Субботняя школа. Два завета

Тексты для исследования: Гал.4:21-31; Быт.1:28; 2:2,3; 3:15; 15:1-6; Исх.6:2-8; 19:3-6

Памятный текст: А вышний Иерусалим свободен: он — матерь всем нам.

(Гал.4:26)

 1. Все — таки, что было дано на Синае? Закон или завет?

 10 заповедей – это Завет: И объявил Он вам завет Свой, который повелел вам исполнять, десятословие, и написал его на двух каменных скрижалях; и повелел мне Господь в то время научить вас постановлениям и законам, дабы вы исполняли их в той земле, в которую вы входите, чтоб овладеть ею. (Втор.4:13,14)

10 заповедей – Завет, который Бог провозгласил лично и записал лично.

Все остальное Бог дал на Синае Моисею, который вписал все в книгу Закона. В книгу Закона были вписаны и 10 заповедей Завета.

В самом 10-словном завете не вижу обетования о Мессии. Суть десятисловного Завета та же, что и в Завете с Авраамом: Я ваш Бог.

Обетование о Мессии вижу в законе Моисея, который так же в отдельных местах назван Заветом: И взял книгу завета и прочитал вслух народу, и сказали они: все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны. И взял Моисей крови и окропил народ, говоря: вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих. (Исх.24:3-8)

В понимании Моисея не вижу существенной разницы между Заветом и Законом.

Поэтому не совсем понимаю идею, что в завете все решает Бог, а человек ничего не решает.

В слове Закон по-еврейски заложена идея суда. Как такую идею Бог может закладывать без согласия другой стороны.

Участие Аврама в первом Завете ясно: он должен был выйти из Ура. Участие народа в Завете на Синае ясно – они должны быть народом святым.

2. В каком смысле иудеи видели обетование о Мессии? Сказать уверенно, что они в служениив храма видели Мессию во всей полноте, не берусь.

Даже Моисей не до конца понимал кто такой Христос: Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, — Его слушайте, —

(Втор.18:15)

Здесь ничего не сказано о божественности Христа, Моисей видит в Нем вождя и пророка подобного ему.

В святилище иудеи видели, прежде всего, возможность в очищении совести: Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному! (Евр.9:13,14)

Человек, приходя во святилище, знал, что он может перенести свой грех на животное. Благодаря этому Израиль не погиб, т.к. он имел место очищения от грехов путем их переноса на жертву. Этого не предоставляла ни одна языческая религия, которая видела в служении в храмах не место освобождения от вины, а место задабривания идолов. Поэтому языческие цивилизации гибли, не получив освобождения.

Но, видели ли иудеи в жертве Христа во всей  полноте?

Даже апостолы, ходившие с Иисусом, до дня Пятидесятницы не понимали до конца всю глубину личности Христа.

Эту глубину видели в Ветхозаветние времена только исполненные Святым Духом: Симеон, Анна, Елизавета, Мария, пророки.

В этом и разница Заветов: сознание ветхозаветнего народа не позволяло открыть им полноту личности и служения Христа.

Бог, понимая, что вера растет постепенно, дал народу прообраз, чтобы приготовить их к пониманию Образа, когда Он придет.

3. Также и с Авраамом. По мере роста его веры, углублялась и форма Завета.

Если случай с Агарью был проявлением неверия Авраама, тогда во что он поверил?

И вывел его вон и сказал: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков. Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность. (Быт.15:5,6)

Здесь ни слова не сказано о рождении обетованного от Сарры. Здесь обещается огромное потомство от Авраама, он в это и поверил.

Агарь вписывалась на том этапе в его веру.

Завет, проявленный в Агари, был заветом с человеком, не приобретшим еще совершенной веры.

В этом и ветхость этого завета – Бог нисходит к несовершенству веры.

Даже через двенадцать лет, Богу встречается с несовершенной верой: И пал Авраам на лице свое, и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит? (Быт.17:17)

Авраам еще не верит в то, что с Саррой что-то получится.

Имя Исаак переводится как, «он смеется».

Согласен с автором пособия, что по-сути этот завет напоминал отца, который приведя сына ко Христу воскликнул:  И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. (Мар.9:24)

Еще раз убеждаюсь в том, что сама идея Завета Бога с человеком это великое нисхождение к несовершенству веры человеческой. Но, Бог принимает ее как суперверу, если сердце искренне. Таковому засчитывается вера Христа.

4. Эту суть, по-моему, и открывает Павел в Гал 4:21-31

С «немощными» Заветы заключались, когда они были еще в рабстве плоти, когда вера не была еще настолько сильна, чтобы высвободить дух из-под власти плоти.

4.1. Агарь это продукт веры, во многом еще подвластной плоти.

Синай – завет с народом, который еще больше подвержен плоти, чем духу.

4.2. Понимаю, что, далеко не все, принимающие крещение, заключают с Господом Завет Духа.

Для кого-то это завет, в которм его вера во многом подвержена власти плоти. Но, есть шанс возрастать в Духе. Не раз наблюдал, что вырастая в вере, человек вдруг преобразуется уже через несколько лет после крещения, когда его вера вырывается из-под водительства плоти в Царство Духа.

Агарь была результатом веры, которая растет. Мориа была результатом веры, которая выросла.

4.3.Несколько слов по поводу уже когда-то имевшей место дискуссии о словесном проклятии.

Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные. (Быт.12:3)

Ясно и четко сказано, чтобы нейтрализовать злословия на потомков Авраама необходимо личное вмешательство Бога. Такую картину мы видим в случае с Валаамом:

Когда Валаам, прельстившись обещаниями щедрого вознаграждения, использовал колдовство против Израиля и, принося жертвы Господу, желал навлечь проклятие на Его народ, Дух Божий преградил путь этому злу. (Великая борьба, 515)

Вмешательство Духа было необходимо, чтобы нейтрализовать колдовство Валаама.

Израильский народ тогда был верен Богу, и до тех пор, пока он жил, повинуясь Его Закону, никакие силы земли или ада не могли одолеть его. Но проклятие, которое Валааму не было позволено произнести на детей Божьих, он все-таки сумел навлечь на них, когда ввел их во грех. Нарушив Божьи заповеди, они отделили себя от Бога и оказались во власти губителя. (там же)

Только верность Богу дает нам возможность находиться в полной безопасности от проклятий.

Бог хотел доказать Моаву, что евреи находятся под защитой Неба, что Он и сделал с большим успехом, показав бессилие Валаама проклясть их без Божественного разрешения. (П.П., 443)

По поводу воздействия на других наших слов: Одной только фразой, поспешной, грубой или небрежной, можно причинить такое зло, что раскаяние на протяжении всей жизни ничего не поправит. Сколько в мире разбитых сердец, отчужденных друзей, сколько жизней, разрушенных грубыми, необдуманными словами тех, кто мог бы оказать помощь и исцелить!(Воспитание, 236)

Каждое сомнение, выраженное вами, — это посеянное семя, а это семя пустит корень в каком-то сердце. Нам не следует произносить ни единого слова сомнения и таким образом не возносить сатану за его удивительную силу держать нас в подчинении. Нет, Христос искупил меня и спас меня. Сатана не имеет силы надо мною (Рукопись 16, 1894 г.).

Говорите о вере, о свете, о вечности, и у вас будет вера, свет, любовь, мир и радость во Святом Духе. (Св-ва, т.1. с.168)

Так важно ли то, что мы говорим и как говорим? Может ли это воздействовать на нас и окружающих?

Бог предохраняет нас отпроклятий, когда мы с Ним: Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные. (Быт.12:3)

5. В мою «греческую» голову трудно вместить методику истолкования Павлом текстов Писания: Ибо написано: возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа. (Гал.4:27)

Кто здесь неплодная? Если Сарра, а речь в контексте здесь явно о ней, то она имела мужа.

Пастор Сергей Молчанов

Иллюстрация: http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/3/75/517/75517738_hol_shavuot.jpg