Субботняя школа. Милоть Илии

Библейские тексты для исследования: 3Цар.19:1-19; 2Цар.10:3,4; Иез.16:15,16; 3Цар.21:21-29; 4Цар.2:1-18.

Памятный текст: Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием (Мал.4:5,6).

1. Милоть — широкая верхняя одежда, мантия, плащ.

А сам отошел в пустыню на день пути и, придя, сел под можжевеловым кустом, и просил смерти себе и сказал: довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих (3Цар.19:4).

Нелегко даются победы даже таким героям веры. Вижу в жизни немалого числа библейских героев, в частности Иосафата, Иосии, Асы, Езекии то, что после духовных побед наступает время испытаний.

Так же и в жизни Иисуса, победы давались нелегко.

Часто Его непрерывный труд и конфликт с враждебно настроенными против Него приверженцами ложного учения раввинов так изматывали Его, что мать, братья и даже Его ученики опасались, как бы это не стоило Ему жизни. Но когда Он возвращался после нескольких часов молитвы, которая завершала утомительный день, они замечали, что умиротворение освещает Его лицо и, казалось, что свежесть, бодрость, сила переполняют все Его естество. После часов, проведенных в общении с Богом, Он шел, чтобы нести людям небесный свет. И так — каждое утро. (Е. Уайт, Служение исцеления, с. 54)

Так же и Илия убегает не к людям, а к Господу.

Неужели нельзя с Господом встретиться ближе?

Илия желает завязать диалог раньше: А сам отошел в пустыню на день пути и, придя, сел под можжевеловым кустом, и просил смерти себе и сказал: довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих (3Цар.19:4).

Бог не вступает в дискуссию, подкрепляя жизнь Илии через ангела, показывая, что Илия Ему нужен живой.

И взглянул Илия, и вот, у изголовья его печеная лепешка и кувшин воды. Он поел и напился и опять заснул (3Цар.19:6).

Самый лучший рацион на время стресса и глубоких переживаний – немного простейшей еды и сон.

Бог не спешит встретиться с Илиею лично, давая Илие 40 дней путешествия.

Илия должен был восстановиться от страха за эти 40 дней.

Христос, будучи Сам искушен во всем, знает, как искушаемым помочь, Он понимает нас.

2. И вошел он там в пещеру и ночевал в ней. И вот, было к нему слово Господне, и сказал ему [Господь]: что ты здесь, Илия? (3Цар.19:9).

Очень похожий вопрос был задан когда-то Адаму: И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты? (Быт.3:9).

Первое, что делает Господь – желает привести нас к осознанию своего истинного положения.

Если бы Госпродь не допускал наши слабости, как бы мы искали Его силы.

Но [Господь] сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова (2Кор.12:9).

Господь допускает наши падения, чтобы мы понимали, насколько слабы без Него, Его силы.

2.1. После землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра. Услышав [сие], Илия закрыл лице свое милотью своею, и вышел, и стал у входа в пещеру. И был к нему голос и сказал ему: что ты здесь, Илия? (3Цар.19:12,13).

Илия ощутил невидимое присутствие Господа так, что закрыл лицо милотью.

Милоть – символ признания собственной слабости и беспомощности, Илия не расказывает Господу о своих великих победах, он говорит о своей слабости.

Именно такому человеку Бог предлагает продолжить служение, т.к. в слабости – сила.

Также и Петра Христос благословляет пасти Его овец тогда, когда Петр прошел ночь отречения и понял свою хрупкость без Христа.

Первое значение милоти Илии – символ смирения пред Господом.

3. И пошел он оттуда, и нашел Елисея, сына Сафатова, когда он орал; двенадцать пар [волов] было у него, и сам он был при двенадцатой. Илия, проходя мимо него, бросил на него милоть свою (3Цар.19:19).

Второе значение милоти Илии – символ передачи власти и призвания.

Когда Елисей понял, что его призывает Бог вместо Илии, он пожелал двойной силы Илии.

Прекрасный пример ревности о силе собственного служения.

4.  Выслушав все слова сии, Ахав разодрал одежды свои, и возложил на тело свое вретище, и постился, и спал во вретище, и ходил печально (3Цар.21:27).

Казалось бы, Илия пришел к Ахаву не в самый подходящий момент, но Ахав покаялся. Там где действует Бог, нет непреодолимых преград.

Когда мы с «разорванным» печалью о грехе сердцем, мы на вершине Духа.

Когда Ахав в следующей главе, «склеив» свою царскую одежду, опять решил, что пророк Божий ему не указ, конец оказался печальным.

5. И вышли сыны пророков, которые в Вефиле, к Елисею и сказали ему: знаешь ли, что сегодня Господь вознесет господина твоего над главою твоею? Он сказал: я также знаю, молчите (4Цар.2:3).

Два типа людей: одни знают о предстоящих событиях, но стоят в стороне, другой ищет силы, т.к. понимает, что остаться приемником Илии без силы Илии – обречь себя на поражение.

В этой истории мы видим, чтобы получить силу Духа, необходимо быть неотступным, даже, когда Бог как бы показывает через Илию, чтобы Елисей отступил. Похоже на историю о борьбе Иакова с Богом.

Необходимо неотступно быть с носителем Духа, чтобы не прозевать момент помазания.

По возможности, необходимо быть везде, где проповедуют Слово, молятся о Духе и т.д.

Первоапостольская церковь именно так получала крещение Духом.

Сыновья пророков, которые были на расстоянии от событий, так ничего и не поняли и еще несколько дней искали Илию. Тот, кто был в центре событий, знал все.

Так и мы, не получив Духа, можем еще много дел делать, что-то или кого-то искать, но все это будет напрасно.

5.1. И поднял милоть Илии, упавшую с него, и пошел назад, и стал на берегу Иордана; и взял милоть Илии, упавшую с него, и ударил ею по воде, и сказал: где Господь, Бог Илии, — Он Самый? И ударил по воде, и она расступилась туда и сюда, и перешел Елисей. И увидели его сыны пророков, которые в Иерихоне, издали, и сказали: опочил дух Илии на Елисее. И пошли навстречу ему, и поклонились ему до земли (4Цар.2:13-15).

Третье значение милоти Илии – обретение силы Духа.

5.2. Необходимо пробовать свое помазание. Дерзать в нем.

И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша [утверждалась] не на мудрости человеческой, но на силе Божией (1Кор.2:4,5).

Сила свидетельства, а не мудрость человеческая приводит людей к Голгофе.

Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы (Мар.16:16-18).

Имеем ли мы дерзновение в вере испытать это обетование в жизни, в нашем служении?

Эти слова Иисус заповедал всем кто идет нести весть Евангелия.

6. Вывод: сила Духа обретается в падениях, через которые мы осознаем свою немощь и начинаем потнастоящему искать Бога, в неотступности и ревности, в дерзновении веры.

7. Главная идея:

Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием (Мал.4:5,6).

Без силы Илии невозможно нести весть приготовления ко дню Господню. Без силы Илии невозможно обращение. Проблема отцов и детей будет одной из основных проблем последнего времени.

Пропасть между поколениями растет. Только сила Илии поможет.

Если посмотреть на деятельность Илии, Елисея, Иоанна Крестителя, то, начинаешь понимать, насколько я далек от помазания такой силой.

Господи, надели меня силой Илии, чтобы, придя, Ты не поразил мир проклятием.

Пастор Сергей Молчанов

Иллюстрация: http://www.cirota.ru/forum/images/109/109369.jpeg