Главная причина экономического кризиса

В нашем обществе распространено мнение, что падение нравственности, преступность, увлечение наркотиками и азартными играми является следствием бедности, экономической и политической нестабильности и кризиса. И следовательно, чтобы устранить эти пороки, необходимо стремиться к экономическому расцвету и стабильности. Сегодня, когда наш мир находится в экономическом кризисе, нам стоит задуматься о первичных причинах которые привели к нему. Для этого нам необходимо ответить на вопрос, что первично? Моральное разложение и отступление от Божьего закона, породившее экономический кризис, или же экономические проблемы приводят к падению морали в обществе.

Для того чтобы найти ответ на этот вопрос, обратимся к библейской истории, в тот её период, когда Израильское царство достигло наибольшего экономического процветания при Иеровоаме II (2Цар. 14:23-25). Долгих сорок лет правил страной Иеровоам ІІ, который, по словам И.Флавия, «провёл свою жизнь, испытывая полную во всём удачу». Умело управляя государством, он добился экономического расцве­та. В его правление Израиль достигает апогея своего могущества и процветания. [1] Он успешно воевал с врагами израиль­ского народа, усмирил их и расширил пределы своего государства, восстановив границы Израиля в тех пре­делах, какими они были в царствование Соломона. Израиль стал одним из сильнейших государств Ближнего Востока. Бурно развивалась торговля и земледелие, что весьма благоприятно сказалось на экономическом процветании государства. Производились строительные работы, украшались города, строились великолепные дворцы и неприступные крепости. Все эти сооружения или то, что от них осталось, можно увидеть, если заказать индивидуальные экскурсии по Израилю.

Богатые люди строили себе дома из тёсаных камней, с украшениями из слоновой кости. Они одевались в роскошные ткани, ели дорогие кушанья, пили дорогие вина, мазали себе кожу благовонными маслами. Люди постоянно пировали и ве­селились. Многие наживали свои богат­ства неправдой и насилием, угнетением трудящихся и неимущих. Богачи отдавали деньги в рост бедным, а когда должники не могли к сроку уплачивать долг, то отбирали у них последнее имущество или обращали их самих в рабство. Простой же люд, который вконец обнищал, «покупали» шумными праздниками и оргиями, во время кото­рых притуплялись ум и совесть, а невзгоды забывались от вина и объятий доступных красавиц. Чрезмерная рос­кошь и крайняя нищета, поклонение идолам – вот характерные черты его царствования. Пришло время великих возможностей, но теперь как раз и возникла опасность нравственного упадка, порожденная довольством, сытостью и притеснением бедных. При внешнем процветании народ переживал религиозный и нравственный упадок. Нравы портились, а с ними –  и рели­гиозные понятия. Назревал серьёзный со­циально-политический и экономический кризис.

В это время выступили с вдохновенной проповедью пророки, смело предостерегавшие народ о грядущем экономическом кризисе и о причинах его вызвавших. Одним из них был Амос, пастух из Иудеи, проповедующий в Северном царстве. Он открыто говорил о моральном состоянии народа в годы правления Иеровоама II. Как гром среди ясного неба прозвучала проповедь, указавшая на упа­док в религиозной и нравственной областях, которого не мог скрыть блестящий фасад экономического подъёма. Он очень хорошо описывает общество во время «экономической стабильности» – когда процветают коррупция, взяточничество, кредиты и строительство вилл и котеждей, и дает нам предостережение, – «так за то, что вы попираете бедного и берёте от него подарки хлебом, вы построите домы из тёсаных кам­ней, но жить не будете в них… Ибо Я знаю, как многочисленны преступления ваши и как тяжки грехи ваши: вы враги правого, берёте взятки и извращаете в суде дела бедных (Ам. 5:11-13). В своих речах к народу он резко порицал алч­ность, мошенничество, расточи­тельство людей и распущенность нравов. Он предупреждал, что страну постигнут великие бедствия, если народ не исправится.

Царь Иеровоам II, судя по всему, по-своему отреагировал на проро­чества об опасности. Вместо глубокого раскаяния и коренной реформы всех сторон жизни он взялся за укрепление крепости и города Самарии.

«Археолог Кроуфуг раскопал то, что было сооружено тогда Иеровоамом II, – Самарию обнесли двойной стеной. И без того мощные стены были ещё более укреплены. В северной части, там, где Самария была наиболее уязвима, соорудили исполинский бастион. Кроуфуг, изме­рив толщину его стен, не поверил себе –толщина стены, выложенной из камней, тща­тельным образом подогнанных друг к другу, составила десять метров! Этот могучий бастион красноречиво свидетельствует, на что возлагал свою надежду отступивший от Бога народ.» [2]

В обстановке всеобщего до­вольства происходящим, блестящего положения страны предостерегал народ пророк Осия: «Слушайте слово Гос­подне, сыны Израилевы;… потому что нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле. Клятва и обман, убийство и воровство и прелюбодейство крайне распространились» (Ос. 4:1-2).

При чтении книги Осии, создаётся впечатление, что слова пророка на первый взгляд не соответствуют «экономически развитому» Израильскому государству. «Пророк говорил о том, что милость будет отнята от народа Израиля, а люди видели, как их страна богатеет на глазах, идёт экономический рост, строятся крепости и дворцы. Пророк говорил об опасностях, которые ждали народ, отошед­ший от Бога, а между тем, люди отмечали, что несмотря на то, что они отступили от Бога, предавались разврату, кадили иным богам, их жизнь и жизнь их царя не становилась хуже.» [3] Дух пророчества так описывает это отступление: «Беззаконие Израиля накануне асси­рийского пленения было подобно тому, что происходило во дни Ноя… Возвышение природы над Богом природы, поклонение творениям вместо Творца всегда приводило к вопиющему злу. Так случилось и с израильским народом, который, поклоняясь Ваалу и Астарте и оказывая, таким образом, наивысшее почтение силам природы, порвал всякую связь со всем, что возвышает и облагораживает, и сделался легкой добычей искушения. Ли­шив душу всякой защиты, эти заблудшие приверженцы языческих богов не могли уже более сопротивляться греху и отдались во власть низмен­ных человеческих страстей».[4]

Сравнивая время Иеровоама с нашим временем, мы наблюдаем весьма поучительные параллели: с одной стороны – процветание общества, бурное развитие науки и техники, на фоне чего все разговоры о Боге и конце мира, кажутся чем то устаревшим и несущественным. С другой – глубочайшее моральное падение общества. С третьей – открытое от­ступление многих христиан от библейских истин – святости субботы, отрицания бессмертия души, праведности по вере и т.п. С четвертой – совмещение современным обществом, хож­дения в церковь с посещением ночных клубов, казино, прелюбодеянием, гражданскими браками, пьянством и т.д. И, наконец, в-пятых, на фоне всего этого звучит трёхангельская весть, призывающая людей опомниться, вспомнить о Боге, и Его скором Пришествии. Но ослеплённые грехом люди не видят, подобно древним израильтянам, всю эфемерность и ненадежность того «процветающего экономически развитого общества» в котором они живут, не видя всю его гниль и обреченность». [5]

Два проро­ка, Осия и Амос, говорили о том, что несмотря на экономические успехи, положение в государстве было далеко не благополучным, Израиль катился к катастрофе. Во время длительного царствования Иеровоама II кажущееся благополучие не произвело никакой перемены в духовной жизни необращённого народа, и наконец последовало решение: «Израиль непременно отведён будет пленным из земли своей» Ам. 7:11 Дальнейшая участь народа теперь решена: Господь оставляет его, отнимая Свою защиту.

Царствование Иеровоама II было последним спокойным временем в жизни Израильского царства. После смерти могущественного царя Израиль снова всту­пил в период нестабильности, но на этот раз света в кон­це туннеля не было… Поли­тическая анархия и хаос стали обычным явлением. Цари занимали престол после убийства своих предшественников во время дворцовых переворотов, а затем сами подвергались убийству. Началась агония Северного царства. Вскоре ассирийцы осадили и взяли Са­марию. История царства, населённо­го десятью израильскими племенами, пришла к своему концу.

На основе анализа истории последнего периода Израильского царства мы видим что экономическому кризису всегда предшествует кризис нравственности и духовности. «В благополучии таится опасность. На протяжении веков богатство и слава угрожали скромности и духовности. Нетрудно поднести к устам пустую чашу, но чтобы сделать это с чашей, наполненной до краёв, нужна твёрдая рука. Горе и несчастье вызывают скорбь, но самым опасным для духовной жизни является благополучие. Если человек не покорится воле Божьей, если он не будет освящён истиной, богатство, несомненно, породит в нём самонадеянность.» [6]

Почему Бог допускает экономический кризис

«Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам всё обильно для наслажде­ния; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокрови­ще, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни» 1 Тим. 6:17-19

Первая опасность экономического благосостояния- гордость: «Богатых в на­стоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе», потому что богатство заставляет людей ощущать свою зна­чимость и становиться «высокомерными в отношениях с другими». В период экономической стабильности люди подвержены искуше­нию хвалиться своими домами, машинами, имуществом и различного рода электронными устройствами.

Вторая опасность — материализм: «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы… уповали не на богатство неверное, но на Бога живого». «Ма­териализм» — это не просто обладание материальными вещами, это болезненное желание владеть ими. От обладания богатством до упования на него всего один короткий шаг, и многие его делают. Но это очень глупо, потому что богатство не гарантирует безопас­ность. Не случайно Павел писал о «богатстве неверном». Воры, паразиты, ржавчина и инфляция берут своё. Многие ложи­лись спать богатыми, а просыпались бедными, или, как глу­пый богач в притче Иисуса, не просыпались вовсе.

Упование на богатство не только глупо, оно недостойно самого человека, потому что мы должны уповать не на вещь, а на Личность, не на деньги, а на Бога, «дающего нам всё обильно». «А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть, и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1 Тим. 6:6-10).

 «А всё, что писано было прежде, написано нам в наставление.» (Рим.15:4) Поэтому, благо­даря кризису у нас сегодня есть возможность задуматься над своей жизнью, ибо через кри­зис Бог предостерегает нас от этих опасностей и советует навести порядок в своей жизни, покаяться и вернуться к Нему. Взыщите Господа, и будете живы! Попросите Его, чтобы Он снова утвердил стопы ваши и направил пути ваши. Если мы взыщем Его, то будем жить – действительно жить, а не просто существовать! Мы будем наслаж­даться благословениями мира и благости, которые Он искренне хочет на нас излить.

[1] А.А. Опарин Отвергнувшие ведение – Харьков: Факт, 2005.- с.134.

[2] Волкославский Р.Н. О Библейских пророках и судьбах истории. Заокский: Источник жизни, 1997.- с.34.

[3] А.А. Опарин Отвергнувшие ведение – Х.: Факт, 2005.- с.136.

[4] Пророки и цари с.178.

[5] А.А. Опарин Отвергнувшие ведение – Х.: Факт, 2005.- с.136.

[6] Пророки и цари с.60.

***

Виталий Нероба