Нездоровый интерес к здоровому питанию

Кусочек бездрожжевого хлеба, намазанный соевым майонезом, посыпанный толченым льном. Еда без соли, сахара, томата, лаврового листа и т.п. При виде людей  пьющих газированную воду или еще хуже, кушающих  мороженное – изображаем на лице ужас и презрение. Не это ли идеал реформы здоровья? И что ж тут такого? Мы ведь все за здоровый образ жизни. Но присмотритесь внимательно. Король то голый! Вы видите на лицо все признаки психического расстройства, в науке названного орторексия. Так называется в ученом мире болезненная зацикленность на определенном типе питания.  Если человек все больше и больше времени тратит на соблюдение каких то особых (зачастую только узкому кругу «посвященных», понятным) правил питания, он становится конфликтным, самоуверенным, то это и есть наш пациент.

Если можно сказать, открывателем орторексии как медицинского термина стал Стивен Бретмен – автор книги «ПРИСТРАСТИЕ К ПОЛЕЗНЫМ ПРОДУКТАМ: КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ОДЕРЖИМОСТЬ ПРАВИЛЬНЫМ ПИТАНИЕМ». Но Стивен не был кабинетным ученым, он сам был ярым сторонником «правильного» питания, чуть не угробившего его жизнь. В 70-х годах он и еще пару десятков его друзей организовали коммуну, питавшуюся исключительно сверх-экологически чистыми продуктами. Речь не идет даже просто об отказе от рыбы и мясе. Под категорию неэкологических попали и лук  с чесноком и другие, вроде бы растительные продукты но имевшие нездоровое влияние на «тонкое энергетическое равновесие».  Но даже то, что можно было есть не в коем случае нельзя было резать, опять же чтобы не разрушить энергетические поля,  а положив в рот пережевывать минимум 50 раз. Стивен Бретмен пишет:  «Меня радовала необычная ясность мышления, и я начал считать себя настоящим праведником. К людям, которые ели чипсы и шоколадные пирожные, я относился как к несчастным низшим существам, стремящимся только к тому, чтобы набить брюхо. Со временем я настолько увлекся здоровым образом жизни, что стал вводить в свой рацион все более жесткие ограничения, придумывал для себя довольно суровые наказания, например, голодание в течение 2–3 дней».

Желая достичь идеала, Стив еще больше ужесточал свою систему. Но время от времени он срывался и наедался «нездоровых продуктов». После этого он истязал себя еще больше, чтобы наказать за срыв. В конце концов, он достиг нервного истощения. Но  к счастью он повстречал монаха-бенедиктинца.  Он убедил, что некоторые продукты не менее полезны хотя бы тем, что приносят радость и удовлетворение. Сегодня Стив также считает, что нужно отдавать в рационе преимущество овощам и фруктам, но выполнение правил не должно быть столь педантичным, что стать смыслом жизни. “Если вы способны смеяться и подшучивать над собой, вам будет легче избавиться от орторексии, — добавляет Брэтман. — Но если вы больше думаете о пользе тех или иных продуктов, чем об удовольствии, получаемом от еды, то у вас есть все предпосылки стать “орторексиком”.

КАКИЕ ЛЮДИ ПОПАДАЮТ  В СЕТИ ПИЩЕВОГО ФАРИСЕЙСТВА НАШИХ ДНЕЙ?

Психотерапевты считают, что склонностью к  орторексии обладают в первую очередь ипохондрики и люди склонные к излишнему самокопанию. Так же  к группе риска относятся люди с пониженной самооценкой. Для них отказ от той или другой пищи — метод самореализации, метод доказать  свою твердость. Ну и конечно самая большая группа — тех кто не желая искать истинный смысл своих проблем (с чем бы они не были связаны), заполняют всевозможными оригинальными диетами внутреннюю пустоту. Это тот же уход от реальности, что и у алкоголиков. И соответственно проблемы у них есть общие проблемы в лечении. Попробуйте убедить алкоголика, что он алкоголик! А попробуйте сказать человеку склонному к орторексии,  что у  него проблемы с психикой. А еще если вы при этом и жуете булочку.

Но орторексия не только не решает внутренних проблем, но и развивает новые. Чувство вины (когда вы вдруг съели не «тот» продукт), теряется удовлетворение от пищи (остается только интеллектуальное удовлетворение  «Ай да я молодец, не то что некоторые»), теряется глубокое удовлетворение от жизни. Есть более «здоровую» пищу  с каждым днем, становится манией.  Тем более что у таких людей удивительно разнообразные и не всегда последовательные понимания, какая же пища действительно является здоровой.

ПСИХОЛОГИ ГОВОРЯТ О ТОМ, ЧТО НАШЕ ПИТАНИЕ ОТОБРАЖАЕТ НАШИ ЖИЗНЕННЫЕ РЕАЛИИ.

Например: Аккуратный и дисциплинированный по характеру человек. У него все подсчитано и на  работе и дома. Он приходит в магазин и считает калории купленных продуктов. Это для него естественно. Стиль жизни. Но если вы «творческая» личность подсчет калорией в приобретенных продуктах, как необходимое условие жизни, может окончательно отравить вам жизнь и привести к нервному срыву.

Иногда контроль продуктов — это своеобразный протест против того, что все остальное в жизни контролируется другими. Это способ доказать, что я чего-то стою, мое мнение имеет решающее значение.

Манией правильных продуктов заражаются и простые домохозяйки, которые когда то подавали большие надежды, но случилось так, что кроме как подбора продуктов в семью, им негде реализовать свой потенциал. Хоть в этом деле они могут достигнуть успеха и совершенства, при  этом абсолютно все равно, что по поводу такого «совершенства» думает семья, которая, в конце концов, начнет  тайком от хозяйки есть «несовершенные» продукты.

В опасности находятся и люди, легко попадающие под влияние особенно сильных личностей. «Как? Вы все еще едите это?!!!»  И начинается подгонка своей жизни под «авторитетное» мнение «авторитетного» человека. Но прошу прощение — это моя жизнь, а не жизнь «авторитета» дубль 2.

Тем более что «авторитетные» люди редко держат свое мнение при себе. Это зачастую еще одна серьезная проблема.  Своеобразный образ «мессии», призванного спасти всех, показать свою значимость и эксклюзивность.

Сегодня быть «не таким» модно.  И ВОПРОС ЭКСТРАВАГАНТНОГО ПИТАНИЯ — ЭТО ВОЗМОЖНОСТЬ ЯРКО ВЫДЕЛИТЬСЯ.

Встречали вы таких людей в жизни? А в церкви?  К счастью мы принадлежим к обществу людей, которые придерживаются  реформы здоровья в самом ее сбалансированном виде. Но от людей с «особым» светом  в отношении питания, мы, к сожалению, не избавимся никогда. Возможно тогда, если мнение ученых не авторитет, помогут (хотя боюсь не всегда) другие авторитетные высказывания.

Несколько цитат из трудов Елены Уайт:

«…остальные члены моей семьи не едят того, что предпочитаю я. И я не считаю себя эталоном для окружающих. Пусть каждый следует своим представлениям о полезном для него. Я не доверяю никому, кроме своей собственной совести. Никто не может быть мерилом для другого в выборе пищи. Невозможно установить одно правило для всех» (Основы здорового питания, с. 491; ср. Служение исцеления, с. 320; Избранные вести, т. 3, с. 294).

«Желание и цель сатаны внедрить в нашу среду людей, впадающих в большие крайности, людей узкого мышления, критичных, резких и очень упорных в навязывании своих собственных понятий относительно того, что есть истина. Они будут взыскательны, настойчивы в стремлении навязать строгие правила. Они будут очень требовательны в маловажных вещах, но в тоже время пренебрежительны к важным аспектам закона — суду, милости и любви Божьей» (Медицинское служение, с. 269;.).

«Мой брат! — писала сестра Уайт одному такому стороннику. — Ты не должен делать из вопроса о питании камень преткновения для народа Божьего, ибо тогда люди потеряют доверие к учениям [нашей Церкви], которые они еще не в состоянии постичь своим разумом. Господь желает, чтобы Его народ поступал благоразумно во всех вопросах санитарной реформы и ни в коем случае не впадал в крайности» (Основы здорового питания, с. 205). И вновь она писала, что нам «следует быть осторожными, чтобы не навязывать силой даже самые правильные идеи» (там же, с. 398).

«Религия многих, — писала она в 1889 году, — заключается в том, чтобы критиковать одежду и манеру поведения. Каждого они хотят мерить своей меркой… Они утратили любовь Божью в своем сердце, но считают себя проницательными людьми. Они уверены, что наделены правом критиковать и осуждать; но им следует покаяться в этом заблуждении и отвратиться от своих грехов… Давайте любить друг друга… Давайте взирать на свет, который светит для нас в Иисусе. Давайте помнить, каким прощающим и терпеливым Он был с заблудшими земными детьми. Мы оказались бы в жалком положении, если бы Небесный Бог уподобился одному из нас и поступал с нами так, как мы поступаем друг с другом» (Ревью энд Геральд, 1889, 27 августа;).

До меня доходят сведения, что некоторые братья, берут из Свидетельств информацию о санитарной реформе и делают ее эталоном. Они выбирают высказывания относительно отдельных видов пищи, которые представляются нежелательными, высказывания, написанные для предостережения и наставления определенным личностям…

Эти люди сосредотачивают на таких высказываниях свое внимание и усиливают их как только можно, проявляя при этом свои особенно неприятные черты характера. Они преподносят свои идеи весьма убедительно, делают их критерием верности и используют там, где они могут причинить только вред.

Им недостает кротости и смирения Христа. В санитарной реформе, прежде всего, необходимы умеренность и осторожность, но они не имеют этих желательных качеств характера. Они нуждаются в воздействии на них силы Божьей. И такие люди могут использовать санитарную реформу во вред, внушая предубеждения, делающие людей глухими к истине…

Отдельные люди выбирают из Свидетельств сильнейшие выражения и, не учитывая обстоятельств, при которых были даны эти предостережения и предупреждения, применяют их в каждом случае. Таким образом, они оказывают нездоровое влияние на разум людей. Всегда находятся люди, готовые выхватить что-нибудь такое, чем они смогут подвергнуть других суровому испытанию; элементы своего собственного характера они внедряют в реформы… Они приступают к делу, оказывая нажим на окружающих. Извлекая из Свидетельств отдельные выдержки, они относят их ко всем подряд и скорее внушают отвращение, чем приобретают души. Они производят разделения, тогда как должны бы творить мир…

Пусть Свидетельства говорят за себя. Пусть никто не выбирает самые сильные высказывания, данные для определенных лиц и семей, и не относит их к другим». Напротив, когда «благодать Христа смягчит и покорит их собственные сердца», когда «их дух смирится и наполнится состраданием, они перестанут следовать предрассудкам, вызывать разделения и ослаблять церкви» (Избранные вести, т. 3, с. 285-287; курсив мой. — Дж. Н.).

«Санитарная реформа, — писала она доктору Крессу, — может стать причиной извращения здорового образа жизни, если занимать крайнюю позицию» (Основы здорового питания, с. 202).

Брат может не принимать ваше толкование Свидетельств, но верить в них так же полно, как верите вы и при этом иметь более уравновешенную точку зрения» (М. Л. Андриасен. Неопубликованные рукописи, 1948, 30 ноября).

«Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17).

Пастор Александр Мещеряков

Фото: http://seemomrunbikeswim.blogspot.com/2010/06/healthy-eating-is-expensive.html