Должно ли богатство вести к Богу?

Дискуссия со статьей Андриса Пешелиса «Мираж благосостояния» (журнал «Обзор мировых вопросов» (Харьков), 2011, № 1, с. 8-11).

Без сомнения, это самая интересная и полемически острая публикация номера.

Чем больше мы будем тревожить золотого тельца современности — экономику — тем больший интерес мы привлечем к своей вести.

Почему благосостояние — это мираж? Ведь Андрис начинает свою статью с фактов: Эстония добилась экономического роста, не беря грабительских займов МВФ, не имея российской нефти и ракет и не превращая страну в диктатуру под пятой КГБ.

Экономика — такая же познаваемая наука, как математика или русский язык.

Другое дело, если мы начинаем рассматривать экономику через несвойственную, внешнюю для нее призму. Например, через этику или религию. Но тогда это не экономическая, а гуманитарная ее оценка: например, как рост доходов отражается на морали. Но разве это задача экономики — улучшать мораль? Отнюдь.

И Андрис ставит проблему: США — и религиозная страна, и богатая.

«ТАМ БЛАГОСОСТОЯНИЕ ЖИТЕЛЕЙ НАЛИЦО, НО ИМЕННО ЭТА СТРАНА БЫЛА ЦЕНТРОМ МИРОВОГО КРИЗИСА».

И что? Мы знаем массу стран, вызывавших спад экономики хотя бы соседних стран, которые не были ни богатыми, ни религиозными: развал СССР, например.

Логика автора не ясна. Есть много стран, где высокие доходы более-менее соответствуют высокому уровню религиозности (тот же исламский мир), но мировая тенденция налицо: богатство земное фокусирует на себе внимание человека, отвлекая от веры в Бога и церкви.

Сегодняшний мир никогда не знал такого благосостояния, доступного столь многим людям. Надо ли от этого отказаться? Во-первых, этого просто не произойдет. Во-вторых, сама по себе бедность не делает человека духовным. Это может сделать не физическая нищета, а Христос.

Андрис живет в Евросоюзе и фиксирует рост благосостояния своей страны. но почему бы ему не переехать в какой-то «более духовный» уголок мира — в Саудовскую Аравию, скажем? там молится, наверное, 99% жителей. Ан нет, что-то ни у него, ни у кого другого желания такого не заметно. Оно и понятно: как ни крути, а богатство не существует в вакууме. Западное богатство совмещается еще с массой вещей: свободой, в том числе религиозной, демократией, рыночной экономикой, социальными гарантиями, правами человека, индивидуализмом…

Миллиарды людей осознали: в другой части мира они реально найдут целый комплекс новых возможностей. И этот расчет работает. Большинство украинских адвентистов в Америке действительно зарабатывают на несколько порядков больше и наслаждаются невообразимыми возможностями самореализации, международных путешествий, контактов и т.д. Иммиграция стала знамением времени.

Что земного рая нет — это надо не Западу понять, а нам. Запад либо эффективно использует свое положение, либо не вылезает из депрессии. Оттого и ищет то в восточном мистицизме, то в исламе, то в фашизме. Это Запад прислал нам миссионеров, дает деньги на молитвенные дома и производит большинство религиозной информации в адвентизме.

Да, Запад — это колониализм, экономическая диктатура, жестокая конкуренция и прагматизм. Чтобы выжить в этом мире, надо не магарычи с буржуями пить, а пахать как папы Карлы. Защищать свои границы, в том числе информационные, принимать взвешенные решения, много учиться и пробовать новое.

Большинство из нас на это не настроены. С развала Союза все ищут работенку побогаче и полегче. Чтобы в полдесятого придти, а в пять быть дома. Это я в первую очередь о себе, лентяе, говорю.

Никто не хочет чем-то рисковать, себя в чём-то ограничивать. Ждем волшебника на голубом вертолете, как островные туземцы, исповедующие карго-культы. Результат налицо: крадем больше, чем производим. Краны текут, специалисты пьют или иммигрируют, налоги укрываются, заводы стоят, поля заброшены. Откуда взяться порядку и богатству?

Почему западное богатство — мираж? Это подмена понятий. Я не был в Америке, но понимаю, почему в этой стране 2,6 миллионов (!) миллионеров.

Другое дело, что земное богатство коварно. Так разве не дело церкви — предостерегать от этого?

И вот вопрос: а по адресу ли статья? Думаю, нет. Потому что проблема неправильного отношения к богатству — задача В ОСНОВНОМ богатых людей. Бессмысленно учить нищего правильно относиться к роскоши — ее у него нет. Этому надо учить богача. Этим вещам мы должны учить западных людей, прежде всего, западных христиан.

Ведь если окажется, что богатый человек непременно уходит от Бога, тогда мы должны вырвать из Библии обетования о финансовом процветании и истории богатых верующих людей. А их там очень много.

Запад не только грабит. Когда я в первый раз смотрел видео японского цунами, то сразу увидел спасательные группы кого? Конечно, американцев! Их не испугала радиация и прочие опасности. Они уже там. У них на всё есть силы.

В Америке состояние экологии, считай, идеальное по сравнению с СНГ. Во многих европейских странах дело то же самое. Кажется, в Финляндии воду можно пить из крана. В Гонконге за плевок на улице положен штраф в тысячу долларов.

Кто снял фильм о геноциде в Судане? Не украинцы, не цыгане и не белорусы, конечно.

В США 80% жителей считают развод ГРЕХОМ. 30% жителей каждую неделю посещают богослужения. Большинство американцев социально активны.

В исламском мире нет венерических болезней и алкоголизма.

Может, это проблема европейской Церкви, что она поддалась на уговоры социализма, фашизма и оставила Евангелие?

Научный прогресс, рациональность, демократия, права человека, трудовая этика — всё это христианские изобретения. Не случилось ли, что ученики христиан обошли своих учителей?

Покажите мне земной рай. В какой стране сейчас хорошо жить? По-своему плохо везде. Где гипотетический традиционный мир? Его нет, и никогда не было. Этот елейный образ больших семей, возделывающих сообща землю и собирающихся за одним столом, создан литературной и кинопропагандой, уловившей страх вчерашнего крестьянина перед индустриализацией.

Никакой нет проблемы родить десять детей, купить кусок земли в украинской деревне и на ней пахать. Да только что-то я не знаю ни одной адвентистской семьи, УСПЕШНО последовавшей этому примеру. Люди едут только в одном направлении: из села в город, затем в столицу, затем в западную Европу, затем в США. И только там останавливаются. А уж их дети едут куда угодно, но в 99% случаев держат капиталы в США, связывают бизнес с США и прикрываются американским гражданством, потому что оно дает больше защиты, чем личная охрана президента какой-нибудь бывшей (?) социалистической колонии.

Я знаю, что в американской глубинке есть большие семьи, трудящиеся на земле. Есть права человека и невообразимые возможности. Во всяком случае, их точно больше, чем в моей Украине. Признавать это непатриотично, но факты — вещь упертая.

Кстати, евреев из Египта вывел министр обороны высочайшей цивилизации того времени и он же написал Пятикнижие и книгу Иова. Остальные основные части Ветхого завета написали цари, священники и прочая элита. С Павлом вообще вопросов нет: классическое образование, диплом теологического факультета Гарварда, американское гражданство, свободное владение всеми европейскими языками, знание дипломатического этикета, связи в религиозных и политических верхах, опыт работы в высшем религиозном суде римской провинции. Неудивительно, что он без труда опередил галилейских рыбаков, у которых основными инструментами была искренность и чудотворение. Как видим, чудес бывает недостаточно.

«ПРИВОДИТ ЛИ ОБРАЗ ЖИЗНИ ЗАПАДА ЧЕЛОВЕКА БЛИЖЕ К БОГУ?»

Вопрос задан совершенно некорректно. Многие ли едут на Запад за верой? Нет. За верой идут в соседний храм. А на Запад едут за комфортом и деньгами. И очень часто это получают.

А где образ жизни сам по себе приводит к Богу? Я такого места не знаю. Этого нет ни в адвентизме, ни в монастыре. На эту удочку ловятся многие люди, когда вербуются на церковные должности или поступают в христианские санатории или вузы в надежде избежать жизненных тягот и искушений. Правильный образ жизни может способствовать вере. Но он не заменит мук выбора, борьбы и работы над собой. Грех родился в идеальной среде — среди ангельских славословий в присутствии Божьем.

Какой же прагматичный вывод предлагает уважаемый Андрис?

а) мыслить и действовать, как большевики перед 1917 годом: чем хуже, тем лучше? Тогда вариант один — пополнить ряды террористов. Но мне этот путь кажется элементарно бесперспективным: капитализм доказал свою гибкость. В его основе лежит библейское отношение к труду. Не нам разрушить эту машину.

б) учить о вреде богатства? Без личного примера здесь ничего не выйдет. Да и не приобретет эта идея популярности: вон хиппи из богатых семей в 1960-х ходили голыми, не имели денег, жили на улицах. Но их быстро «попустило». Так то были дети миллионеров. А если бомж заявит, что презирает богатство, его никто не услышит и ему никто не поверит. Ибо в таком деле должен быть выбор. Если сейчас человек хочет научиться бедной жизни, он едет в Индию. Такие паломничества стали среди израильской «золотой молодежи» просто болезнью: я прошлым летом об этом видел фильм израильского режиссера. Но у них есть выбор, как жить. А у крестьян на востоке и юге Украины выбор такой: либо грязь, бесправие, неквалифицированный труд, отсутствие социальной защиты и медицинского обслуживания, оставленность детьми в старости и дележка имущества у тебя, слегшего, на глазах, либо… И вот тут открываются кой-какие перспективы.

Я знаю о многих иммигрантах, которые, уехав, переосмысливают ценности прежнего образа жизни: семейственности, религии, национального сознания. Многие затем либо возвращаются в свою страну как миссионеры или благотворители, либо пытаются помогать своим соотечественникам. Это происходит потому, что они приобретают ценный опыт международного общения, связи, деньги, кругозор. Такие люди становятся в своей стране самыми успешными миссионерами. Примеры — Вадим Бутов, бывший переводчик Джона Картера, и Вячеслав Демьян, успешный стоматолог из Винницы, кажется. Демьян уехал в Австрию, закончил адвентистскую семинарию, преподавал музыку австрийским детям (!), переводил западным евангелистам в Украине, затем вернулся и возглавил украинское отделение телеканала Hope Channel. я общаюсь с ним не один год и уверен: подобной динамики адвентистский адвентизм в Украине не знал.

«В СТРАНАХ ТРЕТЬЕГО МИРА БЫСТРО РАСТУТ ЦЕРКВИ ИМЕННО ЗА СЧЕТ БЕДНЫХ».

Ну да. Церковь для них становится социальным лифтом. Они ее используют, чтобы оставить, разбогатев. И только затем начинают верить, потому что хотят верить, а не потому что хотят выйти замуж, найти работу или друзей, бросить пить или найти общий язык с детьми-подростками. Или не начинают верить, потому что верить не хотят.

«МЕСТНОЕ НАСЕЛЕНИЕ ПОЧТИ НЕ ПОСЕЩАЕТ ЦЕРКОВЬ, КОТОРАЯ, ПО ИХ МНЕНИЮ, НЕ ИМЕЕТ ВЕСТИ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО МИРА».

Первая часть фразы — факт. Эти люди поддались искушению самолюбования. Но в бедных странах тоже полно своих — других — проблем, а иммиграционные потоки никто не остановит.

С другой стороны, сорванные со своих корней люди ищут внеземной опоры. Никогда так много людей не слышало и не принимало христианскую весть, как сегодня.

На моих глазах мировой адвентизм удвоился. Разве не достижение? Не пытаемся ли мы «подменить истерией историю?»

«ЛЮДИ ЕДУТ ТУДА НА ЖИТЕЛЬСТВО В ОСНОВНОМ НЕ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ЗАНИМАТЬСЯ МИССИОНЕРСТВОМ».

А кто утверждал обратное? Вот только в страны третьего мира настырно лезут, чтобы в неимоверных условиях успешно заниматься именно миссионерством, всё те же представители богатых наций. И почти никогда не случается наоборот.

Благодарю Андриса за интересный текст. То, что я не смог не написать сразу же отзыв — знак того, что статья «цепляет». Рекомендую.

Максим Балаклицкий

Иллюстрация: http://photo.vita.ua/wp-content/uploads/2011/2006/12/1262892.jpg