Об истинной иконе

24-10-2011, комментариев 15

Как писал Августин, «Господи, Ты сотворил нас для Себя, и неспокойно сердце наше, доколе не успокоится в Тебе, Боже». Человеку хочется видеть Бога. Когда-то человек говорил с Ним лицом к лицу, и в вечности мы увидим Его, как Он есть. Это было и это будет. Но что сейчас? Ведь в это «сейчас» проваливаются столетия, поколения, целые жизни.

ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ — ПРОТИВОСТОЯНИЕ ИКОНОТВОРЦЕВ И ИКОНОБОРЦЕВ

Иконотворцы утверждают, что, по крайней мере, некоторые изображения Бога имеют неземное происхождение. Платок Вероники, которым шедший на Голгофу Христос якобы отер Свое окровавленное лицо, так и называется — «Спас нерукотворный». Ничего, что никто не может показать оригинал этого платка, что каждая церковь имеет свое представление о том, как он выглядел, что лица на иконах, изображающих этот платок, совершенно разные, но никогда не имеют шрамов от бичей, гематом от палки и ран от тернового венца. Это лица сурово смотрящих, упитанных румяных мужчин. Каждый из нас может сделать что-то похожее: намазать лицо краской, приложить к нему ткань и, сняв, увидеть там слабое подобие своих черт. И этот прием подается как доказательство того, что Бог дал людям знание о Своей внешности и разрешил в дальнейшем воспроизводить это изображение.

Или история о том, что первую икону Богородицы якобы нарисовал апостол Лука на доске стола, за которым ел Иисус с Марией и Иосифом. Никого, конечно, не смущает, что Иосиф не встречается в Евангелиях после рассказа о путешествии 12-летнего Иисуса в Иерусалимский храм; что на православных иконах Лука изображает только Марию с младенцем, и не на доске стола, а на холсте, натянутом на подрамник; что Лука не упоминается среди 12 апостолов, а был обращен после и стал соратником апостола Павла…

Говорят, что можно изображать Христа, потому что в Ветхом завете Бог был невидим, а в Новом принял человеческое обличье, которое можно изобразить, нарисовав обычного мужчину. Но и в Ветхом завете Бог являлся как ангел, горящий куст, огненный и облачный столп, подобие человека на престоле. Об израильских старейшинах сказано, что они «видели Бога Израилева» (Исх. 24:10). Тем не менее, есть иконы, изображающие триединого Бога, где Дух Святой выглядит как голубь, а Отец — как Ветхий днями.

ОТЦЫ ЦЕРКВИ ПОНИМАЛИ ЭТИ НЕСУРАЗНОСТИ и призывали не искать буквального сходства изображенных на иконах предметов с реальностью. Седьмой Вселенский собор указал на напоминательное значение икон: они напоминают молящимся о своих первообразах, и, взирая на иконы, верующие «возносят ум от образов к первообразам». Православные богословы критикуют поклонение иконе, а не изображенному на ней. Как различить эти два подхода, мне выяснить не удалось. Не секрет, что «народное» православие разницы здесь точно не видит. Особенно в прошлых веках славяне называли икону «богом» и относились к ней как к живому существу. Супруги, чтобы не оскорблять божество, на время близости завешивали иконы полотенцем. Всем известно выражение «хоть святых выноси», когда чье-то поведение казалось настолько аморальным, что, по мнению говорящего, святые заступники, присутствующие в этом помещении через свои иконы, не могли это выдерживать и хотели бы выйти, но им нужно было таким вот образом помочь.

Таких историй масса вплоть до трагикомических случаев нахождения «святых образов» в самых неожиданных местах.

Иконоборцы так же рьяно выступают против всего этого. “Сектанты молчали. Когда их стали спрашивать, они отвечали. На вопрос о том, почему они отпали, они отвечали, что в церкви почитают деревянных и рукотворенных богов и что в писании не только не показано это, но в пророчествах показано обратное. Когда Мисаил спросил Чуева, правда ли то, что они святые иконы называют досками, Чуев отвечал: «Да ты переверни, какую хочешь, икону, сам увидишь» (Лев Толстой, «Фальшивый купон»). Иван Франко в рассказе «Малий Мирон» показывает ребенка, которого учили, что Бог на иконе наблюдает за ним. И Мирон задает вопрос: «Ба, не знати, чому тото свята матiнка дивиться, дивиться, а капусти не їсть?» Находятся и такие, которые критикуют всякое изображение Христа в оформлении книг, на слайдах евангельской программы или общего пения. Один бывший адвентист приравнял такое изображение к роли идола ревнования, поставленного в Иерусалимском храме. Якобы задача у этих объектов общая — вызывать благочестивые чувства, побуждать к молитве. Т. е. быть богопротивным «костылем», лишней подпоркой, изолятором в нашем общении с Творцом.

КАКАЯ ЖЕ ИКОНА УГОДНА ГОСПОДУ?

Греческое слово «эйкон» означает образ, изображение. Давайте посмотрим, что Библия говорит об образе Божьем и о том, где и как мы можем его увидеть.

Человек создан по образу Божьему (Быт. 1:26).

После грехопадения Адам «родил… [сына] по образу своему» (Быт. 5:3) — образ Божий в согрешившем человеке оказался поврежденным.

Упорствуя в грехе, человек может образ Божий в себе практически уничтожить: «21 Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; 22 называя себя мудрыми, обезумели, 23 и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, — 24 то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела» (Рим. 1:21-24). Духовная и моральная деградация делает недочеловеком, больше похожим на животное, чем на Бога.

Не всякому человеку Бог являет Свой образ. Например, Моисей на горе видел образ Божий (Чис. 12:8), но израильтяне, стоявшие вокруг горы Синай, образа Божьего не видели (Втор. 4:12).

Образ Божий невозможно передать человеческими средствами: «мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого» (Деян. 17:29). Вторая заповедь гласит: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им» (Исх. 20:4-5). Запрещается изображать только объекты поклонения, потому что декоративные рисунки в храме были — например, изображения херувимов (ангелов — 2 Пар. 3:14).

В полноте образ Божий открывает только одна личность во вселенной — Бог Сын Иисус Христос. Когда Филипп попросил Христа показать Бога Отца, Иисус ответил: «видевший Меня видел Отца» (Ин. 14:9). Апостолы увидели эту идеальную икону, когда на горе Христос «преобразился пред ними» (Мф. 17:2).

И нас Иисус призывает не изображать Бога своими руками, а преображаться в Его образ. Не создавать образ, а становиться им, не мешать Богу отреставрировать в нас Свой образ, заложенный изначально (Рим. 12:2, 2 Кор. 3:12).

Эта реставрация включает воплощение Христа, Его унижение, муки и смерть за нас и воскресение.

Флп. 2:6 «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; 7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; 8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. 9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, 10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, 11 и всякий язык исповедал [это имя — М.Б.], что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца».

ИИСУС СОЕДИНЯЕТ В СЕБЕ ВСЮ ВСЕЛЕННУЮ, ТВОРЕНИЕ С ТВОРЦОМ, ЧЕЛОВЕКА С БОГОМ

Обратите внимание, как в этом отрывке «образ» сменяется словом «имя». Мы призваны поклоняться не перед изображением Христа, а перед святостью, явленной в Его жизни. Вторая заповедь запрещает изображать Бога своими руками, а третья предписывает правильно произносить Его имя, т. е. представлять Его характер.

ОБРАЗ БОЖИЙ — ЭТО ХАРАКТЕР

Это то, что раскрывается в действии, а не на картинке. В повседневной жизни, а не на золоченой доске. Христос изображал Царство Небесное, рассказывая о нем (Мк. 4:30). Мы изображаем Бога, поступая так, как Он, следуя Его словам, прославляя Его имя.

Истинную икону изготавливают не пророки и даже не апостол Лука, а только Сам Бог Иисус Христос. Он сотворил человека по Своему образу. И через человека Он хочет открыть Свой образ небожителям. Те, кто откажется воссоздать в себе этот образ, стать подлинной иконой, — навеки погибнут. Истинная икона, образ Божий проявляется в святой жизни — следовании Божьим словам.

Максим Балаклицкий


Рубрика: Библейские исследования, Образ жизни, Церковь и медиа

Комментарии (15):

  • Милена

    |

    Спасибо. Очень интересная статья.Особенно о нахождении «святых образов» прикольно


  • Леонтий

    |

    А как по мне, то гораздо лучше тратить время и свои духовно-интеллектуальные усилия на гораздо более продуктивные и полезные занятия во славу Божью, чем на эти бесконечные и, по сути, бесполезные и бессмысленные словопрения и полемику с христинами-иконопочитателями. Т. е. на то, что — фактически и практически — НИКОГО и НИ в ЧЁМ (из убеждённых оппонентов) не убеждает!


  • Максим Балаклицкий

    |

    и да, и нет.

    не убеждают сами по себе «голые» аргументы

    убеждает образ жизни, последовательность мотивации, библейские основания

    сотни тысяч бывших иконопочитателей в Украине и России только за последние десятилетия стали протестантами и поклоняются Богу без посредничества икон. результат? однозначно


  • владимир

    |

    ХРИСТИАНСТВО ,ЭТО ОБРАЩЕНИЕ ОТ ИДОЛОВ, К БОГУ ЖИВОМУ !!!ЗАМЕЧАТЕЛНАЯ СТАТЬЯ!!!!…..


  • Иванна

    |

    По вере вашей да будет вам! Кто не верит в силу чудотворных образов смотрит на них как на доску и глядя на них видит в них доску, не возвышая свой ум от обыденных предметов к небесным. Кто же смотрит на икону, а в мыслях отбрасывает от себя все земное и вперяет свой ум в небо, прося Господа изъять из головы и сердца даже мысли, что принять Благодать Христову и очиститься, тот прикладывается к чудотворным и конам или спискам их, большинство которых кровоточит, плачет и получает просимое но не от доски, а от Бога, потому что не у доски просит а у Бога. Давайте не оскорблять друг друга, в конце концов каждый из нас все равно будет следовать «по сердцу своему».


  • МИХАИЛ

    |

    НАДО НА БОГА СМОТРЕТЬ А НЕ НА ДОСКУ,БОГ СПАСАЕТ А НЕ ДОСКА.ВЫ ПРОСТО БЕЗЗАКОННИК И ВСЁ,.2-ЗАПОВЕДЬ ГОВОРИТ НЕ ДЕЛАТЬ ИЗОБРАЖЕНИЙ И НЕ ПОКЛОНЯТЬСЯ ИМ.


  • Максим Балаклицкий

    |

    Иванна,

    я не заинтересован кого-то оскорбить. не надо всё сводить к личным разборкам. кроме наших с Вами отношений, существует Бог, открывший Свою волю в Библии. так вот Он осуждает попытки Себя изобразить. точка

    зачем мне оскорблять православных? я хочу с ними дружить, чтобы возвещать им библейскую истину. а Вас я даже не знаю, чтобы против Вас зуб иметь 🙂


  • Др.

    |

    Вторая заповедь запрещает изображать Бога своими руками, а вторая предписывает правильно произносить Его имя, т. е. представлять Его характер.

    ?


  • Michael Jefferson

    |

    Про человека не говорят, что их трое, когда подразумевают его триединство: дух, душа и тело. Почему же тогда про Бога говорят, что их трое, если Библия говорит об Отце, Сыне и Духе святом? Причина проста: невозможно человеческим разумом полностью постичь трансцедентного Бога. Сказано: Бог един. Все! Хватит


  • МИХАИЛ

    |

    но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много
    был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех .КАК ПОНЯТЬ ЭТОТ ТЕКСТ,ЕСЛИ ОН БОГ КАК ОН МОЖЕТ НЕМНОГО БЫТЬ УНИЖЕН ПЕРЕД АНГЕЛАМИ,МОЖЕТ В НЁМ ЖИЛ БОГ,НО БОГА НЕЛЬЗЯ УВИДЕТЬ И ОСТАТЬСЯ В ЖИВЫХ,ВОТ ПОСРЕДНИК,ПОСЛАННИК ЭТО ДРУГОЕ ДЕЛО,КАК И ШЕХИНА,(СВЯТОЙ ДУХ).УНИЖЕН ПЕРЕД АНГЕЛАМИ ЭТОТ ТЕКСТ ОТНОСИТСЯ К ЧЕЛОВЕКУ БОГ .РАНЬШЕ ГОВОРИВШИЙ В ПРОРОКАХ ТЕПЕРЬ ГОВОРИТ В СЫНЕ..


  • Максим Балаклицкий

    |

    Михаил,

    Пс. 8:6 говорит, что человек немного ниже ангелов, хотя и призван управлять землей.

    этот стих Давида Павел в послании евреям использует как мессианский, предрекающий жертвенное самоумаление Христа:

    Евр. 2:5 Ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим;
    6 напротив некто негде засвидетельствовал, говоря: что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его?
    7 Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих,
    8 все покорил под ноги его. Когда же покорил ему все, то не оставил ничего непокоренным ему. Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено;
    9 но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех.

    приняв человеческую плоть, Христос стал 100% человеком, оставаясь 100% Богом. в своей принятой человеческой сущности Он и стал немного ниже ангелов.

    БОГА НЕЛЬЗЯ УВИДЕТЬ И ОСТАТЬСЯ В ЖИВЫХ

    да, нельзя. но это не значит, что Бог не может, открываясь человеку, принять необходимые меры предосторожности. в статье я пишу, что

    Моисей на горе видел образ Божий (Чис. 12:8), но израильтяне, стоявшие вокруг горы Синай, образа Божьего не видели (Втор. 4:12).

    и

    Об израильских старейшинах сказано, что они «видели Бога Израилева» (Исх. 24:10).

    все эти люди остались живы. многие пророки, когда им являлся Бог, считали себя смертниками, но Бог утешал и укреплял их.


RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитата) - выделите курсором текст в окне комментария и нажмите одну из кнопок форматирования [B, I, Quote].
Если вы желаете исправить свой комментарий или удалить его, напишите нам в редакцию.
Ознакомьтесь с нашими правилами публикации комментариев.

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"