Кровь народов обетованной земли

«Когда введёт тебя Господь, Бог твой, в землю, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, и изгонит от лица твоего многочисленные народы, Хеттеев, Гергесеев, Аморреев, Хананеев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев, семь народов, которые многочисленнее и сильнее тебя, и предаст их тебе Господь, Бог твой, и поразишь их, тогда предай их заклятию, не вступай с ними в союз и не щади их» (Втор.7:1,2). Быть может эти народы проживали не в том месте и не в то время?

Возможно вы задаётесь вопросом, а где же право выбора? Дал ли Бог, Которого Священное Писание раскрывает как любящего, возможность выбора этим народам? Не слишком ли суровое повеление дал Бог Своему народу относительно этих народов?

«и истребишь все народы, которые Господь, Бог твой, даёт тебе: да не пощадит их глаз твой…» (Втор.7:16).

Эта сложившаяся ситуация действительно является очень необычной и сложной, и при поверхностном прочтении и поспешных выводах может сложиться ложное понимание характера Бога и методов Его правления.

Неужели земля, обещанная Израильскому народу, была дороже жизней хоть и язычников, но всё же людей, имевших дыхание жизни данное Творцом.

«Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в своё время.

Даёшь им – принимают, отверзаешь руку Твою – насыщаются благом;

скроешь лице Твоё – мятутся, отнимешь дух их – умирают и в персть свою возвращаются;

пошлешь дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лице земли» (Пс.103:27-30).

Сегодня мы можем сослаться на то, что современное общество во многом моралью и образом жизни не отличается от жизни народов древности. Более того, современное общество преуспело во зле и безнравственности. И апостол Павел предупредил:

«Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся» (2Тим.3:1-5).

«Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (2Тим.3:13).

И при всём этом положении вещей сегодня Бог не истребляет целые народы с их городами.

И нам приятнее читать и слышать слова о том, что Бог многомилостив, не спешит с наказанием и даёт грешнику возможность покаяться, потому что Он долготерпит.

Было ли проявлено терпение к этим народам? Почему бы Моисею не молиться за эти народы так, как молился Авраам за Содом и Гоморру? (Быт.18:23-33).

Неужели Бог изменился со времён праотца Авраама? Разве не в Его интересах спасти всё человечество?

«Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? Будет говорить и не исполнит?» (Чис.23:19).

К тому же, если обратить внимание на то, как Бог оценивает поведение Израильского народа, то оно не сильно будет отличаться от распущенной современности, но при этом Бог не отрёкся от Своего народа. Напрашивается вопрос, – что же вызвало такое негодование Бога к изгоняемым народам Хеттеев, Гергесеев, Аморреев, Хананеев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев?

«Посему знай, что не за праведность твою Господь, Бог твой, даёт тебе овладеть сею доброю землею, ибо ты народ жестоковыйный. Помни, не забудь, сколько ты раздражал Господа, Бога твоего, в пустыне: с самого того дня, как вышел ты из земли Египетской, и до самого прихода вашего на место сие вы противились Господу» (Втор.9:6,7).

Вот как описывает эту ситуацию комментатор Раби Шимшон бар Рефаэль Гирш:

«Прежде всего, низвержение других народов (стихи 1-6) призвано впечатлить (сынов Израиля), чтобы преподать им двойной урок. Во-первых, несмотря на их внушающую ужас мощь, народы исчезнут в результате своего нравственного разложения как только «исполнится мера их беззакония» (Берешит 15:16). Не храбрость и превосходство завоевателей (которые на деле слабее и малочисленнее покорённых) послужат «пожирающим огнём», расплавящим всякую греховность, а Бог, Который повелел, чтобы Его нравственный Закон правил над будущим Его человечества. Завоеватели – лишь орудие Бога; они могут завоевать лишь то, что Бог уже предназначил к разрушению. Во-вторых: как храбрость Израиля не играла значительной роли в падении этих народов, так и нравственные достоинства, уже проявленные Израилем, не являются фактором в Божественном повелении, что Израиль наследует имущество обречённых на уничтожение народов. Отсюда, у Израиля нет причины предаваться самодовольству и воображать, что его прошлой преданности долгу достаточно для того, чтобы он владел землёй вместо её прежних жителей, и что поэтому прошлых заслуг Израиля будет достаточно, чтобы удерживать землю. Даже если Израиль не так плох, как все другие народы, он все же далеко не так хорош, чтобы удовлетворить требованиям, связанным с владением землей. Израиль приведут на землю не за его собственные заслуги, но исключительно за заслуги его праотцев и из-за обещания, которое Бог дал последним и которому предстоит быть исполненным для их потомков. Эти заслуги прародителей и данное им обещание достаточны для того, чтобы дать Израилю землю других народов. Но сохранить землю Израиль сможет лишь в силу своих собственных заслуг, заслуг, которых у него пока нет, ибо он всё ещё «жестоковыйный народ».

…Следовательно, Закон должен различать за обликом сегодняшнего Израиля контуры Израиля будущего… Ни одно общество, ни один человек, независимо от того, сколь важной является их миссия по выполнению Божественных целей, не могут быть столь самонадеянны, чтобы вообразить, что они не- заменимы для дела Бога на земле и поэтому могут грешить (безнаказанно)…» (Книга Второзаконие. Недельный раздел Экев. Отрывок «Взаимоотношения Бога и Израиля» 7:12-9:7).

То чем же Израиль лучше остальных народов? Неужели всё их преимущество только в обещании данном Богом их праотцам Аврааму, Исааку и Иакову?

Бог обещал эту землю Своему народу: «вот, Я даю вам землю сию, пойдите, возьмите в наследие землю, которую Господь с клятвою обещал дать отцам вашим, Аврааму, Исааку и Иакову, им и потомству их».(Втор.1:8) И земля эта хороша: «И взяли в руки свои плодов земли и доставили нам, и принесли нам известие и сказали: хороша земля, которую Господь, Бог наш, дает нам» (Втор.1:25) «…доброй земли, которую Я клялся дать отцам вашим» (Втор.1:35).

Но народы населявшие эту добрую землю не были хороши: «…за нечестие народов сих Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего…» (Втор.9:5).

«Не следует думать, что существуют две отдельные причины, по которым Всевышний передает Святую землю сынам Израиля, а именно: праведность одних и злодейское поведение других. Действительно, злодейство жителей Страны Кнаан стало причиной утраты ими прав на неё. Однако приобретение сынами Израиля этих территорий объясняется не их праведностью, а лишь обещанием Всевышнего, данным праотцам (Раши, Рашбам). Недавние археологические раскопки подтвердили сведения Торы о том, что народы, населявшие Кнаан, отличались предельно жестокими и развращёнными нравами (см. комм. к Дварим, 12:31) (комментарий Сончино).

Важно обратить внимание на то, что Израиль не истреблял все народы, которые попадались ему на пути, ради того, чтобы очистить себе территорию:

«полно вам ходить вокруг этой горы, обратитесь к северу; и народу дай повеление и скажи: вы будете проходить пределы братьев ваших, сынов Исавовых, живущих на Сеире, и они убоятся вас; но остерегайтесь начинать с ними войну, ибо Я не дам вам земли их ни на стопу ноги, потому что гору Сеир Я дал во владение Исаву» (Втор.2:3-5);

«И сказал мне Господь: не вступай во вражду с Моавом и не начинай с ними войны; ибо Я не дам тебе ничего от земли его во владение, потому что Ар отдал Я во владение сынам Лотовым» (Втор.2:9);

« тогда сказал мне Господь, говоря: ты проходишь ныне мимо пределов Моава, мимо Ара, и приблизился к Аммонитянам; не вступай с ними во вражду, и не начинай с ними войны, ибо Я не дам тебе ничего от земли сынов Аммоновых во владение, потому что Я отдал её во владение сынам Лотовым» (Втор.2:17-19).

Мы видим, что Израиль не самовольно избирал себе народы для истребления, но только те на которые указывал Господь.

Чем же Хеттеи, Гергесеи, Аморреи, Хананеи, Ферезеи, Евеи и Иевусеи могли вызвать такое негодования Бога Израилевого, что Тот повелел: «да не пощадит их глаз твой» (Втор.7:16)?

Вести об Израильском народе и их необычайном Боге достигали все народы на территории обетованной земли. Все народы, слыша о славных событиях Израиля, заранее имели возможность переосмыслить своё отношение к Израилю и их Богу, до того как Израиль достигал границ их городов.

«С сего дня Я начну распространять страх и ужас пред тобою на народы под всем небом те, которые услышат о тебе, вострепещут и ужаснутся тебя» (Втор.2:25).

«Прежде нежели они легли спать, она взошла к ним на кровлю и сказала им: я знаю, что Господь отдал землю сию вам, ибо вы навели на нас ужас, и все жители земли сей пришли от вас в робость; ибо мы слышали, как Господь иссушил пред вами воду Чермного моря, когда вы шли из Египта, и как поступили вы с двумя царями Аморрейскими за Иорданом, с Сигоном и Огом, которых вы истребили; когда мы услышали об этом, ослабело сердце наше, и ни в ком [из нас] не стало духа против вас; ибо Господь Бог ваш есть Бог на небе вверху и на земле внизу» (Иис.Нав.2:8-11).

Но, к сожалению, вместо того, чтобы покориться единому Богу Израилеву и с миром принять Божий народ, многие народы выступали войной против Израиля и его Бога.

Не смотря на то, что Бог дал повеление Моисею вести войну с Сигоном, царём Есевонским, Моисей прежде пытается решить всё мирным путём. На что Сигон отвечает войною.

«Встаньте, отправьтесь и перейдите поток Арнон; вот, Я предаю в руку твою Сигона, царя Есевонского, Аморреянина, и землю его; начинай овладевать ею, и веди с ним войну… И послал я послов из пустыни Кедемоф к Сигону, царю Есевонскому, с словами мирными…» (Втор.2:24-26).

«И Сигон со всем народом своим выступил против нас на сражение к Яаце» (Втор.2:32).

Комментарий Сончино даёт следующее толкование этой ситуации: «В Иерусалимском Талмуде говорится: Йеhошуа направил в Эрец-Исраэль три письма, прежде чем сыны Израиля вошли в нее. Эти письма содержали следующие предупреждения: «Тот, кто хочет оставить страну, может это сделать. Тот, кто хочет заключить мир, будет встречен с миром. Тот, кто присоединится к сражающимся против еврейского народа, будет истреблён». Гиргашеи оставили Страну Кнаан и переселились в Северную Африку. Жители города Гивон предпочли заключить мир, а правители тридцати одного племени, жившего в Стране Кнаан, вступили в войну и были уничтожены. Книга Йеhошуа, 11:19 дает понять, что мирные предложения всегда предшествовали началу военных действий. Поведение жителей Гивона, объявивших себя пришельцами из далеких земель, объясняется их неверием в то, что народ, пришедший завоевать территории для своего проживания, может пощадить аборигенов».

Эти народы не только вели войны с Израилем, но и привносили свою культуру поклонения вымышленным богам, что естественно разрушало мораль и законы живого Бога в среде Израильского народа:

«Ибо они отвратят сынов твоих от Меня, чтобы служить иным богам, и [тогда] воспламенится на вас гнев Господа, и Он скоро истребит тебя» (Втор.7:4).

Не желанием Бога, сотворившим всё живое и заинтересованного в спасении человечества, обусловлена гибель этих народов, но их сознательным противлением и ненавистью к Богу Израилеву и Его народу.

Гибель этих народов была их личным и осознанным выбором. Действие гнева Божьего было реакцией на умножающееся зло в среде этих народов, и его влияние на окружающие народы, и конечно же защитой Своего народа:

«А в городах сих народов, которых Господь Бог твой дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души, но предай их заклятию: Хеттеев и Аморреев, и Хананеев, и Ферезеев, и Евеев, и Иевусеев, как повелел тебе Господь Бог твой, дабы они не научили вас делать такие же мерзости, какие они делали для богов своих, и дабы вы не грешили пред Господом Богом вашим» (Втор.20:16-18).

«…И воздает ненавидящим Его в лице их, погубляя их; Он не замедлит, ненавидящему Его самому лично воздаст» (Втор.7:10).

« Но поступите с ними так: жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, и рощи их вырубите, и истуканов их сожгите огнём.» (Втор.7:5).

«И истребишь все народы, которые Господь, Бог твой, даёт тебе: да не пощадит их глаз твой; и не служи богам их, ибо это сеть для тебя» (Втор.7:16).

«Всесильный не проявляет Себя в данном случае как Бог исключительно одного народа, пренебрегающий всеми остальными народами и равнодушный к их страданиям. В повелении Всевышнего истребить ханаанские племена нельзя видеть необоснованное и нарушающее глобальный принцип справедливости право преимущества, данное тем, кто верит в Него и исполняет Его повеления, в отличие от тех, кто не признал могущества Творца мира. В очередной раз Творец проявляет Себя как сила, истребляющая разврат и жестокость. И сила эта действует во благо лучшей части человечества. Уничтожение ханаанских народов подобно погребению тлетворных трупов, угрожающих стать причиной эпидемии для населения города. Всевышний, прибегая к суровым средствам, стремится лишь к одной цели: создать человеческое общество, обладающее положительными качествами. Не следует забывать, что сыны Израиля были предупреждены, что с ними может произойти (не дай Бог) то же самое, что и с истреблёнными ими племенами, если они по тем или иным причинам опустятся до их аморального уровня» (Ком. Сончино на Втор.20:10-18(Брус)).

Эти войны не были по причине политики, экономики или других каких либо корыстных факторов, –это была война Господня:

«Не бойтесь их, ибо Господь, Бог ваш, Сам сражается за вас.» (Втор.3:22).

«Мотивы завоевания Святой земли были совершенно иными, нежели причины, по которым те или иные народы снимались с места и вторгались в чужие пределы, сметая всё на своём пути и оставляя за собой выжженные земли. Не стремление к лучшей жизни, богатым пастбищам, плодородным землям и сокровищницам царей влекло сынов Израиля вперед. Повеление Всевышнего было движущей силой их продвижения от города к городу. О злодействе ханаанских племен свидетельствуют следующие строки из книги Ваикра (18:26-27): «Вы же соблюдайте установления Мои и законы Мои, и не делайте ничего из этих мерзостей, ни житель страны, ни пришелец, живущий среди вас. Ибо все эти мерзости делали люди этой страны, бывшие до вас, и осквернилась страна»» (комментарий Сончино).

В этих войнах Израиль должен был многому научиться, многое узнать о Боге, о Его святости, о последствиях поклонения ложным богам…

«Тебе дано видеть [это], чтобы ты знал, что [только] Господь есть Бог, [и] нет ещё кроме Его» (Втор.4:35).

«После того, как увидишь, что Я истребил их пред тобою, тебе следует задуматься над тем, почему они были уничтожены! – Из-за порочных поступков, какие они совершали. И ты не поступай так, чтобы не пришли другие и не уничтожили тебя [Сифре]» (комментарий Раши).

Влияние этих языческих народов было крайне губительным не только для Израиля, но и для всего человечества. «…Не делай так Господу, Богу твоему, ибо всё, чего гнушается Господь, что ненавидит Он, они делают богам своим: они и сыновей своих и дочерей своих сожигают на огне богам своим» (Втор.12:31).

Комментарий Сончино так описывает состояние этих народов: «Аморальность и бесчеловечность племен, заселявших Кнаан, привели к тому, что Всевышний решил уничтожить эти племена. Человеческие жертвоприношения были широко распространены в древнем мире и представляли собой неотъемлемую часть почти всех культов, независимо от того, отправлялись ли они высокоразвитыми народами или примитивными племенами. В жертву приносились и дети, и престарелые родители. Раби Акива (II век н. э.) описывает одно из подобных отвратительных культовых действий, свидетелем которого он стал.

Человеческие жертвоприношения совершали предки греков, римлян, славян, скандинавов, кельтов и др. Германские племена продолжали приносить человеческие жертвы даже в поздний период господства Римской империи. На Востоке человеческие жертвоприношения также были обычным явлением. Отличительной чертой восточных культов было то, что принесение в жертву человека было всегда сопряжено с надвигающимся бедствием – стихийным или угрозой истребления населения армией неприятеля. В начале и середине XX века были произведены основательные раскопки в районе древних городов Гезера, Таанаха и Мегидо. В каждом крупном населенном пункте археологи обнаружили возле центрального языческого жертвенника захоронения людей, принесённых в жертву. Многие признаки останков свидетельствовали о том, что все похороненные умерли насильственной смертью. Часть из них была обожжена огнём, пылавшем на жертвеннике. Среди погребённых большой процент составляли малолетние дети». ( Книга ВТОРОЗАКОНИЕ. Недельный раздел Ръэ. Отрывок: «Законы Храма и служения » 11:26 -12:31. Сончино)

 Комментарий Раши приводит свидетельство раби Акива: «Я видел, как язычник связал своего отца (и бросил его) перед своим псом (т. е. идолом в виде пса), и тот сожрал его (т. е. жертва была сожжена перед ним) «.

В этих не лёгких жизненных уроках, среди морального разложения народов и наполнившим землю идолопоклонством Израиль должен был научиться доверять Богу, и делать жизненно важные выводы, кому поклоняться и кому служить, за кем последовать и в чьи руки вверить свою жизнь.

«Итак, Израиль, слушай постановления и законы, которые я научаю вас исполнять, дабы вы были живы, и пошли и наследовали ту землю, которую Господь, Бог отцов ваших, даёт вам. Не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам заповедую. Глаза ваши видели [всё], что сделал Господь с Ваал-Фегором: всякого человека, последовавшего Ваал-Фегору, истребил Господь, Бог твой, из среды тебя; а вы, прилепившиеся к Господу, Богу вашему, живы все доныне.» (Втор.4:1-4).

Владислав Матюхин