Субботняя школа. Разноцветная одежда

Библейские тексты для исследования: Быт.29:21-30:24; 34; 37; 42:13;  1Кор.9:24-26.

Памятный текст:  Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его, — и сделал ему разноцветную одежду (Быт.37:3).

1. Первое, что приходит на ум в связи с исследованием этой темы: Иосифу принесла много тяжелых минут и переживаний «рисовка» в разноцветной одежде.

То же можно сказать и о нас, если мы пред всеми «красуемся» своей праведностью.

2. Вопрос: Устаняет ли Бог последствия наших неверных поступков?

Исследуя историю разноцветной одежды, воочию видишь, что нет.

Слушая некоторых верующих, пришел к выводу, что для них крещение — это своего рода волшебство. В том смысле, что после крещения они уже абсолютно чисты и все старое похоронено.

Поэтому, когда в их новой жизни начинаются проблемы, они даже не задумываются о том, что корни многих «новых» проблем лежат в их прошлой жизни.

Иаков – патриарх, человек Божий. Сам Бог называет Себя Богом Иакова.

Тем не менее, многоженство, рождение детей от  нескольких женщин, дух соперничества между женами, выделение одного сына среди других привело к многолетним печальным последствиям в жизни Иакова и его семьи.

«Эта истина ужасна в своей правдивости и производит глубокое впечатление. Каждый поступок влияет на того, кто совершил его. Человеку трудно признать то, что проклятие жизни — это плоды его посева. Однако и в этом случае для каждого оставлена надежда… Бог не отменяет Свои законы и не поступает вопреки им. Он не уничтожает сделанное грехом, но Он преобразует. Благодаря Его любви и милости проклятие оборачивается благословением» (Е. Уайт, Воспитание, стр. 146, 148).

Бог прощает раскаянный грех, но оставляет последствия.

Поэтому идея о том, что «согрешу – покаюсь», опасна.

«Грех Иакова и разные события, к которым он привел, не остались без печальных последствий, принесших горькие плоды в его сыновьях. Достигнув зрелого возраста, они обнаружили серьезные пороки. Последствия многоженства отражались на семейном укладе жизни. Это ужасное зло иссушило истинный источник любви и ослабило самые священные узы. Ревность нескольких матерей отравляла семейный мир; дети росли вздорными и своевольными, и жизнь главы семьи была омрачена тревогой и скорбью» (Е.Уайт, Патриархи и пророки, с.208).

3. Вопрос. Какие уроки можно извлечь из Быт.24?

3.1. Авраам сказал ему: берегись, не возвращай сына моего туда; Господь, Бог неба, Который взял меня из дома отца моего и из земли рождения моего, Который говорил мне и Который клялся мне, говоря: «потомству твоему дам сию землю», — Он пошлет Ангела Своего пред тобою, и ты возьмешь жену сыну моему оттуда (Быт.24:6,7).

Бог ведет тех, кто ему доверяют. Они ясно видят руку Господа, которая остается невидимой для неверующих.

3.2. Если же не захочет женщина идти с тобою, ты будешь свободен от сей клятвы моей; только сына моего не возвращай туда (Быт.24:8).

Авраам осознает, что Бог Сам Себя ограничил нашей свободой. Он не может действовать насильно.

В этих словах показано глубокое уважение праведника к человеческой свободе, уважение им женщины, что было несвойственно тому времени.

3.3. И сказал: Господи, Боже господина моего Авраама! пошли [ее] сегодня навстречу мне и сотвори милость с господином моим Авраамом (Быт.24:12).

Потрясающий текст, показывающий, что жизнь праведника способна научить вере и его близких.

Насколько слуга любит господина, что молится о проблеме Авраама, как о своей.

3.4. И девица, которой я скажу: «наклони кувшин твой, я напьюсь», и которая скажет: «пей, я и верблюдам твоим дам пить», — вот та, которую Ты назначил рабу Твоему Исааку; и по сему узнаю я, что Ты творишь милость с господином моим (Быт.24:14).

Вот один из методов познания Божьей воли — при условии, что мысли наши лишены корысти, и мы желаем господину нашему не белоручку, а труженицу.

Где-то читал, что один верблюд способен за раз выпить до 130 литров воды.

Условия молитвы слуги, исходя из этого, были весьма жесткими.

3.5. Человек тот смотрел на нее с изумлением в молчании, желая уразуметь, благословил ли Господь путь его, или нет (Быт.24:21).

Наша вера несовершенна. Даже тогда, когда Господь «дословно» отвечает на нашу молитву, мы можем дивиться, размышляя, от Господа это или нет.

3.6. Он сказал им: не удерживайте меня, ибо Господь благоустроил путь мой; отпустите меня, и я пойду к господину моему (Быт.24:56).

Удивительно желание поскорее обрадовать господина.

3.7. И благословили Ревекку и сказали ей: сестра наша! да родятся от тебя тысячи тысяч, и да владеет потомство твое жилищами врагов твоих! (Быт.24:60).

Удивительная способность людей того времени — пророчествовать, благословляя.

Думаю, и мы, если будем чаще благословлять других, будем больше пророчествовать. Потому что там, где благословение от чистого сердца, там и Бог.

3.8. Господь узрел, что Лия была нелюбима, и отверз утробу ее, а Рахиль была неплодна (Быт.29:31).

Господь «подправляет» Иакова. Бог на стороне слабых, нелюбимых, обижаемых.

Хотя, по сути, Он и Рахиль «не обидел», послав ей Иосифа, который стоит многих сыновей.

Вопрос. В чем же, на основании прочитанного, особенно Быт.29:21-31, источник наших неурядиц?

В нас самих. Иаков ушел из дома с обманом и пришел в обман.

Даже если культура и обычаи времени позволяют делать то, что Бог не благословил, хорошего не жди. Многоженство привело Иакова к серьезным жизненным проблемам.

4. Вопрос. В чем основная идея Быт.34?

Быт.34 является связкой между 32:28 и 35:4,5.

От победы в молитве до победы в жизни есть еще путь.

Из Быт. 34 видим, что семья Иакова не имела еще полной защиты от Господа, т.к. по Быт.35:4,5 в сердцах его жен еще царствовали идолы.

Похоже, Иаков мирился с этим, зная о проблеме.

Наверное, он не хотел обострять отношения.

Но, Господь побудил его через обстоятельства к кардинальным решениям.

И отправились они. И был ужас Божий на окрестных городах, и не преследовали сынов Иаковлевых (Быт.35:5).

Бог побуждает нас к решению проблем, часто это весьма горькая микстура. Когда мы откликаемся на Его требования, он благословляет по максимуму, насколько это возможно в тех обстоятельствах, в которые мы попали.

Судя по всему, Еммор и Сихем были очень уважаемыми людьми в своем народе, если все жители поддержали их в обрезании.

Но как мерзко поступили «дети Божьи», вырезав беззащитных.

Какие проблемы создают иногда Господу Его дети!

5. Вопрос. Какие уроки предлагает нам Господь в Быт. 37-44?

Дух соперничества матерей был впитан в утробе сыновьями.

Похоже, Иосифу нравилось быть в чем-то выше братьев. Отец необдуманно поощрял этот дух. Последствия были очень печальные.

Иосиф не был идеальным, хотя в моральном плане, конечно же, серьезно от братьев отличался.

Господь и его провел через потери, чтобы он приобрел характер Христа.

Потеря Иосифом разноцветной одежды для меня символизирует потерю собственной праведности и обретению праведности Христа.

Из истории Иосифа видно, что путь этот нелегкий.

5.1. Многие люди уверенны, что Бог им всю жизнь будет подсказывать, как им поступать, будет предупреждать их на каждом шагу обо всех проблемах. Но Иаков, будучи патриархом и пророком, избранником Божьим, не получил от Господа наставление о том, где его сын, что с ним. С этим грузом неопределенности Иаков прожил многие годы.

Бог не желает, чтобы мы жили «под диктовку». Последствия своих поступков необходимо пережить, испивая чашу. Научиться верить тому, что Бог рядом, даже когда это и не явно.

5.2. Из этой истории вижу, что Бог силен спасти наших детей, но иногда это достигается высокой ценой.

6. Выводы.

Опасно превозноситься над другими, особенно собственной праведностью. По сути, такой человек и понятия не имеет о праведности.

Опасно отступать от Слова, даже если в местной культуре наш поступок не осуждается.

Последствия некоторых поступков остаются надолго.

Бог иногда серьезными потрясениями побуждает нас к перемене одежды собственной праведности на праведность Христа.

От обмана можно придти только к обману, если нет искреннего раскаяния.

На наших ближних действуют не только наши слова, но, прежде всего, наша жизнь.

Только вера в обетования и водительство Господа помогут преодолеть все трудности на пути.

От молитвы до действия иногда лежит тернистый путь.

Пастор Сергей Молчанов

Иллюстрация: http://s001.radikal.ru/i193/1102/e4/835f9f81d05f.jpg