Являются ли фальсификацией труды Елены Уайт

Сегодня можно услышать такие заявления: «Труды Е. Уайт на протяжении ряда лет подвергались фальсификации». Полагают, что с 1931 года некоторые лица, ответственные за хранение оригинальных рукописей Е. Уайт, втайне редактировали ее произведения, что-то изменяя в них, что-то удаляя или добавляя. Эта фальсификация, якобы, совершается именно в области ее высказываний о природе Сына Божьего и Святого Духа.

Что можно сказать по этому поводу? А давайте лучше от себя ничего не будем говорить. Давайте приведем исторические факты, краткие биографии пионеров адвентизма и отрывки из их трудов. Мы будем руководствоваться также и трудами Е. Уайт. Ну, и конечно, Словом Божьим – Библией. Логично? Вы согласны с таким подходом?

Можно было бы на основании только одной Библии аргументировать правильность веры в Триединство. Но многие опираются больше на высказывания Е. Уайт; поэтому в других неадвентистских сайтах можно будет раскрыть полноту этой темы, апеллируя лишь к Библии. Ну, а так как этот сайт адвентистский, — мы обратимся и к пионерам-адвентистам, и к Е. Уайт, и к самой Библии.

Прежде чем направить свой взор к публикации трудов Е. Уайт, позвольте мне привести два Библейских текста, недопонимание которых, возможно, и привело к унитарному умозаключению и к антитринитарному противостоянию.

Для того чтобы правильно толковать Библию, надо знать ее происхождение и метод распознания ее глубин. Вот ключевой текст написания: «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Петра 1:21).

А это ключевой текст для распознания:
«Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам» (Иоан.16:13-14).

Речь здесь идет о Святом Духе, Который несколькими стихами выше назван Утешителем. В этом тексте для распознания истины имеются два основных глагола, два действия Святого Духа, которые играют ключевую роль: «Наставит» и «прославит».

Наставит кого? Того, кто прежде, чем открыть Библию, — будет молиться о том, чтобы тот Дух, под воздействием Которого была написана Библия, — наставлял человека при исследовании этой книги. Вы согласны?

Второй глагол «Прославит». Кого прославит? Текст говорит: «Меня». А кто выступает с прямой речью в этом тексте? Иисус Христос. Здесь целая цепочка, разрушая звенья которой, христианство пришло к разногласию в понимании Священного Писания. Если человек отвергает Дух Святой как Личность, то кто его наставит на истину? Эта функция ни чья иная, а Духа Святого — наставлять на истину. Вторая закономерность: Как только человек отвергнет Святого Духа, ждите, вскоре он заговорит, что Христос не Божественная Личность. Почему? А потому что отвергнут Тот, Кто прославит Христа. Так что не удивляйтесь такому большому разногласию в христианстве. Молитесь, чтобы Дух Святой наставил вас, и вы познаете истину.

Давайте теперь поговорим о тех, кому было доверено попечительство над трудами Е. Уайт. За три года до своей смерти Е. Уайт составила завещание, в котором она дала точные распоряжения относительно дальнейшей судьбы своих трудов. Она указала пятерых членов Совета попечителей, которым предстояло нести ответственность за сохранность и издание ее литературного наследия. Ими удостоились быть:

  1. Артур Г. Даниэльс – президент Генеральной Конференции;
  2. Фрэнсис М. Вилкокс – редактор издательства «Ревью энд Геральд»;
  3. Чарльз Г. Джонс – управляющий издательством «Пасифик Пресс»;
  4. Кларенс К. Крайслер – секретарь Е. Уайт;
  5. Уильям К. Уайт – сын Е. Уайт.

Эти пять членов Совета попечителей литературного наследия Е. Уайт были надежными и проверенными сотрудниками, избранными явно в соответствии с волей Божией. Елена Уайт доверяла им, считая, что ее труды будут находиться в надежных руках.

В 1907 году она писала: «Суждено ли моей жизни продлиться или нет, мои письма будут, не переставая говорить, и их работа будет продолжаться так долго, сколько будет длиться время. Мои письма хранятся в подшивках в офисе, и даже если меня уже не будет в живых, эти слова, данные мне Богом, будут продолжать жить, и будут говорить к людям» (Избранные вести, т. 1, с.55).

Елена Уайт доверяла Совету не только регулярное издание отдельных ее книг, но и публикацию компиляций, составленных из рукописей.

Примечательно, что все члены Совета литературного наследия Е. Уайт прожили долгую жизнь. Раньше всех умер Даниэльс (в 1935 году в возрасте 77 лет). Последним из всех – Вилкокс (в 1951 году, в возрасте 86 лет). И все члены Совета пережили рубеж 1931 года, в который были опубликованы основы веры АСД.

Большую роль в Совете попечителей играл секретарь, без которого не обходилось ни одно самое малое дело Совета, и в чьи обязанности входило тщательное фиксирование всех малых решений. Секретарь Совета был наделен полномочиями директора.

1 Кларенс К.Крайслер, секретарь 1915 – 1930 гг.

Он опубликовал следующие компиляции по трудам Е. Уайт:

«Принципы христианского воспитания» (1923 г);
«Советы по здоровому образу жизни» (1923 г);
«Свидетельства для проповедников» (1923 г);
«Христианское служение» (1925 г).

2 Уильям К.Уайт (сын Е. Уайт) 1930 – 1937гг.

«Вести для молодежи» (1930 г);
«Медицинское служение» (1933 г).

3 Артур Л.Уайт (сын Уильяма Уайта, внук Е. Уайт) 1937 – 1978гг.

«Основы здорового питания» (1938 г);
«Советы по управлению ресурсами» (1940г);
«Евангелизм» (1946г);
«Советы авторам и редакторам» (1946г);
«История спасения» (1947г);
«Христианский дом» (1952г);
«Литературный Евангелизм» (1953г) и другие публикации.

Артур Л. Уайт, официально уволившись в 1978 году, несколько последующих лет писал полную биографию своей бабушки Елены Уайт. Это было венцом его долгой и выдающейся жизни в служении Церкви. Биография Елены Уайт в шести томах была закончена в 1986 году.

Почти 58 лет Артур Уайт был связан с Наследием Елены Уайт. Он являлся пожизненным членом Совета попечителей, исполняя эти обязанности около 53 лет. После заметного ухудшения здоровья Артур Уайт умер 12 января 1991 года.

Итак, что мы видим? На протяжении многих лет все труды Е. Уайт находились в надежных руках посвященных людей. Все члены Совета, которых выбрала сама Елена Уайт, трудились достаточно продолжительное время. Последний из первоначального состава умер только в 1951 году! А ранее, в 1937 году, когда умер Уильям Уайт, в Совет был избран Артур Уайт, и вплоть до 1991 года он являлся членом Совета, проработав более 40 лет его секретарем!

Давайте предположим, что через несколько лет после смерти Е. Уайт некто решился на фальсификацию ее трудов в вопросах Триединства. Как вы думаете, с какими трудностями он тогда столкнулся бы? По меньшей мере, тринадцать препятствий ему нужно было бы преодолеть.

Давайте приведем их:

1 Ему необходимо было найти специальную бумагу, которая использовалась при жизни Е. Уайт, и именно в том году, в котором она писала ту или иную статью, так как состав бумаги постоянно менялся, и позже бумага была уже совершенно другая.

2 Ему пришлось бы искать и печатную машинку с определенным типом шрифта. Вы знаете, что каждая машинка имеет свой определенный почерк. Я многие годы занимался самиздатом, и печатал на разных машинках, и знаю, — шрифт у всех машинок разный. Буквы часто отлетали, и их приходилось припаивать, и какие-то буквы били левее или правее или немного выше.

3 Ну, давайте предположим, что бумага все же подобрана и машинка тоже, ведь бывает же, что и деньги подделывают, но в данном случае фальсификация нисколько не упрощается. Прежде чем подыскивать бумагу и подгонять машинку, фальсификатор должен был найти возможность посетить хранилище трудов Е. Уайт, перерыть, перечитать все труды, и, оставаясь незамеченным, найдя нужный материал, выкрасть его, а когда фальсификация будет готова, ее надо снова вложить точно на то же место, где был подлинник. Сделать это было очень тяжело, так как существовали почти непреодолимые препятствия.

4 Многие рукописи не были отпечатаны на машинке, они были ее собственной рукописью. Предполагаемый фальсификатор должен был хорошо знать стиль письма Е. Уайт и уметь подделывать ее почерк. Среди преступного мира возможно и нашлись бы специалисты, которые выкрали бы, подделали и снова вложили бы на место фальсификацию, но их привлекают более крупные аферы и с большим барышом, чем документы о Триединстве.

5 Многие рукописи были дублированы в печатном издании. О, мне кажется, и преступный мир не справился бы с этой задачей: все перечитать, сделать сравнения, выявить все дубликаты, выкрасть их, месяцы кропотливой работы над отработкой почерка и потом все разложить на свои места и притом остаться незамеченными. Но факта взлома хранилища пока обнаружено не было.

6 Фальсификации надо было подвергнуть не только место, в котором говорилось о Боге, но и все близкие по смыслу отрывки, иначе эти вставки были бы как заплатки на штанах. Они должны были бы плавно вписываться во весь контекст.

7 Все труды Е. Уайт – это не кипа листов. Они подшивались или как сегодня говорят – переплетались в отдельные тома. Эту подшивку надо было расплести и вновь переплести с листом фальсификации. Надо учесть еще то, что бумага со временем желтеет, и новый свежий листок обязательно будет выделяться среди остальных.

8 А если надо вложить полностью новый фальшивый лист, это еще трудней, так как в подшивке все пронумеровано. Это надо всю папку подделывать, и после вложенного листа надо было бы на всех остальных листах менять номер страницы.

9 А если надо было бы изменить в тексте только часть фразы или вставить или убрать только одно слово?! Это на компьютере гораздо легче сделать. Я когда-то писал проповеди или статьи на бумаге. О, сколько я ее перевел, а сейчас я пишу, строчу, не обращая внимания на опечатки, а потом прохожу несколько раз и редактирую. На бумаге достижения этой цели никто еще не изобрел.

10 Исключено предположение, что в этом принимал участие кто-то из членов Совета литературного наследия, так как они были избраны самой Е. Уайт. К тому же, есть все основания полагать, что при отборе кандидатов в Совет литературного наследия, она получила откровение от Бога с указанием на тех, кто должен войти в этот состав. Все выбранные члены Совета действительно были верны христианским принципам. Елена Уайт была так уверена, что после ее смерти вплоть до второго пришествия Христа все ее труды будут верно служить людям. Она видимо была уверена, что их охраняет Бог.

11 Возникает и такой вопрос: если в 1931 году церковью были сделаны столь серьезные шаги и в основу веры попали ложные учения о Троице, почему столь посвященные братья, члены Совета, не только не подняли свои голоса в защиту истины, но, как ни в чем не бывало, продолжали мирно трудиться, ведь Совет имел практически тот же самый состав, каким он был в начале своей работы, так как все братья пребывали во здравии? Почему даже Уильям Уайт оставался спокоен, ведь в то время именно он был секретарем Совета – руководителем литературного наследия своей матери?

12 Если в 1931 году ложное учение действительно стало частью официального вероисповедания АСД, тогда, следуя библейскому определению, церковь превратилась в Вавилон. Почему же в то время посвященные, оставшиеся в живых пионеры адвентизма не покинули церковь?

13 Почему никто в 1931 году, после публикации официальных доктрин, не обратился к ранним трудам Духа пророчества с целью разоблачить ложные взгляды, ведь ранее опубликованные труды могли бы с большой легкостью выявить ложь? Но никто этого не сделал. Не потому ли никто не представил доказательства из книг Уайт об ошибочности веры в Троицу, что никаких доказательств этому не было, а одни лишь подтверждения?

Видите, сколько вопросов возникает уже в самом начале разбора это непростой темы! А ведь мы еще не касались письменных свидетельств пионеров адвентизма и самого главного свидетельства – Священного Писания!

Следующие темы предоставят нам больше доказательств того, что учение о Триединстве имеет вполне Библейское основание.

Пастор Александр Серков