Субботняя школа. Путь к вере

Библейские тексты для исследования: Гал.3:21-25; Лев.18:5; Рим.3:9-19; 3:1,2; 8:1-4; 1Кор.9:20

Памятный текст: Но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа. (Гал.3:22)

1. Павел, конечно же, не дает даже намека на отмену Закона. Он ясно указывает на причину появления писаного Закона.

Приводя в пример Авраама, Павел указывал, что ему не было нужды в подробном «рукописании», т.к. Закон был записан в его сердце.

Его вера позволяла это: Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем. (Рим.3:31)

2. Но, мы видим, что в народе израильском, вышедшем из многолетнего рабства, была утеряна не только вера, но и понимание того, что такое хорошо, а что такое плохо. Во всяком случае, представить Иегову, как золотого тельца и совершить Ему, таким образом, служение, в их глазах было нормально.

3. В связи с этим, Бог дает им «рукописание», которое подробно описывает, что такое хорошо и что такое плохо. Так же «рукописание» показывает, каким образом спасаться, т.е. указывает на обетование.

По Павлу нет противоречия между Писанием и обетованием Христа. Закон призван напомнить народу о грехе и указать на Спасителя, которого они потеряли.

Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! (Гал.3:21)

4. Аврааму, Исааку, Иакову, Иосифу не было нужды писать следующее:  И ни с каким скотом не ложись, чтоб излить [семя] и оскверниться от него; и женщина не должна становиться пред скотом для совокупления с ним: это гнусно. (Лев.18:23)

Нужда во всех этих подробных описаниях появилась тогда, когда закончилась эра «зрелых в вере» патриархов и началась эра «незрелых в вере детей», которые нуждались в постоянном напоминании, «в розетку пальцы не сунь; кипяток не трогай; на дорогу не выходи, там машины; к собакам не подходи» и т.д.

Каждый родитель знает, сколько возни с маленькими детьми, сколько им надо объяснять и сколько следить, чтобы они не попали в беду.

Все это постепенно отходит, по мере взросления, все меньше необходимо контроля и нравоучений.

Идею взросления народа Павел раскрывает в следующих текстах:

А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того [времени], как надлежало открыться вере. Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под [руководством] детоводителя. (Гал.3:23-25)

Взросление народа показано в следующих текстах:  Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш. (Деян.2:37-39)

Неспроста Петр в этих словах упоминает обетование.

Верующему во Христа, зрелому христианину, закон опять вписывается в сердце Святым Духом.

Ему нет нужды постоянно обращаться к бумаге, чтобы определять, что такое грех и как от него спасаться.

Его совесть начинает работать в полную силу его возрожденного верою сознания.

5. Вообще-то урок поднимает вопрос «зрелости»

Что такое в понимании Библии «зрелость»?

 Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; (Быт.17:1)

Слово «непорочен» имеет в языке оригинала следующие значения: полный, целый;

 совершенный, непорочный;  искренний, чистосердечный.

Был ли Авраам совершенным? Был ли он во всем без пятна и порока?

Его поведение с Саррой удивило даже язычника фараона:  И призвал фараон Аврама и сказал: что ты это сделал со мною? для чего не сказал мне, что она жена твоя? для чего ты сказал: она сестра моя? и я взял было ее себе в жену. И теперь вот жена твоя; возьми и пойди. (Быт.12:18,19)

Не ошибся ли Давид в своем высказывании? И был непорочен пред Ним, и остерегался, чтобы не согрешить мне. И воздал мне Господь по правде моей, по чистоте моей пред очами Его. (2Цар.22:24,25)

Не забыл ли он Урию и перепись Израиля?

Так что же значит «быть непорочным»?

И воспел Давид песнь Господу в день, когда Господь избавил его от руки всех врагов его и от руки Саула, и сказал: Господь — твердыня моя и крепость моя и избавитель мой. Бог мой — скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего, ограждение мое и убежище мое; Спаситель мой, от бед Ты избавил меня! (2Цар.22:1-3)

Непорочность в уповании на Господа. Непорочность в вере в обетование.

Вот на что указывает Павел галатам, на то, как верили патриархи Ветхого Завета. Их непорочность была не в соблюдении правил, с этой точки зрения они были несовершенны, их непорочность вытекала из упования на Господа, которое давало им силу, падая вставать и двигаться дальше.

«Зрелый в вере» спасается упованием.

Давид верил в то, что сам по себе он порочен. Непорочной была жертва, на которую он возлагал руки: А если согрешит начальник, и сделает по ошибке что-нибудь против заповедей Господа, Бога своего, чего не надлежало делать, и будет виновен, то, когда узнан будет им грех, которым он согрешил, пусть приведет он в жертву козла без порока,и возложит руку свою на голову козла, и заколет его на месте, где заколаются всесожжения пред Господом: это жертва за грех; (Лев.4:22-24)

Давид верил в то, что ему засчитывается непорочность Агнца, на которого он уповал.

УПОВАТЬ на кого, твердо надеяться, ждать с уверенностью, полагаться, ничем не смущаясь. ( Словарь Даля)

6. Для «зрелого в вере» нет необходимости в «детоводителе».

Его упование строится не на строгом выполнении предписаний, т.к. «зрелый в вере» понимает, что он их выполнить в совершенстве не может. Он осознает свое несовершенство, уповая на совершенства Того, Кто встал вместо него под наказание Закона.

Галаты, начав с упования, постепенно стали скатываться к спасению в строгом соблюдению, что поразило Павла.

6.1. Но, отменяет ли все это нужду в предписаниях? Нет. Потому что, именно наличие предписаний, указывает  на несовершенства и грехи, побуждая искать спасение не в собственных заслугах, а в обетовании Спасителя.

Но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа. (Гал.3:22)

План спасения так же открывается в Законе, как и указание на грехи.

Поэтому в Законе уживается и моральная его часть, указывающая на грехи, и церемониальная, указывающая на спасение от грехов.

6.2. Наличие предписаний Закона указывает так же и на опасности, которые подстерегают человека.

«Многие в настоящее время теряют интерес и доверие к истине, потому что тесно связали свою жизнь и судьбу с неверием. Они живут в атмосфере сомнений, неверия и безбожия и дышат ею. Они видят и слышат неверие и в конце концов сами становятся неверующими. У некоторых братьев и сестер хватает мужества противостоять этому влиянию, но во многих случаях их вера незаметно слабеет, а затем умирает окончательно. Значит, сатана успешно осуществляет свои планы. Он так молчаливо и незаметно действовал через своих агентов, что ограждающие барьеры истины и веры были сметены прежде, чем верующие успевали осознать, куда их несут бурные воды.» (Е.Уайт, Свидетельства для Церкви, т.4, с.504, 505)

Отступление от Закона это отступление от защитных барьеров, за которыми дьявол, поджидающий отступивших, чтобы начать разрушительную работу в их жизни.

Упоминаемый нами Давид, не был лишен благодати Божьей в своем уповании. Бог простил ему грех с Вирсавией и незаконную перепись. Но, и в том, и в другом случае, он пожал горькие плоды.

Те, кто утверждают, что закон не нужен, т.к. спасаемся благодатью, являются агентами сатаны (может быть и неосознанно), т.к. беззаконие приводит нас к горькой жатве плодов греха.

Благодать дает нам возможность при покаянии не потерять вечность, но не освобождает от последствий греха в этой жизни.

Закон указывает нам на границы безопасной территории.

Пренебрежение современным христианством к требованиям морального Божьего Закона привело к катастрофическим последствиям: треть жителей Земли по статистике считают себя христианами, но земля разрушается от беззакония живущих на ней:

И земля осквернена под живущими на ней, ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет. За то проклятие поедает землю, и несут наказание живущие на ней; (Ис.24:5,6)

Молитвы «беззаконных» христиан не спасают землю от разрушения.

6.3. Последствия нарушения закона неумолимы. Если человек прыгает с четвертого этажа, искушая Господа отменить Своей благодатью Закон всемирного тяготения, то он разобьется в своем уповании.

Уповать на то, что Бог в Своей любви отменит последствия нарушения Своих же Законов — «детская вера» «Зрелая вера», уповая на милость, всегда помнить о последствиях.

Пастор Сергей Молчанов

Иллюстрация: http://poznay.info/wp-content/uploads/2011/Chto-takoe-vera1.jpg