Об истинной иконе

Как писал Августин, «Господи, Ты сотворил нас для Себя, и неспокойно сердце наше, доколе не успокоится в Тебе, Боже». Человеку хочется видеть Бога. Когда-то человек говорил с Ним лицом к лицу, и в вечности мы увидим Его, как Он есть. Это было и это будет. Но что сейчас? Ведь в это «сейчас» проваливаются столетия, поколения, целые жизни.

ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ — ПРОТИВОСТОЯНИЕ ИКОНОТВОРЦЕВ И ИКОНОБОРЦЕВ

Иконотворцы утверждают, что, по крайней мере, некоторые изображения Бога имеют неземное происхождение. Платок Вероники, которым шедший на Голгофу Христос якобы отер Свое окровавленное лицо, так и называется — «Спас нерукотворный». Ничего, что никто не может показать оригинал этого платка, что каждая церковь имеет свое представление о том, как он выглядел, что лица на иконах, изображающих этот платок, совершенно разные, но никогда не имеют шрамов от бичей, гематом от палки и ран от тернового венца. Это лица сурово смотрящих, упитанных румяных мужчин. Каждый из нас может сделать что-то похожее: намазать лицо краской, приложить к нему ткань и, сняв, увидеть там слабое подобие своих черт. И этот прием подается как доказательство того, что Бог дал людям знание о Своей внешности и разрешил в дальнейшем воспроизводить это изображение.

Или история о том, что первую икону Богородицы якобы нарисовал апостол Лука на доске стола, за которым ел Иисус с Марией и Иосифом. Никого, конечно, не смущает, что Иосиф не встречается в Евангелиях после рассказа о путешествии 12-летнего Иисуса в Иерусалимский храм; что на православных иконах Лука изображает только Марию с младенцем, и не на доске стола, а на холсте, натянутом на подрамник; что Лука не упоминается среди 12 апостолов, а был обращен после и стал соратником апостола Павла…

Говорят, что можно изображать Христа, потому что в Ветхом завете Бог был невидим, а в Новом принял человеческое обличье, которое можно изобразить, нарисовав обычного мужчину. Но и в Ветхом завете Бог являлся как ангел, горящий куст, огненный и облачный столп, подобие человека на престоле. Об израильских старейшинах сказано, что они «видели Бога Израилева» (Исх. 24:10). Тем не менее, есть иконы, изображающие триединого Бога, где Дух Святой выглядит как голубь, а Отец — как Ветхий днями.

ОТЦЫ ЦЕРКВИ ПОНИМАЛИ ЭТИ НЕСУРАЗНОСТИ и призывали не искать буквального сходства изображенных на иконах предметов с реальностью. Седьмой Вселенский собор указал на напоминательное значение икон: они напоминают молящимся о своих первообразах, и, взирая на иконы, верующие «возносят ум от образов к первообразам». Православные богословы критикуют поклонение иконе, а не изображенному на ней. Как различить эти два подхода, мне выяснить не удалось. Не секрет, что «народное» православие разницы здесь точно не видит. Особенно в прошлых веках славяне называли икону «богом» и относились к ней как к живому существу. Супруги, чтобы не оскорблять божество, на время близости завешивали иконы полотенцем. Всем известно выражение «хоть святых выноси», когда чье-то поведение казалось настолько аморальным, что, по мнению говорящего, святые заступники, присутствующие в этом помещении через свои иконы, не могли это выдерживать и хотели бы выйти, но им нужно было таким вот образом помочь.

Таких историй масса вплоть до трагикомических случаев нахождения «святых образов» в самых неожиданных местах.

Иконоборцы так же рьяно выступают против всего этого. “Сектанты молчали. Когда их стали спрашивать, они отвечали. На вопрос о том, почему они отпали, они отвечали, что в церкви почитают деревянных и рукотворенных богов и что в писании не только не показано это, но в пророчествах показано обратное. Когда Мисаил спросил Чуева, правда ли то, что они святые иконы называют досками, Чуев отвечал: «Да ты переверни, какую хочешь, икону, сам увидишь» (Лев Толстой, «Фальшивый купон»). Иван Франко в рассказе «Малий Мирон» показывает ребенка, которого учили, что Бог на иконе наблюдает за ним. И Мирон задает вопрос: «Ба, не знати, чому тото свята матiнка дивиться, дивиться, а капусти не їсть?» Находятся и такие, которые критикуют всякое изображение Христа в оформлении книг, на слайдах евангельской программы или общего пения. Один бывший адвентист приравнял такое изображение к роли идола ревнования, поставленного в Иерусалимском храме. Якобы задача у этих объектов общая — вызывать благочестивые чувства, побуждать к молитве. Т. е. быть богопротивным «костылем», лишней подпоркой, изолятором в нашем общении с Творцом.

КАКАЯ ЖЕ ИКОНА УГОДНА ГОСПОДУ?

Греческое слово «эйкон» означает образ, изображение. Давайте посмотрим, что Библия говорит об образе Божьем и о том, где и как мы можем его увидеть.

Человек создан по образу Божьему (Быт. 1:26).

После грехопадения Адам «родил… [сына] по образу своему» (Быт. 5:3) — образ Божий в согрешившем человеке оказался поврежденным.

Упорствуя в грехе, человек может образ Божий в себе практически уничтожить: «21 Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; 22 называя себя мудрыми, обезумели, 23 и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, — 24 то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела» (Рим. 1:21-24). Духовная и моральная деградация делает недочеловеком, больше похожим на животное, чем на Бога.

Не всякому человеку Бог являет Свой образ. Например, Моисей на горе видел образ Божий (Чис. 12:8), но израильтяне, стоявшие вокруг горы Синай, образа Божьего не видели (Втор. 4:12).

Образ Божий невозможно передать человеческими средствами: «мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого» (Деян. 17:29). Вторая заповедь гласит: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им» (Исх. 20:4-5). Запрещается изображать только объекты поклонения, потому что декоративные рисунки в храме были — например, изображения херувимов (ангелов — 2 Пар. 3:14).

В полноте образ Божий открывает только одна личность во вселенной — Бог Сын Иисус Христос. Когда Филипп попросил Христа показать Бога Отца, Иисус ответил: «видевший Меня видел Отца» (Ин. 14:9). Апостолы увидели эту идеальную икону, когда на горе Христос «преобразился пред ними» (Мф. 17:2).

И нас Иисус призывает не изображать Бога своими руками, а преображаться в Его образ. Не создавать образ, а становиться им, не мешать Богу отреставрировать в нас Свой образ, заложенный изначально (Рим. 12:2, 2 Кор. 3:12).

Эта реставрация включает воплощение Христа, Его унижение, муки и смерть за нас и воскресение.

Флп. 2:6 «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; 7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; 8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. 9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, 10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, 11 и всякий язык исповедал [это имя — М.Б.], что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца».

ИИСУС СОЕДИНЯЕТ В СЕБЕ ВСЮ ВСЕЛЕННУЮ, ТВОРЕНИЕ С ТВОРЦОМ, ЧЕЛОВЕКА С БОГОМ

Обратите внимание, как в этом отрывке «образ» сменяется словом «имя». Мы призваны поклоняться не перед изображением Христа, а перед святостью, явленной в Его жизни. Вторая заповедь запрещает изображать Бога своими руками, а третья предписывает правильно произносить Его имя, т. е. представлять Его характер.

ОБРАЗ БОЖИЙ — ЭТО ХАРАКТЕР

Это то, что раскрывается в действии, а не на картинке. В повседневной жизни, а не на золоченой доске. Христос изображал Царство Небесное, рассказывая о нем (Мк. 4:30). Мы изображаем Бога, поступая так, как Он, следуя Его словам, прославляя Его имя.

Истинную икону изготавливают не пророки и даже не апостол Лука, а только Сам Бог Иисус Христос. Он сотворил человека по Своему образу. И через человека Он хочет открыть Свой образ небожителям. Те, кто откажется воссоздать в себе этот образ, стать подлинной иконой, — навеки погибнут. Истинная икона, образ Божий проявляется в святой жизни — следовании Божьим словам.

Максим Балаклицкий