Библейские тексты для исследования: Исх.3:1-15; 12:1-36; 20:4,5; 32:1-6: 33:12-23
Памятный текст: Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. (Исх.20:2,3)
1. Все другие боги, кроме Господа, обрекают нас на рабство. Интересно то, что у Господа есть рабы, но нет рабства, есть поклонение из любви, а не по принуждению.
Заповедь обращается лично к каждому, а не к группе. Из рабства греха выход возможен только в личном следовании за Господом.
Исх.20:4-6 наводит на серьезные размышления о множестве изображений Христа в христианском мире.
Причем удивляет увлечение этим протестантов, у которых Христос на изображениях зачастую совсем разный.
Художник Иванов писал картину «Явление Христа народу» 30 лет, т.к. понимал, за какое серьезное дело он взялся – нарисовать Христа.
Один из вариантов перевода: Не делай себе изваяний божества — никаких изображений того‚ что вверху на небе‚ того‚ что внизу на земле‚ или того‚ что в воде, ниже земли.
Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я‚ Господь, твой Бог‚ — ревнивый Бог. За грехи отцов, отвергнувших Меня, Я караю их детей, внуков и правнуков. А потомкам тех‚ кто Меня любит и исполняет Мои повеления, Я и в тысячном поколении воздаю добром. (Исх.20:4-6) (перевод российского библейского общества)
2. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. (Исх.3:2)
Наверное, поэтому у язычников так распространено огнепоклонство, как эхо веры в Бога, приходящего в огне.
Вижу здесь, что Господь показывает, что Его огонь имеет свойство не сжигать, т.к. Он долготерпеливый и многомилостивый.
Исх.3:1-15
Бог не торопится освобождать народ, во всяком случае, вопль евреев уже звучит какое-то время.
Вижу для этого несколько причин:
2.1. Господь растянул наказание Египта на 10 казней, чтобы еще и многие египтяне одумались и покаялись.
И множество разноплеменных людей вышли с ними… (Исх.12:38)
2.2. Вера и решимость народа крепнет в испытаниях.
2.3. Народу нужен был вождь, который должен был созреть до того, чтобы сказать: Прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал. (Исх.32:32)
2.4. В язвах видимо была показана разница между народом Божьим и египтянами.
3. И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? (Исх.3:13)
Опять же возникает вопрос, почему бы раньше не вывести народ? Когда еще не забыли Бога и Его имя? Наверное, тогда бы легче было их вести.
Ответ вижу в том, что исход является прямым прообразом последних событий из книги Откровение.
В Откровении тоже есть язвы, есть притеснение народа Божьего, есть указ о смерти, есть седьмая язва, в которой происходит битва царей земли с Иисусом.
Бог допустил такой исход, чтобы Его дети всех времен, особенно последнего времени, увидели Его силу и решимость, когда Он освобождает народ.
3.1. Пасха символизирует то, что только вера в заместительную кровь Христа является единственным условием спасения.
Поклонение без веры во Христа – обычный поклон, но не свобода от греха.
3.2. В последнее время не будет не поклоняющихся: одни поклонятся Христу, другие зверю.
4. Исх. 32:1-6
Яркая иллюстрация ко второй заповеди, которой мы коснулись выше, если Бога нет в сердце, появляется желание его изобразить.
Дьявол привлек первосвященника Аарона, привлек золото народа, поставил тельца. Это животное часто приносилось в жертву, т.е. символизировало Христа.
И приведи тельца пред скинию собрания, и возложат Аарон и сыны его руки свои на голову тельца, и заколи тельца пред лицем Господним при входе в скинию собрания; возьми крови тельца и возложи перстом твоим на роги жертвенника, а всю кровь вылей у основания жертвенника; возьми весь тук, покрывающий внутренности, и сальник с печени, и обе почки и тук, который на них, и воскури на жертвеннике; а мясо тельца и кожу его и нечистоты его сожги на огне вне стана: это — [жертва] за грех.(Исх.29:10-14)
Но, телец, символизировавший Христа, не золотой, он окровавленный.
На другой день они встали рано и принесли всесожжения и привели жертвы мирные: и сел народ есть и пить, а после встал играть. (Исх.32:6)
Слово играть – смеяться, шутить, забавляться, ласкаться; насмехаться, ругаться.
Можно быть очень ревностным в ложном поклонении, но, в результате всегда — опьянение религиозным блудом.
Поразительно то, что эти люди 40 дней тому назад видели Божье присутствие и славу.
Что значит не иметь постоянных тесных, личных отношений с Господом. Все быстро забывается. Так и в нашей жизни, какое — бы чудесное поклонение мы не пережили, если мы не переживаем этого каждый день, все притупляется.
5. Моисей сказал Господу: вот, Ты говоришь мне: веди народ сей, а не открыл мне, кого пошлешь со мною, хотя Ты сказал: «Я знаю тебя по имени, и ты приобрел благоволение в очах Моих»; (Исх.33:12)
Похоже, Моисей после всего происшедшего не очень надеется на то, что Бог лично пойдет с народом.
И сказал Господь Моисею: и то, о чем ты говорил, Я сделаю, потому что ты приобрел благоволение в очах Моих, и Я знаю тебя по имени. (Исх.33:17)
Как мнгого значит настоящая вера хотя бы одного человека. Моисей является прообразом Христа, благоволение к Моисею – благоволение к народу, благоволение ко Христу – благоволение к нам.
Мы отчасти знаем, отчасти пророчествуем. Даже Моисей видел славу Господа сзади.
Но, настанет время встречи, когда увидим Его как Он есть.
Пастор Сергей Молчанов
Иллюстрация: http://jesuslove.ru/lessons/7022-svyataya-zemlya-tema-nedeli-poklonenie-i-isxod-ponyat-kto-est-bog.html