Библейское толкование Даниила 8:14

Немало толкований на текст Даниила 8:14 предлагают богословы. И все толкователи заявляют, что их толкование единственно правильное. Были предложены и претеристские и футуристские толкования. Но где истинное толкование?

Давайте рассмотрим некоторые комментарии на Дан.8:14 и проанализируем их. Мы не будем «говорить» о тех давно избитых доктринах, которые приводят нас к Антиоху IV Эпифану, рассмотрим более свежие:

СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ (копирую):

В 1958 году президент Кнорр выступил еще с одним «пророчеством», вписав его в прошлую историю «Общества». «Свет Иеговы» теперь упал на фразу из книги Даниила:

«И сказал мне: на две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится» (Даниил, 8, 14).

Какой же подтекст прочитал президент Кнорр в данииловых «утрах и вечерах», что это за счастье для верующих объявилось 26 мая 1926 года, когда, по словам Кнорра, началось исполнение воли Иеговы?

Во-первых, Кнорр объявил, что под «святилищем» надо понимать не что иное, как «Общество свидетелей Иеговы».

Во-вторых, «2300 вечеров и утр» нет надобности превращать в «пророческие» годы. Надо просто отсчитать 2300 дней, или 6 лет, 4 месяца и 20 дней, вперед от начала конгресса в Лондоне 25 мая 1926 года и получится 15 октября 1932 года. С этой датой связывалось, как предусмотренное якобы Библией, превращение бруклинского «святилища» в земную божественную организацию Иеговы (конец цитаты). Цитата взята отсюда: http://lib.rus.ec/b/263883/read)

А вот самое свежее толкование:

ТРЕТИЙ ХРАМ – ХРАМ ХРИСТА (копирую):

Если считать, что по закону Торы каждый день Богу должны приноситься минимум две жертвы, утренняя и вечерняя, то общий срок, про который сказано у пророка Даниила ? 1150 дней. Отсчитав от 9 Ава 2009 года это количество дней, мы попадаем на 5 Тишрей 2012 года. Эта дата нам ничего не говорит. 5 Тишрей расположено посередине между 1 и 10 Тишрей, между Рош а-Шана и Йом-Киппуром, в середине «асерет йемей тшува», «десяти дней раскаяния». Казалось бы, ничего знаменательного произойти не может, ведь конец срока выпадает не на библейский праздник…

Но если предположить, что к осени 2012 года нам удастся построить в Израиле Третий Храм, Храм Мессианского иудаизма, то оказывается, что всё совпадает!

Дело в том, что в Храме по пророчеству Иезекииля вообще не должно быть вечерних жертв. Вечерняя жертва осуществилась в Жертве Иисуса Христа, умершего на кресте вечером. И в дни освящения жертвенника будущего Храма, по пророчеству Иезекииля, приносятся жертвы в течение 10 дней. Только по утрам.

То есть, если с 1 Тишрей, с еврейского библейского Нового года в 2012 году уже будут приноситься утренние жертвы, в соответствии с пророчеством Иезекииля, то это отсрочит исполнение общего количества не принесённых жертв до 10 Тишрей, то есть, до Йом-Киппур. А именно про Йом Киппур года, кода будет завершено освящение жертвенника Третьего Храма, Иезекииль пророчествует, что с этого момента Бог будет милостив к Израилю. С 1 Тишрей 2012 года в Храме будут приноситься утренние жертвы и потому срок 2300 вечеров и утр отодвигается аккурат на 10 Тишрей, то есть на Йом Киппур. Йом Киппур — Судный День!

Всего с 9 Ава 2009 года до 10 Тишрей 2012 года оказываются не принесены 1155 вечерних и 1145 утренних жертв, итого 2300! Отсчёт 2300 вечеров и утр по пророчеству из книги Даниила уже идёт!

Такое толкование вселяет надежду, что Бог будет с нами, когда мы начнём строить Третий Храм по пророчеству Иезекииля, и мы успеем построить этот Храм за оставшееся время.

Итак, ещё раз: какой смысл в отсчёте 2300 вечеров и утр от 9 Ава 2009 года до 10 Тишрей (Йом-Киппура) 2012 года?

День поста, 9 Ава расположен в конце года по еврейскому календарю. В 2008 году, как мы доказали, начался 70й юбилейный год Израиля. За весь год не было сделано ничего, чтобы начать строительство Храма по пророчеству Иезекииля. Только в конце года, к 9 Ава, группа Института Храма во главе с раввином построили жертвенник, причём не принесли на нём никаких жертв! Мерзость запустения! Мерзость запустения современного иудаизма ? налицо.

Прежде этого «мерзость запустения» христианской религии выявилась, когда мёртвые конфессии, напрочь лишенные Духа Святого, не обратили никакого внимания на совпадение двух сильнейших землетрясений с двумя главными праздниками христианской религии, Рождеством-2004 и Пасхой-2005. От второго, пасхального землетрясения 2005 года пошёл отсчёт 1290 дней по пророчеству той же книги пророка Даниила. От землетрясения, произошедшего на следующий день после Пасхи, до начала юбилейного 2008 года, то есть, от вечера 28 марта 2005 года до вечера 28 сентября 2008 года ровно 1290 дней! Им всем было пофиг. Кому ни пиши ? разговаривать с членами мёртвых религий бесполезно.

29 сентября 2008 года всех тряханул кризис, индекс Доу-Джонса упал на рекордные за всю свою историю 777 пунктов. Так началось пробуждение этого мира, пробуждение к Страшному Суду.

А в конце юбилейного 2008/2009 года, 9 Ава иудеи построили жертвенник. Так мерзость запустения, прежде отсчитавшая свои пророческие 1290 дней в христианской религии, теперь начала свой отсчёт 2300 вечеров и утр в современном иудаизме.

Пора пробуждаться. Пора бежать из гнилых конфессий. Давно пора покинуть секты деноминаций. Надо делать то, что угодно Богу: строить Третий Храм, собирать святых, собирать Израиля.

Глады, моры, землетрясения по местам будут трясти дальше. Опупевшие в своих религиях будут нести дальше всякий бред своих лжепророчеств: вся христианская религия полна блевотиной, нет чистого места!

Надо строить Храм! Место найдено. Место для Храма свободно. Бог сделал всё, что должен был сделать. А Храм строить должны люди ? Бог же придёт, когда будет готов Храм. Когда истекут 2300 вечеров и утр (конец цитаты); (кто хочет удостовериться в подлинности этой цитаты, наберите в поисковике два слова: «Третий храм», и вам откроется немало статей на эту тему).

И снова какие-то точки опоры для толкования. И все какие-то реальные даты, и при том, связанные с пришествием Бога (согласно тексту). Но что за этими толкованиями стоит? И правильны ли они?

Ладно, это все предлагают люди не адвентистского вероисповедания. Но вот когда что-то подобное предлагают адвентисты, которые пришли в церковь, были согласны со всеми пунктами учения церкви АСД, но теперь что-то пытаются перевернуть вверх дном.

Вот одно совсем новое толкование Дан.8:14 так называемыми Адвентистами:

Они сомневаются в том, что пророческий период 2300 вечеров и утр (Дан. 8:14) начинается в 457 г. до Р.Х., как это понимает наша церковь во всем мире. Они утверждают, что начало 2300 вечеров и утр — это «отнятие ежедневной жертвы и поругание места святыни Его», а начало 70 седмин совсем другое: «повеление о восстановлении Иерусалима». Таким образом, это разные сроки и разные события. приуроченные к ним.

И что примечательно, — их рассуждения расходятся даже и с общепринятым у ряда протестантов и православных истолкованием этого пророчества, которые «опустошительное нечестие» и «мерзость запустения» относят ко времени Антиоха 1У Эпифана, т.е. к 167 — 164 гг. до Р.Х.

Доктрина о начале следственного суда в небесном святилище это — сильная доктрина, и она явно дьяволу не понравилась. Ну, как это, Христос ходатайствует на суде за Своих детей?! Надо эту доктрину изъять или исковеркать ее. Но куда денешься, ведь Е. Уайт об этом суде писала и не мало, и в ВЕЛИКОЙ БОРЬБЕ посвятила этой доктрине целую главу?! Что ж, и ее долой! Так легче. Когда кому-то не хочется принимать доктрину о субботе, о нечистой пище, они выбрасывают все книги Ветхого Завета, и им так спокойней. Мешает им послание ап.Павла к Евреям, и его можно убрать, оно, мол, было написано евреям, а мы язычники. Мешает книга Откровение, и ее долой, она, дескать, — закрытая книга.

Ну, просто так, как одна принцесса, дочь вождя на каких-то отдаленных островах диких племен поступила с зеркалами. Когда купцы привезли на остров зеркала, она взглянула в одно из них и ужаснулась, оказывается — она не такая уж красавица, как ей казалось, и
больше того… Что она предприняла? Приказала конфисковать все зеркала, и теперь ей приятно снова стало жить с мнимым представлением о себе, что она красавица.

Многим глаза режут слова вестницы Господней, что ж, долой ее. И девиз такой громкий взяли: Sola scriptura. Громко звучит, не правда ли?

А что было бы, если бы первые христиане заявили: «Нам только Танах приемлем, никаких новых писем кому-то мы не признаем как Божественное Писание».

А кто-то из еврейского народа еще раньше также мог бы заявить: «Нам не нужны какие-то пророчества каких-то там пророков, мы признаем только ТОРУ, которую написал нам Моисей».

И иные еще могли бы пойти дальше, и есть такие и сегодня, которые заявляют, что вся Библия, это вымысел человеческий, мы принимаем только слова самого Бога, которые в Библии написаны как прямая речь. Например: «И сказал Бог». И вот только прямая речь Бога это нечто Божественное, а остальное — человеческий вымысел.

А кто-то вообще никаким Писаниям не верит. — Оставьте меня в покое, мне так легко жить, ничто за душу не скребет: можно, нельзя, я сам себе бог и царь, и что хочу, то и ворочу. Ну, что-то вроде: зеркало выбросил, и я святой и безгрешный, главное: праведность через веру, а вы с «зеркалами» — все уроды.

Ну, хорошо, ложные толкования мы рассмотрели, а правильное ли толкование, которого придерживаемся мы? Эта доктрина общеизвестная, но стоит о ней поговорить еще раз.

Экзегеза любой доктрины должна опираться на концепцию всего Писания. Когда мы подходим к рассмотрению цифровых пророчеств, то, изучая их, вырисовывается некая закономерность. Когда речь идет о буквальных периодах времени, то цифровые данные подаются в нормальном варианте. Когда же идет речь о пророческих символах, то перед нами предстают какие-то неестественно выраженные цифры. Как-то они не так подаются, как мы привыкли их видеть. О чем это говорит? Давайте рассмотрим:

Цифровые данные пророчеств Даниила являются неестественными по своей сути, например:

Нормальный способ выразить 1290 дней из Даниила 12:11 был бы: «3 года и 7 месяцев».

То же самое и с временными пророчествами в 2300 вечеров и утр – «6 лет, 4 месяца и 20 дней»;

И с семьюдесятью седминами – «1 год, 4 месяца и 10 дней».

«Время, времена и полвремени» и его эквиваленты «1260 дней» и «42 месяца» — также ненормальное определение времени. Оно должно было бы быть обозначенным: «3 года и 6 месяцев».

И это же самое и с временным пророчеством в 1335 дней из Даниила 12:12 = 3 года, 8 месяцев и 15 дней».

Сравните, как выражают время Иисус Христос и Иаков, когда речь не идет о символизме:

« Много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле» (Лук. 4:25).

« Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев» (Иак. 5:17).

Временные пророчества Даниила не выражены тем способом, каким были бы выражены, если бы использовались для обозначения буквального времени. Это говорит о том, что речь здесь идет не о буквальном, а о символическом времени.

Откуда появилась такая тенденция превращать годы в дни при описании и при толковании превращать их снова в годы?

В исторических повествованиях слово «ДНИ» нередко используется для обозначения общего количества прошедших лет, например:

Даниил и его друзья предстают перед царем « по окончании тех дней», хотя на их обучение ушло три года (см. Дан. 1:5,18).

Навуходоносор вновь обрел здравый ум «по окончании дней тех» (Дан. 4:31), хотя период, о котором идет речь, длился семь времен (лет) (см. Дан. 4:22).

Из этого видно, что связь, которую нам необходимо установить между словом «день» и «год», формировалась из общего лингвистического использования и типа мышления людей того времени, из которого позже между этими словами развилось более узкое отношение в пророческих текстах.

Что не менее важно, богословы многих вероисповеданий на протяжении многого времени придерживались этого принципа толкования «день за год» за многие века до появления церкви Адвентистов седьмого дня.

Давайте теперь уясним одну истину: Дан. 8:13-14 дает нам самый длинный период времени в 2300 лет. О другом периоде в 70 седмин (490 лет) сказано, что он «определен» или по древнему тексту «отрезан» специально для иудеев. От чего же он отрезан? Вспомните, что сказано о Данииле, когда он получил видение о 2300 вечеров и утр: он «изнемог и болел несколько дней» (8:27). Он не мог вместить в своем сознании то, что «относилось к отдаленным временам» (8:26). И «был изумлен видением сим и не понимал его» (8:27). Но вот настал момент, когда Гавриил вновь посетил Даниила. Вот его слова: «Даниил! Теперь я исшел, чтобы научить тебя разумению.… Итак, вникни в слово и уразумей видение» (9:22-23). О каком видении идет здесь речь? О последнем, которое он не понимал. Заметьте, в этот раз Гавриил не пришел к Даниилу с новым видением. Он заостряет внимание на данном ранее видении, которое пророк не понимал, на видении о 2300 вечеров и утр и объясняет теперь его в его дробных частях. Начинает он с 70 седмин. Фактически, и 70 седмин, и все остальные временные пророчества Даниила входят в состав этого длинного периода в 2300 лет, так как все они экзегетически связаны друг с другом. Они являются его дробными частями.

Заметьте при этом: 70 седмин отрезаны, а отрезать – не вырезать. Вырезать можно в середине, а отрезают с краю. В пророческой цепи может быть только два края: начало и конец. И, таким образом, отрезать 70 седмин можно только с начала или с конца. Но пророчество о 2300 вечеров и утр не дает само в себе, ни точку начала периода, ни его завершение.

Смотри текст:

14. На две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится.

И никаких больше сведений.

Ну, и с какого же конца нам отрезать семьдесят седмин?! А давайте-ка собирать все остальные временные пророчества в единую схему, подобно тому, как дети, играя в кубики, собирают их, и вот, последний кубик становится на свое место, и они радуются цельной картинке, которая у них получилась.

Правильно поставленные на свои места все временные пророчества книги Даниила дадут нам целостную картину, мозаику – 2300 вечеров и утр, и само собой вырисуется и начало и конец этого периода, и станет ясно, — с какого конца отрезаны 70 седмин.

Давайте сгруппируем теперь все эти временные отрезки в единую схему, учитывая при этом, что:

70 седмин начинаются в 457 году до Н.Э.. Это год выхода повеления о восстановлении Иерусалима (см. Дан. 9:25).

70 седмин распадаются на составные части: 7 седмин, 62 седмины и два отрезка по полседмины (см. Дан. 9:25-27). Мы возьмем их все по отдельности.

Отрезок: «время, времена и полвремени», что фактически равно 1260 дням, появляется в пророчестве три раза (см.7:25; 11:33 и 12:6-7). Мы возьмем его один раз, так как остальные два отрезка являются дубляжными.

Период: «время, времена и полвремени» начался в 538 году, когда папство получило полную религиозную и гражданскую власть. И закончился этот период в 1798 году с пленением папы Пия – VI.

И вот перед нами семь отрезков, которые входят в состав длинного периода в 2300 вечеров и утр (лет).

Вот они семь отрезков:
1. Семь седмин.
2. Шестьдесят две седмины.
3. Полседмины.
4. Полседмины.
5. 1260 дней.
6. 1290 дней.
7. 1335 дней.

Таким образом, выясняется, что семьдесят седмин приходятся на начальную часть периода 2300 вечеров и утр. К концу периода 457-ый год до Н.Э. никак не подставишь. 457 –ый год до Н.Э. является, таким образом, начальным и для 70 седмин и для общего периода в 2300 вечеров и утр. Прибавляя к 457 году до Н.Э. 2300 лет, мы получаем конечную точку всего периода – 1844 год (Не забудьте при подсчете, что рубеж двух эр не имеет нулевого года).

Итак, нам остается лишь составить схему: « 2300 ВЕЧЕРОВ И УТР (ЛЕТ)», состоящую из семи, плотно примыкающих одно к другому, периодов времени.

Вы заметили, что три последних отрезка накладываются один на другой с некоторым отклонением влево и вправо (попробуйте составить схему)? Давайте объединим их в один обширный отрезок времени в 1335 лет. Текст 12:12 дает нам повод для объединения этих периодов. Обратите внимание на текст:

12. Блажен, кто ожидает и достигнет 1335 дней.

Конструкция этого текста предъявляет предыдущим периодам (1260 и 1290 дней) статус недостаточности. И лишь исполнение 1335 дней (= лет) ставит точку или доводит до некоей завершенности. Наконец-то, страдающие и ожидающие достигают чего-то лучшего; и наступает блаженство.

Если теперь учесть незаполненные промежутки: с 34- 508 г.г. и с 1843- 1844 г.г., — мы получим единую пророческую цепь продолжительностью в 2300 лет, состоящую также из семи, цепляющихся одно за другое, звеньев; или, другими словами, семь звеньев, плотно примыкающих одно к другому (составьте схему для более ясного представления).

Вот они семь звеньев единой пророческой цепи общей продолжительностью в 2300 лет:

457 – 408 г.г. до Н.Э. = 49 лет восстановления Иерусалима и храма (7 седмин).

408 г. до Н.Э. — 27 г. Н.Э.(осень) = 434 года до Христа Владыки (62 седмины).

27 г. (осень) — 31 г. (весна) = 3,5 года земной деятельности Христа и Его смерть (полседмины).

31 г. (весна) — 34 г. (осень) = 3,5 года от воскресения Христа до побиения Стефана камнями (полседмины) (конец 70 седмин).

34 – 508 г.г. = 474 года постепенного отступления церкви от истины Божией.

6 508 – 1843 г.г. = 1335лет от мерзости к блаженству.
И наконец, седьмое звено:

7 1843 – 1844 г.г. = 1 год блаженства ожидавших и, наконец-то, достигших 1335 дней.

Итак, — «мозаика» собрана, «рисунок из кубиков» четко вырисовался. Все временные пророчества Даниила стали на свои места и гармонично предстала перед нами единая пророческая цепь в 2300 вечеров и утр.

Таким образом, Библейское пророчество Даниила 8:14 приводит нас к 1844 году, и от этой даты нам никуда не уйти.

Александр Серков