Что главное в браке?

«Авраам был уже стар и в летах преклонных. Господь благословил Авраама всем» (Быт. 24:1). Господь благословил Авраама мелким и крупным скотом, ослами, рабами и рабынями, лошаками и верблюдами, серебром и золотом, победой над ханаанскими царями, военной добычей, ответами на молитву, видениями и откровениями, обетованным сыном, рожденным бесплодной бабушкой от столетнего дедушки, заветом о наследовании Ханаана потомками Авраама, уважением язычников. Несомненно, В ХАНААНЕ БЫЛИ ОБРАЗОВАННЫЕ И БОГАТЫЕ КРАСАВИЦЫ, ЖЕЛАВШИЕ ВЫЙТИ ЗАМУЖ ЗА СЫНА ЭТОГО ОЛИГАРХА. Тем более, что олигарх был уже стар.

Ясно, что находились родители, желавшие отдать своих дочерей за Исаака. Среди них были и порядочные люди, высказывавшие уважение к личности и вере Авраама. Вот что говорили об Аврааме царь Мелхиседек: «благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли» (14:19), герарский царь Авимелех: «с тобою Бог во всем, что ты ни делаешь» (21:22), хетты: «ты князь Божий посреди нас» (23:6).

Авраам мог бы подумать, что стоит выбрать лучшую хананеянку, пригласить ее на собрание, крестить — и готово! Вместо этого он решил взять девушку из своего рода, из города, где жил его брат Нахор. Для него было важно и окружение, в котором воспитывалась его будущая невестка.

Он поручил это задание Елиезеру — управляющему своего дома. Это был прямой конкурент его сына. Если бы Сарра осталась бесплодной, Елиезер бы имел шанс унаследовать хотя бы часть богатства Авраама. Елиезер мог быть заинтересован в женитьбе Исаака на женщине, через которую он влиял бы на Исаака.

Теперь, когда Исаак достиг брачного возраста, Елиезер осознал, что наследником ему не стать. И ТУТ ПОДВЕРНУЛСЯ БЛЕСТЯЩИЙ ШАНС: ГОСПОДИН ДАЛ ЕМУ ДЕСЯТЬ ВЕРБЛЮДОВ, ГРУЖЕНЫХ ЗОЛОТОМ. Скорее всего, в руки Елиезера больше никогда не попадет такое сокровище. Ах да, Авраам взял с него клятву. Но в ней речь шла не о золоте, а о том, кто отправился в путь вместе с караваном Елиезера:

«Господь, Бог неба, Который взял меня из дома отца моего и из земли рождения моего, Который говорил мне и Который клялся мне, говоря: «потомству твоему дам сию землю», — Он пошлет Ангела Своего пред тобою» (24:7).

Вот она — охранная сигнализация в сейфе Авраама!

Придя в город Нахора, Елиезер просил о Божьем знаке в сердечных делах. Он так верил в то, что Ангел Божий шел впереди, что просил Его всё устроить — послать девушку ему навстречу. Что же он хотел выяснить? «По сему узнаю я, что Ты творишь милость с господином моим» (24:14).

Но этот знак непохож на мечтательное «вот если она сядет со мной рядом на лавочке в парке…»

По его убеждению, НЕВЕСТА МОЛОДОГО ОЛИГАРХА ДОЛЖНА САМА НОСИТЬ ВОДУ. И не просто носить, но и быть готовой напоить десять верблюдов незнакомца. Так, на всякий случай. Верблюд за один раз может выпить до 57 литров. Т.е. Ревекка вручную перетаскала полтонны воды при глубине колодца от 15 до 40 метров. Она называла Елиезера господином и тотчас отозвалась на просьбу попить из ее кувшина.

После этого Елиезер спросил ее имя, вручил золотую серьгу в нос и запястья и при ней на коленях поблагодарил Бога за отвеченную молитву.

Ревекка и Лаван передвигались бегом, а Елиезер не спешил, желая увидеть Божье расположение к нему.
И вот приветствие Лавана: «войди, благословенный Господом» (24:31). Уставший с дороги Елиезер отказался от угощения, пока не рассказал родственникам Ревекки опыт жизни с Господом своего господина. Тем самым он еще раз проверял: ЕСЛИ ЭТИ ЛЮДИ НЕ ИЩУТ ВОЛИ БОЖЬЕЙ, НЕ ЦЕНЯТ ЕГО МИЛОСТЬ — ЕСТЬ ЕМУ В ЭТОМ ДОМЕ НЕ ГОДИТСЯ. Значит, не эта девушка предназначена Исааку Господом, и ему здесь делать нечего.

Когда все устроилось, они славно попировали. Но на следующий день Елиезер заторопился обрадовать Авраама. Родители Ревекки просили его остаться дней на десять. Полторы недели вольготной жизни на правах дорогого гостя? Это же настоящий курорт! Но не для Елиезера. «Он сказал им: не удерживайте меня, ибо Господь благоустроил путь мой; отпустите меня, и я пойду к господину моему» (24:56).

Что главное в браке? Кто-то скажет: «Любовь». Но где она в этой истории? ПОЧЕМУ АНГЕЛ БОЖИЙ ПОСЧИТАЛ ВОЗМОЖНЫМ В ВЫБОРЕ НЕВЕСТЫ ИСААКУ ОБОЙТИСЬ БЕЗ ЕДИНОГО СВИДАНИЯ?

Кто-то увидит здесь деньги, доверие, дипломатический талант, ответственность, долг, послушание, воспитанность, уважение, расчет, гостеприимство. Однако есть более важная вещь.

ГЛАВНОЕ В БРАКЕ — ТВОРИТЬ ВОЛЮ БОЖЬЮ. И ПОЧТИ ВСЕГДА ТВОРИТЬ ВОЛЮ БОЖЬЮ — ЗНАЧИТ ОТКАЗЫВАТЬСЯ ОТ СВОИХ ЖЕЛАНИЙ.

Авраам отказался от желания контролировать своего слугу, поэтому доверил ему целое состояние, рискуя никогда не увидеть ни Елиезера, ни Ревекки. Авраам доверил своему слуге такое важное дело, потому что отказался от притязаний на особую близость к Богу.

Исаак также отказался от стремления выбирать невесту по взору своих очей. Вместо походов в кино и кафе, объятий и поцелуев он оставил себе размышления в пустынных местах и молитву. Отказавшись от поспешных действий, характерных не только для юности, он выбрал ожидание. И получил невесту через несколько дней, а не через 14 лет с ее старшей сестрой в придачу.

Елиезер отказался от желания стать наследником Авраамовых сокровищ. Он думал о наказе своего господина, веря, что Господь Авраама не забудет и его. Он отказался следовать обычным путем: узнать, где дом Нахора, где его дочь, ее засватать — а там хоть трава не расти! Отказался от человеческой определенности, знаний, опыта, оценок и ожиданий. ОТКАЗАЛСЯ РЕШАТЬ ДЕЛО ПО-БЫСТРОМУ. Даже отказался ужинать, пока не расскажет о том, как Бог благословил Авраама.

Ревекка и ее родственники отказались от желания потянуть время, хотя понимали, что видятся в последний раз. Здесь Ревекка отказалась от женского стремления доминировать в семье. Она спрыгнула с верблюда и закуталась в покрывало, чтобы проявить скромность и принятие. И глава оканчивается умиротворенной картиной: «И ввел ее Исаак в шатер Сарры, матери своей, и взял Ревекку, и она сделалась ему женою, и он возлюбил ее; и утешился Исаак в [печали] по матери своей» (24:67). Когда же позже она решила взять бразды в свои руки и подговорила Иакова обмануть Исаака, потому что ее муж, как сейчас говорят, «тормозил» (не делал того, чего она от него хотела), исход был противоположным: ненависть, вражда, жажда мести, угроза кровопролития, раскол семьи и навечная разлука с Иаковом.

Что главное в браке? Есть много семей, начинающихся с любви. Есть богатые семьи. Есть здоровые. Уважаемые. Известные. Обеспеченные. Защищенные.

НО БУДУЩЕЕ ЕСТЬ ЛИШЬ У ТЕХ СЕМЕЙ, ГДЕ ТВОРЯТ ВОЛЮ БОЖЬЮ, отказываясь ради этого от своих желаний. Лишь там Ангел Господень в полноте вершит Божий совершенный план.

Максим Балаклицкий

Иллюстрация: http://i.family.booknik.ru/_img/251-76.gif