плохо, это не признак того, что мы ничего не знаем. Наоборот, это признак того, что мы духовно растём, и перед нами открываются всё новые и новые горизонты познания Бога, Его характера, и поэтому возникает всё больше и больше вопросов о новых откровениях Божьих.

Слово «почему» в Священном Писании встречается 58 раз.

Слово «как» встречается 3092 раза.

А в нашей жизни, какой вопрос чаще звучит, «почему» или «как»?

Далее. Вспомним историю о Каине и Авеле. (Быт. 4 гл)

После жертвоприношений Бог встречается с Каином. Заметьте, с Авелем Бог не встречается. Бог пришёл не к Авелю, а к Каину.

Написано, что Каин сильно огорчился (Быт. 4: 5). И у Каина возник вопрос к Богу. Раньше он не задавал вопрос «как». А теперь у него возник вопрос «почему». Почему Бог мою жертву не принял?

В этой жизни мы часто задаём такой вопрос: Ну почему ты так поступил?

Часто этот вопрос мы задаём, или задавали своим детям.

Но Бог никогда этот вопрос так не задаёт. Он своё «почему» задаёт не для того, чтобы уличить человека в неправедном поступке. Его «почему» звучит для того, чтобы помочь человеку. Его «почему» не раздавливает человека, Его «почему» исцеляет, даёт надежду, поднимает.

Быт. 4: 6 И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое?

7 если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.

А как поступил Каин после своего вопроса Богу «почему»?

— он пошёл и убил своего брата. Он поступил беззаконно.

Если бы он задал вопрос, «как», «Господь как мне поступить?», то тогда другая была бы история.

Ещё один Библейский пример.

Царь Саул. Он тоже задавал вопрос «почему». Почему этот Давид должен быть царём, а не мой сын, почему?

А какой вопрос задавал Давид, когда всё время убегал и прятался от Саула?

— Господи, как мне доказать ему, Саулу, что я ничего плохого не желаю ему?

Давид не задаёт вопрос Богу: «Почему Саул так со мной поступает?»

Вернёмся к книге Бытие.

Мы знаем, что от Бога невозможно убежать. Пс. 138: 8.

Быт. 3: 8 И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.

9 И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?

10 Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.

Скажите, что Бог не мог сразу же явиться Адаму и Еве, когда они вкушали плоды, и сказать им: «Что вы делаете? Почему вы это делаете?» Мы бы задали такой вопрос: «Ну почему ты это сделал?» Но посмотрите, как Бог начинает говорить с Адамом и Евой. С чего Он начинает?

Бог задаёт вопрос не «почему Адам ты так поступил», а «где ты Адам?»

Так поступают маленькие дети. Они прячутся, если сделали что-то плохое. Они стараются поменьше быть перед вашими глазами, куда-то уходят, им что-то надо делать, лишь бы не быть перед вами.

И они думают, что их родители не видят проблемы. Они думают, что спрятались хорошо. А родители приходят и говорят: «Ну что выходи, ну что рассказывай».

Господь говорит Адаму: где ты Адам? И Адам отвечает.

Быт. 3: 10 Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.

И здесь Бог не задаёт Адаму вопрос: Адам, а почему ты Меня убоялся? Нет, не задаёт, а какой вопрос Бог задаёт Адаму?

Быт. 3: 11 И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?

Заметьте, Бог своими вопросами человека не осуждает. Бог Адама не пугает, не отталкивает от Себя, не оскорбляет и не унижает. Бог желает помочь человеку. Бог желает Своими вопросами человеку выразить Свою любовь.

Что стоило Богу преступление Адама и Евы?

— жизни Иисуса Христа.

Бог ничего не сказал в упрёк Адаму и Еве на их злое дело. На их непослушание. Он не сказал: «Что это вы наделали, теперь мне придётся отдать Иисуса на смерть из-за вас». Он так не сказал. Бог не упрекал Адама, Бог ему помогал выбраться из создавшегося положения.

Ещё одна история.

Мф. 26: 33 Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь.

34 Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня.

35 Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики.

69 Петр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином.

70 Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь.

71 Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем.

72 И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека.

73 Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя.

74 Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух.

Вопрос. Если бы нас кто-то так же подвёл, как Пётр Иисуса, то как бы мы относились к этому человеку?

— не разговаривали бы с этим человеком.

— Или сказали бы: я же говорил тебе, что ты отречёшься от меня, а ты клялся и божился, теперь я никогда не поверю тебе.

После Своего воскресения Иисус Христос три раза встречается со Своими учениками. У Петра на этих встречах, наверное, камень был на сердце. И может быть Пётр думал, что все его отношения с Иисусом полностью разорваны, и Иисус его никогда не простит.

Но Иисус не такой как все люди, Он не игнорирует Петра, Он встречается с Петром, чтобы с ним поговорить.

Ин. 21: 9 Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб.

10 Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали.

11 Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, [которых было] сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть.

12 Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты?, зная, что это Господь.

13 Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу.

14 Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых.

15 Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? [Петр] говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. [Иисус] говорит ему: паси агнцев Моих.

16 Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? [Петр] говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. [Иисус] говорит ему: паси овец Моих.

17 Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.

Трижды Иисус Христос задал один и тот же вопрос Петру.

А какой Он задал вопрос Петру?

Он не спросил у Петра: почему ты так сделал?

У Иисуса Христа была цель не пристыдить Петра, не унизить его, не сделать так, чтобы тот помнил всю свою жизнь, нет.

У Иисуса была цель приблизить Петра к Себе, убрать всякие сомнения с сердца Петра, убрать тот камень, который мешал Петру быть с Богом рядом.

Как бы мы в своей жизни не поступили, как бы мы не отреклись, как бы мы не согрешили, помните, что Бог всегда будет к нам подходить с вопросом: Как бы Мне спасти этого человека? Как бы Мне ему помочь?

Иисус знал, что Пётр не находил себе места после отречения. И общаясь с ним, задавая ему один и тот же вопрос трижды, Иисус Петру не сказал ни одного слова, чтобы Петра уколоть, унизить, чтобы как то показать ему его грех. Иисус любовью завоёвывает сердце Петра. Он задаёт Петру три вопроса: Пётр! любишь ли ты Меня?

Все люди, которые однажды получат спасение, не будут считать себя какими-то ущемлёнными, униженными в Царстве Божьем. Потому что Бог будет к людям относиться с любовью и поддержкой. Он не будет говорить человеку о его слабостях, о его несовершенстве, и т.д.

Фил. 2: 5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе.

Какие вопросы мы чаще задаём в своей жизни, «как» или «почему»?

Что вас больше всего в жизни беспокоит?

Сегодня люди в основном задают вопрос «почему». Почему меня Бог наказал? Почему я такой несчастный? Почему у меня это болит? Почему…

Даже вопросы касающиеся физического здоровья. Люди не задают вопрос: как мне сохранить то, здоровье которое у меня ещё осталось? Как научиться так жить, чтобы меньше болеть? В основном все задают вопрос «почему».

Если маленький ребёнок задаёт вопросы «почему», это нормально. Это прочес развития и роста. Затем у ребёнка вопросы «почему» меняются на вопросы «как». Но когда у взрослого человека в жизни одни вопросы «почему», это признак того, что у человека что-то не так. Человек по мере своего взросления должен иметь определённые знания, чтобы решать многие свои  жизненные вопросы.

Христос в Священном Писании дал нам пример, как нам нужно жить. Но многие сегодня изменили это «как». Даже среди христиан почти полностью забыто это «как». Придуманы свои, человеческие, «как».

Но в вопросе веры стоит не только, «почему я должен это делать?» Но главный здесь вопрос, «как я должен это делать».

Ис. 58: 2 Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу:

В древности, когда человек хотел знать ответ на вопрос «почему», то такой человек обращался к пророкам. Люди приходили к пророку и говорили: Вот почему…, спроси Бога. Пророки были людьми, через которых Бог общался со Своим народом.

И вот, народ Израильский пришёл к пророку, и задают через него вопрос Богу, вопрос «почему».

И вот какой вопрос был задан Богу. Читаем дальше.

Ис. 58: 3 «Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?» — Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других.

Почему Господь ты не видишь наше благочестие? И Бог отвечает.

Ис. 58: 4 Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте.

Бог отвечает Своему народу: Вот посмотрите, вы вроде бы люди верующие, но как поступать, как иметь отношения друг с другом, в семье, в обществе, это вы отвергаете. Вы совершаете какие-то ритуалы, делаете видимость поклонения Богу, но не более того. Но если вы хотите иметь добрые отношения со Мной, если хотите, чтобы все ваши молитвы были услышаны, и на все ваши просьбы были ответы, то Я вам расскажу, как вам надо поступать, как вам надо жить. (Ис. 58гл.)

Раньше Слово Божье не распространялось в виде Книги. Раньше его практически не было, и люди обращались к пророкам. Сегодня Библий распространяется огромное количество. Сегодня у каждого из нас есть Священное Писание, живое Слово Божье, через которое мы можем получить ответы на вопросы «почему» и «как».

Каких в вашей жизни вопросов больше:

Как я должен поступать? Или

Почему я должен это делать?

Пророк Михей призывал свой народ:

Мих. 4: 5 Ибо все народы ходят, каждый во имя своего бога; а мы будем ходить во имя Господа Бога нашего во веки веков.

Проблема современного общества в том, что у каждого есть своя вера. Каждый придумал себе свою веру, и каждый ходит в своей вере. Т.е., сегодня людей не интересует то, что говорит Бог, то как нужно жить благословенной жизнью.

Человека сегодня интересует только то, как живёт он. И его это устраивает. Это мой мир, я его создал, и я буду так жить.

Так жили люди и во времена Михея.

Люди сами создали себе представления о Боге, о жизни, и вот так жили.

А Михей говорит:

Мих. 4: 5 Ибо все народы ходят, каждый во имя своего бога; а мы будем ходить во имя Господа Бога нашего во веки веков.

Скажите, а как это, ходить во имя Бога нашего?

— те повеления, которые Бог нам открывает в Своём Слове, вот эти повеления, эта истина, нам и помогает жить и ходить во имя Бога.

Мы с вами не должны оставаться духовными младенцами. Мы должны духовно возрастать. Возрастать в познании Бога.

А возрастая, у нас меньше будет вопросов, «почему это происходит?»

Сегодня многие люди живут в неведении. Люди не знают, как жить, как поступать. Сейчас многие говорят о конце света, который якобы наступит в декабре, и люди сразу забегали от страха, не знают, что им делать. А боятся то и бегают, те кто не имеет веру Божью. Вера Божья, это то, когда человек полагается во всякое время на Бога. Не только когда человеку легко жить, но и когда тяжело и очень тяжело.

Вспомните друзей Даниила. Седрах, Мисах и Авденаго.

Когда за их веру им угрожала смертная казнь, как они повели себя? Что они сказали царю, который угрожал им?

Дан. 3: 17 Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит.

18 Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся.

Они не знали, что Бог им поможет, но они решили оставаться быть верными Богу несмотря ни на что. Многие библейские герои оставались верными Богу до смерти. И они никогда не упрекали Бога за свой жизненный путь.

Павел никогда не говорил: «Почему Господи меня побили палками за слово Твоё. Почему Господи Ты меня не сохраняешь? Почему у меня вот эта болезнь? Почему Господи?»

Все эти герои веры ставили перед собой совершенно другой вопрос: «Господи, как мы можем ещё больше послужить Тебе, и Твоему народу? Господи, как нам ещё больше и шире распространить Евангельскую весть, весть о спасении от грехов?»

Вот такие вопросы и нам необходимо задавать.

Сергей Гладкий